Сделай Сам Свою Работу на 5

Экономические функции государства





Используя свое положение в системе кругооборотов, госу­дарство может довольно существенно влиять на экономиче­скую жизнь общества. В чем же состоят основные функции или основные направления воздействия государства на эко­номику в современных условиях?

1. «Правила игры»

Формирование правовой основы экономической деятель­ности можно рассматривать как одну из ключевых функций государства. С помощью законов и других нормативных ак­тов государство устанавливает, «как можно и как нельзя» по­ступать субъектам хозяйствования. Государство определяет и защищает права собственности, статус предприятий, права производителей и потребителей, условия и формы посредни­ческой деятельности, правила реализации товаров, условия размещения иностранных инвестиций и многое другое. Юри­дические нормы имеют значение только тогда, когда они действенны. Поэтому государство должно организовать контроль за соблюдением «правилами игры» участниками экономической жизни, выполнять функции верховного судьи и наказывать нарушителей. Нарушения хозяйственного законодательства, могут быть, связаны с несоблюдением условий поставки това­ров, ограничением конкуренции, нечестной рекламой, распро­странением неправдивой информации о качестве, свойствах товара и другими обстоятельствами.



Деятельность государства в сфере хозяйственного законо­дательства создает одну из важных предпосылок для нормаль­ной работы отдельных экономических субъектов и националь­ной экономики в целом – условие спокойного и уверенного ведения домашними хозяйствами, предприятиями своих дел. Конечно, отдельным субъектам эта система может доставлять неудобства, приносить им экономические потери, но в целом она бесспорно выгодна обществу, являясь преградой стихий­ности, признаком цивилизованности и сотрудничества.

2. Поддержка конкуренции

Наличие конкуренции – одно из основных условий эф­фективного функционирования рынка. Потенциал свободно­го предпринимательства наилучшим образом реализуется в интересах потребителей только при наличии конкурентной борьбы. Фактор конкуренции среди производителей создает возможность свободного выбора для потребителей, чем обес­печивается их влияние на продавцов товаров.



Вместе с тем, среди участников рыночных отношений про­являются желания и действия, направленные на ограничение или даже устранение экономического соперничества. Любой экономический агент – это и продавец, и покупатель одно­временно. Предприятие, например, выступает покупателем ресурсов, необходимых для производства товаров, предостав­ления услуг. Как покупатель экономический агент заинтере­сован в экономической конкуренции на тех рынках, где он покупает необходимую продукцию. Благодаря конкуренции он может получить выигрыш в цене, качестве, условиях послепродажного обслуживания и т. д. Но как продавец эконо­мический агент не заинтересован в конкуренции на тех рын­ках, где он продает свою продукцию. От конкуренции он «стра­дает» - она может отрицательно повлиять на его доходы, бу­дущие возможности и т. д. Поэтому у него всегда есть интерес к уменьшению или даже устранению конкуренции на рынке. При этом нетрудно увидеть, что завоевание каким-либо про­давцом монопольного положения на рынке меняет расста­новку сил в отношениях «продавец – покупатель»: продавец получает возможность диктовать свои условия, у него снижа­ется интерес к сокращению издержек, научно-техническому обновлению производства, маркетинговой деятельности.

Таким образом, в экономике снижается степень эффектив­ности использования экономических ресурсов. Сам рынок не обладает должным иммунитетом против монополизма, он нуждается во внешней помощи. Такую помощь ему оказыва­ет государство, проводя мероприятия по защите и развитию конкуренции, которые нередко еще называют антимонополь­ной политикой.



3. Производство товаров

Организация производства определенных товаров и услуг составляет еще одну экономическую функцию государства. Предпринимательский сектор не проявляет интереса к созда­нию некоторых товаров и услуг, необходимых обществу. Пред­приниматели либо не берутся за производство таких товаров (услуг) вообще, либо не обеспечивают достаточного их предло­жения. К приводившимся ранее примерам можно добавить проведение фундаментальных научных исследований, произ­водство товаров с длительным периодом сделанных затрат и некоторые другие. Такие блага нередко называют обществен­ными товарами и услугами: их созданием занимается госу­дарство, так как они не производятся или производятся в не­достаточных количествах в рамках рыночной системы. Кро­ме того, государство целенаправленно «забирает» у рынка про­изводство ряда товаров и услуг (например, частично образова­ние, медицинское обслуживание, культура), полагая, что зани­маться ими государству необходимо с точки зрения нацио­нальных интересов.

Причины, по которым рынок «отказывает во внимании» некоторым товарам и услугам, связаны со следующим:

а) невозможностью взять плату за товар или услугу со всех, кто ими пользуется. В темное время суток находиться на ули­цах предпочтительней при наличии освещения. Как известно, заботу об этом берет на себя государство, точнее местные органы власти. Если бы это делала частная компания, смогла бы она получать плату от всех, кто получает пользу от уличного осве­щения? Очевидно, нет;

б) длительным сроком окупаемости издержек. Практи­чески в любой стране сегодня выделяются средства на борьбу с таким чрезвычайно опасным заболеванием, как СПИД. Врачи, ученые ищут средства излечения от него. Никто не может сегодня даже приблизительно сказать, когда они будут найдены. А кто возьмется более-менее точно определить возмож­ные сроки окупаемости вложенных средств? В реализации программ участвуют, наряду с государственными, и частные вложения, но, как правило, довольно ограниченно. Частный капитал весьма неохотно участвует в хозяйственных проек­тах с отдаленным сроком окупаемости.

4. Перераспределение доходов

Суть этой экономической функции государства состоит в том, что оно с помощью налоговой системы «отбирает» часть доходов у населения и предприятий и передает их определен­ным категориям людей. Эта передача может осуществляться разными путями. Один из них – трансфертные платежи, ко­торые прямо формируют денежные доходы пенсионеров, ин­валидов, безработных, временно неработающих из-за болезни и т. д. Другой – удешевление некоторых товаров и услуг за счет государственных доплат (дотаций) их производителям. Это означает, что потребители, получая некоторые товары и услуги, не оплачивают полностью их стоимость. Какую-то часть за них доплачивает государство. В качестве примеров в Украи­не можно назвать проезд в общественном транспорте, предо­ставление коммунальных услуг населению, реализацию неко­торых видов лекарств и др.

Государство может полностью освободить отдельные кате­гории населения (например, пенсионеров, инвалидов) от опла­ты за некоторые товары и услуги. Получая товары и услуги с частичной личной оплатой или без нее, эти люди увеличивают свои реальные доходы, т. е. количество товаров и услуг, кото­рыми они могут воспользоваться.

5. Учет внешних эффектов

Производитель и потребитель являются двумя сторонами в любой экономической сделке. На них приходятся издерж­ки и выгоды, связанные с созданием и потреблением объек­та их взаимоотношений – товара или услуги. Однако не­редко эти издержки и выгоды распределяются не только меж­ду непосредственными участниками, но и «достаются» третьей стороне; в результате возникает побочный (внешний) эффект.

Внешний (побочный) эффект это переход некоторых издержек или выгод, связанных с производством или потребле­нием определенных товаров, к субъектам, не являющимся их непосредственными продавцами или покупателями.

Побочный эффект может быть как отрицательным, так и положительным для третьей стороны. Переход отрицатель­ных издержек наиболее наглядно можно представить на при­мерах, связанных с загрязнением окружающей среды.

Внешний эффект может носить и положительный характер. Например, построив культурный центр, разбив вокруг него сквер с фонтаном, скамейками, детскими качелями, металлургическое предприятие предоставит прекрасные возможности для отдыха не только работникам своего предприятия; сюда будут прихо­дить работники других предприятий, жители города, которые будут получать благоприятный внешний эффект. Предоставление таких эффектов, видимо, должно поощряться государством.

6. Обеспечение макроэкономической стабильности

Ни одна экономическая система не обладает абсолютной стабильностью. Для экономик характерны колебания объемов национального производства, цен, занятости.

Государственная экономическая политика призвана сглаживать экономичес­кие колебания и способствовать:

а) экономическому росту;

б) стабильности цен;

в) достижению полной занятости.

Эти про­блемы являются весьма важными в макроэкономическом анализе, и в последующих главах мы на них остановимся под­робно.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.