Сделай Сам Свою Работу на 5

Государство в структуре экономических отношений





Тема 8. ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

План

1. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, цели и методы

2. Государство в структуре экономических отношений

3. Экономические функции государства

4. Методы и инструменты государственного регулирования. Экономическая политика

5. Макроэкономические переменные и модели. Запасы и потоки. Модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия

1. Государственное регулирование экономики:

Субъекты, объекты, цели, методы

Государственное регулирование экономики – система мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности производ­ства и удовлетворение потребностей общества.

Государственное регулирование экономики имеет объективную основу:

ü обобществление производства как в границах национальной эко­номики, так и в международном масштабе;

ü развитие НТР, требующее громадных трудовых и финансовых ре­сурсов, которыми не располагают частные предприниматели;



ü неспособность рынка решать экологические, социальные проблемы;

ü неспособность рынка обеспечить удовлетворение потребностей в общественных товарах.

Рынок определяет равновесную цену, производство во многих сфе­рах, в то время как государство регулирует рынок посредством нало­гообложения, инвестиций, субсидий. При этом обе стороны – рынок и государство – существенны.

Субъектами государственного регулирования экономики являются:

ü носители;

ü выразители;

ü исполнители хозяйственных интересов.

К носителям хозяйственных интересов относятся социальные груп­пы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состо­яния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по про­фессиям, отраслевым и региональным интересам.

Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные союзы и ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т. д.



К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнитель­ные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие органы власти и центральный национальный банк.

Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где образовались (пли могут образоваться) проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.

Основными видами объектов государственного регулирования являются: экономический цикл, занятость, накопление капитала, цены, денежное обращение, платежный баланс, научные исследования, ок­ружающая среда, конкуренция, внешнеэкономические связи и др.

Объекты различаются по уровню решаемых проблем:

ü фирма;

ü район;

ü отрасль;

ü сфера производства;

ü национальная экономика;

ü международные отношения.

Целями государственного регулирования экономики выступают:

ü экономическая и социальная стабильность – главная цель;

ü опосредствующие цели для решения главной (первичные, вто­ричные, третичные и т, д.) – конкретныецели.

В системе методов государственного регулирования экономики центральное место занимают экономические методы, которые включают в себя:

ü методы прямого государственного регулирования;

ü методы косвенного государственного регулирования.

Прямые методы выступают в следующих основных формах:

ü целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, финансирование социальной сферы);



ü государственные закупки;

ü функционирование государственного сектора экономики.

Косвенные методы выступают в следующих основных формах:

ü денежно-кредитные методы(учетная ставка, операции на откры­том рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резер­вов);

ü бюджетно-налоговые методы(система налогообложения, уста­новление налоговых скидок, предоставление налоговых льгот);

ü ускоренная амортизация(нормы амортизации, порядок амортизационных списаний);

ü внешнеэкономические методы(стимулирование экспорта, кре­дитование экспорта, ограничение или привлечение иностранно­го капитала).

В государственном регулировании экономики используются административные методы,основными формами, которых являются:

ü антимонопольные меры(предупреждение монопольного сгово­ра, принудительное разукрупнение, контроль за функционирова­нием доминирующих производителей);

ü введение обязательных стандартов(экологические, санитарные, социальные стандарты);

ü определение минимально допустимых параметров жизни насе­ления(гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице).

Государство организует деятельность государственного сектора, функционирующего на государственной собственности, которая, в свою очередь, формируется тремя путями:

ü национализацией (с выплатой стоимости капитальных активов);

ü строительством за счет средств государственного бюджета новых предприятий;

ü покупкой государством акций частных предприятий и созданием смешанных предприятий.

Последний путь в настоящее время является преобладающим.

Среди крупных экономистов Запада нет единства относительно роли государства. Так, если П. Самуэльсон поддерживает концепцию финансирования государством жилищного строительства и продовольственной помощи как способа снижения нищеты, то М. Фридман, напротив, предпочитает обеспечить бедным дополнительный доход, чтобы они решали свои проблемы без вмешательства государства.

По мнению Самуэльсона, побочные последствия (загрязнение окружающей среды, шум самолетов в окрестностях аэродромов) на­носят вред здоровью жителей. Находящиеся вне пределов рыночной темы здравоохранение и образование не подпадают под действие закона спроса и предложения. В связи с этим государство должно взять на себя решение этих проблем. Фридман считает, что спрос и предложение – наиболее мощные экономические рычаги и наиболее полезные. Поэтому государство не должно трогать бизнес, а должно дать ему «делать свое дело».

И еще один факт. Камнем преткновения для экономистов является закон о минимальной заработной плате. По Самуэльсону, этот закон является способом помочь рабочим, находящимся внизу доходной пирамиды. По Фридману, наоборот, вредит людям, увеличивая безработицу. Логика его рассуждений такова: закон о минимальной заработной плате, повышая стоимость рабочей силы, делает невыгодным для многих фирм держать низкооплачиваемых рабочих, в результате тех, кто мог бы в других условиях остаться на работе, увольняют.

Государство в структуре экономических отношений

Необходимость государственного регулирования экономики.

Необходимость государственного вмешательства в эконо­мическую жизнь общества вызвана прежде всего следующи­ми факторами.

1. Потребностью поддержания условий саморегулиро­вания экономики, эффективного функционирования рын­ка. Государство защищает рынок от его «врагов», самым опас­ным среди которых является монополизм, стремление эконо­мических субъектов ограничить или даже устранить конкуренцию. При ослаблении конкуренции эффективность предпринимательской деятельности, как правило, снижается. За­щищая конкуренцию, государство защищает эффективность.

2. Недостатками саморегулирования и необходи­мостью их преодоления. Во-первых, производство не всех товаров и услуг оказывается выгодным для предприниматель­ского сектора (причины чего мы проанализируем ниже), по­этому государство обеспечивает получение образования, стро­ительство дорог и мостов, создание и запуск космических спут­ников, коммунальное обслуживание домов, санитарный конт­роль, освещение улиц, создает и содержит организации, при­званные обеспечить безопасность граждан страны, и т. д. Во-вторых, рыночное саморегулирование не обеспечивает до­статочно полного использования имеющихся в обществе ресурсов. Прежде всего эта проблема касается трудовых ресур­сов. Государство не может обеспечить полную занятость, од­нако влиять на ситуацию на рынке труда в плане ее стабили­зации, поддерживать безработных – может и должно. В-тре­тьих, рыночные отношения сами по себе не обеспечивают эф­фективного взаимодействия экономики и экологии.

3. Потребностью определенного перераспределения дохо­дов, повышения доступности некоторых товаров и услуг.

Механизм перераспределения доходов предполагает вы­платы из государственного бюджета и внебюджетных фондов пенсий, стипендий, различных пособий. Что касается созда­ния для населения более благоприятных условий получения отдельных товаров и услуг, то здесь в качестве примеров мож­но назвать образование, медицинские услуги, работу библио­тек, музеев и т. д. Финансируя, в частности, образовательные программы, государство создает предпосылки для получения широкими массами населения общего и специального образо­вания, что повышает потенциал общества. Бюджетная систе­ма финансирования создания названных товаров и услуг име­ет экономическое и социальное обоснование, что, однако, не исключает и параллельного использования непосредственно­го, или рыночного, механизма их оплаты, что и наблюдается в Украине и многих других странах мира.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.