Сделай Сам Свою Работу на 5

Конкуренция создаёт своеобразное экономическое принуждение, заставляет поддерживать высокую деловую активность, постоянно искать новые возможности экономического роста.





Конкуренция – элемент рыночного хозяйства, это соперничество между участниками рыночного хозяйства, это борьба за источники сырья, рынки сбыта, выгодные условия приложения капитала, за большую долю прибыли.

Конкуренция имеет место между предпринимателями, предприятиями, фирмами, а также между отраслями, территориями, государствами. Свобода ценообразования создаёт условия для конкуренции между хозяйственными субъектами. Но рынки выполняют регулирующую функцию лишь при условии существования экономической конкуренции – соперничества производителей за наибольший доход, что, в свою очередь, приводит к социальной и экономической нестабильности положения производителей.

В экономической литературе нет однозначного подхода к явлению конкуренции. Одни рассматривают её как экономическую категорию, другие как объективный экономический закон. Закон конкуренции отображает причинно-следственную связь между конкуренций (следствие) и причиной – многообразием форм собственности, наличием обособленных товаропроизводителей, производящих одну и ту же продукцию в разных условиях, но для одного и того же контингента потребителей. Количественное выражение закон конкуренции находит в коэффициенте конкурентоспособности предприятия (КФК). Этот коэффициент отражает отношение между рыночной стоимостью (S) и затратами производства предприятия (С+V). КФК=S/(C+V). Данный показатель характеризует способность предприятия к выживанию, и он не должен быть меньше единицы. Если КФК=1 значит, предприятие работает без прибыли, если же КФК>1 – предприятие конкурентоспособно.



Форма проявлення экономического закона конкуренции: борьба за выживание, получение места на рынке, привлечение внимания потребителей к своей продукции. Формами же этой борьбы являются усовершенствование производства за счёт достижений научно-технического прогресса, снижение затрат производства и достижение высокой нормы прибыли.

Конкуренция – комплексное понятие. В настоящее время экономическая наука различает ряд видов конкуренции в зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений. Выделяются следующие виды конкуренции: внутриотраслевая, совершенная и несовершенная.



Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между обособленными производителями за получение наибольшей прибыли. Поскольку уровень технической оснащенности предприятий различен, постольку и индивидуальная стоимость единицы произведённого товара на различных предприятиях будет различной. Но на рынке в результате внутриотраслевой конкуренции устанавливается общественно необходимая стоимость товара. Однако внутриотраслевая конкуренция не способствует выравниванию нормы прибыли в различных отраслях. Эта проблема решается только межотраслевой конкуренцией как специфической формой конкуренции капиталов за наиболее прибыльное их использование. Механизм межотраслевой конкуренции заключается в свободном движении, переливе капиталов из менее прибыльных в боле прибыльные отрасли.

Совершенная конкуренция (чистая) – идеальный образ конкуренции, при которой на рынке действует множество независимых друг от друга продавцов и покупателей, обладающих полной свободой поведения, и ни один из них не может диктовать другому что, как и по какой цене покупать. Однако свободная рыночная экономика с совершенной конкуренцией в силу присущих ей законов неизбежно в ходе своего развития ведёт к концентрации производства и образованию монополий, нарушающих механизм свободной конкуренции, свободного ценообразования. Совершенная конкуренция – это образец, идеал к которому можно приблизиться, но в полной мере она недостижима и поэтому имеет не столько практическое, сколько аналитическое значение.



Несовершенная конкуренция – на рынке продаётся множество товаров, но каждый из них по-своему уникален, своеобразен. Рынок несовершенной конкуренции включает чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Чистая монополия – рынок одного продавца, который вытесняет всех других, что, позволяет ему влиять на цену товара и контролировать его производство. Рынок монополистической конкуренции - действует много продавцов, предлагающих сходные, но не идентичные товары (например, рынок моющих средств). Поэтому сделки заключаются не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен.

Олигополия – это одноотраслевая монополия, когда рынок принадлежит нескольким крупным продавцам. Причина – жёсткие условия проникновения на олигополистический рынок. Его продавцы весьма чувствительны к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга.

Несовершенная конкуренция ограничена экономической властью немногих производителей-продавцов на рынке, диктующих его основные параметры: объём товаров и услуг, качество, цены и т.д. В действительности на любом рынке имеет место несовершенная конкуренция.

В конкурентной борьбе используются методы ценовой и неценовой конкуренции. В современных условиях преобладают методы борьбы против конкурентов – цена. Побеждает тот, у кого индивидуальная цена ниже рыночной цены на данный товар, что, возможно при использовании достижений научно-технического прогресса в производстве товара и др.

Методы неценовой конкуренции: повышение качества продукции, использование рекламы, условия реализации товара (послепродажное обслуживание).

Существует также нечестная конкуренция – это деятельность хозяйственных субъектов, направленная на завоевание доминирующего положения на рынке обманным путём. При этом используется дезинформация о качестве товаров и услуг конкурентов, фирменный товарный знак или марка других фирм, оказание давления на поставщиков ресурсов или банки, чтобы они отказали в услугах по поставкам сырья, кредитов конкурентам, переманивание ведущих специалистов от конкурентов путём подкупа более высокими окладами и т.д.

Необходимо понимать, что конкуренция довольно противоречивое явление. С одной стороны, это динамичное, обновляющее начало, а с другой стороны – в чём-то разрушающее начало. Как динамичное, обновляющее начало конкуренция порождает движение, развитие. Монополия же, как консервативно ограничивающее, стабилизирующее начало, обеспечивает устойчивость этого движения. Отсюда необходимость сбалансированности монополистической организации производства и конкуренции. Нарушение сбалансированности сопровождается негативными последствиями в экономике, поскольку в конкуренции присутствует разрушающее начало.

 

ІІІ. Антипод конкуренции – монополия. Это парные характеристики рыночной экономики. Между монополией и конкуренцией заключено постоянно воспроизводимое рыночными силами и государством диалектическое противоречие. К. Маркс писал, что в практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также их синтез, который есть не формула, а движение. Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию. Монополисты конкурируют между собой, конкуренты становятся монополистами. Синтез заключается в том, что монополия может держаться только благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу.

Как явление хозяйственной жизни монополия порождается развитием крупного производства независимо от существующих в обществе отношений собственности. Последняя треть 19 нач. 20 века характеризуются интенсивным развитием производительных сил (открытием бессемеровского, мартеновского способов выплавки стали, передачи электроэнергии на расстоянии, изобретение двигателя внутреннего сгорания и т.д.), усилением свободной конкуренции и как результат – разорением мелких производителей, концентрацией и централизацией производства и капитала.

Сущность монополии характеризуется тремя признаками: концентрация значительной дои производства, обеспечивающая монополии господствующее положение в отрасли и в целевом рынке; возможность в известных пределах диктовать цены рынку (монопольно высокие цены); получение монопольно высокой прибыли как результат экономического господства монополии на рынке.

Исходя из сущности монополии, экономическая монополия определяется, как захват немногими крупными предприятиями значительной доли производства и сбыта того или иного товара (услуги), обеспечивающий господство на рынке и извлечение монопольно высокой прибыли.

В экономической литературе даётся множество определений монополии, но суть их одна – обеспечение единовластия ради получения монопольной сверхприбыли.

Формы монополии совершенствуются с развитием процесса монополизации. Простейшие формы: конвенции, ринги, пулы, корнеры. Затем появились картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты.

В зависимости от функционального назначения различают следующие виды монополий: естественная, государственная, отраслевая, технологическая, хозяйственная или экономическая.

Причина возникновения монополий, как уже отмечалось, концентрация и централизация производства и капитала. На современном этапе развития производительных сил, в условиях господства монополий, сама концентрация производства и капитала становится продуктом монополий. Осуществляется она в соответствии с интересами монополий и подчинена им. Активно способствуя концентрации производства, монополия вместе с тем неизбежно порождает тенденцию замедления темпов концентрации в монополизированных отраслях, так как в них отсутствует конкуренция. Периоды усиления концентрации производства чередуются с периодами торможения, поскольку монополия не всегда заинтересована в дальнейшем усилении концентрации производства. Препятствует дальнейшему усилению концентрации антимонопольное законодательство. Но как бы не менялись механизмы концентрации и централизации производства, суть их одна – дальнейший рост экономического могущества монополий. Рыночная экономика, отторгая монополию, превращает её в олигополию.

Монополия, разрушая конкуренцию как необходимый элемент рынка, получает возможность манипулировать ценами в собственных интересах, игнорируя интересы общества в целом. Поэтому необходим контроль над процессом монополизации экономики. Критерий оценки степени монополизации производства продукции в мировой практике – производство одним предприятием более 1/3 общего оборота продукции на рынке, 2 – 3 предприятиями – более 1/2, а на 4-5 предприятиях – более 2/3 оборота.

В Украине монополистами считаются предприятия, доля которых на рынке составляет около 70%.

Защитить конкуренцию, стимулировать её обновляющее начало – это функция государства, которая реализуется через антимонопольное законодательство и соответствующие антимонопольные органы.

Антимонопольное законодательство определяет организационные и правовые нормы развития конкуренции, меры, ограничивающие или прекращающие деятельность монополистов и нечестную конкуренцию.

Действие антимонопольного законодательства в Украине распространяется на все виды товарного производства и коммерческой деятельности, включая платные услуги, научные разработки, результаты которых используются в производстве и обращении товаров. С целью развития конкуренции запрещается: ограничение или прекращение производства товаров, поставок сырья, комплектующих изделий без предварительного согласования с основными потребителями; сокращение поставок с целью создания искусственного дефицита и повышения цен; навязывание партнёрам невыгодных условий договора; выдвижение дискриминационных условий; прекращение или задержка поставок товаров, услуг в ответ на претензии потребителей о качестве товаров и выполнение других условий, предусмотренных договором.

Антимонопольное законодательство устанавливает формы предупреждения, ответственности и компенсации в случае запрещённых действий.

Контроль за выполнением антимонопольного законодательства осуществляется органами антимонопольного Комитета, созданного при Верховном Совете Украины.

Необходимое условие перехода от командно-административной к рыночной экономике – это демонополизация экономики. Основными направлениями демонополизации экономики и содействия развитию конкуренции являются:

- контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйственных субъектов;

- контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (если доля хозяйственного субъекта на рынке превышает 35%);

- предоставление льготных кредитов, а также снижение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;

- финансирование мероприятий по выпуску дефицитных товаров с целью устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

- привлечение иностранных инвестиций, создание совместных предприятий, развитие свободных экономических зон;

Во всех странах с рыночной системой хозяйствования проводятся меры по демонополизации, направленные против монополий. Создаются антитрестовские законы, препятствующие слиянию фирм и образованию крупных монопольных структур. Преследуются по закону действия по установлению монопольных цен на товары. Создаются антимонопольные комитеты, основными функциями которых являются разработка методов развития конкуренции, демонополизация методов производства и обращения, разукрупнение высокомонополизированных структур, комплексный анализ состояния конкуренции на рынках, экспертиза нормативных актов по функционированию рынка, подготовка предложений по усовершенствованию антимонопольного законодательства. Антимонопольная политика государства должна способствовать достижению целей рыночной экономики и реализации интересов всех членов общества.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.