Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЕОПОЛИТИКА КИТАЯ. ДРАКОН РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ. ЧАСТЬ 2.





 

Геостратегия Китая в современном мире. Вслед за В. А. Дергачёвым, Можно выделить несколько основных кругов геостратегии Китая.

 

В первом круге она имеет три генеральных направления — Юго-Восточная Азия, Северо-Восток и Северо-Запад.

 

· Юго-Восточная Азия — направление главного экономического удара геостратегии Китая, чей военно-морской флот господствует в Южно-Китайском море. Контроль геостратегической "артерии" в Сингапуре, позволит Китаю удерживать под своим контролем подходы Японии к ближневосточной нефти и европейским рынкам.

 

Геоэкономическая мощь «Поднебесной» в этом регионе обеспечена маргинальной субкультурой хуацяо (китайской диаспорой). По разным экспертным данным китайская диаспора контролирует местную экономику на 90%> в Индонезии, 75%о в Таиланде, 50—60% в Малайзии и полностью в Сингапуре. Хуацяо занимают прочные деловые позиции на Филиппинах и других странах региона. Китайские дипломаты укрепляют влияние страны в Камбодже, Лаосе, Таиланде. В период экономического кризиса 1997 г. Китай оказал содействие экономикам ЮВА, в то время как американцы отказали им в помощи.



 

Китай создал свободную экономическую зону с десятью азиатскими странами. Заключив соглашение о зоне свободной торговли с АСЕАН, Китай фактически стал использовать эту организацию в качестве рынка сбыта дорогостоящих китайских товаров, покупая в странах АСЕАН дешёвую сельхозпродукцию.

 

Актуальной, с точки зрения китайских экспертов, может оказаться и задача защиты районов морских акваторий в зоне о. Хайнань и провинции Гуандун, где сосредоточены нефтеперерабатывающие предприятия КНР.

 

Китай также участвует в проектах модернизации портов и военно-морских баз на бирманском побережье Бенгальского залива и Андаманского моря, что позволит ему проводить свою политику и в Индийском океане. Кроме того в Мьянме строятся шоссе и железные дороги из южных провинций Китая к Индийскому океану.

 

· Российский Дальний Восток. Китай активно поощряет миграцию своих граждан на российский Дальний Восток. Китайские ученые заявляют, что российская экономика нуждается в миллионах рабочих рук из Китая. Цель миграции – снятие социальной напряженности у себя дома.



 

В Маньчжурии — реализуются многочисленные инвестиционные программы. Города (с населением более 5 млн. человек) Шэньян, Чанчунь, Харбин и Далянь превратились в крупные международные торговые центры. Только семимиллионный Шэньян по численности населения больше в 1,2 раза российского Дальнего Востока (без Якутии) и в 10 раз Владивостока. Постепенно с Дальнего Востока Китай переключает внимание и на Восточную Сибирь.

 

В 2003 г. разгорелась борьба за восточно-сибирскую нефть с Японией. Китайцы сделали ставку на ЮКОС, а японцы на Транснефть.

 

В 2006 г. были проведены 10 дневные учения на северо-востоке страны, на против российско-китайской границы. Некоторые российские аналитики рассматривают эти учения как подготовку Китая к войне с Россией, т.к. отрабатывалось наступление а не оборона. ( Храмчихин А. КНР: геополитическая цена экономического прогресса //Свободная мысль. 2007. № 12. с. 92).

 

В 2009 г. Д. А. Медведев и Ху Цзиньтао одобрили Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири с провинциями Северо-Востока КНР до 2018 г. В рамках этого сотрудничества предполагается строительство свыше 200 предприятий по обе стороны границы, в основном эти «пары» ориентированы на добычу и вывоз в Китай российского сырья, его переработку на китайской территории. В ряде случаев речь идёт о разработке очень крупных месторождений: Берёзовское железорудное, Удоканское медное, Беринговское угольное, Новиковское буроугольное. В других проектах фигурируют золото, сурьма, титан, ванадий, магнезит, полиметаллы, апатиты. Создаются крупные лесоперерабтывающие комбинаты в Чите, Забайкальске, Усть-Куте, Тайшете, Амурске и более мелкие предприятия по всему Дальнему Востоку. На Россию приходится 2/3 всего китайского импорта древесины. При том это очень качественная древесина получается китайскими кампаниями с помощью контрабанды по гораздо низким ценам, нежели из других стран (Свободная мысль. 2010. № 8. С. 50).



 

· Центральная Азия Для Китая этот регион – его тыл в борьбе с США, поэтому ЦА уделяется большое внимание. Здесь особая роль принадлежит СУАР. Если во внешнеторговом обороте Китая доля стран Центральной Азии пока несущественна, составляет менее 1%, то удельный вес Казахстана в импорте СУАР составляет 45%, а Киргизии — 15%. Доля этих государств в экспорте СУАР достигла 17% и 15%. Казахстан и Киргизия стали для автономного района основными внешнеторговыми партнерами. Вдоль государственных границ Китая, Казахстана и Киргизии местные города получили преференции для свободной тор­говли.

 

Казахстан и Киргизия стали для автономного района основными внешнеторговыми парт­нерами. Вдоль государственных границ Китая, Казахстана и Киргизии местные города получили преференции для свободной торговли.

 

Синьзян-Уйгурский автономный район становится главным западным геополитическим и геоэкономическим форпостом Китая. Отсюда уже «прорублено окно» к Индийскому океану. После строительства самой высокогорной автомобильной дороги — Каракорумского шоссе — Китай получил выход к пакистанскому порту Карачи. СУАР становится важным коммуникационным узлом на возрождающемся «Шелковом пути». Этот качественно новый трансмодальный коридор не только создаст транзитный мост между Европой и Китаем, но и позволит преодолеть геополитическую и геоэкономическую изоляцию Центральной Азии. Новый «Шелковый путь» создается на основе транспортных, энергетических маршрутов и телекоммуникаций.

 

Китай проявляет заинтересованность в освоении месторождений нефти и газа в Казахстане и строительстве трубопроводов. Китайцы инвестировали 700 млн долларов в развитие энергетической структуры Казахстана. КНР взял под контроль 40 % всей нефтегазовой сферы Казахстана. КНР готова инвестировать 3 млрд долл. в создание нефтепровода из Казахстана в СУАР. Это позволит давать 20 млн тонн нефти Каспия в Западный Китай. Кроме того разрабатывается и газопровод Туркмения-Китай. Достигнуты соглашения о строительстве о строительстве двух газопроводов Казахстан-Китай. Интересы Китая привлекают атомная энергетика (Казахстан), электроэнергетика (Таджикистан), транспорт и телекоммуникации, строительство, цветная металлургия, химическая и лёгкая промышленность.

 

В результате за последние годы Китай превратился в главного инвестора и торгового партнёра всех стран ЦА, а для некоторых (Киргизия и Таджикистан) – ещё и важнейшим экономическим донором.

 

В городах ЦА создаются чайнатауны, возникают Институты Конфуция. Растёт количество студентов из ЦА в китайских вузах. Первый такой появился в Узбекистане в 1994 г., в то же время И. Каримов фактически отказал России в строительстве русского центре в Ташкенте. Активно принимает участие Китай в деятельности ШОС, фактически вытесняя оттуда Россию.

 

Во втором круге можно выделить три направления.

 

· Сближение Китая с исламскими странами. В частности КНР выступила главным арсеналом мусульманского мира. За период между 1980-1991 гг. Китай продал Ираку 1300 танков, Пакистану – 1100, Ирану – 540. Число переданных Ирану, Пакистану и Ираку ракетных установок и артиллерийских систем: 1200, 50, 720. Китай помогает Пакистану и Ирану в разработке ядерных программ.

 

В конце 2004 года Пекин подписал с Тегераном соглашение о сотрудничестве на 30 лет, предусматривающее проекты на 70 млрд долларов. Китайская государственная компания Sinopec займется разработкой гигантских газовых запасов Йадаравана, строительством объектов нефтехимической и газовой промышленности, включая трубопроводы. В Тегеране построено и модернизируется китайцами метро.

 

Ядерное оружие Пакистана создано во многом благодаря помощи Китая. Военно-воздушные силы страны практически полностью оснащены китайской техникой. В армии более 70 % пакистанских танков и 60 % артиллерийских орудий китайские. В 2005 году в Китае началось строительство трех крупнейших фрегатов для Пакистана (первый поступит на вооружение уже в 2008-м), еще один построят на верфи в Карачи на основе китайских материалов и технологий. Исламабад готовится приобрести у Китая шесть атомных реакторов на сумму 7 млрд долларов.

 

Приоритетным мегапроектом современного Пакистана, крупнейшим за 60 лет независимости, является строительство с помощью КНР глубоководного морского порта Гвадар. Он расположен на побережье Аравийского моря в непосредственной близости от Ормузского пролива, ведущего в Персидский залив, через который транспортируется около 40 % всей потребляемой в мире нефти. С помощью этого проекта Китай планирует выйти к теплым водам Аравийского моря, чтобы «вызволить из плена» сухопутную провинцию Синьцзян. Сегодня КНР открыто заявляет, что рассматривает Пакистан в качестве промышленной базы для китайских компаний, вывоза производственных мощностей малого и крупного бизнеса, установки сборочных линий (к примеру, в Белуджистане), осуществления экспортно-импортных операций со странами Ближнего Востока, Центральной Азии, Африки и т. д.

 

Таким образом, пакистанская армия уже во многом зависит от китайских поставок.

 

Устанавливая отношения с Пакистаном и Ираном Китай решает две важнейшие задачи:

 

1) фактически блокирует Индию;

 

2) укрепляет подступы к Ближнему Востоку.

 

Китай появился и на Ближнем Востоке. С 2006 г. начали усиливаться отношения с Саудовской Аравией. В 2006 г. Китай изъявил готовность отправить своих миротворцев в Ливан. В том же году Китай предложил 22 арабским странам «братский союз» С Китаем.

 

· Китай и Африка. Китай превращается в одного из самых активных и заметных игроков в Африке. Китай активно участвует в миротворческих операциях под флагом ООН. Кроме того в Судане китайцы разместили 2 тыс. солдат для охраны нефтяной трубы, созданной совместно с малазийской фирмой «Петронас». В целом ряде африканских государств присутствуют китайские миссии, китайские военные делегации, продающие оружие. Китай инвестировал средства в покупку нескольких нефтеочистительных заводов в Алжире (2003 г.).

 

Инвестиции Китая в масштабные проекты общественного строительства в Африке начали возрождать такие агонизирующие города, как, например, Луанда в Анголе. Одновременно в ноябре 2006-го – в рамках торговых соглашений общим объемом 1,9 млрд долларов – китайские компании вошли в столь разнообразные проекты, как строительство скоростных автострад в Нигерии, прокладывание телефонной сети в сельских районах Ганы и возведение алюминиевого завода в Египте [Барма Н., Ратнер Э. Мир без Запада // Россия в глобальной политике. 2008. – № 4]. Китайцы строят в Африке школы, больницы, дороги, ремонтируют мосты. Фактически Черный континент превратился в одного из главных сырьевых источников Китая. Он получает оттуда нефть (Ангола, Нигерия, Судан, Экваториальная Гвинея, Конго); медь и кобальт (Конго и Замбия), железную руду и платину (ЮАР), лес (Габон, Камерун, Конго). Китайско-африканская торговля выросла с 10 млрд. долл. в 2000 г., до 50 млрд. долл. в 2007 г. Введены в практику саммиты Китай-Африка, на которых присутствуют почти все африканские страны.

 

· Китай и Латинская Америка. Влияние Китая в этом регионе было еще в 1970-е гг., и проявлялось оно в основном через деятельность революционных маоистских группировок – идеи Мао о борьбе Мировой деревни против Мирового города были популярны в Латинской Америке. ВО время своего визита в Латинскую Америку, Ху Цзиньтао обещал значительные инвестиции странам региона от Бразилии до Кубы (Э. И Х, Тоффлер. Революционное богатство. М., 2008. с.480). По мнению многих экспертов на Кубе все заметнее становится присутствие Китая.

 

Экономическое стратегическое партнерство Китай предлагает Бразилии. Еще в 1999 г. Китай был 15 – м экономическим партнером Бразилии, а теперь 2-м. Китайские фирмы планируют инвестиции в алюминиевую промышленность Бразилии объемом в 2 млрд долл, а также 1,5 млрд долл в стальную. Другим торговым партнером Китая является Чили (Уткин А. И. Месть за победу - новая война. М., 2005.). Китайские торговые кампании проникли в Панамский канал и взяли фактически его под свой контроль. Кроме того Китай модернизирует порты в Центральной Амреике.

 

Китай поддерживает Уго Чавеса (Венесуэла) претендующего на роль «преемника» Фиделя Кастро в роли лидера революционного движения в Латинской Америке. Китай стал членом Межамериканского банка развития, несмотря на протесты США и Японии.

 

В целом объём торговли Китая с Латинской Америкой возрос с 200 млн. долл. в 1975 г., до 50 млрд долл. в 2004. В последнее время именно фактор доходов, полученных от Китая, обусловил большую часть экономического роста Аргентины и Бразилии.

 

Океаническая стратегия Китая. За последние годы Китай стремительно превращается в морскую цивилизацию. Некоторые геополитики в Китае уже успели провозгласить вступление Китая в «эпоху морей и океанов».

 

Китай занимает господствующее положение на тихоокеанском побережье Восточной Азии в зоне умеренного и тропического климата, а южная граница страны находится в непосредственной близости к Индийскому океану, и в перспективе её можно связать с побережьем сетью дорог и трубопроводов. Это сейчас Китай и делает в Мьянме. Однако здесь есть и трудности. Проблемной зоной для китайского флота является т.н. «первая островная гряда»: Корейский полуостров-Курилы-Япония-Тайвань-Филиппины-Индонезия-Австралия. Американские эксперты называют это «Великой Китайской стеной, развёрнутой против Китая». Однако Китай стремится преодолеть эту первую гряду. Закупаются корабли для ВМФ. Китай заявляет о своей обеспокоенности ситуацией в Аденском и Малаккском проливах, где усиливается пиратство.

 

Китай и основные центры силы.

 

Россия. Для Китая партнерство с Россией является важнейшим фактором, закрепляющим усилия по его превращению в мировую державу (политическая, военно-техническая и техно­логическая поддержка). Россия нужна Китаю в качестве противовеса Японии на Дальнем Востоке, а также как противовес США. Однако Китай предпочитает здесь действовать очень осторожно, стараясь, чтобы с антиамериканскими инициативами чаще выступала Россия. Фактически Пекин заинтересован в сохранении противоречий между Россией и США. Китай совместно с Россией участвует в БРИК и в ШОС.

 

Китай активно длительное время закупал российскую военную технику. Однако за последние годы происходит спад закупок российского вооружения. Не всё из того, что предлагает Москва, устраивает Китай. Большую часть оружия Китай уже закупил, а остальное производит сам. Всё чаще Пекин ставит условием заключения контракта передачу лицензии на производство соответствующей модели вооружений на своих мощностях, что означает прекращение аналогичных заказов Москве в будущем (Салин П. Китайский Пасьянс //Россия в глоб политике. 2010. № 4. с. 80).

 

Вместе с тем сохраняется заинтересованность Китая в российских ресурсах. Для Китая Россия – одна из наиболее подходящих сырьевых баз. Именно Дальний Восток позволяет Китаю максимально гарантировать безопасность поставок сырья в КНР на случай американо-китайского конфликта. Уже подписан ряд соглашений, предусматривающих сырьевой характер развития российского Дальнего Востока при помощи китайских инвестиций (о чём говорилось выше). Но проблема для китайцев заключается в цене на ресурсы. Здесь пока Китай не может убедить Россию в снижении цен.

 

Учитывая определённое сближение России и Китая по ряду политических и экономических вопросов, в России возникла позиция сторонники которой предлагают создать антиамериканский союз с Китаем. Их оппоненты указывают на то, что это утопия. Такой альянс привёл бы к расширению американо-японского союза, который Китаю хотелось бы постепенно расстроить. Поэтому, невозможен блок: Россия-Индия-Китай, предполагающий направленность против четвертой стороны. Китайцы пока убрали с повестки дня территориальный вопрос, но помнят о своих претензиях к России.

 

США. Они занимают особое место во внешней политике Китая. Отношения с США для Китая имеют первостепенную значимость, поскольку США являются единственной державой, которая может воспрепятствовать превращению Китая в державу «первого уровня» и объединить мировую систему под лозунгом «сдерживания» Китая. Правда сам Китай подчеркивает, что не намерен угрожать США, что лучше бы средства на оборону он потратил на более мирные цели. Китай пока не стремится к мировому лидерству. По мнению некоторых аналитиков оно даже пугает КНР (хотя в душе китайцы и убеждены, что рано или поздно мир будет возглавляться Китаем). Пекин и Вашингтон не имеют территориальных споров. В Пекине заинтересованы в притоке американских инвестиций, новейших технологий.

 

Китай пока продолжает покупать сотни миллиардов долларов американских правительственных облигаций, что явственно смягчает дефицит текущего баланса США. Спад американской экономики КНР не устраивает, поскольку от этого зависит покупка Америкой китайских товаров. Китай вышел на второе место экономического партнера США. Доля китайского импорта в США – 11,2 %. Экспорт из США в КНР увеличился с 16,1 млрд долл до 27,3 млрд.

 

Китайцы видят в США фактор, воздействующий на поведение Японии в АТР, что так же способствует сближению позиций Пекина и Вашингтона. В Китае признают, что «цели политики Китая и Соединенных Штатов, относящиеся к поддержанию стабильности в Азии, в основном идентичны» [Цит. по: Бжезинский З. Выбор: мировое господство или глобальное лидерство. М., 2004. С. 167]. Китай избегает в ООН голосовать вопреки позиции США. Последнее время в Китае начинают обсуждаться (пока только в научных кругах) идеи партнерства с США. В целом же китайское руководство придерживается линии: решительно защищая свою внешнеполитическую свободу, независимость, одновременно всячески избегать конфликтов с США.

 

Вместе с тем КНР осуждает деятельность США, критикует идею однополярного мира. Китаю не нравится поддержка США независимости Тайваня. Раздражает Китай и размещение США и Японией (в рамках двустороннего договора) системы антиракетной обороны в регионе под предлогом противостояния Северной Корее. Китай считает, что эти шаги направлены против них.

 

Фактически Китай стремится вытеснить США из АТР в экономическом плане, он создает там форумы, фактически исключающие США из этого региона. Несмотря на то, что КНР закупает американские ценные бумаги, последние время Пекин начал тестировать стратегию «сброса долларового проклятия». Стандартные варианты "сброса" долларовых активов не подходят в силу большого их объема, что не осталось бы незамеченным мировыми рынками. Попытки обмена долларовых активов на бумаги, номинированные в любой другой валюте, означали бы удар по доллару и, следовательно, по китайским резервам. Масштабная закупка сырьевых товаров на рынках (не говоря уже о решении вопроса хранения запасов) или фьючерсов на них привела бы к резкому росту котировок, что означало бы девальвацию американской валюты и китайских резервов.

 

В создавшейся ситуации Пекин сделал ставку на покупку сырья, ещё не находящегося в обращении. Речь идет о выдаче кредитов (желательно, чтобы заемщиками выступали национальные правительства или близкие к ним компании) под гарантии поставок сырья в долгосрочной перспективе (на 10–25 и более лет). Другими словами, это просто завуалированная форма купли-продажи природных ресурсов, которая не влияет на курс доллара и котировки сырья.

 

Ярким примером здесь может служить недавняя сделка КНР с Венесуэлой. Помимо неё в рамках программы «доллары в обмен на сырьё» стали государства Центральной Азии, Объединённые арабские Эмираты. В целом же общий объем выданных Пекином по всему миру средств в рамках программы под неформальным названием "кредиты в обмен на ресурсы" можно оценить примерно в 150–200 млрд долларов (точную цифру назвать затруднительно, так как детали далеко не всех сделок раскрываются). Это составляет чуть менее 10 % от всего объема ЗВР страны, причем в последнее время наблюдается форсирование выдачи подобного рода займов. Если темпы программы останутся прежними или тем более увеличатся, то практически все резервы Пекина разойдутся к 2015–2017 гг. (без учета возможных расходов на стимулирование внутреннего потребления и своп-кредитов, что придаст еще больший динамизм ситуации). Это позволит Китаю если и не полностью избавиться от "долларового проклятья", то по крайней мере заметно снизить его негативные последствия, а также развяжет руки для полномасштабной войны против американской валюты, если в этом возникнет необходимость (Салин П. Пекинский пасьянс. Цит. соч. с. 74.).

 

Япония. Япония для Китая – союзник-соперник в Восточной Азии, с которым существуют тесные экономические связи и от которого можно получать инвестиции и технологии, но который начинает трансформацию своей экономической силы в политическую и военную мощь.

 

Но не смотря на сложные политические отношения, Китай добился того, что Япония сейчас импортирует товаров из Китая больше, чем из США.

 

Индия. За последние годы произошло заметное улучшение отношений с Индией. Обе страны входят в группу БРИК. Индия приглашена на правах наблюдателя в ШОС. Используя свое влияние в Пакистане, Китай побуждает его к урегулированию отношений с Индией.

 

Евросоюз. ЕС – самый крупный торговый партнер Китая. Товарооборот между Китаем и Европой достиг в 2006 г. 260 млрд. долл. В январе 2009 г. на встрече в Женеве между премьер-министром Китая Вэнь Цзябао и лидерами Евросоюзе стороны договорились о дальнейшем развитии сотрудничестве.

 

ГЕОПОЛИТИКА СТРАНЫ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА.

 

Геополитика Японии на современном этапе.

 

Позитивные факторы. В течение полувека, прошедшего после ее поражения во Второй мировой войне, Япония была сосредоточена на экономическом возрождении, предоставив политику безопасности Соединенным Штатам.

 

· Япония в наше время – вторая в мире экономика; ее золотовалютные резервы на 2009 г. составили 1,042 трлн. долл.; На данном этапе самые растущие в Японии отрасли идентичны американским — сфера высоких технологий и телекоммуникации. В последней наблюдается ежегодный рост в 12 процентов. После десятилетней стагнации Япония предпринимает фундаментальные перемены в экономической системе. Изменится система пожизненного найма на работу, внутренней взаимозависимости компаний, система кейрецу в поставках. Растет объем иностранных инвестиций. Реструктуризация японской экономики делает ее могучим конкурентом прежде всего Соединенных Штатов.

 

· военный бюджет Японии по отзывам экспертов – 2-й в мире; в нарушении Конституции японские вооруженные силы участвуют в операциях в Афганистане и Ираке;

 

· заключено соглашение о военном сотрудничестве с Австралией; Япония начинает сотрудничать с НАТО; идет реформация японской армии;

 

· Япония участвует в экономических форматах «АСЕАН плюс три (Япония, Китай, Южная Корея)», «АСЕАН плюс два» (Япония, Китай), «АСЕАН плюс Япония»; налаживаются японо-индийские отношения.

 

Негативные факторы.

 

· у Японии ограниченные природные ресурсы;

 

· ее население быстро стареет, способность лидеров организовать национальное могущество не вызывает восхищения;

 

· рост влияния Китая;

 

· Япония, неядерная и не имеющая стратегической глубины, располагается на стыке интересов трех ядерных держав — Соединенных Штатов, Китая и России (а в будущем, возможно, и объединенной ядерной Кореи).

 

· окружение Японии — АСЕАН, Китай, обе Кореи — не готово еще забыть страшный опыт японского гегемонизма.

 

Япония и другие центры силы.

 

Япония и Россия. Для Японии более приоритетными являются отношения с США и Китаем. На долю Японии в российской экономике приходится всего 3% иностранных инвестиций. Развитие японо-российского сотрудничества японская сторона связывает с решением проблемы т.н. «Северных территорий».Одновременно Япония все активнее проникает в Центральную Азию и в Закавказье.

 

С другой стороны Япония видит в России, хотя и незначительный, но противовес Китаю. Япония заинтересована в российских ресурсах. Поэтому сотрудничество между двумя странами развивается, хотя и медленными темпами.

 

Существует механизм контактов на всех уровнях и по всем направлениям. Возрастают японские инвестиции в российскую экономику. Реализуются проекты создания совместных предприятий.

 

Япония и США. Существуют и проблемы во взаимоотношениях. Так, в США с трудом мирятся с возможной трансформацией Японии в самоутверждающуюся величину. В свою очередь Япония стремится проводить самостоятельную политику. В 1997 году Япония выдвинула идею создания регионального валютного фонда для Азии самостоятельно от МВФ, США и Западной Европы (с целью гарантии от возможных финансовых кризисов).

 

Экономический антагонизм двух стран резко проявляется и в отчаянной борьбе за внешние рынки сбыта своей продукции и вложения капиталов, в первую очередь в азиатской части АТР. Япония инвестировала в эту часть региона около 90 млрд. долл., в то время как США — только 30; американский экспорт туда составляет примерно половину от японского. Основываясь на размере и характере инвестиций, аналитики предсказывают, что при содейст­вии Японии в АТР будет построено две трети всех автомобильных заводов и ею будет контролироваться до 60% авторынка, а доля США не превысит 10%.

 

Хотя экономическую враждебность США и Японии нередко называют конфликтом XXI в., в ближне- и, очевидно, среднесрочной перспективе развитие этого противостояния будет сдерживаться заинтересованностью сторон друг в друге. Для Японии необходимо: оставить открытым обширный рынок США, а с учетом образования и расширения НАФТА — весь рынок Северной и Латинской Америк; сохранить американские военные гарантии и, возможно, войска США на своей территории перед лицом быстро набирающего экономическую и военную силу Китая (имеющего к тому же вялотекущий — пока? — территориальный спор с Японией из-за островов Синкаку), а также с учетом все еще не снятой исторически обусловленной неприязни по отношению к Японии со стороны ее азиатских соседей, помноженной на их озабоченность по поводу японской экономической экспансии в регионе; заручиться поддержкой Вашингтоном территориальных претензий Токио к России; гарантировать содействие США обеспечению надежных поставок энергоносителей с Ближнего Востока. Пока Япония не способна самостоятельно обеспечить свою оборону, по крайней мере с помощью обычных войск, из-за возникших демографических проблем и трудностей с комплектованием "сил самообороны" (ей даже пришлось сократить численность сухопутных войск на 30 тыс. чел.). США же намереваются продолжать выгодный экспорт в Японию сельхозпродуктов, военного оборудования, заполучить доступ к ее гражданским технологиям и, самое главное, все же пробиться на японский рынок ширпотреба. В то же время не исключен выбор стратегического партнера в регионе: им могут быть Китай, Россия и Южная Корея.

 

Япония и Китай. С одной стороны между Китаем и Японией сохраняются напряженные отношения. Существуют и территориальные споры. В будущем между Японией и Китаем возможна конкуренция за доступ к ресурсам России, Африки и Ближнего Востока (Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет которые могут все изменить. М., 2008. С. 312). В настоящее время Япония стала меньше инвестировать Китай; росло движение за прекращение официальной помощи, также начинает процветать поддержка страны со стороны населения. Многие считают, что Япония должна прекратить помогать Китаю по двум главным причинам: первое – предоставление Китаю экономической поддержки фактически финансирует его военную мощь, что может постепенно привести к угрозе безопасности Японии; второе – Китай поддерживает много различных развивающихся стран, особенно в Африке, и поэтому совершенно нет необходимости поддерживать страну, которая может себе позволить оказывать помощь другим (Кальчева Анастасия для Fushigi Nippon - Загадочная Япония http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1327&page=11).

 

Вместе с тем происходит усиление экономической взаимозависимости. Японо-китайский товарооборот достиг 64 млрд. долл. Американские аналитики отмечают, что экономические интересы Японии в Азии в течении двух последних десятилетий сместились от ЮВА к Северо-Восточной Азии, к треугольнику Китай-Япония-Корея. Эксперты убеждены, что старение японской рабочей силы усилит зависимость Японии от инвестиций извне, и от интеграции, особенно с Китаем (Брутенц К. Н. … С.321).

 

Противники прекращения инвестиций в Китай утверждают, что если продолжать помогать ему, то китайское правительство, скорее всего, будет играть по правилам международной системы, а также, что поддержка Японии искупит вину страны и покроет разрушения, причиненные во время Второй мировой войны.

 

В Японской элите есть представители, которые, сохраняя крепкие отношения с США, заинтересованы и в развитии сотрудничества с Китаем.

 

Весной 2007 г. по приглашению японской стороны Вэнь Цзябао прибыл в Японию, и был удостоен редкой чести: выступить перед парламентом. Он также встретился с императором. В 2008 г. в Японию прибыл Ху Цзинтао. Японский военный корабль посетил Китай.

 

Япония и Индия.

 

С 1986 года и по сей день Япония является самым большим донором вспомогательных средств для Индии. Япония и Индия договорились установить «Японо-индийское глобальное партнерство в XXI веке», когда премьер-министр Мори посетил Индию в августе 2000 года. Премьер-министр Ваджпаи (Vajpayee) посетил Японию в декабре 2001 года, тогда оба министра выпустили Японо-индийскую совместную декларацию, состоящую из диалога на высшем уровне, обменов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), совместных претензий по поводу распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и терроризма. В апреле 2005 года премьер-министр Коидзуми посетил Индию и согласился с премьер-министром Манмоханом Сингхом (Dr. Manmohan Singh) укрепить стратегический центр глобального партнерства двух стран. Они подписали совместное заявление «Японо-индийское партнерство Новой азиатской эры: Стратегическое направление японо-индийского глобального партнерства».

 

Премьер-министр Сингх посетил Японию и провел переговоры на высшем уровне с премьер-министром Абэ в декабре 2006 года. Премьер-министры приняли решение о создании стратегического и глобального партнерства двух стран и подписали «Совместное соглашение в отношении японо-индийского стратегического и глобального партнерства». Премьер-министр Абэ посетил Индию и провел переговоры на высшем уровне с премьер министром Сингхом в августе 2007 года. Оба премьер-министра после проведенных переговоров подписали «Совместное соглашение о планировании новых аспектов стратегического и глобального партнерства двух стран» и «Совместное соглашение Японии и Республики Индия об усилении сотрудничества в вопросах защиты окружающей среды и сохранения энергии».

 

Обе страны ежегодно проводят совещания МИДов, диалог между которыми начался в 2001 году и с тех пор было проведено уже четыре раунда таких диалогов. Обмены на высшем уровне между двумя сторонами продолжаются до сих пор. Из числа японских военачальников Индию посетили: генерал Массаки, начальник генштаба (сентябрь 2005), адмирал Сайто, глава МССЯ (февраль, 2006), генерал Мори, глава НССЯ (март 2006) и генерал Ёсида, глава ВССЯ (апрель 2006).

 

Из Индии в октябре 2005 года в Японию прибыл адмирал Пракаш (Prakash), начальник штаба ВМС. Министр обороны Индии, г-н Мукхерджи (Mukherjee), посетил Японию в мае 2006 года. Во время его визита было выпущено Совместное соглашение о продвижении обменов по безопасности. В сентябре 2007 года МССЯ присоединились к военным играм «Малабар 07-2» («Malabar 07-2»), которые были устроены Индией.

 

Начиная с 2000 года, силы береговой охраны обеих стран ежегодно проводят совместные тренировки, направленные на поиск, спасение и борьбу с браконьерством и пиратством. Главы данных охранных частей практически каждый год посещают друг друга. Службы береговой охран обменялись меморандумами о сотрудничестве в ноябре 2006 года во время визита в Индию командующего Исикавы.

 

В последние годы усилились и расширились двусторонние торговые связи Индии и Японии. Однако, скорость и пределы распространения этих связей все еще очень ограничены.

 

В декабре 2006 года премьер-министры обеих стран решили начать прямые переговоры по заключению двустороннего экономического соглашения о партнерстве (Всестороннее экономическое соглашение о партнерстве, направленное, по сути, на полное завершение примерно в два ближайших года).

 

До декабря 2007 года в Нью-Дели и Токио были проведены четыре раунда переговоров. В июле 2007 года Японо-индийский стратегический диалог по экономическим проблемам, рассматривающий нынешний статус согласованных дел в области экономики, был проведен в Нью-Дели. Данный диалог проводился в продолжение визита в Японию премьер-министра Манмохана Сингха и поддерживал дальнейшие встречи на высшем уровне, а также гарантировал дальнейшую координацию действий. В августе 2007 года в Нью-Дели был проведен Форум бизнес-лидеров, который был приурочен к визиту в Индию премьер-министра Абэ. Интерес японского частного сектора в Индии повышается и в настоящее время приблизительно 350 японских компаний имеют филиалы в Индии (эта цифра увеличилась на 50% за прошлые 3 года). (Кальчева Анастасия для Fushigi Nippon - Загадочная Япония http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1323&page=2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.