Сделай Сам Свою Работу на 5

Цели, задачи и функции управления





Основной целью управления является обеспечение прибыльности, или доходности в деятельности шахты, ее конкурентоспособности и устойчивости положения на рынке путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование ресурсов (в том числе и природных), включая использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Основной задачей управления на шахте является организация добычи угля с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов, а также обеспечение рентабельности деятельности шахты и ее стабильного положения на рынке. Для решения основной задачи необходимо решить множество второстепенных задач.

В связи с этим управление на шахте помогает решить следующие второстепенные задачи:

q определение конкретных направлений развития шахты;

q разработка стратегии развития шахты;

q выявление приоритетности целей, определение очередности и последовательности их достижения;



q постоянный поиск и освоение новых рынков (сырья, труда, угля);

q обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

q стимулирование работы сотрудников шахты путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

q постоянное повышение эффективности деятельности шахты;

q координация работы всех ее подразделений;

q выработка системы мероприятий для решения проблем, которые могут возникнуть в непредсказуемом будущем шахты;

q определение необходимых ресурсов и источников их поступления;

q установление контроля над выполнением поставленных задач.

С функциональных позиций управление — это непрерывный процесс последовательного выполнения отдельных функций.

Функции управления — это обособившиеся в результате специализации самостоятельные виды управленческой деятельности, такие как: планирование, организация, координация, мотивацияиконтроль, выполнение которых дает возможность для достижения целей шахты.



Выделение отдельных функций представляет собой объективный процесс, вызванный разделением и специализацией управленческого труда. Поэтому развитие управления можно рассматривать как процесс его разделения на относительно самостоятельные функции, вызванный потребностями производства.

Функции менеджмента выделяются в относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности благодаря тому, что каждая из них имеет четко выраженное содержание, разработанный процесс ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление.

Содержание функции определяет ее самостоятельность и отвечает на вопрос, какой набор действий осуществляется в рамках данной функции?

Процесс осуществления функции делает ее специализированной и отвечает на вопрос, какова логическая последовательность осуществляемых в рамках функции действий, что и за чем должно следовать, чтобы функция выполнялась.

Структура функции подчеркивает ее обособленность от других функций и отвечает на вопрос, как или каким образом формально связаны между собой действия, выполняемые при реализации данной функции.

Управленческий процесс является непрерывным движением по замкнутому циклу, который напоминает бег белки в колесе. Этот цикл выполняется на уровне операционного управления и состоит из последовательного выполнения пяти этапов, каждый из которых соответствует выполнению одной из пяти функций менеджмента. Причем для полного выполнения управленческих задач каждого этапа в свою очередь необходимо применительно к нему последовательно выполнить все пять функций менеджмента. Этот процесс с помощью метода аналогий схематично можно представить в виде пяти шестерен вращающихся внутри внешнего круга на рис. 1.6. Для того, чтобы внешняя шестеренка сделала один полный оборот, по каждому ее сегменту (т.е. этапу управленческого процесса 1, 2, 3, 4 и 5) должны прокатиться все пять шестерен (т.е. функций менеджмента A, B, C, D, E).



Отечественные и зарубежные авторы литературы по менеджменту предлагают различные варианты классификации функций менеджмента (таблица 1.1), иногда даже противоречащие друг другу. Это объясняется тем, что в условиях постоянно усложняющегося общественного производства трудно выделить универсальный классификационный признак, на основании которого сгруппированные функции могли бы наиболее полно и всесторонне характеризовать управленческую деятельность.

Коротко охарактеризуем функции менеджмента, которые на наш взгляд включает управленческая деятельность.


Планирование — первая функция менеджмента, выполняя которую субъект на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится шахта, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию ее действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, необходимо ответить на три вопроса: «В каком состоянии шахта находится в настоящее время, в каком направлении хочет двигаться и как собирается это делать?».

Организация — вторая функция менеджмента, которая позволяет заблаговременно подготовиться к реализации намеченных планов, а именно, включает строительство шахты, формирование ее структуры и системы управления, обеспечение ее деятельности необходимой документацией, то есть выполнение всех подготовительных процессов необходимых для начала производства.

Таблица 1.1 — Варианты перечня функций менеджмента по публикациям различных авторов

№ п/п Название книги, год издания Авторы Перечень функций менеджмента
Вопросы управления, 1981 Киллен К. Планирование, организация, руководство, мотивация, контроль
Management, 1989 Megginson M. Планирование, организация, работа с кадрами, руководство, контроль
Management, 1991 Robbins S. Планирование, организация, руководство, контроль
Основы менеджмента, 1992 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Планирование, организация, мотивация, контроль
Management and organization, 1989 Dubrin A., Ireland D. Планирование, организация, руководство, контроль
Менеджмент организации, 1995 Румянцева З.П. и др. Планирование, организация, мотивация, контроль, координация
Менеджмент, 1995 Герчикова И.Н. Маркетинг, планирование, организация, контроль, мотивация

 

Координация — третья функция менеджмента, позволяющая управлять совместной трудовой деятельностью людей, обеспечивать согласованность между звеньями управления и создавать внутри шахты рациональные связи. Как раз эта функция предупреждает возникновение ситуации, когда Лебедь рвется в небеса, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду, в результате чего «воз и ныне там».

Мотивация — четвертая функция менеджмента, позволяющая добиться высокой активности объекта и хорошего качества работ, заинтересовав персонал удовлетворением его потребностей. Для этого необходимо определить, чего же они хотят (а зачастую они и сами этого не знают) и выбрать наиболее подходящий для шахты и действенный для персонала способ удовлетворения этих потребностей, то есть поощрения. Другую сторону мотивации составляют наказания, которые также иногда приходится применять по отношению к нерадивым подчиненным.

Контроль — пятая функция менеджмента, позволяющая заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности шахты. Суть этой функции можно выразить словами небезызвестного Козьмы Пруткова, который оставил в своих сочинениях наказ потомкам: «Бди!». Главная задача контроля состоит, таким образом, не в поиске «крайних для наказания» за содеянные ошибки, а в определении причин последних и возможных путей выхода из сложившегося состояния.

Все перечисленные функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, они необходимы для реализации друг в друга, так что порой их трудно разделить. Реализация каждой из них планируется, организуется, координируется, мотивируется и контролируется. Они реализуются с помощью определенных методов, то есть способов приведения их в исполнение. Практика выработала три группы таких методов: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические.

& Литература: [1, с. 48; 1, с. 154; 2, с. 21, 23; 3, с. 10–18; 4, с. 12; 5, с. 15; 6, с. 11; 11, с. 81-109]

Структура менеджмента

Менеджмент это разносторонняя наука, которая изучает управление предприятием во всех его сферах деятельности. Однако в связи с тем, что современное развитие производства достигло таких масштабов, которое вызвало образование очень больших предприятий, имеющих очень сложное производство. В дополнение, таких предприятий существует великое множество, отличающихся по типу и виду выпускаемых товаров, оказываемых услуг и применяемых технологий, поэтому и область знаний менеджмента начала подразделяться на отдельные науки, которые специализируются в той или иной сфере менеджмента или отличаются по типу производства. Таким образом, в менеджменте в настоящее время можно выделить следующие отдельные науки, у которых область знаний иногда перекрывается или рассматривается с позиций различных подходов. Попытаемся классифицировать их по следующим признакам:

— по выполняемым функциям и сфере деятельности:

Стратегический менеджмент — разрабатывает стратегию предприятия на будущее, обеспечивает успех в конкурентной борьбе и выживаемость предприятия в далекой перспективе;

Функциональный менеджмент — связан с управлением отдельными подсистемами предприятия (производством, персоналом, финансами, сбытом, поставками, нововведениями, информацией). Поскольку эти подсистемы потребляют потоки разных ресурсов (материалы, труд, информацию, деньги) то их движение должно быть согласовано для эффективной работы предприятия;

Операционный менеджмент — включает управление непосредственно производственным процессом, соблюдение графика и объема выпуска продукции, обеспечение требуемого качества продукции;

Кадровый менеджмент (управление персоналом) — это управление кадровыми службами на предприятии для обеспечения его непрерывного производства необходимым количеством и составом персонала;

Ассесмент [англ. assessement оценка] — это управление процессом подбора и оценки управленческого персонала, т.е. процессом определения деловых, профессиональных и личностных качеств кандидатов на вакантную должность.

Управление производительностью и качеством — набор приемов, методов и способов управления производственными процессами, которые, в конечном счете, влияют на производительность труда и качество продукции;

Контролинг — это управление процессом контроля за отклонениями от намеченных планов;

Конфликтология — это управление взаимоотношениями и поведением людей в конфликтных ситуациях;

Рохрематика — (от греч. rhoe — поток + chrema — ресурсы) это наука об управлении материальным потоком в процессе закупки–перемещения–обработки–хранения–распределения–реализации;

Маркетинг — это совокупность принципов, методов и средств управления предприятием по разработке новой продукции, сбыту товара, предоставлению услуг, рекламе и ценообразованию на основе комплексного учета процессов, происходящих на рынке. Он включает анализ окружающей среды и рынка, характеристик потребителей, планирование товара и его продвижения на рынок, планирование цены и управление всем процессом взаимодействия предприятия и рынка;

Логистика — совокупность правил и методов управления материальными и информационными потоками на предприятии, а также в процессе доставки сырья от поставщиков и продукции к потребителям;

Финансовый менеджмент — это система управления финансовыми ресурсами предприятия, включающая: 1) определение финансовой структуры предприятия и его потребностей в финансовых средствах; 2) выявление альтернативных источников средств и их оценку; 3) практическое получение финансовых средств из этих источников; 4) эффективное использование полученных финансовых средств;

Эккаунтинг [англ. account счет] — сфера бизнеса, которая связана со сбором, обработкой, анализом финансовой информации;

Бенчмаркинг [англ. Benchmarking процесс «начала отсчета», «зарубки»] — это подход к управлению деятельностью предприятия, который предусматривает непрерывный процесс оценки уровня качества своей продукции, услуг и методов работы. Это позволяет свой уровень систематически сравнить с уровнем других предприятий. Такой подход позволяет открыть, изучить и оценить лучшие примеры методов ведения бизнеса другими предприятиями с целью использования полученных знаний для оперативного повышения эффективности работы своего предприятия.

Инновационный менеджмент — это управление в сфере разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, которая включает не только инновационные процессы, но маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительных свойств, а также новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг;

Инвестиционный менеджмент — это управление долгосроч­ными вложениями средств (инвестициями) в конкретное дело, предприятие либо отрасль;

Паблик рилейшнз (PR) [англ. Public relations] переводятся как публичные отношения или связи с общественностью. Их сферой деятельности являются построение и ведение коммуникаций предприятия с общественностью с таким расчетом, чтобы сформировать образ предприятия, создать позитивную известность предприятию и его руководству, придать акциям предприятия общественно значимый смысл.

Управление программами и проектами — это управление на предприятии отдельными процессами, которые выполняются, как правило, временно для реализации какой-то программы или проекта.

по типу производства:

– производственный:

- энергетический менеджмент;

- горный менеджмент;

- металлургический менеджмент;

- машиностроительный менеджмент;

- сельскохозяйственный менеджмент и др.

– непроизводственный:

- педагогический менеджмент;

- торговый менеджмент;

- менеджмент научный учреждений;

- спортивный менеджмент;

- административный менеджмент и др.

& Литература: [7, с. 13–15; 8, с. 318–326; 9, с. 42–82; 12, с. 248–253]

 


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Может ли субъект управления быть управляемым объектом управления?

2. Какие функции выполняет управленческая связь?

3. Что является причиной, а что следствием: управленческая связь или управленческие отношения и почему?

4. Какую роль выполняет управленческая информация в процессе управления?

5. Почему управленческие решение является результатом творческих и волевых действий субъекта управления?

6. Любой человек или нет, может овладеть профессией менеджера?

7. Поясните, чем понятие бизнесмен отличается от предпринимателя?

8. Объясните, чем работа коммивояжера отличается от работы дилера?

9. Обоснуйте необходимость выделения в менеджменте участков управленческой деятельности в отдельные функции.

10. Как связаны между собой функции менеджмента?

11. Для чего необходима функция менеджмента — планирование?

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Выберите наиболее известное вам промышленное предприятие, приведите краткую характеристику о его работе.

2. Перечислите, какие производственные задачи решаются в рамках технологического и организационного процессов на выбранном предприятии.

3. Приведите конкретные примеры субъектов и объектов управления, которые им подчиняются на выбранном предприятии.

4. На примере одного из субъектов, опишите его управленческие отношения с подчиненными ему объектами (т.е. в какой форме они происходят, когда и как часто?).

5. На примере одного из субъектов, охарактеризуйте, какие три смысла вкладываются в понятие «менеджер» (ответ можно представить в виде таблицы или схемы)?

6. На примере выбранного предприятия или его подразделения, перечислите процессы, которые выполняются в рамках следующих этапов и функций управления: планирование, организация, координация, мотивация и контроль.

7. Перечислите, какие виды менеджмента применяются на выбранном предприятии? Обоснуйте свой выбор и опишите, какое значение для работы предприятия имеют каждый из перечисленных вами видов менеджмента?

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М.Русинова и М.Л.Разу. — М.: ФБК-ПРЕСС, 1999. — 504 с.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: «Банки и биржи, ЮНИТИ», 2000. — 580 с.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Учебное пособие для учащихся средне-специальных учебных заведений. — М.: «ГНОМ-пресс» при сод. Т.Д. «Элит-2000», 2001. — 440 с.

4. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента.

5. Вачугов Д.Д., Кислякова Н.А. Практикум по менеджменту: деловые игры: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 1998. — 176 с.

6. Уткин Э.А. Курс менеджмента. Учебник для вузов. — М.: Издательство «Зеркало», 2000. — 448 с.

7. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практическое пособие, 2‑е изд. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. — 352 с.

8. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов ВУЗов. — М.: «Академический Проект», 2000. — 352 с.

9. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. — Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. — 480 с.

10. Кузьмін О.Є., Мельник О.Г.Основи менеджменту: Підручник. — К.: “Академвидав”, 2003. — 416 с.

11. Шегда А.В. Основы менеджмента: Учебное пособие. — К.: Товариство «Знання», КОО, 1998. — 512 с.

12. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г.Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 608 с.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.