Сделай Сам Свою Работу на 5

II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (лабораторные работы)





Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСА»

Е.Ю. Грюнталь, Т.Г. Махрова, Б.Н. Владимиров

ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ

 

(КОНТРОЛЬНЫХ)

 

РАБОТ ПО ДЕНДРОЛОГИИ.

 

учебно-методическое пособие

 

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом университета для студентов всех форм и сроков обучения

по специальности 250100.62 «Лесное дело»

 

 

Москва

Издательство Московского государственного университета леса

УДК 630.17

Г92

 

 

Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО 2000 г. для направления подготовки 250100 на основе примерной программы дисциплины «Дендрология».

Рецензенты: профессор кафедры ботаники и физиологии

растений МГУЛ, доктор биологических наук

Д.Е. Румянцев

 

доцент кафедры декоративного растениеводства МГУЛ

кандидат сельскохозяйственных наук

И.Ю. Бочкова

 

Работа подготовлена на кафедре селекции, генетики и дендрологии

 

 

Грюнталь, Е.Ю.

Г 92 Выполнение самостоятельных (контрольных) работ по дендрологии. Учебно-методическое пособие/ Е.Ю. Грюнталь, Т.Г. Махрова, Б.Н. Владимиров. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2013. – 60 с.



 

 

УДК 630.17

 

© Е.Ю. Грюнталь, Т.Г. Махрова,

Б.Н. Владимиров 2013

©ГОУ ВПО МГУЛ, 2013

 

ВВЕДЕНИЕ

Дендрология — наука о древесных растениях, изучаю­щая их внешнее строение, биологические особенности, усло­вия произрастания и распростране­ние, хозяйственное и эко­логическое значение.

Практическая задача курса – изучение действующего и перспективного ассортимента древесно-кустарниковых пород для лесного хозяйства и зеле­ного строительства. Результатом изучения курса дендрологии должны быть не только фактические данные об основных древесных и кустарниковых по­родах. Рассмотрение конкретных видов, с одной стороны, позволяет получить представление о многообразии растительного мира, прежде всего в морфоло­гическом и экологическом плане. С другой стороны, формируются общебио­логические приоритеты, необходимые в работе с растительным материалом.



Студентам необходимо знать точное русское и латинское наз­вание изучае­мых видов, их систематическое положение, а также характеристику ро­дов, семейств, к которым они при­надлежат.

Студенты должны хорошо различать морфологические признаки древес­ных видов (раз­меры растений, формы кроны, ствола, строение и форму по­бегов, цветков, плодов, шишек, семян) и других важных при определении при­знаков, знать биологические особенности этих видов, условия их произра­стания и географическое распространение.

Особое внимание при изучении дисциплины уделяется экологии. Эколо­гия — наука о взаимосвязи организма с окружаю­щей средой. Всю совокуп­ность условий внешней среды можно разделить на ряд факторов (климат, почв, свет и т.п.), каждый из кото­рых можно рассматривать отдельно. Однако в природе все параметры среды существуют и воздействуют на организм комплексно.

Важным разделом дендрологии являются знания природ­ных зон, усло­вий, в которых формируется древесная расти­тельность.

Как в историческом прошлом, так и в настоящее время трудно переоце­нить хозяйственное значение древесных и кус­тарниковых пород. Древесина, плоды, семена, продукты химической перера­ботки древесины, целлюлоза в наше время повсеместно используются в народном хозяйстве. Древесные по­роды широ­ко применяются в лесной мелиорации, защитном лесо­разве­дении.

Важнейшее значение имеет лес в качестве элемента биосферы.

Древесные растения — основа садово-паркового строи­тельства, среди них велико разнообразие интересных декоративных форм.

Наконец, среди древесных много растений, имеющих цен­ные лекарствен­ные свойства и используемых в научной и на­родной медицине.



Курс дендрологии состоит из трех компонентов:

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (ЛЕКЦИИ).

II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ).

III - IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

На очных сессиях проводятся лекции, лабораторные за­нятия и групповые консультации. Между сессиями студент может получить индивидуальные кон­сультации лично у пре­подавателя или по электронной почте.

В лекциях дисциплина рассматривается в связи со смежными науками – ботаникой, почвоведением, лесоводством, экологией. Лекционный материал выносится на экзамен. На сессии 2-го курса обучения студенты сдают за­чет, после сессии 3-го курса — экзамен.

В лабораторных работах подробно изучаются конкретные, наиболее важные в хозяйственном, декоративном или общебиологическом плане дре­весно-кустарниковые породы и лианы. Материал лабораторных работ 2-го курса (по семействам отдела Голосеменных) выносится на зачет, где от сту­дента требуется определить видовую принадлежность шишек, семян и охво­енных побегов (знание латинских названий обязательно). Материал лабора­торных работ 3-го курса включен в экзаменационные билеты.

Самостоятельная работа студента-заочника состоит из изучения специаль­ной литературы (список учебников и учеб­ных пособий по курсу денд­рологии прилагается) и выпол­нения самостоятельных контрольных зада­ний – теоретических на 2-м курсе и практических – на 3-м.

Методика и порядок выполнения контрольных заданий сообщается препо­давателем на специальных установочных лекциях во время очных сес­сий на 1-ом и 2-ом году обучения.

Студенты 2 курса должны выполнить контрольную работу по инди­виду­альному заданию, полученному на установочной лекции во время сессии 1-го курса (Приложение 1). Выполненная контрольная работа должна быть сдана перед началом сессии 2-го курса. БЕЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ЗА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ К ЗАЧЕТУ СТУДЕНТ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

Студенты 3 курса сдают:

1. Гербарий (Приложение 2):

с листьями - 100 видов;

в зимнем состоянии (без листьев) - 30 видов;

раноцветущие (или с плодами) - 10 видов.

2. Отчет по фенологическим наблюдениям с приложением гербария фенологичес­ких фаз наблюдаемых видов (Приложение 3).

3. Дендроплан (объяснение в период сессии на 2 курсе на кафедре селекции, генетики и дендрологии; Приложение 4).

 

Во время сессии 3-го курса студент защищает собранные им гербарии. Защита гербария предполагает сплошной просмотр, при котором студент на­зывает русское и латинское название вида, семейство и естественный ареал. ПОЛНОСТЬЮ СДАННАЯ И ЗАЩИЩЕННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЯВЛЯЕТСЯ УСЛОВИЕМ ДОПУСКА К ЭКЗАМЕНУ.

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

1. Дендрология как наука. Биология развития древесных растений. Ос­новные жизненные формы.

1.1 История развития дендрологии, связь с другими науками.

1.2 Основные жизненные формы, классификация.

1.3 Возрастные этапы онтогенеза деревьев и кустарников, цикличность их фенологии.

2. Основы экологии древесных растений.

2.1. Экологические факторы среды и экологические свойства растений. Взаи­мосвязь экологических факторов.

2.2. Свет. Влияние на температуру и влажность воздуха и почвы. Группы растений по отношению к свету. Внешние признаки светолюбия и теневы­носливости. Изменение светолюбия с возрастом растений и с географической широтой. Фотопериодизм у древесных.

2.3. Тепло. Группы растений по отношению к теплу. Защитные приспособ­ления к экстремальным температурам. Зимо- и морозостойкость.

2.4. Вода. Источники воды для растений. Виды и динамика осадков. При­способления растений к низкой и к высокой влажности воздуха и почвы. Осадки и гидрологический режим в условиях мегаполиса.

2.5. Состав и состояние воздуха. Значение углекислоты. Загрязнение. Газо­устойчивость. Ветроустойчивость. Ветровой режим в городе.

2.6. Почвенно-грунтовые факторы (механический состав, химический со­став, влажность, аэрация). Физиологическая сухость. Группы растений по от­ношению к богатству почвы, ее кислотности, засоленности, мерзлотности.

Почвенно-грунтовые условия в городе.

2.7. Рельеф. Высота, экспозиция, крутизна. Вертикальная зональность.

2.8. Биотические факторы (фито-, зоо-, микробиогенные).

2.9. Антропогенные и техногенные факторы. Роль растений в городе (за­щита от шума, пыли, газов, улучшение химического состава воздуха, микро­климатического режима. Эстетика).

3. Основы учения о растительном покрове.

3.1.Основные понятия лесной фитоценологии. Понятие о фитоценозе, рас­тительной формации, группах формаций, типах растительности, биогеоце­нозе, его компонентах и более мелких структурных единицах.

3.2 Краткая характеристика древесной растительности природных зон Рос­сии.

3.3 Интродукция древесных растений. Экологический принцип в подборе ассортимента. Районирование материала. Принцип оценки устойчивости дре­весных к антропогенным факторам по изменению нормального облика расте­ния.

4. Основы учения о ботаническом виде

4.1. Иерархическая система таксонов: отдел – класс – подкласс - надпоря­док – порядок – подпорядок – семейство – подсемейство – триба – род – под­род – секция – вид. Внутривидовые таксоны: подвид – климатип – экотип – популяция – форма – культивар – сорт.

4.2. Ареал вида. Космополиты, эндемики, реликты. Ареалы сплошные, прерывистые, ленточные. Связь экологической пластичности вида с протя­женностью его ареала. Аллопатрические, симпатрические, викарные виды. Паспорт вида (ареал, морфология, биологические и экологические свойства, фитоценотические особенности, полиморфизм (например, половой), приме­нение в озеленении).

4.3. Декоративные формы древесных растений. Классификация декоратив­ных форм по признакам уклонения от видовой нормы. Формы: габитуальные (сюда же ювенильные и переходные); по форме листа; колерные. Общие све­дения о происхождении и биологических

особенностях декоративных форм древесных. Размножение.

5. Систематика отдела Голосеменных.

Общая характеристика: жизненные формы, география, лесообразующая роль, особенности экологии, хозяйственное значение.

Класс Саговниковые (Саговник поникающий)

Класс Гинкговые (Гинкго двулопастный)

Класс Гнетовые (Эфедра двухколосковая, Гнетум)

Класс Хвойные. П/кл Хвойные

Пор. Сосновые. Сем. Сосновые. Сравнительная характеристика морфоло­гических признаков родов сем. Сосновые.

Триба Пихтовые (Пихта, Псевдотсуга Мензиса, Тсуга канадская, Ель)

Триба Лиственничные (Лиственница, Кедр)

Триба Сосновые (Сосна)

Пор. Кипарисовые. Сем Таксодиевые (Секвойядендрон гигантский, Сек­войя вечнозеленая)

Сем. Кипарисовые (Кипарис, Кипарисовик, Туя, Биота, Микробиота пере­крестнопарная. Можжевельник (секции Оксицедрус и Сабина).

Пор. Тиссовые. Сем Тиссовые.

6. Систематика отдела Покрытосеменных.

Общая характеристика: жизненные формы, география, лесообразующая роль, особенности экологии, хозяйственное значение.

Характерные признаки, общая характеристика и наиболее важные предста­вители семейств: Магнолиевые, Лимонниковые, Лавровые, Барбарисовые, Самшитовые, Гамамелисовые, Платановые, Ильмовые,Тутовые, Буковые, Березовые, Ореховые.

Характерные признаки, общая характеристика и наиболее важные предста­вители семейств: Ивовые, Актинидиевые, Липовые, Гортензиевые, Крыжов­никовые, Миртовые, Рутовые, Анакардиевые, Кленовые, Кизиловые, Аралие­вые, Бересклетовые, Крушиновые, Виноградовые, Лоховые, Маслиновые, Жимолостные, Бузиновые, Калиновые.

Характерные признаки, общая характеристика и наиболее важные предста­вители семейств: Розоцветные, Цезальпиниевые, Мимозовые, Мотыльковые.

 

II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (лабораторные работы)

2 курс

ЛР 1. Изучение морфологических особенностей представителей родов Пихта и Ель.

Пихта сибирская, П. кавказская, П. белокорая, П. одноцветная; Ель европейская, Е. колючая, Е.аянская, Е. сербская.

ЛР 2. Изучение морфологических особенностей представителей рода Сосна.

Сосна обыкновенная, С. крымская, С. горная, С. сибирская, С. корейская, С. стла­никовая, С. веймутова, С. балканская.

ЛР 3. Изучение морфологических особенностей представителей родов Лжет­суга, Лиственница, Туя, Можжевельник, Тисс.

Лжетсуга Мензиса; Лиственница европейская, Л. сибирская, Л. даурская, Л. япон­ская; Туя западная; Можжевельник обыкновенный, М. казацкий; Тисс ягодный.

 

3 курс

ЛР 4. Изучение морфологических особенностей видов: Вяз гладкий, В. шершавый, В. мелколистный, В граболистный; Бук лесной, Б. восточный, Дуб черешчатый, Д. монгольский, Каштан посевной; Береза повислая, Б. пу­шистая, Ольха черная, О. серая, Лещина обыкновенная; Орех маньчжурский. 15

ЛР 5. Изучение морфологических особенностей видов: Тополь дрожащий, Т. белый, Т. черный, Т. бальзамический, Т. душистый; Ива белая, И. ломкая, И. пятитычинковая; И. козья, И. русская, И. пепельная, И. ушастая; Липа мелколистная, Л. крупнолистная, Л. маньчжурская. 15

ЛР 6. Изучение морфологических особенностей видов: Волчник смертель­ный; Смородина черная, С. красная; Пузыреплодник калинолистный, Спирея дубравколистная, Роза майская, Р. морщинистая, Слива колючая, Вишня обыкновенная, Черемуха обыкновенная, Хеномелес японский, Яблоня до­машняя, Рябина обыкновенная, Кизильник блестящий, Боярышник однопес­тичный. 15

ЛР 7. Изучение морфологических особенностей видов: Робиния лжеакация, Карагана древовидная, Ракитник русский, Аморфа кустарниковая, Маакия амурская; Бархат амурский; Клен остролистный, К. белый, К. полевой, К. та­тарский, К. Гиннала; Конский каштан обыкновенный; Бересклет бородавча­тый, Б. европейский. 14

ЛР 8. Изучение морфологических особенностей видов: Гортензия метельча­тая, Чубушник венечный; Виноград амурский; Девичий виноград пятилис­точковый; Крушина ломкая, Жостер слабительный; Лох узколистный, Обле­пиха крушиновая; Дерен белый; Актинидия коломикта. 10

ЛР 9. Изучение морфологических особенностей видов: Ясень обыкновен­ный, Я. пенсильванский, Я. зеленый, Сирень обыкновенная,

С. венгерская, Жимолость обыкновенная, Ж. татарская, Ж. синяя, Ж. капри­фоль, Снежноягодник белый; Калина обыкновенная, Бузина черная, Б. крас­ная. 12

 

III. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА студентов 2 курса.

 

Цель задания - самостоятельное изучение студентом по специальной литературе древесных и кустарниковых пород, их биологии, экологии и мор­фологии с оценкой значения для лесного хозяйства, садово-паркового хозяй­ства и защитного лесоразведения. Подробное изучение экологических факто­ров и природных зон нашей страны.

Контрольную работу следует писать разборчиво, с остав­лением полей ши­риной 3—4 см для заметок преподавателя. Текст желательно иллюстриро­вать рисунками и фотография­ми. При правильном изложении вопросов зада­ния работа зачитывается. Неудовлетворительно выполненные работы должны быть переработаны или дополнены в соответствии с указаниями преподава­теля.

В конце работы приведите список использованной лите­ратуры. По­ставьте дату и подпишитесь.

Письменная контрольная работа представляет собой развернутые ответы на 6 вопросов по индивидуальному варианту (см. Приложение 1) по следую­щей схеме:

1. Ознакомьтесь со всеми основными экологическими факторами, при­ведите их классификацию. Отметьте те, которые относятся к комплексу абио­тической среды и те, которые составляют биотическую среду. Дайте подроб­ную характеристику двух экологических факторов (по индивидуальному ва­рианту).
2. Природные зоны, их классификация, основные критерии выделения. Развернуто опишите одну равнинную зону и одну горную страну (по индиви­дуальному варианту). Вклейте в работу контурную карту, на которую нане­сите заданные зоны.

3. Ареалы, их типы (Изложите, приведите примеры конкретных видов).
4. Дайте сравнительную характеристику двух видов хвойных одного рода в форме таблицы; дайте сравнительную характеристику двух видов ли­ственных одного рода по аналогичной форме. Древесные породы указаны в индивидуальном варианте.

Признак (перечень признаков выбрать самостоятельно) Вид А Вид Б
Родина    
Высота, диаметр, возраст    
Кора    
И т.п., включая экологические свойства    

 

Пример выполнения задания 4:

Сравнительные признаки видов, входящих в род Можжевельник

( Juniperus)

 

Можжевельник обыкновенный (Juniperus communis L.) Можжевельник казацкий (Juniperus sabina L.)
Кустарник или небольшое дерево с тонкими побегами и ветвями. Крона довольно компактная. Хвоя игольчатая в мутовках по 3 штуки.   Шишка-ягода шаровидная, зре­лая темно-синяя с сизым налетом.   Зимостоек, не требователен к почве, теневынослив, неза­сухоустойчив, чувствителен к загрязнению воздуха дымом и газами Размножается семенами. Можно размножать летними черенками Шишки-ягоды используются в ме­дицине, а также имеют большое значение в привлечении про­мыс­ловых птиц (глухарь, тетерев и т. д.). Древесина ядровая, прочная идет для токарных изде­лий. Хвоя выделяет фи­тонциды Естественно произрастает на све­жих песчаных почвах в лесах Евра­зии, включая ДВК. и Среднюю Азию     Кустарник 1—2 м высоты. Ветви направлены в разные стороны, часто почти стелющиеся. Хвоя чешуйчатая, у молодых рас­тений игольчатая, супротивная, при растирании неп­риятно пахнет. Шишка-ягода слегка сплюснутая, темно-синяя почти черная на корот­кой ножке. Морозостоек, засухоустойчив, не требователен к почве, дымогазоустой­чив   Размножается семенами, легко укореняются черенки и отводки В промышленности имеет мень­шее значение, чем М. обыкновенный. Побеги содержат ядовитое эфирное масло, используемое в меди­цине. Очень декоративное расте­ние, имеет широкое применение в зеленом строи­тельстве Ареал более ограничен: юго-вос­точные районы европейской части России, Крым, Кавказ, южная часть Сибири, Средняя Азия  

5. Дайте развернутую характеристику трех пород (по индивидуальному варианту): два дерева — хвойное и лиственное и один кустарник. Постарай­тесь дать рисунки или фотографии вегетативных и репродуктивных органов и всего растения. Минимальный набор параметров:

· Семейство (русское и латинское названия)

· Вид (русское и латинское название, включая синонимы)

· Жизненная форма, средние и максимальные размеры, долговечность

· Быстрота роста в разном возрасте

· Форма, консистенция и архитектоника кроны

· Кора ствола и побегов, корка

· Основные морфологические признаки вегетативных и генеративных орга­нов

· Фенология

· Корневая система. Способность к вегетативному возобновлению

· Экологические свойства

· Древесина

· Хозяйственное значение

· Естественный ареал

6. Дайте характеристику одного орехоплодного вида или особо декора­тивного вида (декоративной формы либо сорта, культивара), по индивиду­альному варианту – по той же форме (см. задание 5).

IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА студентов 3 курса.

 

IV.1 Гербарий древесных и кустарниковых пород.

 

Самостоятельный сбор и обработка гербария дают возможность студенту более подробно ознакомиться с морфологическими особенностями деревьевикустарников, получить навыки в установлении видовой принадлежности рас­тений с помощью определителя.

В гербарий должны быть собраны полноценные побеги лиственных де­ревьев и кустарников с хорошо развитыми листьями (летний гербарий, не ме­нее 100 видов); побеги основных пород в зимний период без листьев (зимний гербарий, не менее 30 видов); побеги рано­цветущих видов либо в плодоно- сящем состоянии («цветущий» гербарий, 10 видов;см. Приложение 2). К «раноцветущим» породам относятся виды, цвету­щие до распускания листьев или одновременно с ним (виды родов ива, то­поль, вяз, береза, ольха, лещина, дуб, некоторые клены и т.п.). В летнем гер­барии за отдельную позицию учитываются декоративные формы (колерные и по форме листа), например, дерен белый ботанический, дерен белый пестро­листный и дерен белый золотистопестрый (название форм допускается как на русском языке, так и на латыни) считаются за три отдельных позиции.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.