Сделай Сам Свою Работу на 5

Поликультурное образование в США





 

Вопросы поликультурного образования активно изучаются в США. Этот факт объясняется несколькими причинами.

Во-первых, тем, что США сталкиваются с проблемой легальных и нелегальных эмигрантов, которые все в большем количестве оказываются на территории этого государства. Появляется опасность, что стихийно строящиеся межкультурные контакты могут перейти в негативное русло.

Во-вторых, тем, что демократические принципы, являющиеся приоритетной ценностью для этой страны, требуют равенства не только в политической и экономической сферах, но и в социальной, и в культурно-духовной.

В исследованиях американских педагогов сложилось три точки зрения относительно поликультурного образования: консервативное, либеральное и радикальное. Взгляды авторов отличаются их видением прежде всего назначения такого образования. Идея «плавильного котла» сменилась доминированием ориентации на плюрализм культур.

Американская Ассоциация Педагогов Колледжей (ААСТЕ) дала следующее определение поликультурному образованию: это образование, ценностью которого является признание плюрализма культур, того факта, что культурное разнообразие становится ценным ресурсом дальнейшего развития сообщества, который следует сохранять и приумножать. Содержание такого образования подразумевает знание и понимание различий в культуре разных людей, а учебно-воспитательная программа базируется на демонстрации равенства культур, как реального и значимого феномена жизни.



Его основной идеей является принцип диалога и взаимодействия разнообразных культур в историческом и современном контексте, а целью - развитие кросскультурных способностей, помогающих человеку адаптироваться в различных культурных средах.

Национальный Совет по Аккредитации Педагогического Образования под поликультуриым образованием предлагает понимать процесс подготовки индивидов к социальной, политической и экономической реальностям, в которых им приобретать опыт общения в различных культурах. В результате этого, считают они, у личности будет развиваться конкурентоспособность в восприятии, умении оценивать свои убеждения, в поведении в различных культурных условиях, чтобы стать более восприимчивым к культурной интеграции и к разнообразию в обществе.



Его основной идеей провозглашается отражение в учебном процессе сосуществования множества различных субкультур региона, реализацию идей билингвизма.

Таким образом, поликультурное образование к одной из своих задач относит создание в процессе социального становления молодого человека условий для социально-культурной идентификации.

Проблемы поликультурного образования быстро выходят за рамки государственных и приобретают общемировое значение. Существенную роль в этом сыграли международные организации, особенно ЮНЕСКО.

Еще в 1982 году в Мехико работала конференция под эгидой ЮНЕСКО, на которой были провозглашены основные подходы в построении отношений между культурными сообществами, способные вывести мир из состояния перманентного конфликта, возникающего то в одном, то в другом уголке планеты.

Культурная самобытность объявлялась «неоценимым богатством, которое расширяет возможности для всестороннего развития человека», а международное сообщество призывалось считать своим долгом «сохранять и защищать культурное наследие каждого народа», так как «все культуры составляют единое целое в общем наследии человека; культурная самобытность обновляется и обогащается в результате контактов с традициями и ценностями других народов», рассматривается как диалог культур, «обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других», которая в изоляции «увядает и погибает».

Поликультурное образование в России



В отечественной педагогической науке изучение проблем поликультурности, на сегодняшний день, осуществляется в следующих направлениях:

1) разработка теоретико-методологических основ поликультурного образования,

2) исследование вопросов обучения языкам в условиях двуязычия,

3) подготовка педагогов к реализации идей поликультурного образования в школе.

Материалы Всероссийской конференции, проведенной в сентябре 1997г., убедительно показывают, что проблемами поликультурного образования серьезно занимаются во всех регионах нашей страны, что исследуются различные ее аспекты: воспитание в условиях двуязычия, национальное воспитание и культурная идентификация, возможности различных дисциплин в подготовке к деятельности в поликультурной среде, организация межнационального общения, факторы, влияющие на становление поликультурного мышления, гуманизация образования как необходимое условие поликультурного образования, источники поликультурной образовательной традиции и ряд других.

Анализ работ О.В. Аракелян, Т.Ф. Борисовой, О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриева, В.А. Ершова, И.В. Колоколовой, З.А. Мальковой, Л.Л. Супруновой и других свидетельствует о том, что поликультурность является необходимым элементом любой образовательной системы.

При этом одна группа авторов (О.В. Аракелян, О.В. Гукаленко, В.А. Ершов, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова и др.), считая поликультурность исключительно образовательным компонентом, основной акцент делает на реализацию его в процессе обучения и воспитания, что позволяет формировать у учащихся уважение к представителям другой национальной и этнической культуры, взаимопонимание, умение сотрудничать с ними.

Другая группа ученых (Т.Ф.Борисова, Г.Д.Дмитриев, И.В. Колоколова и др.) связывает поликультурность в образовании с социальным аспектом (расслоением общества, кризисом семьи, увеличением неполных семей, беспризорных детей, многообразием сект и религий, молодежных группировок, субкультур и т.д.); упор делает на социализирующие потенциалы поликультурной среды, под которой понимают конкретное, непосредственно данное социальное пространство с разным культурным опытом, с которым соприкасается каждый ребенок; предлагают пути совершенствования такого пространства.

Е.М. Карпова в своем диссертационном исследовании указывает на то, что:

- во-первых, поликультурная среда, представляя собой разнообразие культурных форм, является составной частью социальной среды, и, следовательно, ей присущи те же свойства, что и социальной среде. Именно это дает ей все основания учитывать воздействия такой среды на личность и считать ее одним из средств социального воспитания;

- во-вторых, поликультурная среда, являясь местом пересечения множества культур, обладает следующими потенциалами: способствует формированию таких значимых качеств, как толерантность, эмпатия, социальная активность, мобильность, гибкость, саморегуляция; обеспечивает накопление опыта сотрудничества с представителями разных культур, опыта жизнедеятельности в рамках культурного и социального пространства; способствует подготовке молодого поколения к общению с людьми с иными взглядами на мир, иными социальными статусами;

- в-третьих, такая среда в современных условиях существует в любом образовательном учреждении, в том числе и в клубе. Автор в результате своих рассуждений приходит к выводу, что поликультурная среда клуба - это динамическая система разновеликих и разносодержательных культурных элементов, взаимовлияний субъектов воспитательной деятельности, которая обеспечивает приобщение молодых людей к общечеловеческим и национальным ценностям, различным социальным и культурным традициям, тем самым расширяя и обогащая жизненный опыт старшеклассников;

- в-четвертых, поликультурная среда клуба, является местом пересечения множества культур.

Оценивая состояние поликультурного воспитания в Российской Федерации, следует признать, что оно не входит в число приоритетных направлений развития педагогической науки и практики.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.