Сделай Сам Свою Работу на 5

Выбор литературы в библиотеках





 

Вы можете использовать фонды библиотеки для выбора литературы – наш университетский, прежде всего, читального зала, расположенного на биологическом факультете, кабинета № 341 главного корпуса, а также пользоваться следующими библиотеками, расположенными в г. Уфе:

 

Название библиотеки:

Научная УНЦ РАН,

Национальная им. А. З.Валиди Республики Башкортостан,

филиал: юношеская библиотека,

Библиотека Академии гос. службы и управления при Президенте Республики Башкортостан,

Центральная городская,

Юношеское отделение Центральной городской библиотеки.

Конечно, наиболее богатые фонды литературы по общественным и гуманитарным наукам собраны в московских библиотеках – Российской государственной библиотеке (РГБ) и библиотеке ИНИОН.

Для того, чтобы эффективно раскрыть тему при написании курсовой работы важно пользоваться различными источниками. Прежде всего, Вы должны познакомиться и детально «проработать» объект вашего интереса – конкретное произведение и даже несколько книг исследуемого автора или авторов. И здесь вы заметите, что многое вам просто не понятно. Работы создавались совсем в другую эпоху и значения многих понятий имели, быть может, иной смысл, иную трактовку. Следовательно, наберитесь терпения. Прочитайте в самом начале лекцию, учебники, посвященные данному автору. Найдите монографии и научные статьи, комментирующие данное произведение. В предисловиях к книге обычно кто-то из ведущих специалистов характеризует творчество данного учёного.



Монографии – самый объемно-информационный жанр научной литературы. Ее автор(ы) обычно один исследователь или несколько авторов, придерживающихся общей точки зрения. Изложение в монографии посвящено одной проблеме, которая исследуется всесторонне. Для студента монография служит: во-первых, источником полной информации по проблеме ; во-вторых, в конце любой монографии обязательно приводится достаточно полная библиография по теме исследования, содержащая названия источников на русском и иностранном языках с полными выходными данными; в-третьих, монографическая работа может служить образцом того, как нужно проводить исследование.



Прочитав несколько монографий и, законспектировав их, вы можете уяснить для себя степень изученности данной темы, сгруппировать различные концепции-подходы, сформулировать проблему, на решение которой и будут направлены ваши усилия.

Учебники, учебные пособия по большому счету не являются научными источниками. Они обычно содержат нормативный (общеобразовательный) учебный материал, предусмотренный стандартной программой дисциплины. Однако, хотя это не совсем корректно, курсовая работа пишется в том числе с использованием учебного материала; при этом необходимо проанализировать эти работы, найти особенности подхода автора (или авторов) к трактовке творчества исследуемого классика и выразить собственную их оценку.

Учебники играют роль компаса в лабиринте различных мнений и точек зрения, помогают ориентироваться в сложном содержании объекта вашего исследования.

Научные статьи в журналах и сборниках, изданных по определенной теме, также помогут вам. Проработанные вами статьи необходимо использовать со ссылками на них, а также внести их в «Список использованной литературы». Хорошо, если ваша курсовая работа построена с использованием аргументированной полемики с авторами монографий и других научных публикаций.

Словари, энциклопедии, справочники– важнейшие аккумуляторы в условиях «информационного взрыва», они помогут быстро получить какие-либо сведения.

 

3.4.Методы работы с литературными источниками

С книгой можно работать по-разному. Сначала, необходимо ознакомительное чтение с выпиской всех исходных данных: фамилии автора, названия книги, места и года издания, количества страниц. Хорошо, если вы прочитаете предисловие, написанное специалистом. Затем постарайтесь не только читать, но и фиксировать основные идеи и вообще все наиболее ценное в содержании книги. В работе с текстом возможны различные формы, а именно: конспектирование, составление плана, выписки, составление тезисов.



Конспектирование. Конспект – это краткая письменная фиксация основного содержания источника. Чтобы составить конспект, необходимо пользоваться одним из существующих приемов конспектирования. Можно заранее составить план из интересующих вас вопросов и затем кратко излагать то, что сообщит по этому плану данный источник. Такой тип конспекта называется плановым. В него попадает не все содержание книги, а только то, что необходимо для написания вашей работы. Это поможет сэкономить время. Какие-то главы книги можно и не читать.

Текстуальный тип конспекта полностью состоит из цитат, т.е. Вы не пересказываете своими словами текст источника, а просто заносите в тетрадь интересующие мысли автора его же словами с тем, чтобы потом что-то цитировать в своей работе. Не забудьте только отмечать страницы источника.

Тематический конспект организуется так, чтобы одновременно проработать несколько источников по единой теме. Это особенно целесообразно при написании тем сравнительного плана.

Выписки - это наиболее упрощенная форма конспекта, когда из всего текста выбирается то, что относится к изучаемой теме или косвенно с ней связано, и записывается в форме отдельных записей, не связанных друг с другом единой логикой. Это наиболее простая и не всегда целесообразная форма конспекта.

Тезисы –краткие формулировки основных положений содержания книги или статьи. В процессе составления тезисов Вы глубже осваиваете материал и делаете первый шаг к собственным обобщениям. Тезисы бывают простые, сложные, основные. Основные тезисы представляют собой конечный результат процесса.

 

IV. Структура и содержание курсовой работы

Курсовая работа должна иметь в структуре следующие компоненты: титульный лист; план-оглавление; введение; основную часть; заключение; список использованной литературы; приложения (их может не быть).

4.1. Титульный лист (см. Приложение 1)

4.2. Оглавление и вопросы оптимального оформления текста.

Содержание (план) помещается на второй странице. На титульном листе, листе с содержанием номера страниц не проставляются. Начиная с введения, т.е. с третьей страницы, используется сплошная нумерация. В содержании последовательно излагаются названия пунктов и подпунктов плана курсовой работы – введения, основной части, заключения, списка литературы. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт. Перед Введением, Заключением, Списком литературы цифры нумерации не ставятся. Основная часть, как правило, разбивается на две или три части, которые называются главами (или разделами).

Главы или разделы должны носить название – кратко и четко сформулированную суть решаемой в них задачи. Главы могут делиться на параграфы или подразделы с собственными названиями. В настоящее время в большинстве случаев слова «Глава», «Раздел», знак § (параграф) обычно не пишутся. Нумерация перед названием главы или раздела ставится римскими цифрами, а перед названием подразделов ставится сначала цифра раздела, а затем номер пункта. Например, 1.1, 1.2, 1.3 и т.д. Возможно разделение и подпункта (параграфа) на 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.

Введение, каждая новая глава, заключение, список использованной литературы, приложения начинаются с новой страницы, что не обязательно и не нужно для подразделов.

Необходимо, естественно, соблюдение идентичности названий в содержании и в тексте, а также того, чтобы названия отдельных разделов (глав) не совпадали с общим названием работы, т.е. с ее темой.

Структура работы должна быть четкой и обоснованной, так, чтобы логично и последовательно решалась поставленная цель, проблема.

Сплошная нумерация, как говорилось выше, начинается с 3-ей страницы и ставится в нижней части, в правом углу. Страницы, занятые списком литературы и приложениями также нумеруются, но в объем курсовой работы не включаются.

Расстояние между названием главы и последующим текстом - три интервала. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не рекомендуется.

Фразы, начинающиеся с новой (красной строки) печатаются с абзацным отступом от начала строки равным пяти знакам.

Необходимо знать, что объем курсовой работы должен быть не менее 20 и не более 40 печатных страниц. Из этого объема примерно 10% обычно занимает Введение, от 5-8% - Заключение.

Курсовая работа должна быть представлена а отпечатанном виде. Печатать следует через 1,5 интервала на листах формата А 4 (210 на 297 мм). Размеры оставленных полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, нижнее – не менее 20 и верхнее не менее 15 мм.

Заголовки глав, слова «Введение», «Заключение», «Содержание», «Список использованной литературы» печатаются полностью прописными буквами и размещаются посередине строки, точка в конце таких заглавий не ставится.

Графический материал составляет приложение, которое следует после библиографии и имеет отдельную нумерацию. Если в работе имеются таблицы, они размещаются по порядку и снабжаются единой нумерацией на протяжении всей работы. На каждой из них помещаются слова «Таблица» и ее порядковый номер. Ниже идет заголовок (название таблицы, отражающее ее содержание). Аналогично размещаются внутри текста схемы (надпись «Схема», порядковый номер, название).

В курсовой работе могут быть и другие приложения. Например в приложении могут размещаться хронология жизни исследуемого учёного, отдельные рукописные материалы, портреты классиков педагогики, титульные листы старинных книг и т.д. Каждое из приложений должно иметь свой тематический заголовок.

Введение. Это важная часть курсовой работы, которая предопределяет стратегию и смысл будущего исследования, ибо содержит обоснование актуальности данной темы, основные регламентированные части курсовой работы – проблему, объект, предмет, цель, задачи исследования. Введение отражает степень осознания студентом того, что он собирается делать и почему.

Схематично можно показать последовательность изложения следующих компонентов введения, которые используются в курсовой работе по любой научной дисциплине.

1. Актуальность - почему данную тему нужно изучать в настоящее время.

2. Проблема - то, что следует решить; что еще не имеет однозначного

Решения.

3. Объект - то, на что направлена деятельность автора в исследовании.

4. Предмет - какой конкретный аспект, сторона объекта рассматривается в исследовании.

5. Цель - какой результат студент намерен получить.

6.Задачи - подчиненные достижению цели исследования конкретные действия, которые должен проделать автор, выраженные в терминах: проанализировать; описать; показать, выявить факторы; проследить хронологически и т.п. Обычно в названиях глав и подпунктов и заложено содержание задач

 

Но такая общая характеристика требует конкретизации применительно к каждой научной дисциплине вообще.

1. Показать актуальность – это значит обосновать необходимость разработки данной темы, ее значимость для науки. Тема курсовой работы не должна быть произвольно выбрана, а стать самостоятельным исследованием того, над чем работает, современная наука, а она и сейчас, и в историческом прошлом, занималась теми проблемами, которые перед обществом и институтом образования выдвигала жизнь.

а) Такой анализ позволяет найти аспекты творчества исследуемого социального мыслителя, которые еще не изучены; либо проблема возникает из-за того, что интерпретаторы имеют различные точки зрения в оценке предмета исследования.

Следовательно, существует неразрешенная до сих пор задача – это и будет той проблемой, которую будет решать автор курсовой работы. Для выяснения этой проблемы ему придется продемонстрировать достаточно широкое и глубокое знакомство не только с творчеством самих мыслителей, но и с монографиями, журнальными статьями, учебными пособиями. При этом ваша задача будет состоять в том, чтобы показать что уже сделано, а что, на ваш взгляд, сегодня еще не изучено, либо не получило достаточно убедительной интерпретации.

Автор курсовой должен четко, убедительно сформулировать сущность данной проблемы. Проблемой является не исследование того или иного объекта реальности (его изучают первоисточники, т.е. тексты, принадлежащие перу исследуемого автора).

Эта интерпретация во многом зависит от мировоззренческих позиций исследователя. Поэтому оценка творчества того или иного ученого у разных комментаторов различна. Показать это различие и означает поиск того, что мы называем проблемой, т.е. неразрешенной с должной доказательностью задачи.

Обзор исследовательской литературы называется историографией. Качество историографического обзора (степень разработанности темы) определяется по следующим критериям:

историография должна быть максимально полной, т.е. ни одно исследование, хоть как-то связанное с вашей темой, не должно быть опущено;

· историография должна быть систематизирована в хронологической последовательности, по уровню известности автора, принадлежности к той или иной научной парадигме;

· взгляды наиболее видных ученых, их оценка творчества исследуемого социального мыслителя должны быть вкратце проанализированы и сопоставлены;

· обосновав актуальность темы, и сформулировав проблему, которую вам нужно разрешать в данной курсовой работе, вы определяете цель работы и подчиненные ей более частные задачи. Но до этого необходимо четко выяснить границы будущего исследования – объект и предмет исследования.

Когда вами выяснено, что вы изучаете (объект), каков предмет вашего изучения и вы четко представляете какую проблему нужно разрешать, т.е. – определено, что еще в выбранной теме осталось неразработанного или какие имеются варианты противоречащих друг другу взглядов историков социологии по данному вопросу, можно приступать к определению цели и задачи курсовой работы.

Цель – это искомый, желаемый результат будущей работы. Она должна исходить из стратегии решения найденной вами проблемы. Формулировка цели должна быть по возможности четкой и краткой.

Формулировка цели должна логически вытекать из обрисованной вами ситуации в изучении творчества данного мыслителя. Показав, что и как в этом направлении сделано, что не сделано другими, с чем из прежних интерпретаций вы не согласны, вы тем самым уже подошли к вопросу о том, что необходимо делать дальше и что вы собираетесь сделать сами.

Сформулированная общая цель исследования составляет его стратегию, т.е. тот общий результат, к которому вы как исследователь стремитесь. Но сразу, в одной главе или разделе достигнуть его невозможно. Нужно хорошо продумать, какие конкретные задачи перед собой ставить и последовательно решать для того, чтобы достичь конечной цели.

Во «Введении» целое (содержание всей работы) делится на ряд конкретных подцелей-задач. Таким образом, «задачи» – это конкретизация того, что необходимо доказать, описать, проанализировать, выявить, чтобы последовательно и логично решить существующую проблему.

Задачи формулируются во «Введении» в форме кратких суждений. Они перечисляются одна за другой. Каждая задача отделяется от другой точкой с запятой. Формулировка следующей задачи начинается с красной строки и перед ней ставится знак дефиса. Нужно иметь в виду, что фактически основная часть курсовой – это и есть попытка как можно полноценнее и убедительнее разрешить поставленные во «Введении» задачи. Поэтому названия глав разделов и подразделов основной части совпадают во многом с формулировками задач во Введении.

Обязательным требованием к тексту Введения является фиксация (и ясное представление для себя самого) методов, которыми собирается пользоваться автор. Они обычно бывают общенаучные, конкретно-специфические для данной науки, аналитические или дескриптивные (описательные).

Среди общенаучных методов важное место занимает метод социальной диалектики. Он заключается в том, чтобы рассматривать изучаемое явление (в вашем случае – возникновение той или иной концепции, школы, направления) в системе экономических, политических, социальных, интеллектуальных связей и взаимодействий. Необходимо понять, какими объективными потребностями общественной жизни, в том числе потребностями собственно-познавательной деятельности обусловлено появление данного произведения, данной парадигмы.

Анализ – это мысленное разделение целого на элементы, чтобы изучить каждый из них.

Содержание синтеза в том, что элементы только мысленно существуют раздельно, любой из данных элементов функционирует только во взаимодействии с другими элементами. Совершая анализ, мы уже синтезируем, а синтез включает в себя и анализ.

В написании курсовой работы широко используется историко-сравнительный метод, который заключается в том, что та или иная концепция не возникает на пустом месте и поэтому важно проследить как, например, понимали суть педагогической науки в античности, в средневековье, в Новое время. Сравнить теоретические концепции различных авторов, найти общее и особенное в их подходах.

Основная часть

Основная (содержательная) часть курсовой работы состоит обычно из 2-3 глав или разделов и включает реализацию поставленных во «Введении» задач. При этом указанные структурные единицы могут называться главами или разделами. Если вы назвали часть работы главой, то она структурируется обычно на более мелкие части-параграфы, которые обозначаются знаком §. Сейчас обычно все реже используют разделение на главы и параграфы, а все чаще на разделы и подразделы. Обычно после слова «раздел» пишется его номер латинскими цифрами, слово подраздел не пишется, а нумеруется арабскими цифрами так: 1.1, 1.2, 1.3 и пишется название подраздела. Необходимо, чтобы все разделы и подразделы были примерно соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему.

Желательно в конце каждого раздела основной части сформулировать краткие выводы. Главное, чтобы разделы были логически связаны друг с другом последовательностью текста.

Первый раздел (первая глава) в курсовых работах обычно носит описательно-теоретический характер и посвящается предыстории написания конкретного произведения – объекта вашего исследования, показываются социально-политические и интеллектуально-духовные факторы, обусловившие общественную потребность в данной теоретической или методологической парадигме, выявляются интеллектуальные истоки, процесс эволюции взглядов на данный вопрос у предшественников исследуемого автора. Зачастую приводятся биография, этапы научного творчества ученого. Следует подчеркнуть, что этот материал тоже должен «работать» на решаемую проблему, необходимо показать различные подходы историков педагогики в прошлом и настоящем.

При написании первой главы (раздела) правильно поступают те, кто излагает и анализирует наиболее общие теоретические и методологические положения, приводят понятия и термины.

Содержание второй и третьей главы (раздела) может быть различным, но постоянно одно требование: именно в них на основе собственного анализа конкретного произведения или в целом творчества исследуемого автора, разрешается проблема, которая вами сформулирована. При анализе текста вы широко цитируете объект исследования, комментируете собственное видение, дискутируете или соглашаетесь с комментариями ваших предшественников. Для этого нужно хорошо знать тексты, умело их использовать, не пытаться то или иное суждение предыдущих исследователей вашей темы присваивать себе фразой «как я думаю» или «на мой взгляд». Лучше, конечно, сделать ссылку на конкретного исследователя, а самому присоединиться к его точке зрения. Поверьте, это нисколько не умаляет вас, а только делает честь. Тем более, что компьютерная программа «Антиплагиат» легко может определить процент вашей самостоятельности.

При анализе той или иной концепции данного автора используйте широко механизм сравнительного анализа. Основное значение любого сравнительного анализа – получение новой информации по изучаемой проблеме, обогащение новым знанием, получение ответа на возможность его использования в современных условиях.

Очень важен сравнительный анализ различных методологических и методических специфик: определение принадлежности исследуемого произведения к той или иной теоретической и методологической парадигме.

Очень важно при оценке той или иной теоретической концепции автору курсовой придерживаться одной методологической ориентации, избегая эклектики, что, к сожалению, имеет место быть.

Заключение должно начинаться с новой страницы и суммировать все те выводы, которые сделаны в вашей работе, и главное - привести суждение о том, как вы разрешили поставленную проблему. И здесь могут быть следующие варианты:

· вы соглашаетесь с определенной группой исследователей и отрицаете выводы других исследователей по данной проблеме.

· вы выдвигаете собственное суждение, которое качественно отличается от идей предыдущих взглядов. Оно-то и будет научной новизной вашего исследования.

Важно кратко, логически последовательно использовать те выводы, которые имеются в содержание разделов и подразделов. Их лучше изложить в форме пронумерованных тезисов, формулировка которых отвечает четко и кратко на поставленные вами цели.

Заключение не должно превышать 5% всего текста. Хорошо, если в заключении вы сформулируете основные направления дальнейшего изучения темы.

Библиография, или список использованной литературы, является обязательной частью курсовой и дипломной работы и располагается с новой страницы после заключения. Ее страницы входят в единую нумерацию страниц текста, но не входят в общий зачет объема курсовой работы. (В него входят Введение, Основная часть, Заключение).

В список включаются все использованные автором работы, литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете, Интернете). В список использованной литературы включаются и те произведения, которые, возможно, и не цитируются в курсовой работе, но были использованы автором в ходе работы: прочитывалось, продумывались, обобщались в суждениях.

Существует 5 вариантов построения списка литературы:

- алфавитный;

- хронологический;

- тематический;

- по видам изданий;

- по характеру содержания.

В алфавитном списке все книги и статьи соответственно располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям произведений (при отсутствии фамилии автора).

В списке соблюдается общая нумерация литературных источников.

В хронологическом списке осуществляется нумерация по году опубликования; в тематическом списке – по темам глав или по рубрикам.

В списке по видам – сначала располагают официальные документы (по истории социологии – произведения исследуемого автора), потом архивные материалы, затем опубликованные первоисточники (сначала монографические, после – из периодических изданий); затем следуют в алфавитном или хронологическом порядке монографии исследователей, затем статьи в журналах и газетах. Если работы взяты из Интернета, то после описания следует ссылка на интернетовский адрес.

В список по характеру содержания – сначала располагают общие (классические) работы, потом более частные.

Каждый литературный источник должен быть описан, или что означает то же самое – оформлен по исходным данным.

Например: Ковалевский М.М. Сочинения в двух томах / отв.редактор А.О.Бороноев – СПб: Изд-во «Алетея», 1997. – 287 с.

Ши-цзин. Книга песен и гимнов / пер.А.Штуховина. – М.: Художественная литература, 1987. – 187 с.

Если это коллективный сборник, то он оформляется следующим образом:

История социологии / под общ.ред.Елсукова А.Н. – Минск, 1993. – 43 с.

Для целого ряда городов, в которых издается особенно много книг, приняты специальные сокращения:

М. – Москва N.Y. – Yew York (Нью-Йорк)

СПб. – Санкт-Петербург Р. – Paris (Париж)

К. – Киев L. – London

 

В остальных случаях пишутся полные названия городов. Иногда, когда не указано издательство (что не рекомендуется делать в курсовых и дипломных работах, в рефератах: знакомство с издательствами - одна из задач учебно-научной подготовки), каждая часть описания должна отделяться от предыдущей точкой и тире.

Например:

Тернер Дж. Структура социологической теории. – М., 1985. – 401 с.; Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. – М., 1999. – 600 с.

Образец оформления статьи:

Иванов А.В. Пути противостояния современному иррационализму // Вест. МГУ, Философия. – 2000. - № 6. – С.97-103.

Мухаметов А.Р. Требования к личности социолога в условиях информационного общества // Социс. – 2001. - № 5. – С.97-103.

Если журнал не является центральным московским изданием, то указывается место издания.

Зиннатуллин З. Творческое наследие Акмуллы и духовно-нравственное воспитание в современных условиях // Ватандаш. – Уфа, 2007. - № 1. - С.27-31.

Ссылки: сноски и примечания.

Существует два способа оформления ссылок: сноски и примечания.

1) Сноски оформляются внизу страницы, на которой расположен текст цитаты. Для этого в конце цитаты обычно ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Все сноски и подстрочные пояснения печатаются через один интервал. Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску от текста, номер повторяется и за ним следует полное описание книги или статьи, откуда взята цитата и через точку-тире, - номер цитируемой страницы. Например:

1. Теоретическая социология: Антология: в 2 частях / пер.с анг, нем, фран, ит. Сост. и общ. Редакция С.П.Баньковской. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – ч.1. – С.400.

Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, то во второй сноске внизу можно поставить номер сноски и фразу «Там же. С.__».

Для книг на иностранных языках «Там же» заменяется словом «ibid»

Если эта же книга цитируется еще, но уже на последующих страницах, то достаточно указать лишь номер цитаты и фамилию автора, а вместо названия пишется «Указан. Сочинение».

2. Ссылки в форме примечаний оформляются следующим образом: все цитаты в тексте подвергаются сплошной нумерации от начала до конца или нумеруются в пределах отдельных глав: эта нумерация с исходными данными повторяется в конце работы, в списке литературы.

3.Ссылки на интернет – источник:

Список документов «Информационно - справочной системы архивной отрасли» (ИССАО) и ее приложения - «Информационной системы архивистов России» (ИСАР) // Консалтинговая группа «Термика» : [ сайт ]. URL: http:// www . termika . ru / dou / progr / spisok 24. html (дата обращения: 16.11.2007).

URL: http://www.community.livejournal.com/musei_kino/424668.html

 

Руководство выполнением курсовой работы.

 

1. Осуществляют преподаватели кафедр. Курсовую работу студент выполняет самостоятельно и сдает научному руководителю к назначенному сроку.

П. Несвоевременная сдача квалифицируется как задолженность со всеми вытекающими отсюда последствиями – недопущение к сдаче сессионных и государственных экзаменов, решение вопроса о дальнейшей учебе и т.п.

Ш. Руководитель курсовой работы:

1. Разрабатывает тематику курсовых работ, и после утверждения на заседании кафедры рекомендует ее студентам, помогает им выбрать конкретную тему, консультирует по проблемам изучения круга вопросов, составлению календарного и содержательного плана, назначает сроки контрольных отчетов и проводит поэтапную оценку готовности курсовой работы.

2. Консультирует студента в ходе написания курсовой работы, отчитывается перед кафедрой о состоянии и степени готовности курсовых, рекомендует к заслушиванию на заседании кафедры отдельных нерадивых студентов.

3. Проверяет и рецензирует курсовую работу, оценивает ее по пятибалльной системе.

В итоговой рецензии на курсовую работу научный руководитель отмечает:

1. удалось ли показать актуальность темы, найти проблему исследования;

2. какова глубина изучения специальной литературы;

3. насколько убедителен анализ и объективны выводы исследователя, научная новизна;

4. анализируется степень научности языка, его стиль, умелое техническое воплощение (умение оформлять ссылки, оформление титульного листа, правильность);

5. характеризуется составление «Списка литературы», композиционная гармоничность работы.

По итогам защиты студенту дается возможность поработать над недостатками, затем преподавателем выставляется дифференцированная оценка в зачетную книжку студента. Даются рекомендации для дальнейшего продолжения исследования.


Приложение 1

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»   факультет философии и социологии   кафедра теории и истории социологии     К У Р С О В А Я Р А Б О Т А   по педагогическому обеспечению работы с молодежью   на тему:   ________________________________________________ (тема курсовой работы)     Выполнил___________ Ф.И.О ___________     Проверил___________ Ф.И.О. _____________     Уфа - год  

Приложение 2

· Справочная информация. Реферат, доклад, контрольная работа как формы самостоятельного изучения программного материала.

· Реферат бывает 2-х разных видов:

1) Обычно рефератом называется краткое изложение содержания книги, научной статьи, включающее основные и фактические сведения и выводы, определения их места в освещении поднятой в них проблемы. В учебном процессе такие рефераты используются редко. Они публикуются в отраслевых реферативных журналах.

2) В вузах используется вторая разновидность реферата – это изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Содержательно реферат представляет собой более или менее полный обзор литературы с выделением основных идей каждого автора, группировку концепций по различным точкам зрения. Главное, что должен показать студент – это умение работать с литературой, начиная с ее поиска в библиотечных и интернетовских системах и кончая оформлением списка литературы. Реферат оценивается высоко, если исполнитель показал умение работать с научной литературой, вычленять главное, проблемное из контекста, логично и грамотно излагать прочитанное, оформлять научный текст, составлять библиографию.

Объем реферата должен быть не более 15-20 страниц через два интервала. Реферат не содержит элементов научной новизны, в нем используются готовые научные знания.

· Доклад обычно необходим при подготовке к семинарскому занятию в целях более углубленного освоения отдельного вопроса в соответствии с тематикой семинара. Лучше всего если доклад готовится конспективно, в виде тезисов.

Доклад успешен тогда, когда хорошо воспринимается на слух, подается докладчиком интересно. И это нужно сделать в короткое время – не более 10 минут. Важные моменты - определения, конкретные имена и названия произведений, даты и цифры, - должны быть выделены так, чтобы ваши коллеги могли их записать. Очень важно в начале доклада назвать научные источники, использованные в процессе подготовки, а в конце сделать выводы. Чтобы реализовать вышесказанные требования недостаточно переписать готовый текст из книги или статьи, а необходимо изучить хотя бы два-три источника. Необходимо глубоко вникнуть в проблему, чтобы суметь ответить на вопросы преподавателя и слушателей. В целом, доклад по содержанию напоминает реферат, но он адаптируется для устного сообщения.

· Контрольную работу студенты выполняют как одну из форм самостоятельного изучения программного материала.

Для этого преподаватель предлагает перечень тем и методику выбора конкретного задания. Получив тему контрольного задания, студент приступает к изучению всей программы, намеченной на данный семестр. Для чего подбирает учебные пособия, обязательную и дополнительную литературу, составляя выписки или конспект. Только после того, как будет прочитан программный материал, исполнитель приступает к написанию контрольной работы: составляет план и в соответствии с вопросами плана пишет текст. Необходимые требования: наличие титульного листа и развернутого плана, использование первоисточников и дополнительной литературы (монографии, журналы, статьи), ссылки на источники обязательны.

Критерием положительной оценки является раскрытие пунктов плана, изложение темы научным языком, при этом допускается осмысленное переложение текстов своими словами.

Работа не засчитывается в случаях, когда тема не раскрыта или обнаружится факт дословного списывания, неряшливое оформление. Объем контрольной работы должен быть не более 15 машинописных (через 1,5 интервала) страниц.

При очном обученииконтрольные работы также практикуются. Они бывают аудиторные и домашние. Первые проводятся под наблюдением преподавателя в аудитории, где исключаются использование учебников и конспектов, и выполняют функцию контроля, определяя уровень освоения студентом лекционного и семинарского материала. По содержанию задание может включать осмысление теоретического материала или решение тестов. Работа оценивается преподавателем высоко (а возможно кафедрой, деканатом, проверяющими различного уровня), если вопрос студентом правильно понят, ответ изложен научным языком, достаточно аргументирован, имеются примеры, называются и анализируются произведения, входящие в число обязательных, изложение носит последовательный, логичный характер, без ненужной словесной «воды», абстрактных общих фраз.

«Домашние» контрольные работы студентов очного обучения носят творческий характер. Они выполняются вне аудитории, требуют большей степени самостоятельности. Тематика обычно проблемная, требует использования материалов лекций, семинаров, монографий и журнальных публикаций.

Но контрольная работа не научная работа, даже в приблизительном смысле. Это просто показ студентом того, как он освоил лекционный и «семинарский» материал.

Контрольные работы могут быть фронтальные (выполняет вся группа, курс) и индивидуальные: последние готовят обычно неуспевающие.

Контрольные работы выполняются в определенный срок. Продолжительность во времени может гибко варьироваться преподавателем в зависимости от сложности и числа заданий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.