Сделай Сам Свою Работу на 5

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ, ИМЕН, МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ, ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СПЕЦКУРСУ

«ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ РАННЕГО ИСЛАМА»

 

 

для студентов 6 курса заочной формы обучения

специальности 7.030301 «история»

образовательно-квалификационного уровня «специалист»

профессионального направления подготовки

0302 История

 

 

Симферополь – 2009

Рекомендовано к печати научно-методическим советом ТНУ

от 05. 12. 08 г.

Протокол № 2

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ислам — «предание себя Богу», «покорность», одна из мировых религий, число последователей которой на сегодняшний день, превысило 1 млрд. человек. В современном мире исламские общины существуют более чем в 120 странах, а в 35 из них мусульмане составляют большинство населения. Самые крупные по абсолютной численности общины существуют в Индонезии, Индии, Пакистане, Бангладеш. В 28 государствах афро-азиатского региона ислам является государственной (официальной) религией.

Уже одна эта статистика свидетельствует в пользу необходимости всестороннего изучения ислама студентами различных гуманитарных специальностей. Еще более очевидной эта необходимость становится, когда речь заходит о студентах-историках. Возникнув в первой половине VIIв. на территории Хиджаза в Западной Аравии, ислам, благодаря первой волне арабских завоеваний, уже к 652г. распространился от Амударьи на Востоке, до территории Карфагена на Западе, а в Закавказье в орбиту его влияния был включен Дербент. Возобновление завоеваний в первой половине VIIIв. расширило эти границы: ислам пришел на земли Средней Азии, в Белуджистан и Синд, на Западе под властью ислама оказалась территория Пиренейского полуострова. В результате завоевательных походов, был создан Халифат с населением 70-80 млн. человек, большая часть из которых исповедовала ислам. Нужно ли говорить о том, что без знания основ ислама, внутренняя история мусульманского мира остается совершенно недоступной для исторического изучения? Более того, не имея представления об истории возникновения ислама, невозможно объяснить специфику взаимоотношений между мусульманами и представителями иных конфессий, а на международном уровне между Халифатом и его соседями. Без преувеличения можно сказать, что знание основ ислама дает ключ к пониманию многих важнейших эпизодов истории Византии, западноевропейского Средневековья, стран Азии и Африки, вплоть до новейшего времени.





Актуальность изучения ранней истории ислама заключается еще и в том, что сегодня многие радикальные движения в мусульманском мире разворачиваются под лозунгом возврата к «чистому», первоначальному исламу. В этой связи следует заметить, что объективное научное изучение проблем возникновения и ранней истории ислама является, пожалуй, единственным адекватным ответом на такого рода идеологические вызовы современности.

Предметом изучения курса «Проблемы истории раннего ислама» (135 ч.) является возникновение и развитие ислама вплоть до эпохи великих арабских завоеваний. Таким образом, формально хронологические рамки курса обнимают промежуток с 570г.— традиционно определяемая дата рождения Мухаммеда, до 634г.— времени отправки Абу Бакром войск на территорию Византии. Фактически же хронологические границы изучаемого курса значительно шире. Так, необходимость учитывать в рамках вопроса о причинах и предпосылках возникновения ислама, исторический опыт, накопленный населением Аравийского полуострова к VIIв., а так же процесс проникновения в Аравию иудаизма, христианства и зороастризма, отодвигает нижнюю хронологическую границу, по крайней мере, к рубежу эр. С другой стороны, целесообразно в качестве верхнего хронологического рубежа, изучаемого курса рассматривать Хв., что обусловлено изучением вопроса об источниках вероучения ислама — оформлении текста Корана и формировании сунны.



Спецкурс «Проблемы истории раннего ислама» является составной частью комплексной подготовки специалистов историков и изучается в тесной связи с другими дисциплинами профессионального направления. Система междисциплинарных связейобъединяет его с такими дисциплинами как «История древнего Востока», «Основы этнологии», «История средних веков», «История стран Азии и Африки», «Религиоведение», «История философии» и многими другими.

Целью изучения предлагаемого спецкурса является формирование у будущих специалистов историков современного научного взгляда на проблемы возникновения и развития религиозной системы ислама и мусульманской уммы в ранний период. В задачи курса входит: ознакомление студентов с основными достижениями современной науки в изучении причин и предпосылок возникновения ислама, факторов, оказавших влияние на формирование исламского вероучения и его источников, проблем хронологии, источниковедческой базы и реконструкции ранней истории мусульманской уммы. В результате изучения курса студенты должны

 

 

знать:

─ основные современные концепции, посвященные проблеме возникновения ислама;

─ фактический материал, изучаемый в рамках спецкурса;

─ основное содержание исламского вероучения, дискуссионные вопросы мусульманской догматики;

─ историю формирования и записи текстов Корана, основные проблемы современного корановедения.

Уметь:

─ анализировать письменные источники по истории раннего ислама;

─ самостоятельно работать с основной и дополнительной литературой по курсу;

─ ориентироваться в историко-географических реалиях изучаемого курса.

Основной формой изучения спецкурса является чтение интерактивных лекций. Некоторые вопросы могут быть вынесены на самостоятельное изучение, с целью формирования и закрепления у студентов навыков анализа письменных источников и самостоятельной работы с рекомендованной литературой.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение

Географические и хронологические рамки курса. Значение изучения «Истории раннего ислама» для профессиональной подготовки специалистов историков. Ислам сегодня: распространение ислама, карта и этнический состав мусульманского мира, многообразие современного ислама, проблема секуляризма в исламе. Проблемы периодизации истории ислама. Основные особенности религиозной традиции ислама в сравнении с традициями других мировых религий. Краткая характеристика основных видов источников по истории раннего ислама. Основные этапы научного изучения истории ислама. Исламоведение сегодня. Краткий обзор учебной и научной литературы по курсу.

Список рекомендованной литературы:

Ан-Наубахти Ал-Хасан ибн Муса. Шиитские секты / Перевод и комментарий С. М. Прозорова.— М., 1973.

Антес Петер. Религии современности. История и вера.— М., 2001.

Аш-Шахрастани Мухаммад Ибн Абд ал-Карим. Книга о религиях и сектах. Ч. 1: Ислам / Пер. с арабского введение и комментарий С. М. Прозорова.— М, 1984.

Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского Халифата // Соч., Т. VI. — М., 1966 (2002).

Беляев Е. А. Мусульманское сектантство.— М., 1957.

Васильев Л. С. История религий Востока. — М., 1999.

Денни Фредерик. Ислам и мусульманская община // Религиозные традиции мира. В 2-х т. Т. 2.— М., 1996.

Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.

Игнатенко А. А. Халифы без халифата.— М., 1988.

Ислам в истории народов Востока.— М.,1981.

Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока.— М., 1982.

Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий.— М., 1994.

Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и среднего Востока.— М., 1986.

Ислам. Историографические очерки / Под общей редакцией С. М. Прозорова.— М., 1991.

Ислам: энциклопедический словарь.— М., 1991.

Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система.— М., 2004.

Родионов М. А. Ислам классический. — СПб., 2001.

Степанянц М. Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока.— М., 1974.

Хрестоматия по исламу.— М., 1994.

Шпажников Г. А. Религии стран Западной Азии. Справочник.— М., 1976.

Тема 2. Коран, его место и значение в исламской традиции. Основные проблемы современного корановедения

Отношение к Корану в исламской религиозной традиции. Средневековый споры и догмат «о несотворенности Корана». Термин «Коран». История составления текста Корана. Причины записи текста, Коран Абу-Бакра (632 —634). Ревизия текста Корана при халифе Османе (644 — 656). Зейд ибн Сабит и уничтожение источников коранических текстов. Критика зейдо-османовского текста в ранней мусульманской традиции. Альтернативные версии Корана в источниках: «Мускаф Хавса Зауй ан-Наби», текст Абдуллы ибн Масуда, разночтения между версиями Корана. Свидетельства о неполной записи текстов Корана, проблема реконструкции «утраченного»: «о сыне Адама», «каменные стихи». Критика зейдо-османовской редакции Корона со стороны хариджитов и шиитов (сура «Два светила»). Противоречия в тексте Корана и отменённые аяты, институт насха.

Эволюция текста Корана: разбивка на суры и аяты, названия сур, расстановка диакритических точек, огласовки и знаки пунктуации в Коране. Способы чтения Корана (Сабаат—и—аруф). Ибн Муджахид и установление ограничений при чтении Корана — 934 г. Наиболее распространённые способы чтения сегодня — Хафс и Нафи. Внутренний и внешний этикет при чтении Корана. Разделение текста на джузы и хизбы.

Абдалла бен Аббас (ум. 687) и толкование Корана. Причины появления толкований Корана. Две традиции толкования текста Корана в исламе: тафсир (аз-захир) и та, вил (ал-батин). Тафсир Мухаммада ибн Джарира ат-Табари (838—923) и принцип «сунна разъясняет Коран». Мутазилиты и комментирование Корана, тафсир Махмуда ибн Умара Абул-Касима аз-Замахшари (1083—1141). Ибн ал-Араби (1165—1240) и мистико-символическое толкование Корана. «Светочи откровения и тайны истолкования» Насир ад-дина Абдаллаха ибн Умара ал-Байдави (ум. 1286), особенности текста и его значение в практике исламской экзегезы. Тафсир ал- Джалалайн (Толкование двух Джалалей): Джалал ад-дин ал-Махали (1388—1459) и Джалал ад-дин ас-Суйути (1445—1505). Муххамад Абдо (1849—1905) и Тафсир «ал-Манар» как одно из самых авторитетных толкований в исламском мире. Значение практики комментирования Корана для развития ислама.

Содержание и мировоззрение Корана. «Столпы» (аркан) веры в Коране. Образ Аллаха в Коране и принцип единобожия (ат-таухид). Эпитеты, качества и атрибуты Аллаха. Дискуссии, связанные с образом Аллаха, в средневековом мусульманском богословии. Аллах — творец мира и господин Судного дня. Кораническая концепция взаимоотношений человека и Аллаха. Принцип ответственности и воздаяния, загробная жизнь, ад и рай в Коране. Религиозно-правовые предписания Корана, определяющие образ жизни и поведения мусульман. Учение о «посланниках»: Аллах и человечество в Коране. Коран о Вселенной, Земле, флоре и фауне. Демонология и мифология Корана. Коран о представителях других религий, принципы взаимоотношений с ними. Коран и Священные Писания иудеев и христиан. Исторические предания в Коране, Коран как исторический источник.

История изучения и основные переводы текста Корана на европейские языки. Коран в России. Проблемы хронологии, истории и структуры текста Корана. Г. Вейль «Историко-критическое введение в Коран» (1844, 1878) — постановка проблемы хронологии коранических текстов. Работы Т. Нёльдеке (1860), Ф. Швалли (1909), У. Мьюира (1896), Х. Гримме (1895), Р. Бланшера (1949-1950): общие принципы построения хронологии текста. Классификация Р. Белла — новый взгляд на структуру и эволюцию текста Корана. К. С. Кашталёва и метод «контекстного анализа лексики». Попытки построения текстовой хронологии с учётом жанра илм ан-насих ва-л-мансух (Пауверс, 1988). Гиперкритические взгляды Дж. Уонсбро и Дж. Бартона. Метод «анализа внешней структуры текста» и попытки использования компьютерных технологий при решении проблемы хронологии текста Корана.

Словарь к Корану И. Уилмета (1784) и постановка проблемы языка Корана. Язык Корана как язык племени курайш. Работа К. Фоллерса (1906) и дискуссия о языке Корана. Взгляды Т. Нёльдеке и Ф. Швалли и их критика. Язык Корана как аравийское поэтическое койне. Основные подходы к анализу лексики Корана. Работа Кристофа Люксенберга «Сиро-арамейское прочтение Корана: подход к расшифровке коранического языка (Die Syro-Aramäische Lesart des Koran: Ein Beitrag zur Entschlüsselung der Koransprache, 2000)», и толкование «темных» мест в тексте Корана.

Изучение Корана через призму археологии и арабо-мусульманской эпиграфики: проблемы и перспективы. Герд Рюдигер Пуин и открытие Санского свитка Корана.

 

Список рекомендованной литературы:

Абдуллаева Ф. И. Персидская кораническая экзегетика: Тексты, переводы, комментарии.— СПб., 2000.

Ас-Суйути Джалал ад-Дин. Совершенство в коранических науках. Вып. 1: Учение о толковании Корана.— М., 2000; Вып.2.: Учение о ниспослании Корана. М., 2001; Вып.3.: Учение о своде Корана. М., 2003.

Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского Халифата // Соч., Т. VI. — М., 1966 (2002).

Бертельс А. Е. Сила традиции. Об одной из причин почитания Корана в наши дни. // Наука и религия. –1975.— № 4.— С.38—43.

Белл Р., Уотт У.М. Коранистика: введение.— СПб, 2005.

Винников И. Н. Коранические заметки. // Исследования по истории культуры народов Востока.— М.-Л., 1960.

Гилкрист Дж. Мухаммад и его книга.— СПб., 1999.

Грюнебаум Г. Э. фон Классический ислам. Очерк истории(600—1258).— М., 1986.

Грязневич А. П. Коран в России (изучение, переводы, издания) // Ислам: религия, общество, государство.— М., 1984.

Грязневич А. П. Предисловие // Коран / Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского.—М., 1986.

Ислам. Историографические очерки / Под общей редакцией С. М. Прозорова.— М., 1991.

Ислам: энциклопедический словарь.— М., 1991.

Кашталёва К. С. К вопросу о хронологии 8-ой, 24-ой и 47-ой сур Корана // ДАН-В.— 1927.— С.—102-107.

Кашталёва К. С. К переводу 77-го и 78-го стиха 22-й суры Корана // ДАН-В.—1927.— С.121-124.

Кашталёва К. С. О терминах анба и аслама в Коране // ДАН-В.— 1926.— С.102-107.

Кашталёва К. С. О термине ханиф в Коране // ДАН-В.—1928.— С.157-162.

Кашталёва К. С. О термине шахида в Коране // ДАН-В.—1927.— С.117-120.

Кашталёва К. С. Терминология Корана в новом освещении // ДАН-В.—1928.— С.7-12.

Климович Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии.— М., 1988.

Коран / Перевод Г. С. Саблукова. — Казань, 1907. (и последующие переиздания).

Коран / Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского. — М., 1963 (1986); Баку, 1990.

Коран / Перевод и комментарии М. Н. Османова. — М., 1995.

Крачковский И. Ю. Очерки по истории русской арабистики.— М.-Л., 1950.

Крачковский И. Ю. Перевод Корана Д. Н. Богуславского // СВ.—1945.—№3.— С. 293-301.

Крымский А. Е. История мусульманства.— М., 2003.

Кязимов А. П. О переводах Корана // ВИ.—2003.— №1.— С.139-144.

Лундин А. Г. «Дочери Бога» в южноарабских надписях и в Коране // ВДИ.—1975.— № 2.—С.124-131.

Османов М. Н. Достоинства русского перевода Корана, выполненного И. Ю. Крачковским // Памятникиистории и литературы Востока.— М., 1986.

Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV веках.— СПб., 2007.

Пиотровский М.Б. Предание о химьяритском царе ’Ас ‘аде ал-Камиле.— М., 1977.

Пиотровский М. Б. Коранические сказания.— М., 1991.

Пиотровский М.Б. Исторические предания Корана. Слово и образ. — СПб, 2005

Резван Е. А. Коран и доисламская культура // Ислам: религия, общество, государство.— М., 1984.—С. 44-58.

Резван Е. А. Коран и его толкования (Тексты, переводы, комментарии).— СПб, 2000.

Резван Е. А. Религиозно-социальная ситуация в Аравии на рубеже VI – VII вв. и ее отражение в Коране // Общественные движения и их идеология в докапиталистических обществах Азии.— М., 1984.— С. 82-87.

Резван Е. А. Этнические представления и этикет в Коране // Этикет у народов Передней Азии.— М., 1987.— С.38-59.

Смирнов Н. А. Очерки изучения Ислама в СССР.— М., 1954.

Толкование Корана (Лахорский Тафсир).— М., 2001.

Фильштинский И. М. История Арабов и халифата (750-1517гг.).— М., 1999.— С.88-105.

Фролов Д. В. Композиция Корана: проблема "семи длинных сур" // У времени в плену. Памяти С.С. Цельникера.— М., 2000.

Фролов Д. В. Семантика мотива камня в Коране // Семантика образа в литературах Востока.— М., 1998.

Фролов Д. В. О значении традиционного корановедения // Коран в России.— М., 1997.

Халидов А. Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция.— М., 1985.

Хрестоматия по исламу.— М., 1994.

Шидфар Б.Я. Образная система арабской классической литературы (VI—XII вв.).— М., 1974.— С. 59—85.

Шифман И. Ш. Исторические корни коранического образа Аллаха // Проблемы арабской культуры.— М., 1987.— С.232-237.

Шифман И. Ш. О некоторых установлениях раннего ислама // Ислам: религия, общество, государство.— М.,1984.— С.36 - 43.

 

Тема 3. Сунна как источник вероучения в Исламе

Понятия «ас-Сунна» и «Бид‘а». Роль и место сунны в религиозной системе ислама. Содержание сунны: поступки Мухаммада, высказывания, «невысказанное одобрение».

Хадисы как предание о словах и действиях Мухаммада. Суннитский хадис и хабар у шиитов. Структура Хадисов: матн — информация, сообщение; иснад — цепочка передатчиков. Классификация хадисов: правовые, морально-этические, обрядовые, догматические, исторические, хадисы-пророчества, «священные» хадисы. Хадисы как средство адаптации ислама к исторической ситуации.

Первые сборники хадисов. Муснад и Мусанаф. Споры о достоверности хадисов, мухаддисы — методы их работы. Наиболее авторитетные сборники хадисов: ас-Сахих ал-Бухари (ум. 870 г.), ал-Джами ас-Сахих Муслима (ум. 875 г.); Китаб ас-сунан Абу Дауда ас- Сиджистани,(ум. 888 г.); ал-Джами ал-кабир Мухаммада ат-Тирмизи (ум. 892 г.); Китаб ас-сунан ан-Насаи (ум. 915 г.); Китаб ас-сунан Ибн Маджи (ум. 886 г.); Муснад Ибн Ханбала (ум. 855 г.).

Список рекомендованной литературы:

ал-Бухари. ас-Сахих. Достоверные предания из жизни пророка Мухаммада.— М., 2008.

ан-Навави. Сады праведных.— М., 2005.

Бертон Дж. Мусульманское предание: введение в хадисоведение.— СПб., 2006.

Ермаков Д. В. Хадисы и хадисная литература // Ислам. Историографические очерки / Под общей редакцией С. М. Прозорова.— М., 1991.— С. 85-108.

Ислам: энциклопедический словарь.— М., 1991.

Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV веках.— СПб., 2007.

Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система.— М., 2004.— С.260-266.

Родионов М. А. Ислам классический. — СПб., 2001.

Романов М. Г. Парадигма науки о хадисах (‘илм / ‘улум ал-хадис) // Oriens/Восток.— 2004.—№ 5.— С.5-11.

Хрестоматия по исламу.— М., 1994.

Явуз А. 40 священных хадисов.— М., 2007.

 

 

Тема 4. Аравия накануне возникновения Ислама

Общая физико-географическая характеристика и население Аравийского полуострова. Основные виды источников по истории доисламской Аравии и их характеристика. Основные этапы истории арабов до возникновения ислама.

Arabia Felix — возникновение первых государств: Минейское царство (1200-650гг. до н.э.), Сабейское царство (950-115гг до н. э.), Химьяритское царство (115г. до н.э.-525г. н.э.). Химьяритско-эфиопские войны. Подчинение Йемена (конец VIв.) Сасанидами. Возникновение государственных объединений в Северной и Центральной Аравии: Набатейское царство, княжество Пальмира, их отношения с Римской империей и Ираном. Киндиды, Гассаниды, Лахмиды.

Социально-экономические отношения в Аравии V-VII вв. и проблема возникновения ислама. Кризис государств Южной Аравии: падение значения самоуправляющихся общин (шабов), запустение ирригационных сооружений, прекращение монументального строительства, усилившийся натиск кочевников. Социально-экономические процессы у кочевников и проблема появления ислама. Выделение племенной верхушки, присвоение знатью лучших пастбищ в форме «хима».

Процесс этногенеза арабов в IV-VI вв. по данным джахилийской поэзии. Этногенез арабов как одна из причин возникновения ислама. Аравия и окружающий мир. Византийско-Иранское соперничество и его влияние на ситуацию в Аравии. Проблема политического, хозяйственного и этнического единства в Аравии накануне возникновения ислама. Города Хиджаза, экономика и социальные отношения. Мекка как культовый центр.

 

Список рекомендованной литературы:

Арабская поэзия средних веков.— М., 1975.

Аравийская старина. Из древней арабской поэзии.— М., 1983.

Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского Халифата // Соч., Т. VI. — М., 1966 (2002).

Бибикова О. П. Арабы. Историко-этнографические очерки.— М., 2008.

Большаков О. Г. История Халифата. Т. 1: Ислам в Аравии (570 — 633).—М.,1989.

Бретон Ж.- Ф. Повседневная жизнь Аравии счастливой времен царицы Савской. VIIIв. до н.э.-Iв.н.э.—М., 2003.

Бухарин М. Д. Неизвестного автора «Перипл Эритрейского моря».— СПб, 2007.

Грюнебаум Г. Э. фон Основные черты арабо-мусульманской культуры.— М., 1981.— С.11-29.

Грюнебаум Г. Э. фон Классический ислам. Очерк истории(600—1258). — М., 1986.

Грязневич П. А. Развитие исторического сознания арабов (VI—VIII вв.) // Очерки истории арабской культуры V—XV вв.— М., 1982, С.75—155.

История Африки в древних и средневековых источниках. Хрестоматия. 2-е изд., исправ. и доп.— М., 1990.

История Востока в 6-ти томах. Т. 2: Восток в средние века.— М., 1995.— С.102-131.

История древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина.— М., 2003.— С.256-272.

Кирей Н. И. Этнография Арабов.— Краснодар, 1996.

Красноморские заметки, I.—М., 1994.

Лундин А. Г. Государство мукаррибов Саба.—М., 1971.
Лундин А. Г.
Южная Аравия в VI веке // ПС.—1961.— Вып. 8 (71).

Мюллер А. История Ислама: от доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов.—М., 2004.

Негря Л. В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в V—VII вв. М., 1981.

Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI—VII вв.—М.-Л., 1946.

Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв.—М.-Л., 1964.

Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. Из истории торговли Византии с Востоком IV-VI вв.—М.-Л., 1951.

Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье. Становление средневекового общества.— М., 1985.

Пиотровский М. Б. Предание о химьяритском царе ’Ас ‘аде ал-Камиле.— М., 1977.

Пирен Ж. Открытие Аравии. Пять веков путешествий и исследования.— М., 1970.

Прокопий Кесарийский Война с Персами. / Перевод А.А. Чекаловой.— М., 1993.

Рункова Е. А. Южная Аравия I в. до н.э. – III в. н.э.—М., 1995.

Рункова Е. А. Поход римлян в Южную Аравию // Мерое.—1999.— Вып.5.— С.190-199.

Страбон. География в 17 кн. / Пер., ст. и комм. Г. А. Стратановского; под общ. ред. С. Л. Утченко.— М., 1994.

Шифман И. Ш. Набатейское государство и его культура (из истории культуры доисламской Аравии).— М., 1976.

 

Тема 5. Иудаизм, христианство и зороастризм на территории доисламской Аравии

Распространения иудаизма в Аравии. Еврейские предания. «Молитва Набонида» (555-539гг. до н. э.) критика источника и проблема раннего проникновения иудаизма на территорию Хиджаза. Источники о еврейских поселениях в Хиджазе на рубеже эр (набатейские и лихьянские надписи-Хиджра (Мада’ин Салих), Дедан (ал-Ула), Тайма). Сведения о походе Элия Галла (25г. до н. э.), как источник о распространении иудаизма в Аравии. Иудаизм в Хиджазе VI-VIIвв. Два священнических (ал-Кахинан) племени Йасриба — Бану Надир и Бану Курайза. Еврейское население Хайбара. Еврейские поселения в окрестностях Таифа. Проникновение иудаизма на территорию Южной Аравии III-IVвв. Еврейское поселение в Наджране. Захоронение в Бет Шеарим как свидетельство распространения иудаизма среди химьяритской знати. Абкабир Ас‛ад и легенда об обращении йеменцев в иудаизм. Йусуф Ас‛ар (Зу Нувас) и его религиозная политика. Проблема влияния иудаизма на ранний ислам. Восприятие Мухаммеда и его проповеди иудеями. Иудейский фольклор в Коране. Проблема влияния обрядовых предписаний иудаизма на обрядность раннего ислама. Эволюция отношения Мухаммеда к иудеям. Полемика с иудеями в Коране.

Проникновение христианства на территорию Южной Аравии, миссия Феофила Индуса (IVв.). Распространение христианства в Наджране (несториане и монофизиты). Йусуф Ас‛ар (Зу Нувас) и монофизиты Наджрана («Хроника псевдо-Дионисия Тельмахрского»). Завоевательный поход аксумитов (525г.) и утверждение монофизитства в Южной Аравии. Правитель Абраха и его религиозная политика. Персидское завоевание Йемена (597г.) и распространение несторианства. Легенда о делегации христиан Наджрана к Мухаммеду (Ибн Хишам). Распространение христианства в государстве Лахмидов («Житие Симеона Столпника»). Община «слуг Бога» (ибад) в Хире. Нааман ибн Мундар и принятие им христианства несторианского толка. Иаков Барадей и распространение монофизитства у сирийских арабов( Харит ибн Габала). Сведения о христианах Хиджаза. Проблема влияния христианства на ранний ислам. Христианские сюжеты и полемика с христианами в Коране. Зороастризм в Аравии. Зороастрийская мифология в Коране.

Список рекомендованной литературы:

Амусин И.Д. Кумранский фрагмент « Молитвы» вавилонского царя Набонида // ВДИ.—1958.— №4.— С.104-117.

Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского Халифата // Соч., Т. VI. — М., 1966 (2002).

Большаков О. Г. История Халифата. Т. 1: Ислам в Аравии (570 — 633).—М., 1989.

Гилкрист Дж. Мухаммад и его книга.— СПб., 1999.

Гойтейн Ш. Д. Евреи и арабы. Их связи на протяжении веков.— Иерусалим-Москва, 2001.

Грунтфест Я. Г. Новый документ о йеменско-палестинских связях доисламского периода. // ПС.— Вып. 25 (88).—1974.— С.105-115.

Грюнебаум Г. Э. фон Классический ислам. Очерк истории(600—1258)..— М., 1986.

Дубнов С. М. История еврейского народа на Востоке в 3-х т.—Т. 3: Древняя и средняя история. От падения иудейского государства до упадка автономных центров на Востоке (I-XI вв.).— М., 2006.— С.283-301.

Евсевий Памфил. Церковная история.— М., 1993.

Житие святого Симеона Столпника, написанное Антонием, его учеником // Альфа и Омега.—1996.— №4.(11).

Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммеда. / Пер. с арабского Н. А. Гайнулин.— М., 2002.

Из хроники Псевдо-Дионисия Тельмахрского // Пигулевская Н.В. Ближний Восток, Византия, славяне.— Л., 1976.— С.110-130.

Иисус Христос в документах истории.— СПб., 1998.— С.384-409.

История Африки в древних и средневековых источниках.— М., 1990.— С.203-249.

Коран / Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского. — М., 1963 (1986); Баку, 1990.

Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов.— М., 1997.

Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв.—М.-Л., 1964.

Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье. Становление средневекового общества.— М., 1985.

Прокопий Кесарийский Война с Персами / Перевод А.А. Чекаловой.— М., 1993.

Резван Е. А. Религиозно-социальная ситуация в Аравии на рубеже VI – VII вв. и ее отражение в Коране // Общественные движения и их идеология в докапиталистических обществах Азии.— М., 1984.— С. 82-87.

Сирийская средневековая историография: исследования и переводы.— СПб, 2000.

Страбон. География в 17 кн. / Пер., ст. и комм. Г. А. Стратановского; под общ. ред. С. Л. Утченко.— М., 1994.

Тексты Кумрана. Вып. 1.—М., 1971.— С. 326-335.

Французов С. А. Этнорелигиозная ситуация в Хадрамауте в VI-VII вв. // Хадрамаут. Т. I.— М., 1995.— С.314-330.

Шифман И. Ш. О некоторых установлениях раннего ислама // Ислам: религия, общество, государство.— М., 1984.— С.36 - 43.

Шифман И. Ш. Античная и библейская традиции о северной Аравии // Красноморские заметки I.—М., 1994.— С.21-30.

 

Тема 6. Аравийское язычество в доисламскую эпоху

Общая характеристика верований населения Аравии накануне возникновения Ислама. Южноаравийское язычество. Развитие монотеистических тенденций в Южной Аравии во II-IVвв. — сокращение числа божеств, упоминаемых в надписях, возвышение бога Луны Алмакаха. Упадок южноаравийского язычества в IV-Vвв. Проблема йеменского монотеизма (Рахман Илан). Аравийское язычество, как часть древних общесемитских верований. Культы божеств: Эл (ал-Илах), ал-Лат, ал-Узза, Манат. Культ камней, скал, деревьев и священных мест. Культ предков в доисламской Аравии. Джинны и Шайтаны в религиозных представлениях арабов до эпохи ислама. Провидцы (аррафы), прорицатели (кахины), поэты (шаиры), их функции и значение в арабском язычестве. Движение ханифов накануне возникновения ислама. «Лжепророки» мусульманской традиции: Мусейлима, ал-Асвад, Саджжах, Тулайха, Ибн Саййад, проблема реконструкции содержания их пророчеств. Идеологические причины возникновения ислама.

 

Список рекомендованной литературы:

Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского Халифата // Соч., Т. VI. — М., 1966 (2002).

Бируни Абу Рейхан. Памятники минувших поколений / Пер. и прим. М. А. Салье.— Ташкент, 1957.

Грюнебаум Г. Э. фон Классический ислам. Очерк истории(600—1258).— М., 1986.

Ибн Мухаммад ал-Калби Хишам Книга об идолах / Пер. с арабского, предисловие и прим. В. В. Полосина.— М., 1984.

Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммеда / Перевод с арабского Н. А. Гайнулин.— М., 2002.

Ислам: энциклопедический словарь.— М., 1991.

Коран / Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского. — М., 1963 (1986); Баку, 1990.

Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х тт.— М, 1998.

Прозоров С. М. «Верования арабов во времена ал-Джахилийи» аш-Шахрастани // Письменные памятники Востока.—2005.—№ 2(3).— С.26-46.

Пиотровский М. Б. Пророческое движение в Аравии в VIIв // Ислам: религия, общество, государство.— М.,1984.— С.19-28.

Пиотровский М. Б. Мухаммад, пророки, лжепророки, кахины // Ислам в истории народов Востока.— М., 1981.— С.9-18.

Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье. Становление средневекового общества.— М., 1985.

Шифман И. Ш. Набатейское государство и его культура (из истории культуры доисламской Аравии).— М., 1976.

 

Тема 7. Жизнь и деятельность Мухаммада

Роль личности Мухаммада в религиозной доктрине ислама. Мусульманская литература о Мухаммаде — сира. Исторические источники о Мухаммаде. «Жизнеописание посланника Аллаха» Ибн Исхака — Ибн Хищама. Мухаммад до ислама. Начало религиозной проповеди Мухаммада. Характер и содержание ранней проповеди: всемогущество Бога, покорность Богу, близость Судного дня. Первые сторонники и противники в Мекке. Обличение курайшитов, эфиопская хиджра. Объявление бойкота хашимитам. Условия прекращения и последствия Бойкота. Попытки проповедовать вне Мекки, провал проповеди в Таифе.

Положение в Йасрибе. Соглашение в Акабе. Хиджра: легенды и действительность, её значение для последующей истории ислама. Соглашение между мухаджирами, ауситами, хазраджитами. Договор с иудеями. Строительство мечети в квартале бану аннаджжар. Первые нападения на мекканские караваны (апрель 623 г.). Откровение о «запретном месяце». Битва при Бадре (март 624 г.), её ход, результаты и значение. Формирование мусульманской догматики и обрядности. Влияние иудаизма и полемика с иудеями. Изгнание бану Кайнука. Набег Абу Суфйана. Битва при Ухуде (март 625) и её последствия. Изгнание бану Надир. Дело о клевете на Аишу: формирование мусульманской семейной этики. «Битва у рва» и её последствия. Военные мероприятия 627-628 гг. и распространение ислама в Аравии. Паломничество 628 г. и договор в Худайбии. Завоевание Хайбара и Фадака. Проблема достоверности традиции о посланиях Мухаммада с требованием принятия ислама к Ираклию, Хосрову II, негусу, гассанидскому эмиру, наместнику Египта ал-Мукаукису, «царю» Омана, «царю» Йемена, правителям Бахрейна и Йамамы. Битва при Муте.

Вступление в Мекку в январе 630 года. Уничтожение идолопоклонства в Мекке и её окрестностях. Сражение при Хунайне и осада Таифа Превращение уммы в государство. Закат и Сдака. Последние походы. Дальнейшее распространение Ислама в Аравии. Прощальное паломничество 632 года. Корректировка календаря. Смерть Мухаммеда. Сопротивление «лжепророков» распространению ислама.

 

Список рекомендованной литературы:

Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского Халифата // Соч., Т. VI. — М., 1966 (2002).

Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский Халифат в раннем средневековье.— М., 1965.

Беляев Е. А. Роль мекканского торгового капитала в истории происхождения ислама // Атеист.— М., 1930.— №58.— С.48-60.

Большаков О. Г. История Халифата. Т. 1: Ислам в Аравии (570 — 633).—М., 1989.

Винников И. Н. Легенды о призвании Мухаммада в свете этнографии // С. Ф. Ольденбургу. Сб. статей.— М., 1934.— С. 125—146.

Гилкрист Дж. Мухаммад и его книга.— СПб., 1999.

Грюнебаум Г. Э. фон Классический ислам. Очерк истории(600—1258).— М., 1986.

Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммеда / Пер. с арабского Н. А. Гайнулин.— М., 2002.

Ирвинг В. Жизнь Магомета.— М., 2004.

Ислам: энциклопедический словарь.— М., 1991.

Колесников А. И. Две редакции письма Мухаммеда Сасанидскому шаху Хосрову II Парвизу // ПС.— 1967.— Вып. 17 (80).— С.74-83.

Колесников А. И. Две версии договора Мухаммада с христианами Наджрана // ПС.—1986.— Вып.—28 (91).— С.24-34.

Коран / Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского. — М., 1963 (1986); Баку, 1990.

Крымский А. Е. История мусульманства.— М., 2003.

Лэн-Пуль Стенли. Мусульманские династии.— М., 2004.

Массэ А. Ислам. Очерки истории.— М., 1961.

Мюллер А. История Ислама: от доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов.—М., 2004.

Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда.— М., 1990.

Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV веках.— СПб., 2007.

Пиотровский М. Б. Мухаммад, пророки, лжепророки, кахины // Ислам в истории народов Востока.— М., 1981.— С.9-18.

Пиотровский М. Б. О природе власти Мухаммада // Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах: История и современность.— М., 1984.— С.6-11.

Пиотровский М. Б. Об эфиопской хиджре // Эфиопские исследования: История. Культура.— М.,1981.— С.—16-22.

Родионов М. А. Ислам классический. — СПб., 2001.

Соловьев В. Магомет, его жизнь и религиозное учение.— СПб, 1896.

Уотт У. М. Мухаммад в Мекке. — СПб., 2006.

Хрестоматия по исламу.— М., 1994.

Шредер Э. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации.— М., 2008.

 

Тема 8. Культовые предписания и догматы ислама

Единство культа и догматики в исламе. Термин ал-ислам в Коране и его значение. Понятие дин (религия): ислам (предание себя Богу), иман (вера) и ихсан (нравственная добродетель). Основные догматы ислама (усуль ад-дин): учение о единобожии (таухид), вера в божественную справедливость и правосудие (‘адль), признание пророческой миссии Мухаммада и предшествовавших пророков (нубувва), вера в воскресение, Судный день и потусторонний мир (ма‘ад, или кийяма), учение об имамате/халифате. Проблема интерпретаций общих принципов исламской веры. Суннитско-шиитские споры относительно учения об имамате/халифате. Джихад — борьба за веру (усилие). Учение о джихаде в Коране, его эволюция. Генетическая связь джихада с практикой набегов. Дальнейшая разработка концепции джихада: «джихад сердца» — борьба с собственными недостатками и пороками; «джихад языка» — «повеление одобряемого и запрещение порицаемого»; «джихад руки» — наказание преступивших закон и нормы нравственности; «джихад меча» — вооруженная борьба с неверными. Разновидности джихада, с точки зрения объекта вооруженной борьбы. Категории лиц, освобождаемые от участия в джихаде, при отсутствии внешней агрессии. Ограничения при ведении джихада.

Дискуссионные вопросы исламской догматики: свобода воли и предопределение, грех и греховность верующего (учение о малом и тяжком грехе), мессианские идеи в исламе: учение о махди.

Учение о пяти «столпах» веры. Аш-шахада — исповедание веры: единобожие (ат-таухид), признание пророческой миссии Мухаммада (ан-нубувва). Ритуал обращения в ислам. «Придание Аллаху сотоварищей» (Ширк) — самый страшный грех.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.