Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. ОСНОВЫ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ





ПЛАН:

  1. Закон спроса и закон предложения. Цена в рыночной экономике. Равновесная цена.
  2. Конкуренция и её роль в функционировании рыночной экономики.
  3. Монополия как антипод конкуренции. Антимонопольное законодательство.

 

I. Понятия «спрос» и «предложение» относятся к самым важным в экономической науке и практике, так как рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения, которое предшествует любому акту купли-продажи. Именно величины спроса и предложения определяют объём сделок и уровень цен на рынке. Но спрос отражает не только объективные потребности и рациональные решения, но и субъективные желания и эмоциональные поступки.

Спрос – желание и способность потребителей купить определённое количество товара по данной цене в течение определённого времени, т.е. спрос – это платёжеспособная потребность покупателей в данном товаре по данной цене. Платёжеспособный спрос отличается от потребностей тем, что он обычно меньше потребностей, поскольку ограничен ценой. Спрос может быть: производственный (в СП); личный (в ПП); негативный (вегетарианцы, некурящие), т.е. он выражается в активном неприятии потребителями некоторых товаров и услуг; нулевой (спрос на резиновые лодки, где нет водоёмов); падающий (сигнал о том, что надо совершенствовать производство или менять ассортимент товаров); чрезвычайный или ажиотажный спрос и иррациональный спрос (избирательный, например на наркотики). Существуют объективные и субъективные факторы, влияющие на спрос. Объективные факторы:



1. Экономические: базовый уровень развития производства; объём реальных потребностей и уровень их удовлетворения; средний уровень денежных доходов населения; рыночные цены; уровень цен товаров-заменителейи взаимодополняемых товаров; принципы распределения доходов; условия предоставления кредитов, качество товара.

2. Социальные: уровень развития массовой культуры, духовных ценностей; социальная структура общества; образовательный уровень населения, его профессиональный состав.

3. Демографические: численность населения, половозрастная структура; соотношение между сельским и городским населением; размеры и состав средней семьи.



Субъективные факторы:

1. Психолого-традиционнные: интересы и вкусы потребителей; мода; отношения, складывающиеся между продавцом и покупателем; местные традиции и принципы воспитания; сила и особенности религиозных обычаев.

2. Эстетические: реклама; формы продажи; внешняя привлекательность товаров.

3. Природно-климатические: климат; количество осадков; средние и экстремальные температуры; рельеф и местонахождение; флора и фауна.

Анализ объективных и субъективных факторов лаёт возможность определить потребности людей в определённых товарах и услугах.

Движение спроса объективно регулируется законом спроса. Он отражает причинно-следственную связь между изменением цены и изменением величины спроса. Суть закона спроса в обратной зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателем на товар. Рост цены (при прочих неизменных условиях) вызывает снижение спроса, что способствует разрешению противоречия, возникающего между изменением цены и постоянной величиной платёжеспособного спроса населения в данное время. Кроме того, с ростом цены данного товара покупатели стараются часть денег, имеющихся у них, использовать для покупки более дешевых товаров-заменителей (масло сливочное и маргарин), т.е. происходит эффект замещения. Это одна из форм проявления закона спроса. Другая форма проявления данного закона – эффект дохода. Последний проявляется при снижении цен, когда потребитель может купить больше товаров при том же уровне дохода. В тоже время, даже при низких ценах товара величина спроса на него будет безграничной. Например, спрос на воду не возрастает бесконечно, он ограничен количеством, необходимым людям для удовлетворения своих потребностей. Верхняя граница величины спроса на данный товар определяется рубежом насыщения потребностей, так как при достижении определённого уровня дальнейшее увеличение количества приобретаемых товаров приводит к снижению их полезности. В данном случае действует закон убывания предельной полезности, который будет рассматриваться в последующих темах. Графически закон спроса отражается путём построения кривой спроса, которая изображает математическую функцию зависимости величины спроса от цены (точнее от цены, предлагаемой продавцом) при прочих равных условиях, при отсутствии влияния других факторов. Если же эти факторы меняются, то происходит изменение спроса в целом, т.е. смещается вся кривая спроса (или вправо, или влево) см. рис.1.



Рис. 1. Кривая спроса

Так, если мода на данный товар возросла, то кривая спроса смещается вправо. Если же доходы населения резко снизились, соответственно снижается спрос на товар и кривая спроса смещается влево. Изменение величины спроса только вследствие изменения цены вызывает движение вдоль кривой спроса из одной точки в другую. Для некоторых товаров существует верхняя предельная цена, выше которой покупатели не станут платить за товар. Для жизненно важных товаров существует нижнее предельное значение величины спроса, который будет иметь место и при высоких ценах, например спрос на хлеб, молоко.

Следует различать индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос характеризует изменение величины спроса конкретного покупателя. Рыночный спрос отражает объём спроса на товары всех покупателей на данном рынке.

Кривая спроса показывает изменение соотношение цен и объёма продаж в чистом виде, при абстрагировании от неценовых факторов. Но решающее значение в рыночной экономике, как известно, имеют ценовые факторы.

Мера зависимости величины спроса от изменения цены называется ценовой эластичностью спроса (коэффициент эластичности спроса). Математически ценовая эластичность спроса определяется отношением , где - приращение цены; - приращение величины спроса, обусловленное приращением цены.

Различают пять типов эластичности спроса:

- спрос эластичный (цена увеличилась на 1-2%, а объём продаж увеличился на 10-15%);

- единичная эластичность (цена увеличилась на 1%, а объём продаж уменьшился на 1%);

- спрос почти неэластичный (цена снизилась на 15%, а объём продаж увеличился лишь на 1 %);

- спрос очень эластичный (цена остаётся неизменной, а объём продаж растёт, например, больной сахарным диабетом покупает инсулин независимо от цены, ограничивая при этом покупку других товаров);

- спрос совсем неэластичный (количество покупаемого товара не зависти от цены, например, товары первой необходимости).

Предложение показывает количество товаров и услуг, находящихся в продаже по данной цене в определённый период времени. На предложение, так же как и на спрос, влияют объективные и субъективные факторы. Объективные факторы:

1. Экономические – уровень технологий; организационно-инфраструктурное обеспечение; сфера обращения; государственное стимулирование рыночной конкуренции; движение капиталов.

2. Социальные – профессионально-квалификационный состав рабочей силы; общественная значимость предприятия, его размеры и активность деятельности; экономическая самостоятельность.

3. Демографические – масштабы и характер привлечения в производство и сокращения рабочей силы; распределение трудоспособного населения по территории страны, областей.

Субъективные факторы:

1. Психолого-традиционные – изменение интересов и вкусов потребителей; местные, национальные традиции; воспитание и религиозные обычаи.

2. Эстетические – изменение в моде; развитие промышленного дизайна.

3. Природно-климатические – климат, рельеф и местонахождение, флора и фауна.

Суть закона предложения заключается в том, что при неизменности прочих условий, влияющих на предложение, с ростом цены объём предложения увеличивается, так как рост цены означает рост дохода и прибыли, в чём заинтересованы производители и продавцы. Вместе с тем следует иметь в виду, что увеличение предложения товаров производителями связано с рядом проблем, поэтому они не всегда склонны наращивать объём продаж даже по более высоким ценам.

По аналогии с законом спроса закон предложения графически выражается кривой предложения. Последняя характеризует функциональную зависимость между величиной предложения и ценой (при прочих равных условиях). С ростом цены величина предложения растёт до некоторого верхнего предельного значения, выше которого поднять объём продаж нет возможности, например, по причине ограниченности ресурсов. Нижней границей величины предложения является та цена, по которой производитель не станет продавать товар, так как он не получит минимально необходимой прибыли.

Аналогично спросу следует различать зависимость изменения величины предложения от цены, что выражается в движении вдоль кривой предложения из одной точки в другую, а также изменения предложения в целом. Смещение кривой предложения обусловлено действием не цены, а неценовых факторов. Наиболее важные из них: цены на ресурсы, уровень технологии производства, налоги и дотации, цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары, ожидание (прогноз) продавцов на динамику спроса, цен, доходов и т.д., число продавцов.

Рис.2. Кривая предложения

Изменение в величине предложения выражается в движении по точкам кривой предложения:

Зависимость между ценой и количеством предлагаемых к реализации товаров отражается в эластичности предложения, которая характеризует чувствительность (реакцию) предложения товаров на изменения их цены. По аналогии со спросом математически эластичность предложения (коэффициент эластичности) определяется отношением приращения величины предложения к обусловившему его приращению , т.е. равна .

Предложение может быть: совершенно эластичным, эластичным, предложением с единичной эластичностью, неэластичным, совершенно неэластичным. Предложение с единичной эластичностью устанавливается, когда рост цены товара на 1% сопровождается ростом предложения данного товара также на 1%. При неэластичном предложении рост цены не оказывает существенного влияния на количество предлагаемых на рынке товаров.

Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными областями их использования. В свою очередь, мобильность ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены.

Чем больше времени в распоряжении производителей, чтобы отреагировать на изменение в спросе, тем сильнее будут соответствующие изменения в объёме производства. В пределах кратчайшего рыночного периода производителю не хватает времени для того, чтобы изменить объёмы производства, поэтому предложение оказывается совершенно неэластичным. В пределах короткого периода времени производственные мощности остаются неизменными, однако объём производства может быть изменён за счёт интенсивности их использования и предложение оказывается более эластичным.

В любом случае в рыночной экономике между спросом и предложением устанавливается определённое соответствие – рыночное равновесие.

В основе рыночного равновесия лежит равновесная цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос. При наложении графиков спроса и предложения кривые пересекутся. В точке пересечения кривых спрос и предложение совпадают. Цена, установившаяся при совпадении спроса и предложения называется ценой равновесия (см. рис. 3).

Рис. 3 Равновесная цена

Если установить цену выше равновесной (Р1), то появится излишек товара, который невозможно будет продать. Чтобы сбыть продукцию, продавцы будут вынуждены снижать цену пока она не придёт к равновесной. Если цена окажется ниже равновесной (Р2), то товар будет распродан мгновенно, но спрос останется неудовлетворённым, поэтому цена будет расти до равновесного значения. Однако кроме цены на спрос и предложение на рынке влияет ряд неценовых факторов, что сопровождается изменением равновесных цен. На конкурентном рынке цены не назначаются, а как бы возникают сами под воздействием спроса и предложения. Поэтому их называют свободными рыночными ценами. Но слово «свободные» не следует понимать буквально. Ведь кривые спроса и предложения несут на себе отпечаток интересов продавцов и покупателей. Вряд ли найдётся продавец, желающий сбывать товар по цене ниже издержек производства и обращения, поэтому на кривую предложения накладывается определённое ограничение, которое скажется на величине рыночной равновесной цены. Как видим ,рыночная цена свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка, от психологических установок его участников. И ещё надо иметь в виду, что свободные рыночные цены устанавливаются только на идеальном конкурентном рынке. Рыночное ценообразование – это автоматический регулятор экономических отношений. При возросшем спросе на товар и неизменном предложении равновесная цена увеличивается, при уменьшении спроса равновесная цена снизится. Практическая реализация рыночной конъюнктуры воплощается в современных условиях в маркетинге и менеджменте. Одна из главных функций рынка – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой уникальный способ коммуникации, распространения информации и других сведений, необходимых человеку в рыночной экономике. Оперативная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования. Именно цены выступают или вознаграждением за усилия в предпринимательской деятельности, или беспощадным наказанием за просчёты в экономических решениях. Стимулирование предпринимательства, экономия ресурсов, объём производства и структура ассортимента выпускаемой продукции, стандарты качества товаров и услуг – всё это определяют рыночные цены.

Механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определить цену любого товара или услуги.

Суть рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в среде реализации продукции, т.е. на рынке под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

Функции цены отражают её экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни, а также взаимодействие с другими экономическими категориями и явлениями.

Учётная функция, или функция учёта и измерения затрат общественного труда определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости товара. Но цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли. В условиях монополизированной экономики, деформированного рынка слабой конкуренции, производитель диктует цены, и сдержать их может только государство путём административного регулирования. В учётной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей и используется для определения эффективности производства, является ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

Стимулирующая функция цены выражается в поощрительном или сдерживающем её воздействии на производство и потребление различных товаров. Цена оказывает стимулирующее влияние на производителя через величину заключенной в ней прибыли, а также надбавки и скидки к ней.

Распределительная функция цены связана с отклонением цены от стоимости пол воздействием рыночных факторов. Эта функция состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими её секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Кроме того, данная функция проявляется через акцизы на отдельные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы централизованного чистого дохода, который поступает в государственный бюджет. С помощью этой функции также решаются социальные задачи общества.

Функция сбалансированного спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

Функция цены как средства рационального размещения производства с переходом к рынку получает всё большее развитие. Она проявляется в том, что с помощью механизма цен происходит перемещение капиталов в секторы экономики и виды производств с более высокой нормой прибыли. Осуществляется этот процесс под воздействием законов конкуренции и спроса.

Однако в условиях современной украинской экономики с высоким уровнем монополизма производителей, слабым развитием конкуренции и высоким развитием инфляции движение капиталов между отраслями пока ограничено. Инвестиции в производство при сравнительно длительном его цикле и высоких темпах инфляции приводят к обесцениванию вкладываемых средств. Поэтому в настоящее время широко развита торгово-посредническая деятельность, где оборот капитала происходит значительно быстрее, чем в других отраслях и, соответственно, норма прибыли весьма велика.

Все функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют, но в ряде случаев могут вступать в противоречие. Так стимулирующая функция цены усиливает сбалансированность спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Но цена может играть и дестимулирующую роль (при её снижении), что приводит к сокращению предложения товаров, а это, в свою очередь, ведёт к согласованию спроса и предложения в том случае, если предложение превышает спрос.

В хозяйственной жизни взаимосвязь между различными функциями цены согласованы и многообразны и являются предметом исследования маркетинговых служб. В зависимости от экономических признаков цены, все цены классифицируются по видам и разновидностям. Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от обслуживаемой или сферы товарного обращения. В соответствии с этим признаком цены подразделяются на следующие виды:

- оптовые цены на продукцию промышленности;

- цены на строительную продукцию;

- закупочные цены;

- тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- розничные цены;

- тарифы на платные услуги населения;

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

Оптовые цены предприятия - цены изготовителей продукции, по которым они реализуют производственную продукцию потребителям (другим предприятиям и организациям).

Оптовая цена предприятия-производителя
Издержки (себестоимость продукции) Прибыль Надбавки (скидки) к цене Налог на добавленную стоимость

Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя являются трансфертные цены. Они используются при коммерческих операциях между подразделениями одной и той же фирмы и могут существенно влиять на конкурентоспособность фирмы. Так, путём занижения цен на сырьё и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить конкурентоспособность фирмы.

Оптовые (отпускные) цены промышленности – цены, по которым предприятия-потребители оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям.

Оптовая (отпускная) цена промышленности
Оптовая цена предприятия Оптово-сбытовая скидка (наценка) Акциз Налог на добавленную стоимость
Издержки снабженческо-сбытовой или оптовой организации Прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации
         

 

Если цены изготовителей больше тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены промышленности более тесно связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).

Закупочные цены – цены (оптовые), по которым реализуется сельхозпродукция её производителями потребителям. Это договорные цены, которые устанавливаются по согласованию сторон. Они отличаются от оптовых и розничных цен тем, что в их состав не включаются акциз и НДС.

Розничные цены – цены, по которым товар реализуется в розничной торговой сети населению. Включённый в розничную цену товара акциз – это косвенный налог на потребителя. Акцизом облагаются главным образом престижные товары и предметы роскоши, легковые автомобили, алкогольные напитки и некоторые другие товары.

Розничная цена
Оптовая (отпускная) цена промышленности Акциз Налог на добавленную стоимость Торговая надбавка (скидка)
Издержки обращения торговых организаций Прибыль торговых организаций

Торговая надбавка (скидка) возмещает издержки обращения торговых организаций и образует их прибыль. В зависимости от степени свободы цен, от воздействия на них государства, различают:

- свободные цены, складывающиеся на рынке под влиянием коньюктуры независимо от государственных органов. Государство может добиваться изменения уровня цен только путём воздействия на коньюктуру рынка;

- регулируемые цены, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но испытывающие при своём формировании определённое влияние государственных органов либо посредством прямого ограничения их роста или снижения, либо путём регламентации рентабельности или каким-либо аналогичным методом;

- фиксируемые цены, устанавливаемые государственными органами на ограниченный круг товаров.

В переходный период к рыночной экономике действуют два вида цен: свободные (рыночные) и регулируемые цены.

Наиболее адекватными рыночной экономике являются свободные рыночные цены. Но полностью перейти только к ним нельзя, и нигде в мире этого нет. Полностью свободное ценообразование идеально может происходить только на товарных рынках, где протекают экономические процессы, наиболее полно отвечающие интересам экономики, общества в целом. Но и в этом случае государство сохраняет за собой право при необходимости вмешиваться в процесс ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий перейти к регулированным или даже фиксированным ценам.

 

II. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам её характер и формы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях различны. Это существенно влияет на поведение конкурентов при принятии решений относительно цен и других параметров хозяйственной деятельности. Только рыночная конкуренция может быть процессом открытия новых возможностей, она указывает конкурентам направления поиска, хотя и не даёт никаких гарантий относительно его результата. Успех в конкурентном процессе обеспечен лишь тому предпринимателю, который сумеет обнаружить в системе рынков контуры новых потребностей и технологий производства, использовать незамеченную другими разницу между нынешними ценами факторов производства и ценами на товары, которые будут произведены с их помощью. Проигрывает в конкуренции тот, кто не может «вписаться» в виражи экономического процесса.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.