Пояснения для установленных основных фенофаз
Набухание листовых почек. Чешуйки почек слегка раздвигаются, обнаруживая более светлые ткани молодых листочков. Вся почка значительно увеличилась в размере.
Распускание почек. На вершине почек чешуйки разошлись и выглядывают кончики зеленых листочков.
Зеленение. Все почки на дереве раскрылись, но листочки не развернулись. Дерево или кустарник кажется покрытыми зеленой «дымкой».
Распускание листьев. Появление листьев с полностью распрямленной пластинкой.
Полное облиствление. Большинство листьев достигло нормальной величины.
Закладка почек. Появление почек в пазухах боковых листьев.
Окончание роста побегов. Чаще всего сопровождается закладкой верхушечной почки. Однако некоторые породы (дубы) могут давать вторичный прирост, что следует также отметить.
Зацветание. Распускаются первые цветки. У ветропыляемых пород — пыление одиночных мужских соцветий.
Массовое цветение. Большинство из имеющихся на растении бутонов распустились.
Отцветание. Массовое опадение венчиков, околоцветных чешуек, мужских соцветий или мужских шишек у ветроопыляемых пород.
Окончание цветения. На дереве или кустарнике остаются одиночные цветки. Начало образования завязей.
Начало созревания плодов. Появляются первые зрелые плоды с характерной для данного вида окраской.
Массовое созревание. Более половины плодов на дереве созрели.
Начало изменения окраски листьев осенью. Появление первых листьев с осенней окраской.
Полное окрашивание. Более половины листьев приобрели осеннюю окраску.
Начало листопада. С растения начали опадать первые листья. Для обнаружения их следует смотреть под дерево, так как в кроне эту фазу обнаружить трудно.
Массовый листопад. Более половины листьев в кроне опало.
Окончание листопада. В кроне остаются лишь одиночные листья.
Кроме указания дат прохождения основных фенофаз в дневнике следует отметить следующее:
1. Местоположение наблюдаемых растений, их размеры, возраст.
2. Состояние растения после перезимовки. Это особенно важно при ведении наблюдений за интродуцентами. В течение зимы могут подмерзнуть почки, чисть побега или даже весь побег. Весенние поздние заморозки также могут повредить распускающиеся почки и молодые листья и цветки.
3. Окраска молодых листьев и летняя окраска листьев. Так, например, клен Шведлера (одна из форм клена остролистного) при распускании имеет листья кроваво-красного цвета. Позже они становятся оливковыми. Окраску листьев хорошо дать в краске, для чего можно использовать акварель. В гербарии обычно окраска листьев изменяется — листья темнеют.
4. Оценка цветения. Дается по шкале В.Г. Каппера:
0 — растения не цветут и не плодоносят;
1 — единичное цветение (плодоношение) на освещенных растениях на опушке и на открытых местах;
2— слабое цветение (плодоношение), цветение более чем единичное на деревьях, одиночно расположенных и на опушках и единичное или слабое в насаждениях;
3 — среднее цветение (плодоношение), обильное цветение на опушках и открытых местах и более интенсивное в насаждениях;
4 — хорошее цветение (плодоношение), обильное цветение на открытых местах и хорошее цветение на опушках и в насаждении.
5. Продолжительность цветения. Вычисляется в днях, от фенофазы «начало цветения» до фенофазы «окончание цветения».
6. Окраска цветков. Как и листьев, дается в красках.
7. Оценка урожая. Дается по 4-балльной системе, как и оценка цветения (см. пункт 4).
8. Продолжительность созревания плодов. Вычисляемся в днях, от фенофазы «окончание цветения» до фенофазы «массовое созревание плодов».
9. Окраска плодов. Дается в красках.
10. Цвет осенней окраски листьев. Представляется в виде гербария с возможно большим разнообразием окраски листьев данной породы.
11. Продолжительность листопада. Вычисляется в днях от фенофазы «начало листопада» до фенофазы «окончание листопада».
12. Повреждения осенними заморозками. Отметить повреждения отдельных частей растения ранними осенними заморозками.
По материалам фенологических наблюдений, записанных в дневнике, составляется итоговая таблица фенонаблюдений, в которую заносят данные по всем наблюдаемым растениям.
Таблица, дневник наблюдений и гербарные образцы по фенофазам должны быть зачтены преподавателем.
IV.3 Проведение дендрологического обследования
и составление дендроплана
Задание выполняется в парке (сквере), или на участке учреждения (больницы и др.), имеющем достаточный ассортимент деревьев и кустарников (не менее 20 видов). Студент выбирает участок размером 500 м2— 2500 м2 для составления дендрологического плана в масштабе 1:100—1:200—1:250, измеряя расстояние с помощью рулетки. Все произрастающие на участке деревья и кустарники наносят на план, для этого определяют местоположение их на участке путем измерения расстояния от границ участка и соседних деревьев, проекции крон должны быть реальными (в масштабе). Местоположение пород на плане обозначают условными обозначениями (Приложение 4). Каждый вид имеет порядковый номер в специальной таблице, озаглавленной «Ассортимент». Каждая группа деревьев (или кустарников), ряд деревьев, живая изгородь, каждое отдельно стоящее дерево или кустарник должны иметь тонкую выносную линию с указанием в числителе номера породы, соответствующего номеру в ассортиментной таблице, и в знаменателе - количества растений в группе или ряду; для одиночных растений в знаменателе ничего не указывается. У каждой однородной (одновидовой) группы вычерчивается один общий контур кроны (проекция), внутри которого точками наносится реальное количество и расположение стволов (у деревьев) или корней (у кустарников). В случае многоярусного полога, границы нижерасположенных крон обозначаются пунктиром внутри господствующих – если эти кроны принадлежат разным породам. Количество деревьев в группах, рядах и одиночных посадках нужно считать поштучно. Количество кустарников в живой изгороди нужно принимать из расчета числа кустов, высаживаемых на один погонный метр – т.е. посчитать количество корней на 1-2-метровом отрезке изгороди и экстраполировать на всю ее длину.
Дендрологический план участка вычерчивается на ватмане, но можно вычертить на миллиметровой бумаге карандашом, но четко и аккуратно.
Дендрологический план должен быть ориентирован к странам света таким образом, чтобы север находился в верхней части плана. На плане, обычно слева, размещается непосредственно планировка участка. По центру листа, вверху, помещается заголовок. В заголовке надпись — «Дендроплан» выполняется чертежным шрифтом (высота букв 10— 15 мм), ниже строкой указывается наименование участка (географический адрес, например ДЕНДРОПЛАН ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ № 15, г. УРЮПИНСК) (высота букв 5-6 мм) и еще ниже по центру помещается цифровой масштаб. Например: М = 1 : 100.
Обычно на листе, справа от плана участка помещают ассортиментную таблицу по следующей форме:
«Ассортимент»
п/п
| Вид
| Общее
кол-во
|
| Ель колючая Picea pungens
|
| …
|
|
|
| Береза повислая Betula pendula
|
| …
|
|
| 8.
| Можжевельник обыкновенный
|
| …
|
|
| 11.
| Снежноягодник белый
|
|
Порядок внесения видов в «Ассортимент» следующий: сначала хвойные деревья, затем лиственные деревья, затем хвойные кустарники, затем лиственные кустарники. В случае неявно выраженной жизненной формы решение принимается студентом самостоятельно.
В третьей графе указывается общее количество растений данного вида на плане.
Ниже таблицы, или под планом, размещают «Условные обозначения»:
здания, сооружения, дорожки, цветники должны быть отражены максимально лаконично, без деталей;
для обозначения собственно границ проекций крон необходимо использовать минимум знаков, не больше четырех видов линий (хвойные деревья, лиственные деревья, хвойные кустарники, лиственные кустарники).
В нижнем правом листа помещается угловой штамп:
Фамилия И.О. студента, факультет, группа, год.
Все надписи на плане делаются стандартным чертежным шрифтом. Линии планировки — тонкие; деревья кустарники — более толстой линией; линии зданий — жирные.
К плану прилагается «Ведомость обследования» вместе с краткой «Пояснительной запиской», содержащей характеристику участка, местоположение, почвенно-грунтовые условия, состояние древесно-кустарниковых пород.
В Приложении 4 приведен образец Дендроплана.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
(примеренный перечень)
1. Голосеменные древесные растения, их роль в лесном хозяйстве.
2. Покрытосеменные древесные растения, их хозяйственное значение.
3. Семейство Сосновые, деление на подсемейства, основные морфологические признаки.
4. Род Сосна, деление на подроды, основные представители.
5. Основные виды рода Сосна на территории нашей страны.
6. Характеристика двухвойных сосен, основные виды в нашей дендрофлоре.
7. Характеристика пятихвойных сосен, основные представители.
8. Сосна обыкновенная.
9. Сосна сибирская.
10. Кедровый стланик.
11. Род Лиственница, основные виды на территории России, лесообразующая роль.
12. Лиственница европейская
13. Лиственница сибирская и лиственница Сукачева.
14. Лиственница даурская.
15. Пихта сибирская.
16. Пихта белокорая.
17. Пихта кавказская.
18. Характеристика рода Ель, основные виды в нашей дендрофлоре.
19. Ель европейская.
20. Ель сибирская.
21. Семейство Кипарисовые, деление на подсемейства, основные представители.
22. Туя западная.
23. Можжевельник обыкновенный.
24. Можжевельник казацкий.
25. Тисс ягодный.
26. Сравнительная характеристика родов Сосна и Лиственница (морфология и экология).
27. Сравнительная характеристика двухвойных и кедровых сосен (морфология и экология).
28. Сравнительная характеристика родов Ель и Пихта (морфология и экология).
29. Сравнительная характеристика ели европейской и ели сибирской (морфология и экология).
30. Сравнительная характеристика пихты сибирской и пихты белокорой (морфология и экология).
2.
1. Основные представители рода Вяз, общая характеристика и хозяйственное значение.
2. Вяз гладкий, вяз шершавый.
3. Вяз граболистный.
4. Вяз мелколистный.
5. Бук лесной, бук восточный.
6. Дуб черешчатый.
7. Береза повислая и береза пушистая, сравнительная характеристика.
8. Ольха черная.
9. Лещина обыкновенная.
10. Орех грецкий.
11. Орех маньчжурский.
12. Семейство Ивовые, сравнительная характеристика морфологии родов Тополь, Ива и Чозения.
13. Род Ива, подрод Salix, представители (ива белая, ива ломкая)
14. Род Ива, подрод Vetrix, представители (ива русская, ива козья)
15. Род Тополь, деление на секции. Тополь белый.
16. Род Тополь, деление на секции. Осина.
17. Род Тополь, деление на секции. Тополь черный.
18. Род Тополь, деление на секции. Тополь душистый.
19. Липа мелколистная.
20. Липа крупнолистная.
21. Древесные растения семейства Розоцветные, хозяйственное значение.
22. Семейство Бобовые. Робиния лжеакация.
23. Карагана древовидная.
24. Клен остролистный.
25. Клен белый (явор).
26. Клен полевой.
27. Клен татарский и клен приречный.
28. Лох узколистный.
29. Ясень обыкновенный.
30. Деревья и кустарники подлесочного яруса.
3.
1. Народнохозяйственное и биосферное значение древесных растений.
2. Голосеменные и Покрытосеменные растения, основные различия.
3. Значение дендрологии в лесохозяйственном комплексе.
4. Природные зоны европейской России.
5. Европейские хвойные леса, породный состав и структура полога.
6. Сибирские хвойные леса, породный состав и структура полога.
7. Дальневосточные хвойные леса, породный состав и структура полога.
8. Хвойно-широколиственные леса европейской России.
9. Хвойно-широколиственные леса Дальнего Востока.
10. Почвенно-климатические условия и древесные растения подзоны лесостепи.
11. Понятие об ареале. Типы ареалов, примеры.
12. Вертикальная зональность на примере Кавказа.
13. Вертикальная зональность на примере Карпат.
14. Понятие об экологических факторах (классификация) и экологических свойствах растений.
15. Значение рельефа в жизни растений.
16. Климатические экологические факторы.
17. Роль света в жизни растений.
18. Роль теплового режима в жизни растений.
19. Вода в жизни растений.
20. Почвенные факторы в жизни растений.
21. Роль леса в борьбе с эрозией почв.
22. Лесные породы полезащитного и водоохранного назначения.
23. Антропогенные воздействия на древесную растительность.
24. Фенологические наблюдения и их хозяйственное применение.
25. Интродукция, ее цели и методы.
26. Древесные растения с ценной и декоративной древесиной.
27. Древесные как поставщики пищевого сырья.
28. Древесные как поставщики лекарственного сырья.
29. Использование хвойных древесных пород в озеленении.
30. Использование лиственных древесных пород в озеленении.
Приложение 1
Варианты заданий для выполнения контрольной работы (назначаются преподавателем во время установочной лекции на 1 курсе)
ВАРИАНТ 01.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (свет, рельеф).
2. Растительные зоны России и стран СНГ, их классификация; вертикальная зональность; горные страны (ландшафты). Описать одну растительную зону и одну горную страну (зона полупустынь; Камчатско-Курильская горная страна), нанести их на карту и вклеить карту в тетрадь. Обратить внимание на видовой состав древесной растительности.
3. Ареалы, их типы (изложить, привести примеры видов древесных растений, имеющих разные типы ареалов).
4. Дать сравнительную характеристику двум видам одного рода хвойных с составлением таблицы признаков и двум видам лиственных по той же форме (пихта сибирская и цельнолистная; дуб черешчатый и красный).
5. Дать развернутую характеристику трех пород - одна хвойная, одна лиственная, один кустарник (слива растопыренная, ива прутовидная, ель европейская).
6. Дать характеристику одного орехоплодного вида или одного плодово-ягодного вида, или особо декоративного вида (лещина обыкновенная).
ВАРИАНТ 02.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (свет, рельеф).
2. Растительные зоны России и стран СНГ, их классификация; вертикальная зональность; горные страны (ландшафты). Описать одну растительную зону и одну горную страну (зона тайги, Среднеазиатская горная страна), нанести их на карту и вклеить карту в тетрадь. Обратить внимание на видовой состав древесной растительности.
3. Ареалы, их типы (изложить, привести примеры видов древесных растений, имеющих разные типы ареалов).
4. Дать сравнительную характеристику двум видам одного рода хвойных с составлением таблицы признаков и двум видам лиственных по той же форме (пихта сибирская и белокорая; вяз гладкий и мелколистный).
5. Дать развернутую характеристику трех пород - одна хвойная, одна лиственная, один кустарник (граб обыкновенный, сирень обыкновенная, сосна сибирская).
6. Дать характеристику одного орехоплодного вида или одного плодово-ягодного вида, или особо декоративного вида (форзиция европейская).
ВАРИАНТ 03.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (свет, биотический фактор).
2. Растительные зоны России и стран СНГ, их классификация; вертикальная зональность; горные страны (ландшафты). Описать одну растительную зону и одну горную страну (зона хвойно-широколиственных (смешанных) лесов Русской равнины, Южно-Сибирская горная страна), нанести их на карту и вклеить карту в тетрадь. Обратить внимание на видовой состав древесной растительности.
3. Ареалы, их типы (изложить, привести примеры видов древесных растений, имеющих разные типы ареалов).
4. Дать сравнительную характеристику двум видам одного рода хвойных с составлением таблицы признаков и двум видам лиственных по той же форме (пихта белокорая и кавказская; вяз шершавый и мелколистный).
5. Дать развернутую характеристику трех пород - одна хвойная, одна лиственная, один кустарник (рябина обыкновенная, ива трехтычинковая, сосна обыкновенная).
6. Дать характеристику одного орехоплодного вида или одного плодово-ягодного вида, или особо декоративного вида (яблоня домашняя).
ВАРИАНТ 04.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (свет, антропогенный фактор).
2. Растительные зоны России и стран СНГ, их классификация; вертикальная зональность; горные страны (ландшафты). Описать одну растительную зону и одну горную страну (зона муссонных хвойно-широколиственных (смешанных) лесов Дальнего Востока,
Путорано-Анабарская горная страна), нанести их на карту и вклеить карту в тетрадь. Обратить внимание на видовой состав древесной растительности.
3. Ареалы, их типы (изложить, привести примеры видов древесных растений, имеющих разные типы ареалов).
4. Дать сравнительную характеристику двум видам одного рода хвойных с составлением таблицы признаков и двум видам лиственных по той же форме (пихта сибирская и цельнолистная; дуб черешчатый и скальный).
5. Дать развернутую характеристику трех пород - одна хвойная, одна лиственная, один кустарник (вяз гладкий, лещина обыкновенная, тис ягодный).
6. Дать характеристику одного орехоплодного вида или одного плодово-ягодного вида, или особо декоративного вида (малина обыкновенная).
ВАРИАНТ 05.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (тепло, эдафический фактор).
2. Растительные зоны России и стран СНГ, их классификация; вертикальная зональность; горные страны (ландшафты). Описать одну растительную зону и одну горную страну (зона лесостепи, Якутско-Чукотская горная страна), нанести их на карту и вклеить карту в тетрадь. Обратить внимание на видовой состав древесной растительности.
3. Ареалы, их типы (изложить, привести примеры видов древесных растений, имеющих разные типы ареалов).
4. Дать сравнительную характеристику двум видам одного рода хвойных с составлением таблицы признаков и двум видам лиственных по той же форма (пихта сибирская и одноцветная; дуб черешчатый и красный).
5. Дать развернутую характеристику трех пород - одна хвойная, одна лиственная, один кустарник (лох узколистный, шиповник майский (коричный), ель сибирская).
6. Дать характеристику одного орехоплодного вида или одного плодово-ягодного вида, или особо декоративного вида (вейгела цветущая).
ВАРИАНТ 06.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (тепло, рельеф).
2. Растительные зоны России и стран СНГ, их классификация; вертикальная зональность; горные страны (ландшафты). Описать одну растительную зону и одну горную страну (степная зона, Камчатско-Курильская горная страна), нанести их на карту и вклеить карту в тетрадь. Обратить внимание на видовой состав древесной растительности.
3. Ареалы, их типы (изложить, привести примеры видов древесных растений, имеющих разные типы ареалов).
4. Дать сравнительную характеристику двум видам одного рода хвойных с составлением таблицы признаков и двум видам лиственных по той же форме (ель европейская и восточная; бук лесной и восточный).
5. Дать развернутую характеристику трех пород - одна хвойная, одна лиственная, один кустарник (вяз шершавый, спирея иволистная, пихта сибирская).
6. Дать характеристику одного орехоплодного вида или одного плодово-ягодного вида, или особо декоративного вида (вишня обыкновенная).
ВАРИАНТ 07.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (тепло, биотический фактор).
2. Растительные зоны России и стран СНГ, их классификация; вертикальная зональность; горные страны (ландшафты). Описать одну растительную зону и одну горную страну (зона полупустынь, Карпаты), нанести их на карту и вклеить карту в тетрадь. Обратить внимание на видовой состав древесной растительности.
3. Ареалы, их типы (изложить, привести примеры видов древесных растений, имеющих разные типы ареалов).
4. Дать сравнительную характеристику двум видам одного рода хвойных с составлением таблицы признаков и двум видам лиственных по той же форме (пихта цельнолистная и белокорая; береза повислая и пушистая).
5. Дать развернутую характеристику трех пород - одна хвойная, одна лиственная, один кустарник (дуб черешчатый, жимолость татарская, лиственница даурская).
6. Дать характеристику одного орехоплодного вида или одного плодово-ягодного вида, или особо декоративного вида (малина душистая).
ВАРИАНТ 08.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (тепло, антропогенный фактор).
2. Растительные зоны России и стран СНГ, их классификация; вертикальная зональность; горные страны (ландшафты). Описать одну растительную зону и одну горную страну (зона пустынь умеренного и субтропического пояса, Южно-Сибирская горная страна), нанести их на карту и вклеить карту в тетрадь. Обратить внимание на видовой состав древесной растительности.
3. Ареалы, их типы (изложить, привести примеры видов древесных растений, имеющих разные типы ареалов).
4. Дать сравнительную характеристику двум видам одного рода хвойных с составлением таблицы признаков и двум видам лиственных по той же форме (пихта одноцветная и кавказская; ольха черная и серая).
5. Дать развернутую характеристику трех пород - одна хвойная, одна лиственная, один кустарник (дуб скальный, бузина красная, лиственница сибирская).
6. Дать характеристику одного орехоплодного вида или одного плодово-ягодного вида, или особо декоративного вида (орех грецкий).
ВАРИАНТ 09.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (вода, эдафический фактор).
2. Растительные зоны России и стран СНГ, их классификация; вертикальная зональность; горные страны (ландшафты). Описать одну растительную зону и одну горную страну (Средиземноморская зона, Якутско-Чукотская горная страна), нанести их на карту и вклеить карту в тетрадь. Обратить внимание на видовой состав древесной растительности.
3. Ареалы, их типы (изложить, привести примеры видов древесных растений, имеющих разные типы ареалов).
4. Дать сравнительную характеристику двум видам одного рода хвойных с составлением таблицы признаков и двум видам лиственных по той же форме (лиственница сибирская и даурская; орех грецкий и маньчжурский).
5. Дать развернутую характеристику трех пород - одна хвойная, одна лиственная, один кустарник (бук лесной, жимолость синяя, ель европейская).
6. Дать характеристику одного орехоплодного вида или одного плодово-ягодного вида, или особо декоративного вида (вишня птичья (черешня)).
ВАРИАНТ 10.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (вода, рельеф).
2. Растительные зоны России и стран СНГ, их классификация; вертикальная зональность; горные страны (ландшафты). Описать одну растительную зону и одну горную страну (зона арктических пустынь, Кавказ), нанести их на карту и вклеить карту в тетрадь. Обратить внимание на видовой состав древесной растительности.
3. Ареалы, их типы (изложить, привести примеры видов древесных растений, имеющих разные типы ареалов).
4. Дать сравнительную характеристику двум видам одного рода хвойных с составлением таблицы признаков и двум видам лиственных по той же форме (лиственница европейская и сибирская; орех грецкий и серый).
5. Дать развернутую характеристику трех пород - одна хвойная, одна лиственная, один кустарник (липа крупнолистная, калина обыкновенная, ель колючая).
6. Дать характеристику одного орехоплодного вида или одного плодово-ягодного вида, или особо декоративного вида (арония черноплодная).
ВАРИАНТ 11.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (вода, биотический фактор).
2. Растительные зоны России и стран СНГ, их классификация; вертикальная зональность; горные страны (ландшафты). Описать одну растительную зону и одну горную страну (зона тундры, Среднеазиатская горная страна), нанести их на карту и вклеить карту в тетрадь. Обратить внимание на видовой состав древесной растительности.
3. Ареалы, их типы (изложить, привести примеры видов древесных растений, имеющих разные типы ареалов).
4. Дать сравнительную характеристику двум видам одного рода хвойных с составлением таблицы признаков и двум видам лиственных по той же форме (ель европейская и сибирская; орех серый и маньчжурский).
5. Дать развернутую характеристику трех пород - одна хвойная, одна лиственная, один кустарник (каштан конский обыкновенный, калина гордовина, пихта белокорая).
6. Дать характеристику одного орехоплодного вида или одного плодово-ягодного вида, или особо декоративного вида (фисташка настоящая).
ВАРИАНТ 12.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (вода, антропогенный фактор).
2. Растительные зоны России и стран СНГ, их классификация; вертикальная зональность; горные страны (ландшафты). Описать одну растительную зону и одну горную страну (зона лесотундры, Кавказ), нанести их на карту и вклеить карту в тетрадь. Обратить внимание на видовой состав древесной растительности.
3. Ареалы, их типы (изложить, привести примеры видов древесных растений, имеющих разные типы ареалов).
4. Дать сравнительную характеристику двум видам одного рода хвойных с составлением таблицы признаков и двум видам лиственных по той же форме (ель европейская и тянь-шанская; ива белая и ломкая).
5. Дать развернутую характеристику трех пород - одна хвойная, одна лиственная, один кустарник (липа мелколистная, снежноягодник белый, пихта кавказская).
6. Дать характеристику одного орехоплодного вида или одного плодово-ягодного вида, или особо декоративного вида (хеномелес японский).
ВАРИАНТ 13.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (воздух, эдафический фактор).
2. Растительные зоны России и стран СНГ, их классификация; вертикальная зональность; горные страны (ландшафты). Описать одну растительную зону и одну горную страну (зона тайги, Путорано-Анабарская горная страна), нанести их на карту и вклеить карту в тетрадь. Обратить внимание на видовой состав древесной растительности.
3. Ареалы, их типы (изложить, привести примеры видов древесных растений, имеющих разные типы ареалов).
4. Дать сравнительную характеристику двум видам одного рода хвойных с составлением таблицы признаков и двум видам лиственных по той же форме (ель европейская и аянская; ива белая и козья).
5. Дать развернутую характеристику трех пород - одна хвойная, одна лиственная, один кустарник (клен остролистный, карагана древовидная (желтая акация), можжевельник обыкновенный).
6. Дать характеристику одного орехоплодного вида или одного плодово-ягодного вида, или особо декоративного вида (кизильник блестящий).
ВАРИАНТ 14.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (воздух, рельеф).
2. Растительные зоны России и стран СНГ, их классификация; вертикальная зональность; горные страны (ландшафты). Описать одну растительную зону и одну горную страну (зона хвойно-широколиственных (смешанных) лесов Русской равнины, Урал), нанести их на карту и вклеить карту в тетрадь. Обратить внимание на видовой состав древесной растительности.
3. Ареалы, их типы (изложить, привести примеры видов древесных растений, имеющих разные типы ареалов).
4. Дать сравнительную характеристику двум видам одного рода хвойных с составлением таблицы признаков и двум видам лиственных по той же форме (пихта цельнолистная и кавказская; ива белая и пятитычинковая).
5. Дать развернутую характеристику трех пород - одна хвойная, одна лиственная, один кустарник (береза повислая, пузыреплодник калинолистный, ель канадская).
6. Дать характеристику одного орехоплодного вида или одного плодово-ягодного вида, или особо декоративного вида (дейция шершавая).
ВАРИАНТ 15.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (воздух, биотический фактор).
2. Растительные зоны России и стран СНГ, их классификация; вертикальная зональность; горные страны (ландшафты). Описать одну растительную зону и одну горную страну (зона муссонных хвойно-широколиственных (смешанных) лесов Дальнего Востока, Урал), нанести их на карту и вклеить карту в тетрадь. Обратить внимание на видовой состав древесной растительности.
3. Ареалы, их типы (изложить, привести примеры видов древесных растений, имеющих разные типы ареалов).
4. Дать сравнительную характеристику двум видам одного рода хвойных с составлением таблицы признаков и двум видам лиственных по той же форме (ель европейская и сербская; ива козья и русская).
5. Дать развернутую характеристику трех пород - одна хвойная, одна лиственная, один кустарник (береза пушистая, рябинник рябинолистный, сосна горная).
6. Дать характеристику одного орехоплодного вида или одного плодово-ягодного вида, или особо декоративного вида (жимолость покрывальная).
ВАРИАНТ 16.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (воздух, антропогенный фактор).
2. Растительные зоны России и стран СНГ, их классификация; вертикальная зональность; горные страны (ландшафты). Описать одну растительную зону и одну горную страну (зона лесостепи, Путорано-Анабарская горная страна), нанести их на карту и вклеить карту в тетрадь. Обратить внимание на видовой состав древесной растительности.
3. Ареалы, их типы (изложить, привести примеры видов древесных растений, имеющих разные типы ареалов).
4. Дать сравнительную характеристику двум видам одного рода хвойных с составлением таблицы признаков и двум видам лиственных по той же форме (лиственница европейская и даурская; ива остролистная и козья).
5. Дать развернутую характеристику трех пород - одна хвойная, одна лиственная, один кустарник (орех грецкий, бересклет европейский, ель европейская).
6. Дать характеристику одного орехоплодного вида или одного плодово-ягодного вида, или особо декоративного вида (спирея Ван-Гутта).
ВАРИАНТ 17.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (свет, эдафический фактор).
2. Растительные зоны России и стран СНГ, их классификация; вертикальная зональность; горные страны (ландшафты). Описать одну растительную зону и одну горную страну (степная зона, Южно-Сибирская горная страна), нанести их на карту и вклеить карту в тетрадь. Обратить внимание на видовой состав древесной растительности.
3. Ареалы, их типы (изложить, привести примеры видов древесных растений, имеющих разные типы ареалов).
4. Дать сравнительную характеристику двум видам одного рода хвойных с составлением таблицы признаков и двум видам лиственных по той же форме (сосна обыкновенная и горная; ива козья и пятитычинковая).
5. Дать развернутую характеристику трех пород - одна хвойная, одна лиственная, один кустарник (орех маньчжурский, смородина черная, лжетсуга Мензиса).
6. Дать характеристику одного орехоплодного вида или одного плодово-ягодного вида, или особо декоративного вида (ежевика сизая).
ВАРИАНТ 18.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (свет, рельеф).
2. Растительные зоны России и стран СНГ, их классификация; вертикальная зональность; горные страны (ландшафты). Описать одну растительную зону и одну горную страну (зона полупустынь, Кавказ), нанести их на карту и вклеить карту в тетрадь. Обратить внимание на видовой состав древесной растительности.
3. Ареалы, их типы (изложить, привести примеры видов древесных растений, имеющих разные типы ареалов).
4. Дать сравнительную характеристику двум видам одного рода хвойных с составлением таблицы признаков и двум видам лиственных по той же форме (сосна горная и Банкса; тополь белый и черный).
5. Дать развернутую характеристику трех пород - одна хвойная, одна лиственная, один кустарник (клен полевой, тамарикс четырехтычинковый, сосна веймутова).
6. Дать характеристику одного орехоплодного вида или одного плодово-ягодного вида, или особо декоративного вида (кизил мужской).
ВАРИАНТ 19.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (свет, биотический фактор).
2. Растительные зоны России и стран СНГ, их классификация; вертикальная зональность; горные страны (ландшафты). Описать одну растительную зону и одну горную страну (зона пустынь умеренного и субтропического поясов, Южно-Дальневосточная горная страна), нанести их на карту и вклеить карту в тетрадь. Обратить внимание на видовой состав древесной растительности.
3. Ареалы, их типы (изложить, привести примеры видов древесных растений, имеющих разные типы ареалов).
4. Дать сравнительную характеристику двум видам одного рода хвойных с составлением таблицы признаков и двум видам лиственных по той же форме (сосна обыкновенная и Банкса; ива белая и пурпурная).
5. Дать развернутую характеристику трех пород - одна хвойная, одна лиственная, один кустарник (орех серый, чубушник венечный, кедр корейский).
6. Дать характеристику одного орехоплодного вида или одного плодово-ягодного вида, или особо декоративного вида (спирея ниппонская).
ВАРИАНТ 20.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (свет, антропогенный фактор).
2. Растительные зоны России и стран СНГ, их классификация; вертикальная зональность; горные страны (ландшафты). Описать одну растительную зону и одну горную страну (Средиземноморская зона, Путорано-Анабарская горная страна), нанести их на карту и вклеить карту в тетрадь. Обратить внимание на видовой состав древесной растительности.
3. Ареалы, их типы (изложить, привести примеры видов древесных растений, имеющих разные типы ареалов).
4. Дать сравнительную характеристику двум видам одного рода хвойных с составлением таблицы признаков и двум видам лиственных по той же форме (можжевельник казацкий и обыкновенный; липа мелколистная и крупнолистная).
5. Дать развернутую характеристику трех пород - одна хвойная, одна лиственная, один кустарник (клен белый (явор), гортензия метельчатая, пихта сибирская).
6. Дать характеристику одного орехоплодного вида или одного плодово-ягодного вида, или особо декоративного вида (слива растопыренная (алыча)).
ВАРИАНТ 21.
1. Привести классификацию экологических факторов. Подробно изложить два экологических фактора (тепло, эдафический фактор).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|