Имя божества
| Племенная принадлеж
ность
| Центры
культа
| Коран
| Примечания
|
Сува‛
Вероятно божество, охраняющее заблудившиеся стада
| Хузайл ибн мудрика (группа кочевых племен, обитавших в VII в. в районе Мекки)
| Рухат — на пути из Мекки в Медину, селение Йанбу‛в окрестнос
тях Медины
| LXXI, 20 - 24
| идолы,
которым по
преданию
поклонялся народ
Нуха (Ноя)
|
Вадд
Общеаравий
ское божество. Вадд - букв. «любовь, дружба».
| Калб – племя йеменского происхожде
ния, кочевавшее к VII в. между Сирией и Ираком
| Думат ал-Джандал — оазис на севере Аравии, соврем.
Эль-Джауф.
|
Йагус
Йагус — букв.
«посылающий дождь»
| Мазхидж— кочевники, обитавшие в
VI в. в Центральной Аравии. Жители Джураша — города и области в Йемене.
|
|
Йа‛ук
Йа‛ук — букв. «задерживаю
щий, препятствую
щий»
| Хайван — южноаравий
ское племя, ветвь племени хамдан
| Селение Хайван «на расстоянии двух ночей пути от Саны в сторону Мекки»
| LXXI, 20 - 24
| идолы,
которым по
преданию
поклонялся народ
Нуха (Ноя)
|
Наср
Наср — букв. «орел»
| Химйариты— жители области Химйар в Южной Аравии
| Балха‛— местность в области Саба’ в Южной Аравии
|
Манат
Общеаравий
ское божество судьбы и смерти, по прозвищу Тагийа — «владычица»
В Мекке совместно с ал-Лат и ал-‘Уззой почиталась как дочь Аллаха
| Особо почиталась йасрибскими (мединскими) родственными племенами ал-Аус и ал-Хазрадж,перекочевав
шими в Йасриб из Южной Аравии.
| Кудайда — местность на берегу моря между Меккою и Мединою.
| LIII, 19 - 23
| В качестве идола богини служила черная каменная глыба, к ее святилищу совершались паломничества, ее имя входило в состав многих теофорных имен. Основная форма почитания — жертво
приношения.
Святилище в
Кудайде было разрушено Али б. Аби Талибом по приказу Мухаммеда в 630-31г.
|
ал-Лāт
Общеаравий
ское божество. Традиция возводит имя ал-Лат от корня латта— «растирать, размалывать муку». Известны прозвища: ар-Раба — «Госпожа» и Тагийа — «владычица».
| Главное божество племени Сакиф, проживавшего в г. Та’иф. Почиталась курайшитами. В мекканском святилище находился идол ал-Лат.
| Около Та’ифа в долине Ваджж находилось святилище, к котрому стекались
паломники.
| LIII, 19 - 23
| Идолом выступал
Четырех
угольный белый камень. Святилище разрушил ал-Мугира ибн Шу‛ба по приказу Мухаммеда в 631/32г., после принятия членами племени сакиф ислама.
|
ал-‘Узза
«Могуществен
ная». Вероятно, являлась олицетворением планеты Венеры. Отождествля
лась с греческой Афродитой. Одна из ипостасей общесемитского божества ‘Астар.
| Одно из главных божеств курайшитов.
ал-‘Узза особо почиталась также обитавшим в Неджде племенем Гани и полукочевым племенем Бахила, обитавшим в Йемаме.
| Основной центр поклонения — долина Хурад около Мекки.
| Имя богини входило в состав многих теофорных имен.
Святилище в долине Хурад находилось на «заповедной территории», имело три священных акации, священный камень, здание. К святилищу совершались паломничества, здесь приносились жертвы и запрашивали оракул у божества.
Святилище было разрушено Халидом ибн ал-Валидом по приказу Мухаммеда после взятия Мекки.
|
Хубал
Древнее аравийское божество грома и дождя, покровитель культа предков. Супруг трех богинь —Манат, ал-Лāт, ал-‘Уззы.
| Главное божество курайшитов и города Мекки.
| Центром культа являлась Мекка. Хубал в доислам
ские времена почитался как главное божество Ка‘бы.
|
| В Мекке существовали идолы Хубала в виде сердоликовой статуэтки с золотой рукой, которая находилась внутри Ка‘бы и бесформенного камня. У статуи Хубала арабы гадали на стрелах. После взятия Мекки идол Хубала был уничтожен.
|
Исаф и На’ила
| Два каменных идола — объекты поклонения курайшитов.Источники фиксируют поклонение этим идолам паломников южноаравий
ского племени Ал-аш‛ар, вероятно культ имел общеаравий
ское значение.
| Находились в Мекке возле Ка‘бы. Между ними располагал
ся источник Замзам.
|
| Для культа характерно принесение в жертву овец и верблюдов. Согласно мусульманской традиции, именами этих идолов клялись курайшиты, заключая союз против бану Хашим.
|
Руда
Древнее аравийское божество, богиня Земли и плодородия.
Один из эпитетов — «Госпожа смерти», что связано с почитанием ее как богини подземного царства. Одна из ипостасей общесемитского божества ‘Астар.
| Культ был распространен среди племен Северной и Центральной Аравии. Хишам ибн Мухаммад ал-Калби указывает, что святилище Руды принадлежало племени Раби‛а ибн ка‛б ибн са‛д ибн зайд манат.
| Один из центров культа — оазис Думат, где находилась статуя богини.
|
| Являлась верховным божеством в пантеоне самудских арабов.
Святилище, по сообщению ал-Калби, разрушено ал-Мустаугиром — поэтом из племени тамим, после принятия им ислама.
|
Манаф
«Высокий». Древнее аравийское божество, культ которого, вероятно, носил астральный характер.
| Идол, которому поклонялись курайшиты.Вероятно, культ был распространен по всей Северной и Центральной Аравии.
| Мекка
|
| Имя идола входило в состав теофорных арабских имен, напр. ‛Абд Манаф.
|
Зу-л-Халаса
ал-Калби называет Зу-л-Халаса джином. Возможно это древнее божество войны.
| Почитался племенами Центральной Аравии: бану мулайх из племени Хуза‘а, Хас‛ам, Баджила, Хавазин и др.
| Главными местами культа являлись города Мекка и Табал — город в Тихаме, что находился на расстоянии 7-ми дней пути от Мекки в Йемен.
|
| В городе Табал находилось святилище Зу-л-Халаса, где путем гадания по стрелам давались оракулы. В качестве идола божества выступал белый, украшенный узорами камень, который венчала высеченная корона. Здесь же находилось еще одно воплощение Зу-л-Халаса — статуя лучника. Святилище было разрушено Джариром ибн ‛Абдаллахом по приказу Мухаммеда, на этом месте построена мечеть, где идол божества служит порогом.
|
Са‛д
«Счастье, благополучие».
| «Малик и Милкан, потомки Кинаны»
| Джудда — совр. Джидда — порт в Саудовской Аравии на берегу Красного моря.
|
| В качестве идола выступал длинный камень на котором приносились кровавые жертвы.
|
Зу-л-Каффайн
«Двурукий»
| Племя Даус.
|
|
| Сожжен по приказу Мухаммеда ат-Туфайлом ибн ‛Амром ад-Дауси, после принятия его племенем ислама.
|
Зу-ш-Шара
Божество набатейского пантеона, поклонение которому было воспринято некоторыми арабскими племенами
| Племя ал-Азд.
|
|
|
|
Укайсир
«самый короткий»
| Племена: Куда‛а, Лахм, Джузам, ‛Амила, Гатафан
| «Земли на границе с Сирией».
|
| В доисламских поэтических текстах упомянуты «камни Укайсира», «место где сбривают волосы», «покровы ал-Укайсира», а также обряд восхвалений и славословий, совершаемый «вокруг Укайсира».
|
Нухм
| Музайна —племя, обитавшее к юго-востоку от Медины.
|
|
| Культ включал в себя жертво
приношения животных. Идол был разбит хранителем, после того как он «услышал» о пророке.
|
Су‛айр
| ‛Аназа —племя, обитавшее к югу от Таифа.
|
|
| Около идола совершались жертво
приношения и, вероятно, функциониро
вал оракул.
|
‛Умйанис
| Хаулан —южноаравий
ское племя, обитавшее между Саной и Марибом.
|
| VI, 137.
| Идолу посвящали долю скота и урожая. По утверждению ал-Калби приношения идолу арабы делили между ним и Аллахом.
|
ал-Фалс
| Таййи’
|
| | В качестве идола служил красный выступ горы Аджа’, «похожий на изображение человека». Идолу приносили в жертву животных. Территория вокруг святилища обладала правом убежища. Святилище было разрушено Али б. Аби Талибом по приказу Мухаммеда.
|
для студентов 6 курса заочной формы обучения специальности 7.030301 «история» образовательно-квалификационного уровня «специалист» профессионального направления подготовки 0303 История
Редактор: Н.А. Василенко
Подписано к печати 18. 03. 2009. Формат 60х84/16. Бумага тип. ОП
Объем 2 п.л. Тираж 50 Заказ
95007, Симферополь, пр. Академика Вернадского, 4.
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского
* По итогам самостоятельной работы студентами могут быть выполнены рефераты и подготовлены сообщения для обсуждения в группе.
[1] Климишин И. А. Календарь и хронология.— М.: Наука, 1985.— С.182-183.
[2] Климишин И.А. Календарь и хронология. — М.: Наука, 1985. — С.191.
*Ввпервые открыто Ашура была отмечена в Багдаде в 963г.
[3] Кроме традиционного хаджа, шииты совершают паломничества к могилам своих имамов и мучеников: к усыпальнице Али в Неджефе, к гробнице Хусейна в Кербеле, к могиле имама Резы в Мешхеде, к склепу «скрытого имама» в Самарре.
* При составлении таблицы использованы Примечания В.В. Полосинак «Книге идолов» Хишама ибн Мухаммада ал-Калби: Ибн Мухаммад ал-Калби Хишам Книга об идолах. / Перевод с арабского, предисловие и примечания В. В. Полосина.— М.: Наука, 1984.
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.