По вопросам боевого (оперативного) дежурства
Доклад
«Основные результаты проверок войск (сил) в 2015 году и пути решения проблемных вопросов в состоянии органов военного управления,
Соединений и воинских частей»
Докладчик: Заместитель начальника военной инспекции
Министерства обороны Российской Федерации
Главного управления контрольной и надзорной деятельности
Министерства обороны Российской Федерации
полковник Масленников Александр Игоревич
Москва – 2015
Слайд – заставка
Товарищ командующий! Товарищи генералы и офицеры!
Докладывает заместитель начальника военной инспекции Министерства обороны Российской Федерации Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны Российской Федерации полковник Масленников.
Прежде чем приступить к докладу, хочу проинформировать Вас об изменениях в приказе Министра обороны 2014 года № 250 «О порядке проведения проверок в Вооруженных Силах Российской Федерации», которые будут реализованы в новой его редакции.
Слайд № 1
Данная работа Главным управлением проведена по решению Коллегии Министерства обороны Центром военно-стратегических исследований в рамках научно-исследовательской работы, по результатам которой и исходя из анализа практики применения Приказа в войсках, в проекте новой редакции Приказа оставлены только элементы, определяющие способностьорганов военного управления и войсквыполнить задачи по предназначению:
1. Количество элементов Приказа сокращенос 16 до 7 и показателей – с 57 до 22, соответственно.
Слайд № 2
Периодичность проведения проверок измененас ежегодной на 1 раз в два года.
Сокращена продолжительность проверок (с 20 до 12 суток) и численность комиссий (с 70 до 50 человек).
Данные изменения обоснованы:
во-первых, реальными возможностями органов военного управления по проведению проверок, которые сейчас в звеньях "военный округ – армия" составляют от 40 до 60 % от состава подчиненных соединений и воинских частей;
во-вторых, предоставление достаточного времени для проведения проверок. В настоящее время стремление командующих выполнить требования по полному охвату подчиненных соединений приводитк сокращению времени на их проведение, установленному приказом, и их низкому качеству.
Слайд № 3
2. Кроме того, в проект новой редакции Приказа:
включены положения по проверкам центральных органов военного управления, в связи с возложением части функций Организационно-инспекторского департамента на Главное управление, с последующей отменой приказа Министра обороны 2008 года № 66 «О порядке проведения проверок по выполнению задач и функций центральными органами военного управления»;
Слайд № 4
унифицированы подходы к количеству проверяемых структур для всех элементов проверки;
для повышения объективности критерии оценки приведены к конкретным (числовым) показателям;
повышено значение элемента «ядерное обеспечение» – для соединений применения ядерного оружияобщая оценка за проверку не может быть выше оценки, полученной за этот элемент;
проверка состояния материально-технического обеспечения предусмотрена заблаговременно инспекциями МТО военных округов до проведения основного этапа инспекторских проверок.
При этом, в ходе проверок оценки за состояние ВВСТ и тыла уточняются – могут быть снижены, если ВВСТ выйдет из строя в ходе практических действий при приведении в высшие степени боевой готовности или при выполнении учебно-боевых задач).
Слайд № 5
Реализация данных подходов позволит:
в ходе проверок основные усилия контроля сосредоточить на оценке способности: органов управления – организовать выполнение учебно-боевых задач; соединений – их выполнить;
сократить состав комиссий – если Вы помните, до 2014 года он достигал на инспекторские проверки 100 и более человек.
Сейчас мы ограничиваемся только личным составом военной инспекции (около 30 человек) и 1-2 человека от Главного оперативного управления Генерального штаба для проверки оперативного (боевого) планирования и специалистов Специальной службы для проверки отдельных вопросов ядерного обеспечения.
В соответствии с решением начальника Генерального штаба военной инспекцией с июня этого года проводится апробирование вышеизложенных изменений и, соответственно, они будут нами применяться и при проведении проверок в 2016 году.
Планируем Приказ подписать у Министра обороны до конца этого года, а ввести его в действие – с июня 2016 года.
Слайд № 6
Переходя к анализу результатов проверок, проведенных в 2015 году, необходимо отметить, что все 14 проверенных органов управления и соединений на начало проверки были «небоеготовы».
Слайд № 7
Недостатки, снизившие способность решать задачи по предназначению, не требуют финансовых затрат и носят организационный характер,что подтверждается коротким временем (в ходе проверки) на их устранение.
В докладе остановлюсь только на основных из них, Учитывая, что акты по результам всех проверок мы направляли в течение года во все военные округа, виды и рода войск Вооруженных Сил.
Слайд № 8
По способности осуществить приведение в высшие степени боевой готовности.
Причины основных недостатков в этих вопросах – прежде всего, это самоустранение командующих (командиров) и начальников штабовот разработки документов боевой готовности.
Слайд № 9
Ими не изучаютсядирективы вышестоящих органов военного управления по боевой готовности, документы бесконтрольно разрабатываются второстепенными лицами.
В результате, в документах отсутствует часть мероприятий,определенных указаниями вышестоящих начальников (как правило, полностью упускаются мероприятия по видам обеспечения); не выполняется установленная последовательность и сроки приведения в боевую готовность. Такое отношение к разработке документов выявляется очень быстро: в ходе инспекторских проверок командующие (командиры) не могут предъявить какие-либо ведомости контроля разработки документов; в ходе внезапных проверок – с удивлением узнают, что мероприятия, определенные старшим начальником, не включены в ведомости групп контроля и, соответственно, не выполнены.
Кроме того, отсутствие практических тренировок в выполнении мероприятий приведения в высшие степени боевой готовности методом "час за час" не позволяет проверить реальность разработанных планов.
Впоследствиибоевые расчеты,личные планы, ведомости укомплектованности и обеспеченности своевременноне уточняются, не соответствуют реальному положению дел,должностные лица не владеют методикой проведения текущей корректировки документов, не проводят ее, не учат этому своих подчиненных.
Начальникиштабов, командиры изменение укомплектованности подразделений первого эшелона не контролируют, своевременныхмер по доукомплектованию не принимают.
Кроме того, не учитывается фактическая укомплектованность подразделений 2 эшелона. Соответственно, шаблонно для них, несмотря на укомплектованность иногда такую же, как и 1 эшелона, планируются мероприятия боевого слаживания в полном объеме.
Слайд № 10
Системно отмечаются недостатки в вопросах обеспеченности вооружением, военной техникой и запасами материальных средств (прежде всего, по номенклатурам, указанным в табеле к штату).
Слайд № 11
Причины – прежде всего, в отношении к этим вопросам.
Должностные лица не изучают штаты и табели к нему, при проведении расчетов не руководствуются требования руководящих документов(нормы обеспечения (снабжения) не знают, соответственно, потребность и наличие ВВСТ и материальных средств рассчитывают неправильно. Учет материальных средствсвоевременно не ведется, сверки с довольствующими органами не проводятся.
Слайд № 12
Более того, в соединениях в ряде случаев отсутствовали даже основные документы (приказы, директивы)по службам, на основании которых рассчитывается обеспеченность, а также перечень допускаемой замены образцов вооружения и военной техники.
В этих условиях говорить о каких-либо достоверных данных по обеспеченности не приходится.
Слайд № 13
Так, в ходе проверок 41 и 49 армий отдельными начальниками служб расчеты обеспеченности представлялись до 6 раз, не вникая в их содержание. Они же на заслушиваниях докладывают о 100 % обеспеченности, а что фактически – вы видите на слайде.
Проверки подчиненных соединений и воинских частей старшими начальниками должным образом не проводятся. В актах проверок общие пустые фразы, конкретики нет, реальное положение дел не вскрывается,по неудовлетворительным показателям – выставляются положительные оценки.
Слайд № 14
Как следствие, проблемы не решаются,отдельные из них скрываются, что не позволяет принять по ним правильное решение.
Уровень заблуждений должностных лиц, относительно обеспеченности предоставлен на слайде № 14 и достигает только за 6 соединений около 500 наименований – это десятки машинорейсов.
Слайд № 15
В ходе практических действий при приведении в высшие степени боевой готовности системными недостатками являются:
в действиях командующих (командиров) иорганов управления
несвоевременностьразвертываниякомандных пунктовполным составом боевых расчетов (переводорганов управления на боевой режим проводится формально,без разработки соответствующих графиков, условия для питания, отдыха и обеспечения многосуточной работы в документах не отражаются и, соответственно, не создаются);
неготовность пунктов управления к работе: установленный состав смен и фактическое наличие оперативного состава не выдерживаются; у должностных лиц отсутствуют необходимые средства связи для управления подчиненными и сбора информации;
контроль выполнения мероприятий подразделениямиведется формально: в контрольные ведомости исполнителями проставляются плановые сроки без докладов от подразделений.
Как следствие, командующие, командиры не владеют реальной обстановкой по выполнению мероприятий приведения в высшие степени боевой готовности и не имеют возможности повлиять на исправление положения дел.
в действиях личного состава
при отсутствии качественного контроля в ходе тренировок – невыполнение всего перечня мероприятий, особенно по приведению ВВСТ в готовность к применению; нарушение порядка доведения сигналов, приказов на приведение в высшие степени боевой готовности; невыполнение мероприятий по видам всестороннего обеспечения; неоповещение взаимодействующих органов управления, организаций, своих подразделений, находящихся в отрыве; формализм или отсутствие докладов о выполнении мероприятий.
В результате неудовлетворительного планирования, недостатков в укомплектованности личным составом и обеспеченности вооружением и военной техникой, органами управления и личным составомспланированные мероприятия не выполняются, или выполняются с существенным превышением расчетных сроков.
Слайд № 16
Что необходимо сделать?
Во-первых, изучить и разобраться с требованиями руководящих документов, выполнить свои должностные обязанности.
Напоминаю, что с 1 января 2016 года в Вооруженных Силах вводится новая директива по боевой готовности. Есть существенные отличия. Разберитесь.
Слайд № 17
Во-вторых, обеспечить реальность выполнения спланированных мероприятий подчиненными.
Слайд № 18
Как пример, на слайде Вам представлены мероприятия для выявления реальной картины по обеспеченности.
Хочу обратить Ваше внимание на то, что внесение изменений в штат, замена штатных образцов на другие (в том числе и не предусмотренные Перечнем допускаемой замены) производится только решением начальника Генерального штаба.
При наличии таких проблем на основании Ваших Планов деятельности до 2020 года необходимо подать предложения в Генеральный штабо том, чтобы до поступления современных образцов ВВСТ или образцов, которые не выпускаются в промышленности, не учитывать их при оценке обеспеченности.
Слайд № 19
С целью контроля готовности подчиненных воинских частей по вопросам обеспеченности мы предлагаем Вам применить контрольные листы, разработанные в военной инспекции.
Кроме того, мы передаем Вам вариант плана внезапных проверок соединения, который был разработан нами при оказании методической помощи командованию 201 военной базы. План детализирован по возможным группам и вопросам проверки.
Рекомендую к нему разработать приказ командира соединения, где определить все вопросы, указанные в Плане (кроме графика проверок) и организовать подготовку должностных лиц к работе в составе комиссий (причем, не только внезапных).
Хочу отметить, что только Ваша объективная работа при проведении проверок позволит привести состояние боевой готовности в соответствие с требованиями руководящих документов.
Слайд № 20
По вопросам боевого (оперативного) дежурства
Какие показатели оцениваются на "неудовлетворительно"?
Прежде всего, – это организаторская работа командира, штаба и служб по руководству боевым (оперативным) дежурством.
Итог деятельности командиров вы видите в правом столбце – это оценка способности дежурных смен выполнить боевую задачу.
Слайд № 21
Хочу отметить, что военная инспекция в своей деятельности руководствуется, прежде всего, приказами Министра обороны.
Вместе с тем в ходе проверок проводится оценка соответствия руководящих документов видов (родов войск) Вооруженных Сил, объединений и соединений требованиям приказов Министра обороны.
В подавляющем большинстве они разработаны с нарушением требований наставлений по боевому и оперативному дежурству.
Основной недостаток – разработанные руководства и приказы не конкретизированы для воинских формирований, в нихформально переписаны требования из приказов вышестоящих начальников, то есть в приказы соединения или воинской части переходят мероприятия, которые там не могут быть выполнены.
Слайд № 22
Итак, что нужно сделать для повышения качества решения задач боевого дежурства.
первое – внимательно изучить руководящие документы;
второе – организовать дежурство согласно требованиям;
третье – готовить дежурные смены к правильным действиям в любых условиях.
Прежде всего, в Положениях об органах управления определить обязанности должностным лицам по организации дежурства, всестороннему обеспечению и контролю его несения. Только в этом случае вы сможете спросить с них – что не сделано.
Слайд № 23
Сейчас, в большинстве случаев, задачи не поставлены, обязанности не определены, соответственно, и спросить не с кого.
Кроме того, контрольно-проверочную деятельность проводить не «для галочки», а для определения реального положения дел.
Анализ проведенных проверок показывает, что время и состав комиссий не позволяет детально разобрать с положением дел.
Как итог – «пустые», бесполезные для дальнейшей работы акты.
Уважаемые командиры и начальники!
В противном случае у командиров просто не будет какой-либо информации для принятия эффективных решений.
Слайд № 24
Другими словами при подготовке к проверке нужно реализовать алгоритм принятия решений, изученный еще в военных учебных заведениях, преломив его в плоскость организации дежурства.
Как это сделать, Вам представлено на слайде.
В завершение темы дежурства хочу сказать, что даже сжатые срокипроведения проверокпозволяют переработать организационные документы, добиться уверенных практических действийпри выполнении учебно-боевых задач и нормативов.
Вместе с тем отдельные недостатки в ходе проверки исправить невозможно, в частности, эффективность и качество проверок дежурства.
Этот показатель предполагает плановую работу командира, штаба и службв течение определенного периода времени, а в последующем – проведение анализа состояния дежурства, выработкууправляющих воздействий, предупреждение развития негативных факторов.
Кроме того, для контроля готовности подчиненных воинских частей по вопросам боевого и оперативного дежурства мы оставляем Вам соответствующие контрольные листы.
Слайд № 25
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|