Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация управленческого учета по признаку оперативности





РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)

 

УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра бухгалтерского учета

 

 

ШАРОВАТОВА Е.А.

 

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

 

по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»

Модуль 1. «Введение в управленческий учет и его организация»

Тема 3. Организация управленческого учета

 

для студентов направления подготовки «Экономика», профиль подготовки 38.03.01.01 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», квалификация «Бакалавр» - 26 час.

 

Ростов-на-Дону

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Выбор объектов учета затрат и объектов калькулирования

2. Организация управленческого учета по признаку оперативности

3. Организация управленческого учета по признаку полноты включения затрат

4. Организация взаимосвязи финансового и управленческого учета

 

 

Выбор объектов учета затрат и объектов калькулирования

Главная идея в понимании теории управленческого учета состоит в том, что его можно представить как методологический анализ процедур по исчислению финансовых результатов. В связи с этим каждый объект учета рассмат­ривается с точки зрения его влияния на прибыль, что привело к выделению категории значимости (существенности) при выборе структуры объектов управленческого учета.



К объектам учета в аналитической бухгалтерии относятся центры затрат или места возникновения затрат, центры ответственности и носители затрат.

Центрами затрат в управленческом учете являются места первичного возникновения затрат, т. е. отдельные цеха, производства, участки и иные подразделения, в разрезе которых должны группироваться затраты по изготовлению продукции. Это позволяет определить, с одной стороны, себестоимость функционирования подразделения, с другой стороны, промежуточную себестоимость продукции на уровне каждого подразделения. Каждый вид затрат должен быть исчислен по тому центру, в котором он возникает. Это положение вытекает из принци­па «причинности» или сопоставления затрат и доходов.

В результате на практике применяются два варианта группировки затрат по ЦЗ или МВЗ:

− системно по всем структурным подразделениям предприятия с определением себестоимости продукции данного подразделения;



− по подразделениям без определения себестоимости. В этом случае прямые затраты контролируются путем сопоставления их с плановой величиной на фактический объем выпуска, а косвенные расходы – в сопоставлении с плановой сметой.

Учет по ЦЗ дает представление о горизонтальной структуре предприятия, решая при этом задачи внутреннего контроля на приоритетных направлениях формирования затрат и прибыли.

Признание в организационной структуре предприятия зон индивиду­альной ответственности привело к понятию «центра ответственности». ЦФО – это учетный объект в виде некой зоны ответственности за управление бизнес-процессом (или рядом бизнес-процессов), включающей группу функционально связанных центров затрат (подразделений), подчиняющихся одному менеджеру, наделенному в структуре управления ответственностью за показатели этой зоны ответственности.

В качестве примера центра финансовой ответственности можно привести руководителя по контролю безопасного функционирования организации и информационной безопасности. В его функции входят следующие: набор персонала, подготовка кадров и повышение квалификации работников охраны, организация секретности, организация экономической безопасности и охраны предприятия, организация пропускной способности, соблюдение пожарной безопасности и ряд других функций. Под его ответственностью могут находиться такие службы (или центры затрат), как отдел режима, отдел пожарной безопасности, первый отдел, отдел военизированной охраны и пр. Все эти подразделения наделены соответствующими активами, а в разрезе этих служб планируются соответствующие статьи расходов. Для целей контроля взаимосвязанных издержек службы могут быть представлены как центры затрат, а совокупность этих центров затрат – как центр ответственности во главе с функциональным руководителем. Именно он принимает решения по своей зоне ответственности и по этой причине выделяется в самостоятельную учетную единицу в виде центра финансовой ответственности.



Типичным примером центра финансовой ответственности может выступать зона ответственности главного инженера предприятия. Основными функциями этого менеджера являются поддержание основных фондов в рабочем состоянии, проведение профилактики и всех видов ремонта основных средств, модернизация и техническое перевооружение основных фондов, проведение тестирования и сертификации оборудования и пр. Исполнение указанных функций может осуществляться такими службами, как отдел ремонта оборудования, отдел сертификации оборудования, отдел закупки оборудования и другими сопутствующими службами. (Возможные варианты центров финансовой ответственности для представления их в качестве объектов производственного учета приведены в таблице 1.2).

Клас­сификация затрат в разрезе ЦФО позволяет по­нять, кто и насколько сильно может воздействовать на затраты. Степень регулируемости затрат будет разной в зависи­мости от условий:

- длительности периода времени (в долгосрочном периоде появляется возможность воздействовать на те затраты, которые в краткосрочном перио­де считаются заданными);

- полномочий лица, принимающего решение.

Каждый ЦФО связан с исполнением конкретного бизнес-процесса. При этом функции в рамках того или иного ЦФО реализуются через несколько центров затрат. Каждый центр затрат исполняет однородную функцию, входящую в один из бизнес-процессов.

Наконец, носителем затрат является результат производственного процесса предприятия в виде продукции, работ, услуг, производственного или технологического процесса (привести пример). Это вид продукции, полуфабрикатов, частичных продуктов разной степени готовности, работ и услуг определенной потребительной стоимости.

Все три группы объектов учета являются объектами управленческого учета, носители затрат являются объектами бухгалтерского учета.

 

Организация управленческого учета по признаку оперативности

 

Неза­висимо от множества объектов учета затраты можно учитывать двумя мето­дами, отличными не только по существу, но и по оперативности их организа­ции, - нормативным и методом учета фактических затрат. Величина фактиче­ских затрат по любому из объектов учета определяется алгебраическим сло­жением затрат по нормам и отклонений от них. Учет фактических затрат - это метод последовательного накопления данных о фактически произведен­ных издержках без отражения в учете данных о величине их по действую­щим нормам. Организационной и методологической формой этого процесса является система первичного учета. Недостатком такого варианта организа­ции контроля над затратами является то, что он регулирует будущие затраты, анализируя данные прошлых периодов, в то время как имевшие ме­сто непроизводительные расходы уже оказали неблагоприятное воздействие на финансовый результат организации. Отличительной чертой данной системы яв­ляется ее ориентированность на подсчет затрат на производство по оконча­нии отчетного периода, что приводит к формированию запоздалой во време­ни информации, необходимой для анализа издержек и принятия управленче­ских решений тогда, когда ее оперативное применение уже невозможно.

Объективные тенденции решения проблем организации труда и управ­ления производством вызвали предпосылки к переосмысливанию применяемых методов учета производственных затрат. Для исчисления себестоимости продукции и оперативного управления затра­тами стали разрабатываться и использоваться нормативы материальных и трудовых затрат.

Система организации управленческого учета по нормативам в отличие от системы учета прошлых затрат использует в качестве отличительного критерия нормативную базу, то есть комплекс норм трудовых, материаль­ных, накладных расходов и расходов, связанных с реализацией. Норматив­ные затраты определяются до начала процесса производства, и поэтому их в какой-то мере можно назвать плановыми, поскольку они отражают плани­руемый уровень эффективности использования ресурсов. В отличие от смет­ных затрат, которые относятся ко всей деятельности центра затрат или от­дельному производственному процессу, норма дает ту же информацию, но на уровне единицы продукции.

Метод учета по нормам или «стандарт-кост» возник в началеXX века. Был разработан американской школой бухгалтеров и официальное признание получил в 1920г. Это был один из принципов научного менеджмента, предложенного Тейлором и его едино­мышленниками, которые и дали импульс для развития системы нормативно­го учета затрат. Рассматривая нормативы как поставщика информации для планирования работы, сторонники научного менеджмента, однако, не рас­сматривали нормативы как инструмент контроля за финансовыми издержка­ми.

В конце 20-х годов на основе идей и' технических приемов «стандарт-коста» в нашей стране был разработан нормативный учет. Единство этих методов заключается в установлении нормати­вов, выявлении и учете отклонений с единственной целью — устранить нега­тивное действие этих отклонений.

Разработанный в отечественной теории и практике метод нормативного учета затрат и калькулирования себестоимости отражает, в первую очередь, направленность учетных работ на сбор, анализ и представление информации для целей управления по отклонениям непосредственно в отчетном периоде.

Сущест­вуют два подхода к определению нормативных затрат. Согласно первому оценивается использование труда и материалов по фактическим данным прошлых периодов, второму - нормы должны быть установлены при помо­щи технического анализа.

Использование фактических данных не целесообразно, так как в утвержденные нормы могут включаться прошлые отклонения. Однако на практике такой подход широко распространен. Поэтому задачей организации нормативного учета является недопущение, по возможности, использования фактических данных прошлых периодов для установления норм. Взамен их предлагается использовать данные о затратах, полученные посредством технического анализа.

(При определении нормативных затрат возникает проблема требований к нормам. Должны ли они отражать результаты деятельности в идеальных условия работы или должны ориентировать производство на легко достижи­мые результаты). Как правило, нормы затрат подразделяются на три большие категории:

· основные нормы - остаются неизменными на протяжении длительных периодов;

· идеальные нормы - отражают минимальные затраты;

· текущие - достижимые нормы.

Основные нормы затрат обеспечивают базу для сравнения с фактиче­скими затратами в течение ряда лет с целью установления тенденции эффек­тивности за период. Идеальные нормы - это нормы, которые возможны в ус­ловиях самой эффективной деятельности на предприятии. Однако ни первые, ни вторые практически не используются в производственной деятельности по оперативному контролю издержек. Только текущие достижимые нормы затрат обеспечивают приемлемую базу измерения отклонений от цели, за достижение которой несут ответственность работники. Это нормы, которые реально можно достигнуть в своей деятельности и лучшая база, с которой могут сравниваться фактические затраты.

Идеальные нормы и текущие достижимые нормы должны быть одина­ковыми практически в любых обстоятельствах. Но иногда возникают ситуа­ции, когда, например, оборудование временно работает ниже уровня обычной производительности в течение нескольких недель до того, как неисправность может быть устранена. В такой ситуации идеальные нор­мы могут быть временно заменены на текущие нормативы. Но при этом главным назначением организации управленческого учета по принципу опе­ративной подачи информации остается способность анализировать расхождения между нормативными затратами с точки зрения как причины, так и от­ветственности.

Одно из преимуществ применения метода нормативной калькуляции издержек состоит в том, что он представляет собой хорошее средство для управления методом исключения, то есть важные отклонения от нормы при таком методе в интересах управления выдвигаются на первый план.

Используя нормативы, управленческий учет призван обеспечить рас­шифровку доходов, затрат, прибыли и, в конечном итоге, показателей рента­бельности в разрезе управляемых объектов предприятия, продуктов и ус­луг, покупателей и заказчиков и др. Причем учет затрат по нормам может вестись в разрезе всего предприятия и по отдельным его направлениям. Схема организации управленческого учета в порядке возрастания его детали­зации может включать учет по рынкам, по подразделениям, по продуктам, по типам сделок, по отдельной сделке. По мере продвижения к концу отчетного периода определяется сумма отклонений нормативных от фактических за­трат, причины которых разнообразны.

Отчеты как таковые об общем отклонении малополезны руководству. Ему нужно сконцентрироваться на тех отклонениях, которые важны, и пред­принять соответствующие действия для их устранения.

Отличительные особенности этой системы - ее ориентация на рыноч­ные условия и запросы потребителей, а также оперативное воздействие на величину издержек. Последнее предполагает тесное сотрудничество всех подразделений предприятия, начиная с этапа разработки продукции.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.