Организация управленческого учета по признаку оперативности
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)
УЧЕТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра бухгалтерского учета
ШАРОВАТОВА Е.А.
ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учет»
Модуль 1. «Введение в управленческий учет и его организация»
Тема 3. Организация управленческого учета
для студентов направления подготовки «Экономика», профиль подготовки 38.03.01.01 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», квалификация «Бакалавр» - 26 час.
Ростов-на-Дону
СОДЕРЖАНИЕ
1. Выбор объектов учета затрат и объектов калькулирования
2. Организация управленческого учета по признаку оперативности
3. Организация управленческого учета по признаку полноты включения затрат
4. Организация взаимосвязи финансового и управленческого учета
Выбор объектов учета затрат и объектов калькулирования
Главная идея в понимании теории управленческого учета состоит в том, что его можно представить как методологический анализ процедур по исчислению финансовых результатов. В связи с этим каждый объект учета рассматривается с точки зрения его влияния на прибыль, что привело к выделению категории значимости (существенности) при выборе структуры объектов управленческого учета.
К объектам учета в аналитической бухгалтерии относятся центры затрат или места возникновения затрат, центры ответственности и носители затрат.
Центрами затрат в управленческом учете являются места первичного возникновения затрат, т. е. отдельные цеха, производства, участки и иные подразделения, в разрезе которых должны группироваться затраты по изготовлению продукции. Это позволяет определить, с одной стороны, себестоимость функционирования подразделения, с другой стороны, промежуточную себестоимость продукции на уровне каждого подразделения. Каждый вид затрат должен быть исчислен по тому центру, в котором он возникает. Это положение вытекает из принципа «причинности» или сопоставления затрат и доходов.
В результате на практике применяются два варианта группировки затрат по ЦЗ или МВЗ:
− системно по всем структурным подразделениям предприятия с определением себестоимости продукции данного подразделения;
− по подразделениям без определения себестоимости. В этом случае прямые затраты контролируются путем сопоставления их с плановой величиной на фактический объем выпуска, а косвенные расходы – в сопоставлении с плановой сметой.
Учет по ЦЗ дает представление о горизонтальной структуре предприятия, решая при этом задачи внутреннего контроля на приоритетных направлениях формирования затрат и прибыли.
Признание в организационной структуре предприятия зон индивидуальной ответственности привело к понятию «центра ответственности». ЦФО – это учетный объект в виде некой зоны ответственности за управление бизнес-процессом (или рядом бизнес-процессов), включающей группу функционально связанных центров затрат (подразделений), подчиняющихся одному менеджеру, наделенному в структуре управления ответственностью за показатели этой зоны ответственности.
В качестве примера центра финансовой ответственности можно привести руководителя по контролю безопасного функционирования организации и информационной безопасности. В его функции входят следующие: набор персонала, подготовка кадров и повышение квалификации работников охраны, организация секретности, организация экономической безопасности и охраны предприятия, организация пропускной способности, соблюдение пожарной безопасности и ряд других функций. Под его ответственностью могут находиться такие службы (или центры затрат), как отдел режима, отдел пожарной безопасности, первый отдел, отдел военизированной охраны и пр. Все эти подразделения наделены соответствующими активами, а в разрезе этих служб планируются соответствующие статьи расходов. Для целей контроля взаимосвязанных издержек службы могут быть представлены как центры затрат, а совокупность этих центров затрат – как центр ответственности во главе с функциональным руководителем. Именно он принимает решения по своей зоне ответственности и по этой причине выделяется в самостоятельную учетную единицу в виде центра финансовой ответственности.
Типичным примером центра финансовой ответственности может выступать зона ответственности главного инженера предприятия. Основными функциями этого менеджера являются поддержание основных фондов в рабочем состоянии, проведение профилактики и всех видов ремонта основных средств, модернизация и техническое перевооружение основных фондов, проведение тестирования и сертификации оборудования и пр. Исполнение указанных функций может осуществляться такими службами, как отдел ремонта оборудования, отдел сертификации оборудования, отдел закупки оборудования и другими сопутствующими службами. (Возможные варианты центров финансовой ответственности для представления их в качестве объектов производственного учета приведены в таблице 1.2).
Классификация затрат в разрезе ЦФО позволяет понять, кто и насколько сильно может воздействовать на затраты. Степень регулируемости затрат будет разной в зависимости от условий:
- длительности периода времени (в долгосрочном периоде появляется возможность воздействовать на те затраты, которые в краткосрочном периоде считаются заданными);
- полномочий лица, принимающего решение.
Каждый ЦФО связан с исполнением конкретного бизнес-процесса. При этом функции в рамках того или иного ЦФО реализуются через несколько центров затрат. Каждый центр затрат исполняет однородную функцию, входящую в один из бизнес-процессов.
Наконец, носителем затрат является результат производственного процесса предприятия в виде продукции, работ, услуг, производственного или технологического процесса (привести пример). Это вид продукции, полуфабрикатов, частичных продуктов разной степени готовности, работ и услуг определенной потребительной стоимости.
Все три группы объектов учета являются объектами управленческого учета, носители затрат являются объектами бухгалтерского учета.
Организация управленческого учета по признаку оперативности
Независимо от множества объектов учета затраты можно учитывать двумя методами, отличными не только по существу, но и по оперативности их организации, - нормативным и методом учета фактических затрат. Величина фактических затрат по любому из объектов учета определяется алгебраическим сложением затрат по нормам и отклонений от них. Учет фактических затрат - это метод последовательного накопления данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных о величине их по действующим нормам. Организационной и методологической формой этого процесса является система первичного учета. Недостатком такого варианта организации контроля над затратами является то, что он регулирует будущие затраты, анализируя данные прошлых периодов, в то время как имевшие место непроизводительные расходы уже оказали неблагоприятное воздействие на финансовый результат организации. Отличительной чертой данной системы является ее ориентированность на подсчет затрат на производство по окончании отчетного периода, что приводит к формированию запоздалой во времени информации, необходимой для анализа издержек и принятия управленческих решений тогда, когда ее оперативное применение уже невозможно.
Объективные тенденции решения проблем организации труда и управления производством вызвали предпосылки к переосмысливанию применяемых методов учета производственных затрат. Для исчисления себестоимости продукции и оперативного управления затратами стали разрабатываться и использоваться нормативы материальных и трудовых затрат.
Система организации управленческого учета по нормативам в отличие от системы учета прошлых затрат использует в качестве отличительного критерия нормативную базу, то есть комплекс норм трудовых, материальных, накладных расходов и расходов, связанных с реализацией. Нормативные затраты определяются до начала процесса производства, и поэтому их в какой-то мере можно назвать плановыми, поскольку они отражают планируемый уровень эффективности использования ресурсов. В отличие от сметных затрат, которые относятся ко всей деятельности центра затрат или отдельному производственному процессу, норма дает ту же информацию, но на уровне единицы продукции.
Метод учета по нормам или «стандарт-кост» возник в началеXX века. Был разработан американской школой бухгалтеров и официальное признание получил в 1920г. Это был один из принципов научного менеджмента, предложенного Тейлором и его единомышленниками, которые и дали импульс для развития системы нормативного учета затрат. Рассматривая нормативы как поставщика информации для планирования работы, сторонники научного менеджмента, однако, не рассматривали нормативы как инструмент контроля за финансовыми издержками.
В конце 20-х годов на основе идей и' технических приемов «стандарт-коста» в нашей стране был разработан нормативный учет. Единство этих методов заключается в установлении нормативов, выявлении и учете отклонений с единственной целью — устранить негативное действие этих отклонений.
Разработанный в отечественной теории и практике метод нормативного учета затрат и калькулирования себестоимости отражает, в первую очередь, направленность учетных работ на сбор, анализ и представление информации для целей управления по отклонениям непосредственно в отчетном периоде.
Существуют два подхода к определению нормативных затрат. Согласно первому оценивается использование труда и материалов по фактическим данным прошлых периодов, второму - нормы должны быть установлены при помощи технического анализа.
Использование фактических данных не целесообразно, так как в утвержденные нормы могут включаться прошлые отклонения. Однако на практике такой подход широко распространен. Поэтому задачей организации нормативного учета является недопущение, по возможности, использования фактических данных прошлых периодов для установления норм. Взамен их предлагается использовать данные о затратах, полученные посредством технического анализа.
(При определении нормативных затрат возникает проблема требований к нормам. Должны ли они отражать результаты деятельности в идеальных условия работы или должны ориентировать производство на легко достижимые результаты). Как правило, нормы затрат подразделяются на три большие категории:
· основные нормы - остаются неизменными на протяжении длительных периодов;
· идеальные нормы - отражают минимальные затраты;
· текущие - достижимые нормы.
Основные нормы затрат обеспечивают базу для сравнения с фактическими затратами в течение ряда лет с целью установления тенденции эффективности за период. Идеальные нормы - это нормы, которые возможны в условиях самой эффективной деятельности на предприятии. Однако ни первые, ни вторые практически не используются в производственной деятельности по оперативному контролю издержек. Только текущие достижимые нормы затрат обеспечивают приемлемую базу измерения отклонений от цели, за достижение которой несут ответственность работники. Это нормы, которые реально можно достигнуть в своей деятельности и лучшая база, с которой могут сравниваться фактические затраты.
Идеальные нормы и текущие достижимые нормы должны быть одинаковыми практически в любых обстоятельствах. Но иногда возникают ситуации, когда, например, оборудование временно работает ниже уровня обычной производительности в течение нескольких недель до того, как неисправность может быть устранена. В такой ситуации идеальные нормы могут быть временно заменены на текущие нормативы. Но при этом главным назначением организации управленческого учета по принципу оперативной подачи информации остается способность анализировать расхождения между нормативными затратами с точки зрения как причины, так и ответственности.
Одно из преимуществ применения метода нормативной калькуляции издержек состоит в том, что он представляет собой хорошее средство для управления методом исключения, то есть важные отклонения от нормы при таком методе в интересах управления выдвигаются на первый план.
Используя нормативы, управленческий учет призван обеспечить расшифровку доходов, затрат, прибыли и, в конечном итоге, показателей рентабельности в разрезе управляемых объектов предприятия, продуктов и услуг, покупателей и заказчиков и др. Причем учет затрат по нормам может вестись в разрезе всего предприятия и по отдельным его направлениям. Схема организации управленческого учета в порядке возрастания его детализации может включать учет по рынкам, по подразделениям, по продуктам, по типам сделок, по отдельной сделке. По мере продвижения к концу отчетного периода определяется сумма отклонений нормативных от фактических затрат, причины которых разнообразны.
Отчеты как таковые об общем отклонении малополезны руководству. Ему нужно сконцентрироваться на тех отклонениях, которые важны, и предпринять соответствующие действия для их устранения.
Отличительные особенности этой системы - ее ориентация на рыночные условия и запросы потребителей, а также оперативное воздействие на величину издержек. Последнее предполагает тесное сотрудничество всех подразделений предприятия, начиная с этапа разработки продукции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|