Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность поликультурного образования в Западной Европе.





Ряд авторов считает понятия «межкультурное образование» и «поликультурное образование» синонимами или признают определенные совпадения. В резолюции международной научно-практической конференции «Разнообразие в образовании в международном контексте» (2005 г., Верона, Италия) подчеркнуто, что существует совпадение некоторых сущностных моментов в теориях межкультурного и поликультурного образования, а именно: внимание обращается не только на внешние различия между людьми - цвет кожи, разрез глаз и т.д. Главное - это самобытность мышления и прежде всего ценностей, религий, норм и традиций в их поведенческих и лингвистических выражениях; обоснование и внедрение образовательных и других социальных систем, нацеленных на уважение разнообразия (это не подразумевает, что коренные жители должны перенять мировоззрение или привычки иммигрантов, а означает уважение и при знание любого человека, его достоинства независимо от его кожи, национальности или религиозности). Преодоление смещенных парадигм восприятия разнообразия, связываемого с опасениями или контролем рисков, на парадигмы ценности разнообразия как возможности социального и личностного развития обусловлено введением категорий диалога и взаимодействия. Реальная практика и межкультурного, и поликультурного образования не ограничивается наблюдением очевидного существования разнообразных этнических групп в обществе, но активно стремится способствовать их взаимодействию, открытости и сплоченности, признанию ценностей и различных жизненных укладов как внутри одной культуры, так и среди разных культур.



Анализ взглядов европейских ученых позволил выявить определенную разницу между понятиями «межкультурное образование» в странах Европейского союза и «поликультурное образование» в США. Поликультурное образование в США, возникнув в ситуации наличия в данном обществе двух или более культур, cтpeмилось обеспечить признание различий. В этом случае уважалось право быть «отличающимся» или быть «другим»: всем людям - и местным, и приезжим - даются одинаковые права.

Цель поликультурного образования в США - мирное сосуществование. Однако имеются следующие риски: тенденция видеть другие культуры как статические и неизменные; опасность расслоения или иерархизации отдельных людей или этнических групп; ограничение экзотическими или фольклорными представлениями понятия о разных культурах и фактическое принуждение людей к идентификации с представлениями о культуре происхождения даже тогда, когда реально эта экзотическая культура уже не существует.



В отличие от этого межкультурное образование в странах Европейского союза, возникнув в ситуации осознания равенства прав и свобод представителей разных культур, стремилось обеспечить установление коммуникации, эмоциональных и фактических связей между представителями разных культур. Быть «другим» перестало считаться опасностью или риском в терминах девиантного поведения, а быть «странным» - в терминах болезни. Напротив, наличие как можно большего разнообразия представленных культур в обществе, отдельной школе, классе - все это стало восприниматься как возможность для личного и социального роста. Встреча с «другими», с человеком отличающегося культурного происхождения, начала возноситься в ранг европейской ценности: такая встреча - это потенциальная возможность взаимодействия в мире правил и поведенческих стандартов, возможность культурного обогащения общества. Цель межкультурного образования в странах Европейского союза - постоянное взаимодействие в построении интегрированного изменяющегося сообщества.

Также отличие заключается в том, что поликультурное образование может быть направлено на фольклоризм, а межкультурное образование - на решение следующих проблем современности:



1) проблемы организации постоянного диалога между большинством - меньшинствами при построении демократического сообщества. Например, при организации образовательного процесса постоянные дискуссии призваны формировать у учащихся такое мировоззрение, в котором устранены двойные и оппозиционные оценки окружающих людей как «наши/чужаки». В межкультурной кооперации преодолевается проблема, когда учащиеся группы большинства воспринимают государство как «наше», а группы меньшинств - как иностранцев, которые «вторгаются в наше государство и не принадлежат eму». В то же время преодолевается проблема изоляционизма представителей групп меньшинств;

2) проблемы укрепления социального единства сообщества через «многослойных» идентичностей участников, включающих общие страновые надэтничексие или надрелигиозные идентичности. Например, многолетняя фактическая реализация межкультурного образования в Эдинбурге привела к тому, что обычный житель Эдинбурга говорит о себе: британец азиатского происхождения, языки хинди и английский, бенгальский европеец». Это приводит к интенсивному развитию либерализма и демократии в Шотландии. А жители Белфаста намеренно избегают сложности или смешивания идентичностей, определяют себя жестко и однозначно - в результате сегодня они не имеют «открытой двери» во внешний мир;

3) проблемы интеграции сообщества через признание вклада каждой группы или личности в общую культуру. Например, с позиции межкультурного образования обучение британской истории должно включить вклады христианства, ислама, иудаизма, чернокожих, англичан, шотландцев, уэльсцев и т.д. в общебританскую культуру, цивилизацию и историю. При этом необходимо рассматривать не только примеры сотрудничества, но и проблемы антипатии и конфликтов, т.е. в отличие от мультикультурализма изучается не история или культура отдельных этносов, а история сообщества.

Поликультурное образование в США обращается к явлениям описательной природы, соответственно педагогические стратегии обращаются к тому, чтобы жить в более или менее мирном сообществе, рядом друг с другом. Применение частицы «меж-» начинает описывать динамику отношений, взаимодействия, обмена между двумя или более людьми или группами, разрушения барьеров обоюдности, реальной общности. В межкультурном образовании понятия «идентичность» и «культура» интерпретируются как динамичные. Общества могут быть определены как поликультурные в том смысле, что в них признается право сосуществования людей с различными нормами, ценностями, религиями и типами мышления. Образовательное же вмешательство должно быть межкультурным: различия соединены и вызывают взаимодействие.

Поликультурное образование в США слишком сильно подчеркивает роль этнокультурных или расовых особенностей и различий. По мнению А.Седано, - это приводит К следующим опасностям: заключению индивидуумов в рамки застывшей неизменно культурной идентичности, лишению их свободы выбора своей собственной культурной формулы; укреплению границ между различными группами, усилению риска возникновения нетерпимости и неприятия другого; затруднению доступа к равным возможностям для новых иммигрантов и представителей традиционно проживающих на данной территории национальных меньшинств; растерянности учителей, которые не знают, чему они должны учить и хотят ли они уважать культуры своих учеников - представителей национальных меньшинств; маргинализации представителей национальных меньшинств, чья идентичность обесценивается обществом; фольклоризации культуры, которая перестает быть живой реальностью; дроблению учебного плана под влиянием требований учета интересов отдельных групп; нарушению образовательного равновесия между личностным развитием и социализацией.

Межкультурное образование сущностно соответствует универсальным ценностям человечества в своем уважении к аксиологическим, религиозным и поведенческим различиям; оно поощряет стратегии, нацеленные на интеграцию и на способность сосуществовать и взаимодействовать, несмотря на различия. Межкультурное образование дает шанс учащимся сформировать многослойные идентичности, которые не ограничиваются этничностью или государственными границами, а скорее основаны на принципах демократического гражданства. «Значение межкультурного образования для теории педагогики заключается в требовании обновления старого греческого понятия Paidea или немецкого понятия Bilduпg так, чтобы развить диалоговые и межкультурные характеристики воспитанности человека. Таким образом, ведущие теоретики межкультурного образования представляют его как следующий этап в развитии поликультурного образования.

В работе Д.Машлеюк в качестве примера организации соответствующей практики приведены три направления межкультурного образования в программе для учащихся средних школ:

1) образование в целях межкультурного взаимопонимания и изменения стереотипов и предрассудков;

2) образование для полноценного участия в жизни общества, формирования идентичности личности и ее мировоззрения;

3) образование для культурного и языкового развития.

Педагогический процесс последовательно решает следующие задачи: осознания и признания своей собственной культурной самобытности; приобретения знаний в понимании культурных сходств и различий; развития навыков анализа коммуникации и межгрупповых отношений (для эффективной работы группы в разнообразной культурной среде); понимания проблем несправедливости; стремления разрабатывать новые решения в межличностных и межгрупповых отношениях; проявления положительного отношения к своей и другим этнокультурным И расовым группам, антирасистского образования.

Таким образом, поликультурное образование в Европе (intercultural education) - это процесс и результат целенаправленной подготовки учащихся к постоянному взаимодействию в построении интегрированного изменяющегося сообщества на основе развития способности воспринимать фактор наличия культурного разнообразия в обществе как перспективный ресурс.

Поликультурное образование в Европе носит характер культурообогащающего образования. Такое образование берет за основу понимание культуры как развивающейся и динамичной системы и поощряет рост смешения, взаимодействия и взаимообогащения между различными группами населения.

Основным фактором актуализации поликультурного образования в Западной Европе стало официальное признание лингвистических и этнокультурных особенностей детей-мигрантов в 1960-е гг. Основными механизмами развития педагогической теории поликультурного образования в Европе стали: критика ассимилирующего и компенсирующего подходов в обучении детей-мигрантов; разработка учеными новых понятий «интеракция (взаимодействие)» и «культурное взаимообогащение» как отражения либеральных ценностей «свобода», «paвенство», «братство» в социальной сфере. Если в США поликультурное образование стало результатом напряженной борьбы низкостатусных групп за признание их равноправия, это движение инициировано «снизу», и это официальное признание равноправия, то в странах Европейского союза поликультурное образование - это результат и инструмент понимания культурного многообразия и взаимодействия в качестве ресурса как социально-экономического развития так и личностного роста, т.е. действия, инициированные «свepxу».

Поликультурное образование в странах Европейского союза имеет характер интерактивного культурообогащающего - это такое образование, в результате которого у учащихся разных возрастов формируются способности к межкультурному взаимодействию, уважение к культурной самобытности, стремление к культурному взаимообогащению с представителями разных культур. Его окончательная цель - сделать возможным равноправный взаимный обмен между культурными группами, сохраняя специфичность каждой и одновременно добиваясь их взаимного обогащения.

Поликультурное образование интерактивного культурообогащающего типа в Европе является следующим шагом после поликультурного образования признающего типа в США, так как направлено на развитие и формирование способностей учащихся к взаимодействию с представителями разных культур, из которых состоит сегодняшнее многонациональное общество.

Современные развитые европейские государства строят свою стабильность не только на основе принципа признания ценности любой социальной группы, каждая из которых вносит вклад в развитие и процветание сообщества, но и, главное, на целенаправленном создании условий для активного диалога между разными культурными группами, поиска компромиссов в удовлетворении интересов, мирного решения конфликтных ситуаций путем перeговоров.

Анализ идеологических основ межкультурного образования в странах Европейского союза позволяет выделить следующие риски его внедрения в практику российского образования:

- отсутствие в обществе устойчивых традиций межкультурного взаимодействия, когда у граждан превалирует значительный опыт «замыкания» внутри своей культуры с противопоставлением ей других культур как «плохих»;

- растущий страх субъектов образования перед иммигрантами - пассивность или противодействие вовлечению родителей из числа мигрантов в повседневную жизнь образовательных учреждений;

- опасение населения за размывание традиционной этнокультурной идентичности у подрастающих поколений.

Опыт стран Европейского Союза позволяет заключить, что организация эффективного поликультурного образования требует решить следующие проблемы:

1) создания образа культуры как результата межкультурного взаимодействия всех социальных групп;

2) обеспечения признания ценности межкультурного взаимодействия в обществе со стороны педагогов, представителей властей, родителей и широкой общественности;

3) определения структуры личности, гармонично идентифицирующей себя с культурой определенной социальной группы, интегрируемого общества региона, определенного государства или федерации;

4) подготовки межкультурно-компетентных педагогов, умеющих пробудить в учащихся любопытство к познанию иной культуры и учитывать возможности взаимодействия, взаимопроникновения и взаимодополнения культур.

 

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные факторы актуализации поликультурного образования в Европе?

2. Каковы особенности развития теории поликультурного образования в Европе?

3. Почему поликультурное образование в странах Европейского союза имеет характер интерактивного культурообогащающего типа?

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.