Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие «дизайн»: основные подходы к пониманию дизайна





Основные переводы термина «дизайн» включают такие понятия, как: проект, план, чертеж, узор, умысел, намерение, конструкция, проектирование, конструирование, композиция и даже произведение искусства. Само слово «проект» буквально значит «брошенный вперед», что подчеркивает связь дизайнерской деятельности не только с настоящим, но и будущим. Значит, дизайн – это деятельность, основанная на потребностях и идеях человека, которая состоит из: подготовки предварительных эскизов или планов, создания проекта, т.е. это материальная реализация замысла и направлена она не только на удовлетворение потребностей и запросов заказчиков, но и на планирование дизайна будущего. Смысловые корни термина «дизайн» восходят к латинскому «designare» - определять, обозначать. Итальянское «disegno» со времен Ренессанса обозначало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи. В Англии понятие «design» (англ. design – проектировать, конструировать) распространилось в 16-м веке и представляло собой проектную художественно-техническую деятельность по разработке промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предметной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер.



Впервые термин «дизайн» был применен по отношению к образцам изделий, разработанным для промышленного производства, английским художником Джозефом Синелом в 1919 г., причем он ввел уточняющее определение industrial, употребив словосочетание «industrial design»для обозначения исторически новой области художественного предметного творчества, ориентированной на промышленность с ее развитой машинной техникой, рассчитанной на серийное производство продукции. Этот термин утвердился сначала в США в конце 20-х – начале 30-х гг., а затем получил широкое распространение во всем мире уже со второй половины ХХ в.

В 1959 г. на первом конгрессе ИКСИД (International Counsil of Societies of Industrial Design) в Стокгольме термин «industrial design» был признан лучшим для обозначения новой сферы художественного творчества, его метода, результата (дизайн-продукта) и системы теоретических положений, связанных с этой творческой деятельностью.



Первая официально признанная дефиниция дизайна принадлежит известному практику и теоретику дизайна Томасу Мальдонадо, преподававшему в Высшей школе дизайна в г. Ульме (ФРГ) и возглавившему это известное в Европе учебное заведение в 1964 г. Впервые Мальдонадо выступил со своим определением дизайна в докладе на II конгрессе ИКСИД в 1961 г. в Венеции. В 1964 г. это определение после обсуждения и уточнения было принято на международном семинаре по художественно-конструкторскому образованию в г. Брюгге (Бельгия). Вот его формулировка: «Дизайн – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством».

Верно отражая существо дизайнерской деятельности, это давнее определение дизайна не является, строго говоря, научной дефиницией, исчерпывающе раскрывающей смысл термина. В этом определении отсутствует характеристика дизайна как вида художественной деятельности, не уточнено, какие потребности человека следует стремиться удовлетворять посредством дизайна, не указано, что объектом дизайнерской деятельности могут быть не только отдельные изделия, но и их комплексы, системы, предметно-пространственная среда в самых разных сферах жизнедеятельности людей.



В.Ю. Медведевым предлагается свое определение дизайна: «Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим». Здесь подчеркивается, что термином «дизайн» может обозначаться не только сама дизайн-деятельность (ее процесс), но и ее метод, и ее результат (дизайн-продукт).

Обобщая множественные подходы, в широком смысле дизайн можно характеризовать следующим образом:

а) как продукт конкретной культуры — культуры модернизма, с ее технологичностью, высоким уровнем индустриализации и урбанизации, ориентацией дизайна на создание принципиально новой, рациональной среды обитания, формирующей новый образ жизни и стиль мышления людей;

б) социокультурную систему, включающую в себя не только творцов и потребителей, но и институты экспертизы, выставок, музеев дизайна, а также инфраструктуру по его воспроизведению и обслуживанию;

в) особый вид творческой предметной деятельности, происходящей в жестких рамках технического задания, бюджета, ожиданий заказчика и потребителя. Сказанное обусловило рациональный характер проектирования в дизайне и сблизил его с практиками технэ в античном мире;

г) особую профессиональную и образовательную сферу («дизайн-образование»);

д) особый тип проектногомышления, ориентированного на удовлетворение предметных и духовных потребностей другого человека/людей в гармоничном предметном окружении;

е) особый метод (или методы) проектирования и создания вещей, который может быть использован и в других сферах — рекламе, имиджмейкинге и т. п., предполагающих наличие проектности и моделирования. Дизайн в узком смысле — это сам процесс проектирования,

в его специфическом варианте, основанном на использовании языка форм.

Объектно-субъектная сфера дизайна

На основе исследований явлений и процессов современного дизайна можно выделить его объект, предмет, субъектов, цели, методы, функции:

1.Объектом дизайна может оказаться любая вещь, совокупность вещей, предметно-пространственная среда, оказание услуг в сфере дизайна. В начале 21-го века объектом промышленного дизайна является вся окружающая рукотворная среда и стиль жизни человека. Но в историческом процессе основным объектом дизайна выступала вещь.

2. Целью дизайна исходно выступала гуманизация материального окружения человека, выражающаяся в его упорядочивании соответственно этическим и эстетическим нормам данной эпохи и данного культурного региона. Г.Б. Минервин подчеркивает, что целью дизайна является «формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека, что цель эта достигается путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства, что к формальным качествам относится не только внешний вид предмета, но главным образом структурные связи, которые придают ему необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства».

3. Методы дизайна наиболее близки к композиционным методам, выработанным в архитектуре, но включают в себя и эвристические приемы изобретательства, а также приемы и методы, применяемые в различных видах художественного творчества и даже научной деятельности.

4. Субъектом дизайна является любой человек или, к примеру, какое-нибудь животное, дизайнер и потребитель, поэтому в методологии дизайн-проектирования повышенное внимание уделяется не только эргономическим, но и социально-культурным, а также психологическим характеристикам потребителя, что способствует решению как прагматических, так и гуманистических задач профессии.

5. Предметом дизайнерской деятельности является создание гармоничной, содержательной и выразительной формы объекта, в которой отражается целостное значение его потребительной ценности.

Инженерное проектирование ориентировано натехническую реализацию рабочей функции объекта разработки при соблюдении требований конструктивности, технологичности, экономичности его изготовления в промышленном производстве. Удовлетворяя требования рентабельности производства, инженер-конструктор одновременно стремится к удовлетворению требований потребителя (эксплуатационника, пользователя) объекта, воплощаемых в свойствах функциональности, надежности, долговечности, безопасности, удобства в эксплуатации (эргономичности) в той мере, в какой достижение этих свойств может быть обеспечено измерительно-расчетными и экспериментально-регистрационными методами.

Функции дизайна

Структурная система функций дизайна базируется на обобщенной структуре человеческой деятельности, теория которой разработана М. С. Каганом и изложена в его монографии «Человеческая деятельность: опыт системного анализа». На основе анализа человеческой деятельности с философских позиций в наиболее общей системе категорий, отражающих субъектно-объектно-субъектные отношения, автором выделены пять базисных аналитически чистых видов человеческой деятельности.

Три первых из них представляют собой три возможные формы отношений субъекта и объекта. Первая форма – это воздействие субъекта на объект деятельности, его преобразование. Вторая – познание объекта субъектом, отражение объективной сущности познаваемой реальности. Третья – отражение значения объекта для субъекта, его ценностное осмысление. Четвертая форма представляет собой равноправные активные отношения субъектов между собой – общение.

Четыре исходных вида деятельности – преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и общения (коммуникативная) скрещиваются и сливаются воедино в такой специфически человеческой форме активности, как художественная деятельность – пятый вид деятельности. В произведениях искусства – продуктах этой деятельности – познание и ценностное отношение, сливаясь, образуют духовную сторону сущности этих произведений, а преобразование и коммуникативность, опредмечиваясь в произведениях, формируют их материальность.

Безусловно, в практической реальности человеческая деятельность во всем ее многообразии проявляется во множестве переплетений, скрещений, наложений основных аналитически чистых видов деятельности, рассмотренных выше.

Поскольку дизайн представляет собой специфическую проектную форму творческой художественно-технической деятельности, система его функций, базируясь на структуре рассмотренных выше видов человеческой деятельности, оказывается во многом близкой системе функций искусств и в то же время – функциям инженерно-технической деятельности (в определенном аспекте). Таким образом, в полифункциональной структуре дизайнерской деятельности отражается двойственность ее природы (объединяющей утилитарно-техническое и эстетическое начала) и многоаспектность социально-культурной сущности.

В систему взаимосвязанных функций дизайна входят следующие функции:

1. преобразовательная (конструктивно-морфологическая);

2. познавательная (гносеологическая);

3. ценностно-ориентационная (аксиологическая);

4. общения (коммуникативная);

5. социально-экономической эффективности;

6. защиты окружающей среды (экологическая);

7. адаптационная;

8. воспитательная;

9. художественная;

10. гедонистическая (эстетического наслаждения).

Рассмотрим содержание каждой из них в порядке перечисления.

Преобразовательная (конструктивно-морфологическая) функция дизайнапроявляется в преобразовании предметной среды и ее компонентов (вещей, устройств, сооружений) в разных сферах человеческой деятельности благодаря использованию в процессе проектирования методов дизайна, ориентированных на удовлетворение конкретных материальных и духовных потребностей людей и формирование предметной среды как постоянно развиваемого, обновляемого и совершенствуемого мира материально-художественной культуры.

Для эффективности решения конкретных предметных задач, реализующих преобразовательную функцию дизайна, в процессе художественного конструирования техническая конструкция – «техноформа», обусловленная функционально, технологически и экономически, творчески преобразуется в «дизайн-форму» как очеловеченную конструкцию. «Дизайн-форма» (или «антропоформа») – особая организованность формы промышленного изделия с учетом человеческого фактора. Это результат достижения органического единства требований производства и потребления конкретной вещи и отражения этого единства в ее морфологической структуре и композиционно-стилевом решении.

Познавательная (гносеологическая) функция дизайна обусловливает возможность познания потребителями объективных свойств изделий (их комплектов, комплексов, среды) благодаря информативности формы, отражения в форме объектов, создаваемых по проектам дизайнеров, различных сторон их сущности, имеющих, с одной стороны, функционально-потребительское значение, а с другой – социально-культурное.

Речь идет о визуальной информативности формы, позволяющей благодаря выразительности объемно-пространственной структуры, пластического, цветофактурного и цветографического решения формы в целом и ее композиционных элементов способствовать познанию потребителем всех сторон сущности вещи: ее назначения, материала, способа изготовления, устройства, способа использования, обращения с ней, степени приспособленности к человеку в определенной ситуации и среде функционирования объекта.

Визуальная информативность формы способствует также выявлению социально-культурного смысла вещи, ориентированного на ценностные идеалы определенных групп потребителей и отражающего тенденции развития стиля.

Аксиологическая (ценностно-ориентационная) функция дизайнаобусловливает отражение в форме вещей, создаваемых по проектам дизайнеров, их значения для субъекта ценностного отношения. Дизайн-форма вещей отражает как общезначимые ценностные идеалы, обусловленные общественным сознанием в его развитии, так и групповые, и индивидуальные ценностные идеалы, установки и предпочтения. Собственные субъективные ценностные идеалы дизайнера также проявляются в его произведениях, наслаиваясь на моделируемые им ценностные идеалы потребителей. Аксиологическая функция дизайна реализуется благодаря знаковости формы и ее коммуникативности – способности передачи в форме как в знаке, коде, символе определенной ценностно-ориентирующей информации. Ценности разного социально-культурного масштаба проявляются встилевых характеристиках вещей и предметной среды, в той или иной степени связанных с модными стандартами и объектами, отражающими актуальные ценности моды.

Коммуникативная функция дизайна, аточнее функцияобщения, состоит в способности мира вещей, предметной среды инициировать человеческое общение в процессе использования и зрительного восприятия вещей, и выражения отношения к ним, а также к среде в целом. Это обусловлено знаково-коммуникативной сущностью вещей и их социальным символизмом, способностью быть носителями определенной утилитарной и эстетической информации и передавать эту информацию, «закодированную» художественно-образными средствами в дизайн-форме объектов.

Функция социально-экономической эффективности дизайнапроявляется в решении ряда его социально-значимых задач:

− повышения социальной обоснованности и экономической эффективности производства и сбыта промышленных изделий (их реализации в сфере торговли);

− повышения эффективности потребления (эксплуатации) изделий;

− оптимизации структуры и состава ассортимента и обеспечения высокого уровня потребительских свойств промышленных изделий.

В целях обеспечения рентабельности, прибыльности промышленных и торговых предприятий в дизайн-проектировании серийной продукции машинного производства учитываются требования унификации, стандартизации, экономичности (минимизации затрат материалов, энергии, труда, эффективности использования технологического оборудования), возможности рациональной специализации и кооперации производства, а также активно предлагаются принципы использования модульных систем (как основы композиции комплексных дизайн-разработок), комбинаторики, комбинаторного агрегатирования.

Система контроля качества разрабатываемой, осваиваемой производством и выпускаемой промышленной продукции должна включать методически обоснованную практику анализа и оценки уровня потребительских свойств многих видов промышленных изделий (в первую очередь бытового назначения), осуществляемую при участии экспертов-дизайнеров. Такая практика ориентирована в том числе на повышение эффективности потребления (эксплуатации) оцениваемых изделий, а не только на повышение эффективности производства.

В проявлении функции социально-экономической эффективности дизайна большую роль играет также решение задач оптимизации структуры и состава ассортимента определенных групп, видов и типов продукции разных предприятий, тесно связанных с задачами достижения высокого уровня потребительских свойств изделий.

Эта функция дизайна, актуальная как для общества в целом, так и для сфер производства и сбыта продукции, может реализовываться на основеразработанной и давно апробированной отечественными дизайнерами методики формирования ассортимента промышленных изделий на базе проектно-типологического подхода к его разработке средствами дизайн-проектирования, взаимосвязанного с принципами дизайн-маркетинга.

Экологическая функция дизайна проявляется в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды и самих людей от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации, игнорирующей нередко требования экологии во имя получения сверхприбыли владельцами промышленных предприятий (за счет сокращения расходов на природоохранные мероприятия).

Востребованность дизайна в этой области общественной практики может быть реализована при существовании определенной государственной политики, подкрепленной соответствующим законодательством, и понимании целесообразности привлечения дизайнеров к разработке экологических программ, системных объектов с экологически замкнутой средой, комплектов и отдельных изделий, требующих учета экологических факторов при их производстве, сбыте и потреблении.

Внимание дизайнеров (с позиций учета экологических требований) должно быть направлено на свойства конструкционных и отделочных материалов, используемых для создания по их проектам изделий разных видов и их упаковки, тары; на свойства разных материалов, используемых при эксплуатации изделий и характер процесса производства продукции.

Экологически важной для дизайна является также проблема утилизации отходов не только производства, но и торговли и потребления всевозможной продукции, засоряющей окружающую среду. Дизайн-программы, связанные с решением проблем утилизации отходов, разнообразной тары, упаковки, использования «вторсырья», могут иметь важное социально-экономическое и экологическое значение.

Адаптационная функция дизайна проявляется в связи с решением задач приспособления человека (групп людей) к изделиям (их комплексам), предметной среде путем создания очеловеченных вещей и очеловеченной среды жизнедеятельности людей. Изделия и среда благодаря дизайну (с учетом требований эргономики, социальной психологии, эстетики) становятся «пригнанными» к человеку, приспособленными к его психологии, физиологии, антропометрическим данным, социально-культурным запросам и предпочтениям.

Адаптационная функция дизайна реализует принцип гармонизации предметной среды, понимаемой не только как формально-эстетическое единство всех элементов этой среды в соответствии с определеннымиэстетическими идеалами, но и как содержательно-эстетическое единство, базирующееся на принципе соответствия предметной среды и ее компонентов мере человека.

В сложном социально-культурном процессе взаимной адаптации людей и предметной среды (дизайн стремится приспособить предметное окружение к социально дифференцированному человеку, и человек добровольно или вынужденно адаптируется к тому или иному предметному окружению) целесообразно оставлять людям определенную степень свободы выбора и возможности самоорганизации ими среды своей жизнедеятельности в соответствии со своими ценностными установками и предпочтениями. Это одно из условий эффективности проявления адаптационной функции дизайна.

Воспитательная функция дизайна реализуется в процессе и результатах решения социально значимой задачи дизайна, заключающейся в повышении культуры, развитии эстетического вкуса людей и формировании гуманистических отношений, способствующих разностороннему развитию личности.

Проявление этой функции дизайна в обществе становится возможным благодаря знаково-коммуникативной сущности вещей – произведений дизайна, культурный смысл которых опредмечен в их форме как носителе определенной системы ценностей (в том числе ценностей эстетических).

Сущность этих ценностей, образно воплощаемых дизайнерами в своих произведениях, их социально-культурная значимость, уровень прогрессивности, степень предвосхищения идеалов, запросов, предпочтений определенных групп потребителей конкретных вещей определяют векторы ценностных ориентаций людей.

От того, каких взглядов придерживается дизайнер (или стилист), какие он исповедует идеалы, каков мир его ценностей, во многом зависит и ценностное ориентирование массового потребителя, использующего и воспринимающего те или иные вещи.

Разумеется, далеко не все потребители легко поддаются внушению и безоговорочно принимают прокламируемые ценности, воплощенные в знаковости предметного мира, символизме вещей и усиленно навязываемые средствами массовой информации в процессе рекламы товаров.

Но значительное количество потребителей, склонных к конформности суждения и поведения, поддаются внушению и принимают (в той или иной степени) ту систему ценностей, которая опредмечена в вещах – произведениях дизайна или стайлинга. Такие потребители легко становятся субъектами социального регулирования массового поведения, благодаря хорошо налаженному механизму действия моды – неотъемлемому атрибуту рыночной экономики.

Вот почему дизайнеры должны осознавать ту меру социальной ответственности, которая лежит на их профессии, призванной активно участвовать в формировании не только материальной, но и духовной культуры общества, в воспитании людей и их ценностном ориентировании.

При этом не следует впадать в крайности: или считать всякого потребителя заведомым профаном, мало разбирающимся в вопросах красоты и пользы вещей, имеющим неразвитый эстетический вкус и поэтому подлежащим перевоспитанию на основе ценностей и идеалов, сформированных в сфере профессионального дизайна, или, наоборот, ради коммерческого успеха подлаживаться под любые, в том числе и неразвитые вкусы потребителей, эксплуатируя привычные для них стереотипы той или иной субкультуры, порождаемые масс-культурой, нередко представляющие собой невежественные и воинствующе-антигуманные проявления контркультуры и антикультуры. Дизайнер не должен утрачивать роль лидера, воспитателя эстетического и художественного вкуса людей в сфере своей профессиональной деятельности. Невил Броуди убежден в том, что дизайн развивает общество: «Хорошая работа необязательно будет понята заказчиком. Или даже аудиторией. Но каждая хорошая вещь работает на апгрейд мира. На дизайнере лежит ответственность, и он не может сказать, что сделал так, потому что так захотел клиент. Реальность заключается в том, что мы создаем культуру, а не бизнес».

Художественная функция дизайна, более других функций роднящая его с миром искусств, занимает особое место в системе рассматриваемых функций дизайна. Этой функции свойственна интегративность, способность отражать сущность многих других функций дизайна как проявление содержательности художественного образа. В форме вещи – произведения дизайна, являющейся носителем эстетической ценности, профессионально выбранным языком средств и приемов композиции «кодируется» вся художественно значимая информация как об эстетических, так и внеэстетических ценностях данного объекта, актуальных для потребителя.

В художественном образе вещи отражаются обе тесно взаимосвязанные стороны ее сущности – социально-культурная (духовно ценностная) и утилитарно-техническая. Первая формирует у субъекта впечатление красоты образности вещи, вторая – красоты рациональности, целесообразности ее формы. Гармоничная организация формы позволяет достичь ее композиционной целостности и создать впечатление красоты строения формы.

Высокая культура воплощения проектного замысла в реальной вещи, отражающая мастерство, культуру производства, приобретает особую эстетическую ценность, формируя впечатление красоты выполнения объекта. Именно проявление художественной функции дизайна в решении проектных художественно осмысленных задач формирования предметной среды и ее компонентов – вещей – позволяет достичь художественной и эстетической ценности продуктов дизайна, превращая прекрасно-полезные вещи в культурные образцы, формирующие материально-художественную культуру, оказывающую влияние на развитие духовной культуры общества. Художественная ценность произведений дизайна обусловливает возможность проявления последней из рассматриваемых функций – гедонистической функции.

Гедонистическая функция дизайна – функция эстетического наслаждения – выражается в способности формы произведения дизайна (как носителя эстетической и художественной ценности) вызывать у воспринимающего ее субъекта положительные эмоции, чувство наслаждения красотой вещи (или набора, комплекта, предметной среды).

Положительное эстетическое отношение может иметь разную степень выражения эмоций: от просто «нравится» до восхищения и восторга. Эстетически наслаждаться вещью можно при достаточно высокой степени восхищения. Степень эстетического удовлетворения (и тем более наслаждения)зависит не только от объективных, визуально воспринимаемых свойств формы вещи, но и от особенностей отношения субъекта к данному объекту, обусловленного конкретной жизненной ситуацией и тем значением, культурным смыслом, которое имеет данная вещь для субъекта.

Это отношение зависит от степени соответствия оцениваемого объекта эстетическому ценностному идеалу, как общепризнанному, так и индивидуальному, обусловленному эстетическим вкусом субъекта, его эстетическими предпочтениями и общим уровнем культуры.

Может быть не оценена по достоинству эстетически совершенная вещь из-за недостаточной развитости эстетического вкуса субъекта, непонимания им сущности смысла вещи, художественного замысла автора, непривычного для данного субъекта нового композиционно-стилевого решения. И наоборот, возможно восхищение вещью художественно бездарной, безвкусной, пошлой, но привлекательной эстетически для данного субъекта в силу совпадения его представлений о красоте подобных вещей с «модностью», «красивостью», «шикарностью», «престижностью» оцениваемой вещи.

Однако субъектная обусловленность эстетической оценки вовсе не означает тотального субъективизма в эстетических отношениях потребителей к вещам. Специфическое, особенное для данного индивида эстетическое отношение включается, как правило, в систему эстетических отношений, свойственных микро- и макрогруппам общества, а также отношений, значимых для общества в целом. Индивидуальное взаимосвязано с общим, групповым ценностным отношением и испытывает на себе его влияние. Эстетическое совершенство произведений дизайна способствует гармонии отношений людей с предметным миром и друг с другом, дает радость постижения красоты, повседневно окружающей человека в разных сферах его жизнедеятельности.

Литература

1. Казарин А.В. Теория дизайна. Нижний Новгород, 2011.

2. Аронов В.Р. Советский дизайн в зеркале истории // Техническая эстетика. –1991. - № 5. – С.26-31.

3. Безмоздин Л.Н. Дизайн в современной культуре // Искусство в системе культуры. Сб. статей. Л.: Наука, 1987.

4. Воронов Н.В. Производственное искусство – предшественник дизайна // Дизайн: Сб. науч. тр. – М.: НИИ РАХ, 1993. – Вып 2. – С.3-55.

5. Скворцов А.И. Ульмская высшая школа художественного конструирования // Художественно-конструкторское образование. – 1973. – Вып.4. – С.76-116.

6. Де Моран А. История декоративно-прикладного искусства. Пер. с фр. – М.: Искусство, 1982.

7. Дижур А.Л., Шатин Ю.В. Ульмская Высшая школа формообразования // Дизайн в высшей школе. – М.: ВНИИТЭ, 1994.

8. Мальдонадо Т. // Декоративное искусство СССР. 1964. №7.

9. Мосорова Н.Н. Философия дизайна: учеб. пособие / Н. Н. Мосорова; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации; Урал. гос. архитектур.художеств. акад. — Екатеринбург, 1999. -

10. Хан-Магомедов С.О. Проблемная ситуация в дизайне и некоторые актуальные проблемы стилеобразования // Проблемы стилевого единства предметного мира. Труды ВНИИТЭ. – М.: ВНИИТЭ, 1980. – Вып. 24. – С.3-10.

11. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. – М.: Галарт, 1995

12. Кантор К.М. Правда о дизайне…

13. Лола Г.Н. Дизайн как социо-культурный феномен: философский анализ. Дис. док. филос. наук. – СПб., 1998.

14. Адамс С. Движение искусств и ремёсел. Пер. с англ. – М.: Радуга. – 2000.

15. Моррис У. Искусство и жизнь. Пер. с англ. – М.: Искусство, 1973.

16. Аронов В.Р. Предметная среда в теории У.Морриса // Техническая эстетика.

17. – 1976. - № 9. – С.23-26.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.