II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (лабораторные работы)
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСА»
Е.Ю. Грюнталь, Т.Г. Махрова, Б.Н. Владимиров
ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ
(КОНТРОЛЬНЫХ)
РАБОТ ПО ДЕНДРОЛОГИИ.
учебно-методическое пособие
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом университета для студентов всех форм и сроков обучения
по специальности 250100.62 «Лесное дело»
Москва
Издательство Московского государственного университета леса
УДК 630.17
Г92
Разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО 2000 г. для направления подготовки 250100 на основе примерной программы дисциплины «Дендрология».
Рецензенты: профессор кафедры ботаники и физиологии
растений МГУЛ, доктор биологических наук
Д.Е. Румянцев
доцент кафедры декоративного растениеводства МГУЛ
кандидат сельскохозяйственных наук
И.Ю. Бочкова
Работа подготовлена на кафедре селекции, генетики и дендрологии
Грюнталь, Е.Ю.
Г 92 Выполнение самостоятельных (контрольных) работ по дендрологии. Учебно-методическое пособие/ Е.Ю. Грюнталь, Т.Г. Махрова, Б.Н. Владимиров. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2013. – 60 с.
УДК 630.17
© Е.Ю. Грюнталь, Т.Г. Махрова,
Б.Н. Владимиров 2013
©ГОУ ВПО МГУЛ, 2013
ВВЕДЕНИЕ
Дендрология — наука о древесных растениях, изучающая их внешнее строение, биологические особенности, условия произрастания и распространение, хозяйственное и экологическое значение.
Практическая задача курса – изучение действующего и перспективного ассортимента древесно-кустарниковых пород для лесного хозяйства и зеленого строительства. Результатом изучения курса дендрологии должны быть не только фактические данные об основных древесных и кустарниковых породах. Рассмотрение конкретных видов, с одной стороны, позволяет получить представление о многообразии растительного мира, прежде всего в морфологическом и экологическом плане. С другой стороны, формируются общебиологические приоритеты, необходимые в работе с растительным материалом.
Студентам необходимо знать точное русское и латинское название изучаемых видов, их систематическое положение, а также характеристику родов, семейств, к которым они принадлежат.
Студенты должны хорошо различать морфологические признаки древесных видов (размеры растений, формы кроны, ствола, строение и форму побегов, цветков, плодов, шишек, семян) и других важных при определении признаков, знать биологические особенности этих видов, условия их произрастания и географическое распространение.
Особое внимание при изучении дисциплины уделяется экологии. Экология — наука о взаимосвязи организма с окружающей средой. Всю совокупность условий внешней среды можно разделить на ряд факторов (климат, почв, свет и т.п.), каждый из которых можно рассматривать отдельно. Однако в природе все параметры среды существуют и воздействуют на организм комплексно.
Важным разделом дендрологии являются знания природных зон, условий, в которых формируется древесная растительность.
Как в историческом прошлом, так и в настоящее время трудно переоценить хозяйственное значение древесных и кустарниковых пород. Древесина, плоды, семена, продукты химической переработки древесины, целлюлоза в наше время повсеместно используются в народном хозяйстве. Древесные породы широко применяются в лесной мелиорации, защитном лесоразведении.
Важнейшее значение имеет лес в качестве элемента биосферы.
Древесные растения — основа садово-паркового строительства, среди них велико разнообразие интересных декоративных форм.
Наконец, среди древесных много растений, имеющих ценные лекарственные свойства и используемых в научной и народной медицине.
Курс дендрологии состоит из трех компонентов:
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (ЛЕКЦИИ).
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ).
III - IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
На очных сессиях проводятся лекции, лабораторные занятия и групповые консультации. Между сессиями студент может получить индивидуальные консультации лично у преподавателя или по электронной почте.
В лекциях дисциплина рассматривается в связи со смежными науками – ботаникой, почвоведением, лесоводством, экологией. Лекционный материал выносится на экзамен. На сессии 2-го курса обучения студенты сдают зачет, после сессии 3-го курса — экзамен.
В лабораторных работах подробно изучаются конкретные, наиболее важные в хозяйственном, декоративном или общебиологическом плане древесно-кустарниковые породы и лианы. Материал лабораторных работ 2-го курса (по семействам отдела Голосеменных) выносится на зачет, где от студента требуется определить видовую принадлежность шишек, семян и охвоенных побегов (знание латинских названий обязательно). Материал лабораторных работ 3-го курса включен в экзаменационные билеты.
Самостоятельная работа студента-заочника состоит из изучения специальной литературы (список учебников и учебных пособий по курсу дендрологии прилагается) и выполнения самостоятельных контрольных заданий – теоретических на 2-м курсе и практических – на 3-м.
Методика и порядок выполнения контрольных заданий сообщается преподавателем на специальных установочных лекциях во время очных сессий на 1-ом и 2-ом году обучения.
Студенты 2 курса должны выполнить контрольную работу по индивидуальному заданию, полученному на установочной лекции во время сессии 1-го курса (Приложение 1). Выполненная контрольная работа должна быть сдана перед началом сессии 2-го курса. БЕЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ЗА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ К ЗАЧЕТУ СТУДЕНТ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.
Студенты 3 курса сдают:
1. Гербарий (Приложение 2):
с листьями - 100 видов;
в зимнем состоянии (без листьев) - 30 видов;
раноцветущие (или с плодами) - 10 видов.
2. Отчет по фенологическим наблюдениям с приложением гербария фенологических фаз наблюдаемых видов (Приложение 3).
3. Дендроплан (объяснение в период сессии на 2 курсе на кафедре селекции, генетики и дендрологии; Приложение 4).
Во время сессии 3-го курса студент защищает собранные им гербарии. Защита гербария предполагает сплошной просмотр, при котором студент называет русское и латинское название вида, семейство и естественный ареал. ПОЛНОСТЬЮ СДАННАЯ И ЗАЩИЩЕННАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ЯВЛЯЕТСЯ УСЛОВИЕМ ДОПУСКА К ЭКЗАМЕНУ.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Дендрология как наука. Биология развития древесных растений. Основные жизненные формы.
1.1 История развития дендрологии, связь с другими науками.
1.2 Основные жизненные формы, классификация.
1.3 Возрастные этапы онтогенеза деревьев и кустарников, цикличность их фенологии.
2. Основы экологии древесных растений.
2.1. Экологические факторы среды и экологические свойства растений. Взаимосвязь экологических факторов.
2.2. Свет. Влияние на температуру и влажность воздуха и почвы. Группы растений по отношению к свету. Внешние признаки светолюбия и теневыносливости. Изменение светолюбия с возрастом растений и с географической широтой. Фотопериодизм у древесных.
2.3. Тепло. Группы растений по отношению к теплу. Защитные приспособления к экстремальным температурам. Зимо- и морозостойкость.
2.4. Вода. Источники воды для растений. Виды и динамика осадков. Приспособления растений к низкой и к высокой влажности воздуха и почвы. Осадки и гидрологический режим в условиях мегаполиса.
2.5. Состав и состояние воздуха. Значение углекислоты. Загрязнение. Газоустойчивость. Ветроустойчивость. Ветровой режим в городе.
2.6. Почвенно-грунтовые факторы (механический состав, химический состав, влажность, аэрация). Физиологическая сухость. Группы растений по отношению к богатству почвы, ее кислотности, засоленности, мерзлотности.
Почвенно-грунтовые условия в городе.
2.7. Рельеф. Высота, экспозиция, крутизна. Вертикальная зональность.
2.8. Биотические факторы (фито-, зоо-, микробиогенные).
2.9. Антропогенные и техногенные факторы. Роль растений в городе (защита от шума, пыли, газов, улучшение химического состава воздуха, микроклиматического режима. Эстетика).
3. Основы учения о растительном покрове.
3.1.Основные понятия лесной фитоценологии. Понятие о фитоценозе, растительной формации, группах формаций, типах растительности, биогеоценозе, его компонентах и более мелких структурных единицах.
3.2 Краткая характеристика древесной растительности природных зон России.
3.3 Интродукция древесных растений. Экологический принцип в подборе ассортимента. Районирование материала. Принцип оценки устойчивости древесных к антропогенным факторам по изменению нормального облика растения.
4. Основы учения о ботаническом виде
4.1. Иерархическая система таксонов: отдел – класс – подкласс - надпорядок – порядок – подпорядок – семейство – подсемейство – триба – род – подрод – секция – вид. Внутривидовые таксоны: подвид – климатип – экотип – популяция – форма – культивар – сорт.
4.2. Ареал вида. Космополиты, эндемики, реликты. Ареалы сплошные, прерывистые, ленточные. Связь экологической пластичности вида с протяженностью его ареала. Аллопатрические, симпатрические, викарные виды. Паспорт вида (ареал, морфология, биологические и экологические свойства, фитоценотические особенности, полиморфизм (например, половой), применение в озеленении).
4.3. Декоративные формы древесных растений. Классификация декоративных форм по признакам уклонения от видовой нормы. Формы: габитуальные (сюда же ювенильные и переходные); по форме листа; колерные. Общие сведения о происхождении и биологических
особенностях декоративных форм древесных. Размножение.
5. Систематика отдела Голосеменных.
Общая характеристика: жизненные формы, география, лесообразующая роль, особенности экологии, хозяйственное значение.
Класс Саговниковые (Саговник поникающий)
Класс Гинкговые (Гинкго двулопастный)
Класс Гнетовые (Эфедра двухколосковая, Гнетум)
Класс Хвойные. П/кл Хвойные
Пор. Сосновые. Сем. Сосновые. Сравнительная характеристика морфологических признаков родов сем. Сосновые.
Триба Пихтовые (Пихта, Псевдотсуга Мензиса, Тсуга канадская, Ель)
Триба Лиственничные (Лиственница, Кедр)
Триба Сосновые (Сосна)
Пор. Кипарисовые. Сем Таксодиевые (Секвойядендрон гигантский, Секвойя вечнозеленая)
Сем. Кипарисовые (Кипарис, Кипарисовик, Туя, Биота, Микробиота перекрестнопарная. Можжевельник (секции Оксицедрус и Сабина).
Пор. Тиссовые. Сем Тиссовые.
6. Систематика отдела Покрытосеменных.
Общая характеристика: жизненные формы, география, лесообразующая роль, особенности экологии, хозяйственное значение.
Характерные признаки, общая характеристика и наиболее важные представители семейств: Магнолиевые, Лимонниковые, Лавровые, Барбарисовые, Самшитовые, Гамамелисовые, Платановые, Ильмовые,Тутовые, Буковые, Березовые, Ореховые.
Характерные признаки, общая характеристика и наиболее важные представители семейств: Ивовые, Актинидиевые, Липовые, Гортензиевые, Крыжовниковые, Миртовые, Рутовые, Анакардиевые, Кленовые, Кизиловые, Аралиевые, Бересклетовые, Крушиновые, Виноградовые, Лоховые, Маслиновые, Жимолостные, Бузиновые, Калиновые.
Характерные признаки, общая характеристика и наиболее важные представители семейств: Розоцветные, Цезальпиниевые, Мимозовые, Мотыльковые.
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (лабораторные работы)
2 курс
ЛР 1. Изучение морфологических особенностей представителей родов Пихта и Ель.
Пихта сибирская, П. кавказская, П. белокорая, П. одноцветная; Ель европейская, Е. колючая, Е.аянская, Е. сербская.
ЛР 2. Изучение морфологических особенностей представителей рода Сосна.
Сосна обыкновенная, С. крымская, С. горная, С. сибирская, С. корейская, С. стланиковая, С. веймутова, С. балканская.
ЛР 3. Изучение морфологических особенностей представителей родов Лжетсуга, Лиственница, Туя, Можжевельник, Тисс.
Лжетсуга Мензиса; Лиственница европейская, Л. сибирская, Л. даурская, Л. японская; Туя западная; Можжевельник обыкновенный, М. казацкий; Тисс ягодный.
3 курс
ЛР 4. Изучение морфологических особенностей видов: Вяз гладкий, В. шершавый, В. мелколистный, В граболистный; Бук лесной, Б. восточный, Дуб черешчатый, Д. монгольский, Каштан посевной; Береза повислая, Б. пушистая, Ольха черная, О. серая, Лещина обыкновенная; Орех маньчжурский. 15
ЛР 5. Изучение морфологических особенностей видов: Тополь дрожащий, Т. белый, Т. черный, Т. бальзамический, Т. душистый; Ива белая, И. ломкая, И. пятитычинковая; И. козья, И. русская, И. пепельная, И. ушастая; Липа мелколистная, Л. крупнолистная, Л. маньчжурская. 15
ЛР 6. Изучение морфологических особенностей видов: Волчник смертельный; Смородина черная, С. красная; Пузыреплодник калинолистный, Спирея дубравколистная, Роза майская, Р. морщинистая, Слива колючая, Вишня обыкновенная, Черемуха обыкновенная, Хеномелес японский, Яблоня домашняя, Рябина обыкновенная, Кизильник блестящий, Боярышник однопестичный. 15
ЛР 7. Изучение морфологических особенностей видов: Робиния лжеакация, Карагана древовидная, Ракитник русский, Аморфа кустарниковая, Маакия амурская; Бархат амурский; Клен остролистный, К. белый, К. полевой, К. татарский, К. Гиннала; Конский каштан обыкновенный; Бересклет бородавчатый, Б. европейский. 14
ЛР 8. Изучение морфологических особенностей видов: Гортензия метельчатая, Чубушник венечный; Виноград амурский; Девичий виноград пятилисточковый; Крушина ломкая, Жостер слабительный; Лох узколистный, Облепиха крушиновая; Дерен белый; Актинидия коломикта. 10
ЛР 9. Изучение морфологических особенностей видов: Ясень обыкновенный, Я. пенсильванский, Я. зеленый, Сирень обыкновенная,
С. венгерская, Жимолость обыкновенная, Ж. татарская, Ж. синяя, Ж. каприфоль, Снежноягодник белый; Калина обыкновенная, Бузина черная, Б. красная. 12
III. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА студентов 2 курса.
Цель задания - самостоятельное изучение студентом по специальной литературе древесных и кустарниковых пород, их биологии, экологии и морфологии с оценкой значения для лесного хозяйства, садово-паркового хозяйства и защитного лесоразведения. Подробное изучение экологических факторов и природных зон нашей страны.
Контрольную работу следует писать разборчиво, с оставлением полей шириной 3—4 см для заметок преподавателя. Текст желательно иллюстрировать рисунками и фотографиями. При правильном изложении вопросов задания работа зачитывается. Неудовлетворительно выполненные работы должны быть переработаны или дополнены в соответствии с указаниями преподавателя.
В конце работы приведите список использованной литературы. Поставьте дату и подпишитесь.
Письменная контрольная работа представляет собой развернутые ответы на 6 вопросов по индивидуальному варианту (см. Приложение 1) по следующей схеме:
1. Ознакомьтесь со всеми основными экологическими факторами, приведите их классификацию. Отметьте те, которые относятся к комплексу абиотической среды и те, которые составляют биотическую среду. Дайте подробную характеристику двух экологических факторов (по индивидуальному варианту). 2. Природные зоны, их классификация, основные критерии выделения. Развернуто опишите одну равнинную зону и одну горную страну (по индивидуальному варианту). Вклейте в работу контурную карту, на которую нанесите заданные зоны.
3. Ареалы, их типы (Изложите, приведите примеры конкретных видов). 4. Дайте сравнительную характеристику двух видов хвойных одного рода в форме таблицы; дайте сравнительную характеристику двух видов лиственных одного рода по аналогичной форме. Древесные породы указаны в индивидуальном варианте.
Признак (перечень
признаков выбрать
самостоятельно)
| Вид А
| Вид Б
| Родина
|
|
| Высота, диаметр,
возраст
|
|
| Кора
|
|
| И т.п., включая экологические свойства
|
|
|
Пример выполнения задания 4:
Сравнительные признаки видов, входящих в род Можжевельник
( Juniperus)
Можжевельник обыкновенный
(Juniperus communis L.)
| Можжевельник казацкий
(Juniperus sabina L.)
| Кустарник или небольшое дерево с тонкими побегами и ветвями. Крона довольно компактная.
Хвоя игольчатая в мутовках по 3 штуки.
Шишка-ягода шаровидная, зрелая темно-синяя с сизым налетом.
Зимостоек, не требователен к почве, теневынослив, незасухоустойчив, чувствителен к загрязнению воздуха дымом и газами
Размножается семенами. Можно размножать летними черенками
Шишки-ягоды используются в медицине, а также имеют большое значение в привлечении промысловых птиц (глухарь, тетерев и т. д.). Древесина ядровая, прочная идет для токарных изделий. Хвоя выделяет фитонциды
Естественно произрастает на свежих песчаных почвах в лесах Евразии, включая ДВК. и Среднюю Азию
| Кустарник 1—2 м высоты. Ветви направлены в разные стороны, часто почти стелющиеся.
Хвоя чешуйчатая, у молодых растений игольчатая, супротивная, при растирании неприятно пахнет.
Шишка-ягода слегка сплюснутая, темно-синяя почти черная на короткой ножке.
Морозостоек, засухоустойчив, не требователен к почве, дымогазоустойчив
Размножается семенами, легко укореняются черенки и отводки
В промышленности имеет меньшее значение, чем М. обыкновенный. Побеги содержат ядовитое эфирное масло, используемое в медицине. Очень декоративное растение, имеет широкое применение в зеленом строительстве
Ареал более ограничен: юго-восточные районы европейской части России, Крым, Кавказ, южная часть Сибири, Средняя Азия
|
5. Дайте развернутую характеристику трех пород (по индивидуальному варианту): два дерева — хвойное и лиственное и один кустарник. Постарайтесь дать рисунки или фотографии вегетативных и репродуктивных органов и всего растения. Минимальный набор параметров:
· Семейство (русское и латинское названия)
· Вид (русское и латинское название, включая синонимы)
· Жизненная форма, средние и максимальные размеры, долговечность
· Быстрота роста в разном возрасте
· Форма, консистенция и архитектоника кроны
· Кора ствола и побегов, корка
· Основные морфологические признаки вегетативных и генеративных органов
· Фенология
· Корневая система. Способность к вегетативному возобновлению
· Экологические свойства
· Древесина
· Хозяйственное значение
· Естественный ареал
6. Дайте характеристику одного орехоплодного вида или особо декоративного вида (декоративной формы либо сорта, культивара), по индивидуальному варианту – по той же форме (см. задание 5).
IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА студентов 3 курса.
IV.1 Гербарий древесных и кустарниковых пород.
Самостоятельный сбор и обработка гербария дают возможность студенту более подробно ознакомиться с морфологическими особенностями деревьевикустарников, получить навыки в установлении видовой принадлежности растений с помощью определителя.
В гербарий должны быть собраны полноценные побеги лиственных деревьев и кустарников с хорошо развитыми листьями (летний гербарий, не менее 100 видов); побеги основных пород в зимний период без листьев (зимний гербарий, не менее 30 видов); побеги раноцветущих видов либо в плодоно- сящем состоянии («цветущий» гербарий, 10 видов;см. Приложение 2). К «раноцветущим» породам относятся виды, цветущие до распускания листьев или одновременно с ним (виды родов ива, тополь, вяз, береза, ольха, лещина, дуб, некоторые клены и т.п.). В летнем гербарии за отдельную позицию учитываются декоративные формы (колерные и по форме листа), например, дерен белый ботанический, дерен белый пестролистный и дерен белый золотистопестрый (название форм допускается как на русском языке, так и на латыни) считаются за три отдельных позиции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|