Сделай Сам Свою Работу на 5

на пути к своей цели совершил такие-то достойные зрительского внимания поступки, обязательно подразумевающие некое преодоление чего-то,

НО (А) (сюжетный поворот) в результате или получил совсем не то, на что рассчитывал,

Или выясняется, что с самого начала всё вообще обстояло не так, как мы предполагали.

По сути, вам предстоит придумать анекдот. Причём он не обязательно должен быть смешным. Пусть анекдот будет грустным, трогательным, страшным. Главное, чтобы он содержал парадокс и при этом не был скучным.

Не пытайтесь придумывать по схеме. Обращайтесь к ней лишь на этапе тестирования уже сформулированного замысла или если испытываете трудности с его разработкой.

Сконцентрируйте своё внимание на отношениях персонажей. От того, насколько эти отношения глубоки и интересны, зависит успех вашего произведения.

Пишите о том, что хорошо и о тех, кого хорошо знаете. Лучше всего – о себе, о своих страхах, комплексах или неутолённых желаниях, о неловких ситуациях, в которые попадали или могли бы попасть. Но пытайтесь создать правдоподобные, психологически достоверные образы и ситуации. Как этого добиться? Представляя себя тем или иным персонажем, оказавшимся в уготованной для него ситуации, поймите, какие эмоции он испытывает и какие действия совершает. Не забывайте, что градус накала драматического конфликта в сценарии существенно выше, чем в обыденной жизни. Поэтому, если нужно, преувеличьте, обострите конфликт, сделайте образы своих персонажей яркими, узнаваемыми.

Не забывайте, что в задачу автора входит удержание внимания читателя/зрителя от начала истории и до самого ее конца. Для этого читатель/зритель с самого начала должен чётко понимать:

1) за кем из персонажей ему следить (кто главный герой?);

2) чего именно пытается добиться главный герой. Какое-то (пусть и ошибочное, если автор намеренно вводит нас в заблуждение) представление о цели главного героя читатель/зритель должен иметь.

ЦЕЛЬ ГЕРОЯ может быть любой. Но она должна быть предельно внятной и понятной зрителю. А для этого героем к его цели должно двигать либо ЧУВСТВО ВИНЫ, либо ЧУВСТВО БЕДЫ, либо ЖАЖДА МЕСТИ.



КАК ПИСАТЬ?

Талантливо и артистично. В форме минипьесы или рассказа, написанного в настоящем времени. Помните, что литературный этюд – это сценарий, а в сценарии достойно упоминания лишь то, что после экранного воплощения может увидеть или услышать зритель. Если персонаж что-то почувствовал или о чем-то подумал, автору придется позаботиться о том, как донести это до зрителя с помощью звука или изображения. То же самое с оставшимися за кадром подробностями биографии, социальным статусом и профессиональной принадлежностью ваших персонажей. Свои эмоции персонажи должны выражать сообразно техническим возможностям современного кинематографа. Услышал и покраснел (или побледнел) – так бывает в жизни, кинооптика едва ли зафиксирует столь незначительное изменение в цвете лица. Поэтому чтобы зритель понял, что произошло, вам придётся написать что-нибудь вроде: «А чего это тебя в краску бросило?».

Имейте в виду, что умение складывать слова в симпатичные предложения хоть и приветствуется, но, увы, не является главным в нашей профессии. Поэтому не тратьте время и силы на литературные виньетки. На этом этапе ваша задача – продемонстрировать склонность к предмету: способности к созданию ярких, запоминающихся художественных образов персонажей; сюжетосложению и написанию диалогов.

Не пишите «толпа людей» (а кого же ещё?), «пнуть ногой» (а чем же ещё?), «поднимается вверх» (а куда же ещё?) и тому подобные глупости. Относитесь к словам экономно.

Избегайте литературных штампов типа «поезд ползёт, как черепаха» или «дождь льёт, как из ведра». Словом, старайтесь быть лаконичнее и точнее, причём не только в описаниях, но и в диалогах. Помните, что в сценарии достойно упоминания лишь самое важное. Не начинайте сцену с пробуждения героя или прихода гостей, если во время пробуждения или прихода гостей ничего интересного не происходит. Подумайте, может, сцену пробуждения героя можно выбросить без ущерба для вашего произведения? А сцену с гостями лучше начать сразу с пьяной драки?

Какого цвета будут глаза или шарфик (если, конечно, шарфик – это не существенная деталь, играющая важную роль в сюжете) любимой девушки главного героя – это решает не сценарист.

Уделяйте побольше внимания репликам героев. В идеале они должны обмениваться не фразами типа «здравствуй, сынок - привет, отец», а репризами (ударными, запоминающимися репликами, причём обязательно соответствующими художественному образу произносящего их персонажа). В эстраде есть такое правило: каждая четвёртая реплика – реприза. В кино должно быть примерно так же. Допустим, каждая пятая. Потом помещаете придуманный яркий образ в острую драматическую ситуацию (конфликтную ситуацию, которая понуждает персонажа к действию), и ваш персонаж начинает жить почти самостоятельно, удивляя автора своим остроумием и изобретательностью.

В диалогах важен подтекст. Например, он и она собираются прыгать с парашютом. Отговаривая её от прыжка, якобы беспокоясь о ней, он и сам выражает готовность в знак солидарности отказаться от прыжка. На самом же деле он просто боится прыгать и пытается этого избежать, сохранив лицо.

Не пытайтесь быть корректным автором в ущерб полноте раскрытия художественного образа.

Не пишите про Джеков, Бобов или Франсуа, если, конечно, вы сами не Франсуа и не Джек.

Не путайте правописание с правилами деловой переписки: местоимение «вы» с заглавной буквы пишется лишь в официальных документах.

Не пишите про тучку, муравьишку и, уж тем более, про солнечный лучик. Ведь нас интересует не только ваше умение фантазировать, но и то, каков ваш жизненный опыт, насколько вы готовы и способны делиться им с читателем/зрителем.

На экзамене вам придётся писать ручкой. Постарайтесь сделать это так, чтобы ваш этюд потом можно было прочитать.

Помимо выбранной темы напишите название вашего произведения.

Обычно неопытный сценарист слишком затягивает начало, плохо прописывает середину, а на финальный парадокс у него уже просто не остаётся сил. Чтобы этого избежать, распределите работу на этапы:

1) создайте художественный образ героя и коротко сформулируйте для себя, какой он, ваш главный герой;

2) придумайте историю;

3) коротко сформулируйте, кто ваши основные персонажи, какие они;

4) удостоверьтесь, что, вступив в центральный драматический конфликт, ваш главный герой совершает поступки ради достижения своей цели;

5) убедитесь, что в вашей истории персонажи вступают в отношения, достойные внимания читателя/зрителя;

6) сформулируйте идею (посылку) - про что ваша история, что вы этим хотите сказать;

7) убедитесь, что ваша история именно про это, и при необходимости внесите в сюжет соответствующие коррективы;

8) подумайте, не ошиблись ли вы в выборе героя? Может, история выиграет, если героя и антагониста поменять местами? Может, имеет смысл поменять главному герою пол и возраст?;

9) напишите этюд;

10) сократите начало;

11) уберите всё лишнее;

12) добавьте необходимое;

13) доработайте развязку и финал;

14) прочитайте реплики каждого персонажа в отдельности и убедитесь, что ВСЕ они говорят интересно и по-разному (если нет – перепишите реплики неудавшихся персонажей);

15) снова уберите всё лишнее.

Каждый из этих этапов по-своему важен и нуждается в тщательной проработке. Поэтому не торопитесь. Обращаю ваше внимание, что написание этюда не первый, а девятый этап. С другой стороны, не забывайте, что сценарное творчество, при всей своей технологичности, это не конструкторское бюро и не шахтерский забой, при всей присущей ему высокой трудоёмкости, а игра воображения. Сценарист – нечто среднее

 

между любителем травить байки и ребёнком, играющим, допустим, в войну или дочки-матери. А любая игра требует соответствующего подхода и психологического настроя.

Теперь вернемся к 1-ому ТУРУ, который называется «Оценка литературных работ, представленных в приёмную комиссию».

МЫ ЖДЁМ ОТ ВАСталантливых литературных произведений, демонстрирующих склонность к предмету, которым нам с вами, в случае вашего поступления, предстоит заниматься в течение периода обучения. Это могут быть рассказы, повести, пьесы, по которым можно судить о вашем жизненном опыте, мировоззрении, умении подмечать интересное в людях и рассказывать занятные истории. Нам важно понять, есть ли у вас способности к созданию ярких художественных образов персонажей и сюжетостроению, насколько вам удаются репризы, речевые особенности и психологизм в диалогах. Если люди в вашем произведении говорят как роботы или персонажи переводной литературы, ваши шансы на поступление стремятся к нулю. Заметьте, я написал «способности», а не «умения». Подразумевается, что умения вы получите, обучаясь во ВГИКе.

Совет №1: если вы вчерашняя выпускница средней школы, живете с родителями-инженерами, бабушкой и дедушкой, не стоит писать про суровые будни проституток и стриптизерш или пересказывать подвергнутые жесткой самоцензуре фронтовые байки прадедушки. Не стоит описывать бандитские разборки, если вы ни разу в жизни не встречались с представителями криминального сообщества. Подумайте, что интересного происходило с вами, вашими близкими, что заставляло вас плакать, радоваться, что вы можете рассказать занятного про своих родственников и знакомых. С другой стороны, не пишите аккуратные школьные сочинения на общие темы - это никому не нужно. Интересны истории про людей с понятными всем проблемами, про их страсти, отношения. При этом брать персонажей и ситуации из любимых фильмов и таким образом подражать кому-то - тоже путь бесперспективный. Словом, нас интересуете вы, ваш мир и уникальный опыт.

Совет №2: не присылайте нам стихи. По ним мы не сможем составить представления о ваших драматургических кондициях. А оценка вашего поэтического дарования в нашу компетенцию не входит.

Совет №3: по возможности, не присылайте нам сценариев сериалов и полнометражных фильмов, так как слишком велика вероятность того, что это вовсе не сценарии, а нечто другое, написанное в одном из существующих сценарных форматов.

Совет №4: хорошо, если на первый тур вы пришлете несколько рассказиков. Еще лучше – если они хотя бы отдаленно будут напоминать литературные этюды.

Совет №5: главное – качество присланных работ, а не количество присланных страниц, поэтому постарайтесь ограничиться необходимым минимумом.

Совет №6: «автобиографию в свободной литературной форме», которую нужно приложить к работам, пишите так, чтобы было ясно, сколько вам лет, откуда вы родом, где живете (это особенно важно), какое у вас образование, семейное положение и опыт работы. Именно эта информация, изложенная в любой (но желательно – в как можно более краткой) форме, представляет для нас интерес. Но вместо этого довольно часто приходится читать что-нибудь вроде: «Когда раздался пронзительный крик, возвестивший о моем появлении на свет, за окном родильного дома, выходившим на помойку, в праздничном вихре клубились затейливые фрагменты белой субстанции». В каком году это было? В каком месте земного шара? Зимой, когда снег, или летом, когда тополиный пух?

3 ТУР. Письменное задание по просмотренному фильму.

Цель этого экзамена – продемонстрировать, насколько абитуриент одарён драматургически. Есть ли у него способности, в первую очередь, к сюжетосложению. Вам покажут фильм, по которому потом будет дано задание. Например, придумать альтернативный финал или перенести действие фильма в другое время или место, или написать несуществующую сцену с участием персонажей из показанного фильма. Что касается объёма, как и в случае с литературным этюдом, мы будем рады, если вы уложитесь в 3 странички.

ТУР. Собеседование.

Помимо вашей эрудиции, нас интересует, насколько вы коммуникабельны, мудры, находчивы и остроумны. Даже если вы чего-то не знаете, но вышли из положения с помощью удачной шутки или уместного воспоминания – это вам зачтется. На собеседовании нас интересуете именно вы, поэтому постарайтесь повернуться к нам своей сильной стороной. Профессия сценариста предполагает умение рассказывать увлекательные истории, подмечать необычное в обыденном, запоминать интересные случаи и интересных персонажей из реальной жизни. Поэтому будьте готовы к вопросам типа «что интересного происходит у вас на службе (в городе, в семье)?» или «о ком из своих соседей (коллег, родственников) вы можете рассказать интересную историю?»

 

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Профессия сценариста меньше всего похожа на безмятежное пописывание в свободное от основной работы время. Это труд. Интересный, но тяжелый, довольно монотонный и очень часто неблагодарный. Работая сценаристом, приходится считаться с мнением многих людей, постоянно выслушивать жесткую критику и искать компромисс. То же самое ждет вас на занятиях в сценарной мастерской. Если вы не готовы к этому, если вам нужны восторги и рукоплескания, если вы поступаете на сценарный факультет, чтобы получить не ремесло, а ощущение причастности к кинопроцессу или кинотусовке, учиться во ВГИКе, по крайней мере, в нашей мастерской, вам едва ли будет комфортно. В любом случае, искренне желаю удачи.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.