Государство в структуре экономических отношений
Тема 8. ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
План
1. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, цели и методы
2. Государство в структуре экономических отношений
3. Экономические функции государства
4. Методы и инструменты государственного регулирования. Экономическая политика
5. Макроэкономические переменные и модели. Запасы и потоки. Модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия
1. Государственное регулирование экономики:
Субъекты, объекты, цели, методы
Государственное регулирование экономики – система мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности производства и удовлетворение потребностей общества.
Государственное регулирование экономики имеет объективную основу:
ü обобществление производства как в границах национальной экономики, так и в международном масштабе;
ü развитие НТР, требующее громадных трудовых и финансовых ресурсов, которыми не располагают частные предприниматели;
ü неспособность рынка решать экологические, социальные проблемы;
ü неспособность рынка обеспечить удовлетворение потребностей в общественных товарах.
Рынок определяет равновесную цену, производство во многих сферах, в то время как государство регулирует рынок посредством налогообложения, инвестиций, субсидий. При этом обе стороны – рынок и государство – существенны.
Субъектами государственного регулирования экономики являются:
ü носители;
ü выразители;
ü исполнители хозяйственных интересов.
К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам.
Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т. д.
К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие органы власти и центральный национальный банк.
Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где образовались (пли могут образоваться) проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.
Основными видами объектов государственного регулирования являются: экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, окружающая среда, конкуренция, внешнеэкономические связи и др.
Объекты различаются по уровню решаемых проблем:
ü фирма;
ü район;
ü отрасль;
ü сфера производства;
ü национальная экономика;
ü международные отношения.
Целями государственного регулирования экономики выступают:
ü экономическая и социальная стабильность – главная цель;
ü опосредствующие цели для решения главной (первичные, вторичные, третичные и т, д.) – конкретныецели.
В системе методов государственного регулирования экономики центральное место занимают экономические методы, которые включают в себя:
ü методы прямого государственного регулирования;
ü методы косвенного государственного регулирования.
Прямые методы выступают в следующих основных формах:
ü целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, финансирование социальной сферы);
ü государственные закупки;
ü функционирование государственного сектора экономики.
Косвенные методы выступают в следующих основных формах:
ü денежно-кредитные методы(учетная ставка, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов);
ü бюджетно-налоговые методы(система налогообложения, установление налоговых скидок, предоставление налоговых льгот);
ü ускоренная амортизация(нормы амортизации, порядок амортизационных списаний);
ü внешнеэкономические методы(стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала).
В государственном регулировании экономики используются административные методы,основными формами, которых являются:
ü антимонопольные меры(предупреждение монопольного сговора, принудительное разукрупнение, контроль за функционированием доминирующих производителей);
ü введение обязательных стандартов(экологические, санитарные, социальные стандарты);
ü определение минимально допустимых параметров жизни населения(гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице).
Государство организует деятельность государственного сектора, функционирующего на государственной собственности, которая, в свою очередь, формируется тремя путями:
ü национализацией (с выплатой стоимости капитальных активов);
ü строительством за счет средств государственного бюджета новых предприятий;
ü покупкой государством акций частных предприятий и созданием смешанных предприятий.
Последний путь в настоящее время является преобладающим.
Среди крупных экономистов Запада нет единства относительно роли государства. Так, если П. Самуэльсон поддерживает концепцию финансирования государством жилищного строительства и продовольственной помощи как способа снижения нищеты, то М. Фридман, напротив, предпочитает обеспечить бедным дополнительный доход, чтобы они решали свои проблемы без вмешательства государства.
По мнению Самуэльсона, побочные последствия (загрязнение окружающей среды, шум самолетов в окрестностях аэродромов) наносят вред здоровью жителей. Находящиеся вне пределов рыночной темы здравоохранение и образование не подпадают под действие закона спроса и предложения. В связи с этим государство должно взять на себя решение этих проблем. Фридман считает, что спрос и предложение – наиболее мощные экономические рычаги и наиболее полезные. Поэтому государство не должно трогать бизнес, а должно дать ему «делать свое дело».
И еще один факт. Камнем преткновения для экономистов является закон о минимальной заработной плате. По Самуэльсону, этот закон является способом помочь рабочим, находящимся внизу доходной пирамиды. По Фридману, наоборот, вредит людям, увеличивая безработицу. Логика его рассуждений такова: закон о минимальной заработной плате, повышая стоимость рабочей силы, делает невыгодным для многих фирм держать низкооплачиваемых рабочих, в результате тех, кто мог бы в других условиях остаться на работе, увольняют.
Государство в структуре экономических отношений
Необходимость государственного регулирования экономики.
Необходимость государственного вмешательства в экономическую жизнь общества вызвана прежде всего следующими факторами.
1. Потребностью поддержания условий саморегулирования экономики, эффективного функционирования рынка. Государство защищает рынок от его «врагов», самым опасным среди которых является монополизм, стремление экономических субъектов ограничить или даже устранить конкуренцию. При ослаблении конкуренции эффективность предпринимательской деятельности, как правило, снижается. Защищая конкуренцию, государство защищает эффективность.
2. Недостатками саморегулирования и необходимостью их преодоления. Во-первых, производство не всех товаров и услуг оказывается выгодным для предпринимательского сектора (причины чего мы проанализируем ниже), поэтому государство обеспечивает получение образования, строительство дорог и мостов, создание и запуск космических спутников, коммунальное обслуживание домов, санитарный контроль, освещение улиц, создает и содержит организации, призванные обеспечить безопасность граждан страны, и т. д. Во-вторых, рыночное саморегулирование не обеспечивает достаточно полного использования имеющихся в обществе ресурсов. Прежде всего эта проблема касается трудовых ресурсов. Государство не может обеспечить полную занятость, однако влиять на ситуацию на рынке труда в плане ее стабилизации, поддерживать безработных – может и должно. В-третьих, рыночные отношения сами по себе не обеспечивают эффективного взаимодействия экономики и экологии.
3. Потребностью определенного перераспределения доходов, повышения доступности некоторых товаров и услуг.
Механизм перераспределения доходов предполагает выплаты из государственного бюджета и внебюджетных фондов пенсий, стипендий, различных пособий. Что касается создания для населения более благоприятных условий получения отдельных товаров и услуг, то здесь в качестве примеров можно назвать образование, медицинские услуги, работу библиотек, музеев и т. д. Финансируя, в частности, образовательные программы, государство создает предпосылки для получения широкими массами населения общего и специального образования, что повышает потенциал общества. Бюджетная система финансирования создания названных товаров и услуг имеет экономическое и социальное обоснование, что, однако, не исключает и параллельного использования непосредственного, или рыночного, механизма их оплаты, что и наблюдается в Украине и многих других странах мира.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|