Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы аналитической оценки управленческой отчетности





Ценность информации для управления во многом зависит от качества ее аналитической обработки. Весьма желательно чтобы уже в самой отчетности были отражены основные результаты анализа ее показателей. Их получают с помощью предусмотренной компьютерной программой расчетов автоматизированным путем. Вместе с тем следует использовать и другие возможности анализа экономической информации для управления, в первую очередь, на стадии подготовки вариантов управленческих решений и обосновании их выбора. Информация управленческого учета и ее анализ прежде всего, должны быть ориентированы на будущее, определение оптимальной программы производства и продаж, заданной величины затрат и результатов деятельности, контроль за их достижением.

Применительно к производственной программе и расходам на ее выполнение необходимо выявить какие из них повышаются или уменьшаются в зависимости от изменения объемов производства и продаж, в какой степени изменение количества изготовленной и проданной продукции влияет на накладные расходы и полную себестоимость единицы продукции, какова роль ценового фактора в анализе соотношения «затраты - результаты». Дополнительно может быть изучено влияние инфляции на это соотношение и сделаны соответствующие выводы.



Аналитические методы оценки влияния объемов производства и продаж рассмотрены нами в теме 3 настоящей главы учебника. Затраты можно оценивать с позиций инжинирингового подхода, учитывающего технические и технологические характеристики продукции, и на основе данных о величине издержек и объемов деятельности в прошлые периоды с использованием экономико-математических методов корреляционного анализа.

Управленческий анализ с использованием информации о величине постоянных и переменных расходов позволяет определить:

· объем продаж в количественном и суммовом выражениях, обеспечивающий безубыточную работу предприятия;

· величину маржинальной и валовой прибыли от реализации продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг;

· влияние факторов изменения количества продукции и затрат на ее производство и продажу на финансовые результаты деятельности организации, ее ликвидность;



· стратегические направления в изменении ценовой политики, пределы повышения или снижения цен и тарифов;

· величину дополнительного производства и продаж при росте расходов на организацию и управление предприятием.

(Пример: Предприятие в течение отчетного периода продает 3000 изделий по цене 1500 руб. за единицу. Прямые (переменные) затраты материалов и заработной платы на изделие составляют 1200 руб., постоянные (накладные) расходы периода 600 000 руб. Аренда дополнительных торговых площадей будет стоить 90 000 руб. По результатам анализа этих данных определяем:

1. Объем продаж, обеспечивающий безубыточную работу предприятия:

а) в количественном измерении

(ед.)

б) в стоимости выражении

(руб.)

2. Величину прибыли полученной от реализации продукции

Пр = 1500 · 3000 – 600 000 – 1200 · 3000 = 300 000 (руб.)

3. В следующем отчетном периоде предприятие планирует получить 450 000 руб. прибыли. Если сохранятся прежние условия производства и продаж, оно должно дополнительно продать 500 изделий

450 000 = 1500х – 600 000 – 1200х

х = 3500 ед.; Δ х = 3500 – 3000 = 500 (ед.)

4. Чтобы увеличить прибыль на 30 000 руб. при прежнем объеме продаж, необходимо повысить цену изделия (р) на 10 руб.

300 000 + 30 000 = 3000 р – 600 000 – 1200 · 3000

р = 1510 руб. Δ р = 1510 – 1500 = 10 (руб.)

5. При планируемом снижении прямых затрат и цены изделия на 10% при одновременном уменьшении накладных расходов на 100 000 руб., предприятие получит дополнительную прибыль

Пр = 1350 · 3000 – 1080 · 3000 – 500 000 = 310 000 (руб.)

Прибыль предприятия увеличивается на 10 000 руб. при сохранении прежних объемов продаж. Однако снижение цены изделия может способствовать дальнейшему росту реализации продукции, а следовательно, прибыли. Это делает планируемые мероприятия вполне оправданными.



6. Если снизив цену на 10%, предприятие сможет дополнительно реализовать 500 изделий, финансовый результат продаж составит:

Пр = 1350 · (3000 + 500) – 1200 (3000 + 500) – 600 000 = - 75 000 (руб.)

Предприятие получит убыток 75 000 руб. Возможный рост продаж недостаточен для компенсации потерь в цене. При снижении цены на 150 руб. безубыточной объем продаж должен быть не менее 4000 ед.

(ед.)

7. Аренда дополнительных торговых площадей становится оправданной при увеличении объема продаж на 300 ед.

(ед.)

В приведенных расчетах приведены результаты анализа с использованием показателей точки нулевой прибыли. Это величина объема продаж в натуральном или денежном выражении, при которой переменные и постоянные расходы предприятия полностью покрываются выручкой от продажи реализованной продукции товаров и услуг.

При анализе на основе показателей ТНП используют формулы:

а) при однопродуктовом производстве и продаже

б) в стоимостном измерении

где

Rf - постоянные расходы отчетного периода,

Rv - переменные затраты на единицу продукта,

pi - цена продукта i,

Ri - удельный вес продукта i в общем объеме продаж.

Если в указанных формулах известны любые из n – 1 параметров, легко найти неизвестную величину. Например, прогнозируя возможный объем сбыта, ориентируясь на цену продаж и прямые затраты изготовления единицы изделия, можно определить величину допустимого увеличения постоянных расходов (амортизации), а следовательно, приемлемую стоимость оборудования, которое необходимо приобрести для дополнительного производства этой продукции.).

По данным анализа слагаемых точки нулевой прибыли при заданном объеме производства и продаж можно определить предельно допустимый уровень отдельных видов прямых издержек, а также минимальную цену реализации изделия.

Точка нулевой прибыли в стоимостном выражении характеризует объем безубыточных продаж в данном периоде времени выраженный в денежном измерении. В многоассортиментных производствах товаров и услуг определить минимальную величину количества продаж невозможно хотя бы потому что каждый вид продукции может иметь разные единицы измерения. Между тем знать критический объем продаж, не достигнув которого предприятие рискует стать убыточным, необходимо.

Достаточно репрезентативные результаты в этом случае дает аналитический расчет критического объема продаж, исходя из общего соотношения маржинального дохода и выручки от реализации.

Используя результаты такого анализа руководство организации может принять решение о выделении торгового подразделения фирмы в самостоятельное предприятие или о продаже этого бизнеса сторонним владельцам. Общая рентабельность организации при этом сохранится. Уменьшение промышленной и строительной деятельности потребует компенсации выпадающих объемов.

На основе соотношения переменных и постоянных затрат и других параметров, используемых в расчетах точки нулевой прибыли, можно исчислить ряд производных аналитических показателей. Важнейшими из них являются:

· уровень (граница, кромка) финансовой безопасности предприятия;

· коэффициент возможного риска убыточной деятельности;

· величина запаса финансовой прочности организации;

· коэффициент эффективности операционного рычага деятельности;

· соотношение маржинального дохода и выручки от продаж.

Уровень финансовой безопасности и финансовая прочность организации зависит от величины разницы между безубыточным и максимально возможным или достигнутым объемом продаж. Она может быть выражена в стоимости ликвидных для продажи товаров и услуг. Запас финансовой прочности характеризуется объемом товаров в количественном и стоимостном выражении, которое предприятие надеется продать сверх объема, обеспечивающего безубыточность продаж. Чем менее значима эта величина, тем ниже уровень финансовой безопасности, выше риск недопокрытия постоянных расходов, а следовательно – убыточность деятельности предприятия.

Этот показатель необходимо принимать во внимание при планировании и учете доходов предприятия, зависящих от изменения ассортимента и структуры реализации продукции, товаров, работ и услуг. Коэффициент риска убыточной деятельности представляет собой величину обратную значению уровня финансовой безопасности. Он позволяет видеть насколько допустимо в данном периоде времени уменьшение выручки от продаж, прежде чем предприятие начнет терпеть убытки. Показатель риска убыточной деятельности используют при анализе текущего соотношения затрат и выручки. Его величина зависит от структуры продаж товаров со значительным колебаниями рентабельности.

Аналитический показатель уровня запаса финансовой прочности это разница между фактически полученной выручкой от реализации продукции и величиной продаж соответствующей точке нулевой прибыли в данном периоде времени. Запас прочности чаще всего представляют как величину маржинального дохода от продажи изделий, товаров, работ, услуг сверх критического объема реализации обеспечивающего безубыточную деятельность.

ЗФП = (рi – rv) (хn – хо)

Изменение объема продаж обычно непропорционально росту или снижению суммы полученной прибыли. Это вызвано разной степенью переменности расходов предприятия влияющей на величину маржинального дохода. Расчетное значение влияния изменения прибыли при колебании выручки называют эффектом операционного рычага. Его характеризует отношение маржинального дохода к прибыли от реализации продукции

где, Кор - коэффициент (индекс) эффекта операционного рычага

МДф , МДо - величина маржинального дохода фактическая и принятая в качестве базового для сравнения.

По величине этого показателя оценивают как изменяется прибыль от продаж при снижении или увеличении выручки. Чем выше удельный вес постоянных расходов в общей сумме валовых издержек предприятия, тем ощутимее воздействие операционного рычага и выше риск убыточной деятельности. Поэтому при существенном уменьшении прибыли в результате снижения объема продаж, в первую очередь, рекомендуется сокращать постоянные (накладные) расходы. Если спрос на продукцию предприятия стабилен или растет, разумное увеличение постоянных расходов можно считать оправданным.

Одним из наиболее распространенных показателей в управленческом анализе является коэффициент соотношения маржинального дохода и выручки от продажи. На его основе определяют минимальный объем реализации продукции при различных условиях и динамике изменения постоянных и переменных расходов, оценивают эффективность производственно – сбытовой деятельности предприятия. Высокое значение этого коэффициента и его рост свидетельствуют о достаточно эффективной работе организации и ее положительной динамике, но одновременно и о существенной зависимости результатов деятельности от объема продаж. Если спрос на продукцию или иные товары такого предприятия подвержен колебаниям, его руководству необходимо постоянно искать дополнительные источники дохода, например от финансовых вложений в чужой бизнес, сдачи части собственного имущества в краткосрочную и долгосрочную аренду.

Аналитические показатели величины маржинальной себестоимости и прибыли, сумм и ставок покрытия, расчеты с использованием формул ТНП широко используются для прогнозирования издержек и ожидаемый прибыли, цен и тарифов, допустимого удорожания себестоимости продукции при повышении ее качества и улучшения потребительских свойств. Их применяют при обосновании необходимости изменения или расширения ассортимента, решении задач самим производить часть полуфабрикатов и комплектующих изделий, инструментов и тары или покупать их на стороне, ремонтировать оборудование и другие основные средства собственными силами персонала предприятия или по договору со сторонними организациями.

При анализе зависимостей между затратами и результатами производства и сбыта продукции с использованием ТНП необходимо иметь ввиду, что практическая значимость результатов расчета во многом зависит от точности, обоснованности деления произведенных затрат на постоянные и переменные, от длительности периода за который производится расчет, от степени однородности продукции. Линейный характер зависимости затрат исходит из неизменности постоянных расходов и переменных затрат на единицу продукции при всех объемах ее выпуска продукции. Этим игнорируется возможность экономии в расходах при расширении производства, не принимаются во внимание случаи ступенчатого, интервального поведения постоянных издержек. Кроме того в расчетах с использованием ТНП предполагается, что цена реализации неизменна при всех объемах продажи продукции, хотя довольно часто с увеличением количества проданных изделий спрос падает и наоборот растет, если цена продаж снижается. Не принимается во внимание и изменение остатков нереализованной продукции в прошлые периоды, хотя переменные затраты на ее изготовление могут существенно отличаться от затрат текущего периода, в котором эта продукция продана.

В расчетах с использованием формул ТНП объем производства и продаж считается единственным фактором изменения затрат, между тем в реальной жизни они зависят от ряда других качественных и нефинансовых параметров. Все это ограничивает сферу анализа безубыточности на основе маржинального подхода ситуациями когда все важнейшие показатели и определяющие их факторы, например величины накладных расходов и удельных затрат на единицу продукции и цена на нее постоянны, что практически возможно только в краткосрочном периоде времени.

Управление в значительной степени базируется на выявлении и анализе отклонений от заранее заданных параметров исполнения производственных заданий, затрат, достигнутых результатов. Без анализа содержания и структуры отклонений невозможно выяснить причины и определить виновников негативных отклонений или лиц, факторы и обстоятельства, которым эти отклонения можно поставить в заслугу. На основе анализа отклонений в середине прошлого века сформировалась и получила развитие теория и практика управления по отклонениям.

Особо следует обратить внимание на управленческий анализ общепроизводственных и общехозяйственных расходов непосредственно не связанных с изготовлением продукции. Если нормативы этих расходов определены с учетом степени переменности входящих в них затрат, аналитическим путем можно выявить отклонения, зависящие от уровня издержек включаемых в расходы на организацию производства и управление и от степени использования производственных мощностей цеха и предприятия в целом. Методику такого анализа проиллюстрируем на примере.

Общая сумма отклонений от бюджета накладных расходов при нормировании их с учетом зависимости от объемов производства складывается из отклонений вызванных изменением структуры слагаемых этих расходов, степени пропорциональности их переменной части и уровня самих издержек.

В приведенном примере отклонения от нормативов расходов на обслуживание производства и управление выявляют в один прием, единым блоком. При многоступенчатом расчете нормативов величина постоянных затрат устанавливается в зависимости от использования производственных мощностей и других параметров интенсивности деятельности тех или иных подразделений предприятия. Они могут быть различными даже в пределах года, например, на стадии освоения производства новой продукции, пуска в эксплуатацию приобретенного оборудования, во время ремонта отдельных его видов. При этом возникают отклонения вследствие ограниченного во времени недоиспользования производственных возможностей того или иного места затрат и предприятия в целом. Их следует рассматривать как потенциальный резерв снижения себестоимости продукции и общих затрат предприятия. Кроме того по результатам анализа могут быть приняты решения о продаже излишнего или частично неиспользуемого оборудования.

Весьма разнообразны в управленческом анализе методы определения влияния постоянных (накладных) расходов на валовую прибыль предприятия. Зачастую именно эти расходы являются средством регулирования конечных финансовых результатов деятельности организации. В трудные для предприятия времена они могут быть уменьшены без серьезного ущерба для основной деятельности, а в благополучные – предприятие может себе позволить «немного лишнего» в затратах на содержание управленческого персонала и обеспечение условий его работы.

Методику анализа степени использования производственных возможностей на прибыль организации рассмотрим на конкретном примере.

При анализе затрат и результатов в деятельности с использованием данных системы Директ-кост, необходимо иметь в виду, что:

- решения о выгодности или нецелесообразности того или иного решения принимают на основе данных о величине переменных затрат и маржинального дохода, а не полной себестоимости и бухгалтерской прибыли от продаж;

- величина переменных издержек и связанная с ней сумма маржинального дохода являются главными, но не единственными критериями при выборе одного из нескольких вариантов альтернативного решения;

- при относительном постоянстве ассортимента выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг целевое регулирование результатов финансово – хозяйственной деятельности ФХД осуществляется через постоянные (накладные) расходы;

- при выборе и обосновании принимаемого решения по управлению всегда нужно учитывать влияние ограничивающих факторов: возможностей сбыта, наличие ресурсов, узких мест в производстве, хранении и поставке продукции потребителям.

При учете и в аналитических расчетах воздействия ограничивающих факторов возможны варианты, когда у предприятия ограничен только сбыт, но для увеличения объемов производства есть резервные мощности, свободная рабочая сила, нет проблем с поставкой нужных видов сырья и материалов, есть необходимые для этого оборотные денежные средства. В этом случае оно может без особого риска увеличивать объемы производства того, что выпускает, осваивать выпуск новой продукции и первоначально продавать ее по ценам возмещающим только переменные затраты. Аналитическим путем можно определить сумму недопокрытия выручкой части постоянных затрат при такой реализации. Обычно она существенно меньше потерь от недоиспользования производственных мощностей.

Значительно чаще возникают ситуации, когда у предприятия для увеличения объемов производства и продаж имеются ограничивающие факторы, прежде всего, узкие места в производстве и сбыте. Если это один четко идентифицируемый фактор, расчет ведется на оптимизации маржинального дохода на единицу измерения этого фактора. Выбирается тот вид продукции, работ, услуг, который имеет наивысшую ставку покрытия на тонну (декалитр, кубический метр и т.п.) сырья, человеко-час работы, квадратный метр торговых и складских помещений и др. Если ограничений несколько, для определения объема производства и продаж, при котором предприятие будет иметь максимальную прибыль, используют методы линейного программирования.

Важнейшую роль в коммерческой деятельности играет правильный выбор и своевременная ориентация в ценовой политике организации. Управленческий анализ, основанных на данных систем стандарт-коста, нормативного учета, директ-коста, АВС и таргет-коста обеспечивает для этого дополнительные возможности. Прежде всего это относится к определению нижнего предела конкурентных цен.

Известно, что ценовая политика предприятия формируется под воздействием многих факторов, в числе которых собственные затраты на изготовление (добычу, приобретение) товаров присутствуют всегда. Если существующая цена, по каким бы критериям она не складывалась на рынке, не покрывает собственные расходы предприятия, значит нужно снять данную продукцию с производства, исключить ее, как и другие товары из имеющегося или предполагаемого ассортимента продаж. Но если цена реализации товаров приемлема, знать возможные пределы ее регулирования в зависимости от влияния различных рыночных факторов необходимо, чтобы предприятие смогло выжить в конкурентном соперничестве. Для этого прежде всего нужно знать долгосрочный и краткосрочный предел нижней границы цены продажи товара.

В сравнительно долгосрочном периоде времени в основу нижнего предела цены принимается полная себестоимость изделий, работ, услуг и затраты на покупку товара для перепродажи, определяемые в стандарт – косте и нормативном учете как норматив издержек к которому затем прибавляют плановую величину ожидаемой прибыли. Краткосрочный нижний предел цены ориентируется на величину только переменных затрат на производство и продажу продукции или приобретения товара, исчисляемую методами директ – коста.

Для определения нижней кромки цены продаж следует принимать во внимание:

· характер выпускаемой продукции, реализуемого товара, особенности договора на их поставку или специфику продаж;

· соотношение спроса и предложения на продукт и товар в анализируемый период времени;

· степень возможной загрузки производственных мощностей предприятия и ее регулирования;

· цели ценовой политики организации в текущем периоде времени и на ближайшую перспективу.

Если речь идет традиционном для данного предприятия ассортименте товаров и услуг, при наличии возможностей увеличения их производства на существующих производственных площадях и действующем оборудовании, минимальная цена продаж дополнительного выпуска новой продукции, определяемая аналитическим путем, может устанавливаться на уровне переменных расходов

pi ≥rvj

В этом случае выручка от продаж должна полностью покрыть постоянные расходы

где

pi , rvj – цена продукта и норматив переменных затрат на его единицу,

xo – объем дополнительного производства и реализации продукции,

Rf – общая сумма постоянных (накладных) затрат в анализируемом периоде времени.

Если речь идет дополнительном контракте на поставку обновленного ассортимента и у предприятия есть для этого все возможности, цена на изделие может быть исчислена по аналитической формуле

где

Δ rpz , ΔRf – прирост переменных и постоянных затрат на единицу дополнительного выпуска продукции.

В состав переменных затрат необходимо включить и переменную часть накладных расходов.

Если предполагается дополнительный выпуск новой продукции при наличии одного ограничивающего фактора при одновременном снятии с производства и продаж части изделий и услуг традиционного ассортимента, в состав затрат для расчета цены включают и упущенную выгоду. Минимальная цена или тариф продаж в этом случае определяют по алгоритму

где, tj – пропускная способность узкого места

При возможности и необходимости полного использования производственных возможностей предприятия, имеющего ряд узких мест, минимальная цена продаж устанавливается на основе анализа с использованием экономико-математических методов программирования. Расчетная цена должна обеспечить максимум маржинального дохода.

Управленческий анализ широк по охвату разновидностей деятельности предприятия, их экономических проблем, видов активов, пассивов и операций с ними. Все управленческие решения так или иначе основаны на результатах экономического анализа и должны принимать во внимание человеческий фактор возможностей их осуществления. Каждый менеджер призван быть аналитиком информации управленческого учета, пользователем результатов ее анализа.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.