ИЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Общая характеристика исламского мира. На данном этапе Мусульманская цивилизация, родившаяся в седьмом веке на аравийских торговых путях, охватила огромный регион мира — от Атлантики до Юго-Восточной Азии, от Центральной Азии до Тропической Африки. Но последнее время ислам начинает распространяться в США, Латинской Америке, и в Западной Европе (появилась даже теория «Еврабии»).
Таким образом мир ислама занимает важное стратегическое положение на карте Евразии: он образует пояс между Европой и Юго-Восточной Азией, даёт доступ к Индийскому и Тихому океанам, выходит к Атлантике. Под его контролем находятся крупные запасы нефти и газа (Ближний Восток, Центральная Азия). Мир ислама расположился в стратегически важных зонах: Гибралтар (да, он в руках англичан, но Северная Африка находится под контролем арабов-мусульман), Суэцкий канал, Аденский и Ормузский проливы, Африканский Рог, Малаккский пролив (правда Сингапур контролируют китайцы, но Малайзия и Индонезия – исламские государства).
Исламский мир обладает колоссальными запасами нефти и газа, здесь происходит интенсивное движение мировых капиталов — во многом благодаря тому, что через этот регион проходят основные воздушные и сухопутные коммуникации, связывающие Европу с Азией. Все это делает мусульманский мир важным геополитическим центром.
В армиях мусульманских стран 20 % военнослужащих мира. Пакистан (7-е место), Иран (8-е место) и Турция (9-е место), входят в 10-ку крупнейших по численности армий мира (см. Википедия. Статья «Список стран по численности действующих войск»). К ним можно добавить ещё и Египет (11-е место), Индонезию (13-е место) и Сирию (15-е).
Из 214 государства мира, в 120 исповедуется ислам. В 35 из них мусульмане составляют большинство населения. 57 государств входят в Организацию исламская конференция. Правда З. Бжезинский указывает на другие цифры - в 32 государствах - членах ООН мусульмане составляют не менее 86% населения, еще в 9 - от 66 до 85%, что в сумме дает 41 страну, где доминируют мусульмане
По мнению С. Хантингтона, основой могущества исламских стран является демографический потенциал. Уже сейчас стремительный рост населения в арабских странах, особенно в Северной Африке, увеличивает эмиграцию в страны Западной Европы. Это вызывает обеспокоенность у европейцев, приводит к росту расизма, избиениям мусульман. «Дни Европы сочтены, - пишет Бьюкенен. – Массовая иммиграция из исламского мира изменяет этнический состав старого континента ... Население Европы становится все более арабским и исламским...». Сами исламисты говорят: «мы победим этих бывших христиан одной только высокой рождаемостью, плодовитостью мусульманок. Европейские женщины не хотят рожать и нянчить своих детей. Мы заставим их нянчить наших» (Бьюкенен П. Смерть Запада. М., 2003.). Если в 1980 г. численность мусульман в мире составляла 18% всего населения земного шара, то в 2000 г. — 23%, по прогнозам к 2025 г. она составит уже 31%, т.е. впервые превзойдет по численности христианское население планеты
Доля исламских стран в промышленном производстве тоже растёт — с 2,9 % мирового ВВП в 1950 году до 11 % в 1992 г. Три исламские страны входят в Большую двадцатку (Турция, Саудовская Аравия, Индонезия). К числу динамично развивающихся стран можно так же отнести ряд стран Ближнего Востока, в том числе и Иран.
На данном этапе прирост населения в странах исламского мира – 2,7% в год; в остальной части Азии – 1,6 %, в Латинской Америке – 1,7%. [Бжезниский З. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство. М., 2004. с.73]. Сходное положение наблюдается в мусульманских государствах, образующих пояс вдоль южных рубежей России; их население, насчитывающее сейчас около 295 миллионов человек, к 2025 году, вероятно, достигнет как минимум 450 миллионов. Сейчас в мире примерно 1млрд 200 млн. мусульман.
Внутри этой цивилизации достаточно легко можно обнаружить ряд субцивиилзаций:
· Арабскую – Ближний Восток и Магриб,
· Турецкую – Турция, Азербайджан, Центральная Азия (сюда можно добавить чуть-чуть и наши республики – Татарстан и Башкирию);
· Персидскую – Иран, Таджикистан, частично Пакистан;
· Малайскую – Индонезия.
Мусульманские страны в современном мире выступают за идею межцивлизационного диалога. Распространение, например, получила теория взаимодействия цивилизаций бывшего президента Ирана Хатами (Зотов Д.В. Цивилизации в ХХ1 веке – конфликты и война или диалог и сотрудничество?//Социально-гуманитарные знания. 2004. №2).
Мир ислама в целом не приемлет стремление Америки навязывать другим государствам свою модель развития. Ислам выступает движущей национально-патриотической силой создания единой мусульманской нации и государства. Исламская цивилизация в целом характеризуется первенством солидарности и индивидуального самоограничения над правами и интересами отдельной личности. Чувственное восприятие мира доминирует над рационалистическим подходом, характерным для Запада.
Но у исламского мира есть и свои слабости. Во-первых, политическое разнообразие. Мир ислама: это республики и монархии, теократии и светские государства, в них правят либеральные, и социалистические режимы. Есть конфликты между исламскими фундаменталистами и умеренными мусульманами. Одни страны ислама занимают прозападную позицию, другие – антизападную. В мире ислама множество религиозных течений, толков, направлений (К. С. Гаджиев приводит цифру более 70). Самым ярким примером можно назвать противостояние шиитов и суннитов. Исламская цивилизация особенно разрывается в результате традиционного противостояния турок и персов, арабов и турок... Пока нет понимания между «Исламским севером» (т.е. бывшими советскими республиками) и южными странами. На севере, несмотря на всплеск интереса к исламу, в определённой степени чувствуется сохранение советского наследия.
Серьёзной является и проблема исламизма, а так же движения фундаментализма. Вызванный как внутренними, так и внешними причинами, исламизм представляется неоднородным явлением. Благоприятствовали этому территориальные споры и этнические конфликты, сложная социально-политическая и экономическая ситуация в отдельных странах исламского мира. Свой вклад внесли холодная война, модернизация традиционных обществ. Все это способствует распространению идей фундаментализма в мусульманских странах. Некоторые исследователи полагают, что сейчас в исламском мире имеет место попытка с помощью определённых методов реализовать особый исламский проект, сочетающий идеи вооруженного джихада против Запада с консервативным утверждением ислама.
Так или иначе эта тема является больной для мира ислама, тем более что она позволяет оппонентам исламской цивилизации создавать негативный образ данной культуры и использовать имеющиеся противоречия в своих целях. Как не вспомнить в связи с этим Афганистан и Ирак, вторжения в которые проходили под флагом «борьбы с террористами». Кроме того «исламская карта» умело разыгрывается в Южной Азии, по отношению к Китаю, России и Евросоюзу.
Последнее время, как все наблюдают, страны Ближнего Востока сотрясаются конфликтами, в основном вызванными внутренними противоречиями, но где-то ещё и специально разжигаемыми извне, как это было в Ливии и в Сирии.
Всё это пока не может не ставить вопрос о создании единой исламской цивилизации. По мнению П. Ханны: «Риторика объединенного «исламского мира» столь же преждевременна, сколь и контрпродуктивна. Она высвечивает ту движимую поисками идентичности политику, которой западные лидеры стремятся избегать. Сегодня у ислама меньше организационной цельности, чем в годы существования Османской империи. Между основными государствами, направляющими умму нет согласия. Так что невозможно создать альянс в советском стиле, чтобы нарастить «мясо» на исламском идеологическом скелете. Исламистские группы сильно расколоты по вопросам идеологии и особенностей своего вероучения. Сунниты и шииты куда чаще убивают друг друга, чем иноверцев-немусульман» (Хана П. Второй мир. М., 2009. с. 234).
Подобных трактовок придерживаются и некоторые отечественные исследователи. Например, К. С. Гаджиев отмечает, что: «Ислам сам по себе едва ли способен стать базой для устойчивых национальных и политических союзов, прежде всего в силу его разноликости» (Гаджиев К. С. Геополитические горизонты России. М., 2007. с. 507.)
Практически единственной мусульманской организацией, действующей на государственном уровне, является Организация Исламская конференция (ОИК), однако членство в ней не предполагает исламского характера внутренней политики участников и не накладывает на них обязательств по введению шариата. Многие современные наблюдатели обращают внимание на то, что деятельность ОИК пока не принесла особых результатов, поскольку эта организация так и не смогла объединить мусульманские страны общими целями. На неправительственном уровне в мусульманском мире наибольшую известность в последние годы приобрели такие организации, как Лига исламского мира и Всемирный исламский конгресс, однако и они не смогли сформировать общий вектор «мусульманской» внешней политики, сблизив позиции разных стран.
Во-вторых, отсутствие государства – лидера. На эту роль могли бы претендовать несколько государств.
Ведущие исламские страны. Индонезия – самая крупная мусульманская страна, экономика которой успешно развивалась до 1997-1998 гг. Страна с одной стороны занимает стратегически важное значение: она находится на путях из Тихого океана в Индийский. Индонезия имеет динамично развивающуюся экономику и многочисленную амию. Однако она расположена на периферии исламского мира. Население и культура Индонезии находятся под воздействием индуизма, буддизма, конфуцианства, христианства. Кроме того, рядом Китай, стремящийся втянуть Индонезию в орбиту свого влияния. Хуацяо (китайские иммигранты) уже взяли под контроль примерно половину индонезийской экономики.
Пакистан – обладает многочисленным населением и военной мощью. Он проявляет живой интерес к Афганистану, а в перспективе, и к Центральной Азии. Но это относительно бедная страна, раздираемая этническими и региональными противоречиями. Помимо этого, у нее есть мощный противовес в регионе - Индия. За последние годы ситуация в Пакистане усугубилась. Во-первых, фактически от него откололся север (область Вазиристан). Во-вторых, Пакистан всё более превращается в арену борьбу трёх сил: исламистов, китайских спецслужб и американцев. Фактически вырисовывается два сценария: а) гражданская война и развал страны (пример, тот же Вазиристан); б) втягивание в орбиту влияния Китая (китайцы усиленно вооружают пакистанскую армию, модернизируют пакистанские порты, тот же Карачи, провели высокогорную трассу из Китая через Пакистан к порту Карачи).
Иран – обладает внушительными размерами, центральным расположением, нефтяными ресурсами, населением, средним уровнем развития и историческими традициями. У него сильная армия. Формируется своя сфера влияния (нужно сказать, что в идеале современные правители Ирана, как и свергнутый шах, стремятся возродить древнюю Персидскую империю). Последнее время Иран укрепляет отношения с Турцией. В сферу его интересов входят Центральная Азия и Закавказье. Иран умело играет на противоречиях в арабском мире. Например, на противоречиях между Марокко и Мавританией, между Йеменом и Саудовской Аравией (отсюда и критика США Йемена). Президент Ирана пытается нормализовать отношения с аравийскими монархиями, чтобы смягчить напряженность в регионе Персидского залива и сократить там американское военное присутствие. Помощь Ирану оказывают китайцы.
Однако большинство населения Ирана – шииты (а 90 % населения исламского мира – сунниты); в Иране – персы, а основная часть исламского мира – арабы и тюрки. Да и вновь заявляет о себе китайский фактор. Кроме того, сам Иран: политэтническое государство. Из 65-миллионного населения страны только чуть более половины являются персами, четвертую часть составляют азербайджанцы, еще одну четверть представляют разнообразные меньшинства: курды, туркмены, арабы. Азербайджанцы и курды представляют определенную опасность для национальной целостности Ирана.
Последнее время вокруг Ирана так же нагнетается напряжённость. Как будут развиваться дальше события – покажет время. Но если динамичное развитие Ирана не будет прервано вооружённым вмешательством или внутренними потрясениями, скорее всего эта страна станет играть ещё более заметную роль на мировой арене.
Саудовская Аравия – колыбель ислама; там расположены самые почитаемые святыни ислама; ее язык – это язык ислама; она обладает самыми крупными в мире запасами нефти; её правительство ведет страну исключительно по исламскому пути. В семидесятые – восьмидесятые годы ХХ в. СА была единственной влиятельной страной ислама [С. Хантингтон]. Она потратила миллиарды долларов на поддержку исламистских движений.
С другой стороны, относительно небольшое население СА и географическая уязвимость делают ее зависимой от Запада в плане безопасности. Не всем нравится в регионе и дружба саудовских властей с США. В последнее время саудиты также начинают дружить с китайцами. При этом лидеры СА заявляют: это не измена Америке, а просто они взяли вторую жену.
Турция – она обладает многими данными для лидерства: хорошее экономическое развитие, военное могущество, многочисленное население. Последнее время налаживаются отношения с Ираном. Возникает своя сфера влияния: Кавказ, Центральная Азия, Балканы,Ближний Восток, возможно в перспективе и Крым.
Однако сейчас страна перед выбором. До середины 2000-х гг. Турция была светским государством и стремилась вступить в ЕС. Турки «вспомнили хорошим словом» Византию, заявив, что являются наследниками этой империи. Цель ясна – желание войти в Европу. Турецкие военные долгое время ориентировались на США во внешнеполитическом плане. Всё это отталкивало от Турции исламские страны. Да и большинство мусульман – арабы, находившиеся долгое время под владычеством Османской империи (примерно с XVI-XIX вв.). А историческая память на Востоке сильна.
Последнее время в Турции поднимается исламистская волна, опорой которой является студенческая молодёжь и часть провинциальной элиты. Под влиянием этих сил Турция и начинает дружить с Ираном, усилила антиизраильскую риторику, отказалась поддержать США в её политике в Ираке.
Вполне возможно, что Турции удастся в будущем возглавить исламский мир, по крайней мере его часть. Но в Турции пока сильна оппозиция исламистам в лице военных, националистов.
Таким образом, в целом геополитические устремления современной Турции возможны в рамках развития трех сценариев:
· прозападные модернисты стремятся превратить ее в европейское государство;
· правоверные исламисты, напротив, ориентируются на Ближний Восток и мусульманский мир,
· современные националисты обращают свой взор в сторону постсоветского пространства и России — они видят новое предназначение тюркских народов в создании Великой тюркской империи, включая бассейн Каспийского моря и Среднюю Азию. Турция стремится предстать в роли «освободительницы» своих братьев по вере от долгого российского гнета. Но идеи пантюркизма и панисламизма не получили широкого отклика на постсоветском пространстве, отчасти из-за продолжительного атеистического советского прошлого центрально-азиатских народов, которые во многом утратили восприимчивость к воинственным религиозным призывам.
Египет – её называют в числе претендентов очень и очень редко. С одной стороны она занимает стратегически важное место на Ближнем Востоке, её экономика за последнее время начинает развиваться более динамично. Армия одна из самых больших в мире. Однако в целом, это экономически бедная и зависимая от других страна. Тем более, что последнее время в Египте происходят беспорядки, и не известно к чему они приведут.
Таким образом, перед исламским миром стоят проблемы. Но остаётся надеется, что всё ещё впереди, и воля исламских лидеров всё-таки приведёт к возникновению крупного цивилизационного образования.
Использованная литература
1. Бжезинский З. Великая шахматная доска: господство Америки и его стратегические императивы. М., 2006.
2. Василенко И. А. Геополитика современного мира: учеб. пособие. М., 2010.
3. Гаджиев К. С. Геополитические горизонты России: (контуры нового мирового порядка). М., 2007.
4. Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003.
5. Ивашов Л. Г. Россия или Московия?: Геополитическое измерение национальной безопасности России. М., 2002.
6. Мухаев Р. Т. Геополитика. М., 2007.
7. Нартов Н. А., Нартов, В. Н. Геополитика. М., 2007.
8. Ханна П. Второй мир. – М., 2009.
9. Хантингтон, С. П. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
10. Материалы журнала «Россия в глобальной политике». Адрес в интернете: http://www.globalaffairs.ru/numbers
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|