Сделай Сам Свою Работу на 5

СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ СЦЕНАРИЯ.

Моё почтение, неведомый абитуриент.

Зовут меня Александр Михайлович Пронин. Прежде чем поступить во ВГИК, в сценарную мастерскую под руководством прославленного кинодраматурга Валентина Константиновича Черных, я, как и вы, обучался на подготовительных курсах «Азбука профессии». Теперь я сценарист. А в свободное от основной работы время вместе со своими учителями, Людмилой Александровной Кожиновой и Юрием Ивановичем Рогозиным, преподаю сценарное мастерство. Летом мы планируем снова набирать студентов на заочное отделение.

Чтобы поступить на сценарный факультет ВГИК, вам предстоит успешно пройти так называемые испытания профессиональной и творческой направленности. Надеюсь, мои рекомендации помогут вам в поступлении. Несмотря на то, что в этом пособии вы найдете определения некоторых базовых понятий, перед вами - практические рекомендации, а не теория кинодраматургии. Поэтому не пытайтесь зубрить. Просто постарайтесь понять, что я написал.

Для начала я расскажу, что такое «литературный этюд на заданную тему», который вам предстоит писать на 2-ом ТУРЕ вступительных экзаменов.

Исключительно ради облегчения нашего с вами дальнейшего взаимопонимания введу несколько определений.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ возникающее в начале сценария противоборство действия и противодействия, развивающееся до высшей точки напряжения и заканчивающееся физическим или духовным поражением одной из сторон.

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ(протагонист) – это тот, про кого история, он её двигатель, тот, кто действует, совершает поступки на пути к своей цели, вступив в драматический конфликт с чем-то, кем-то другим или с самим собой (противоборство двух начал в душе персонажа).

АНТОГОНИСТ – тот, кто противостоит главному герою, сдерживает его, соперничает с ним.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ПЕРСОНАЖА.

Прежде чем начать писать, драматург придумывает художественные образы основных персонажей и, прежде всего, главного героя - какие они. Художественный образ, как слоёный пирог, состоит из трёх пластов.



Самый верхний пласт – так называемая характеризация – описание характерных внешних признаков и «анкетных данных» персонажа: пол, возраст, внешность, профессиональная принадлежность, привычки, семейное и социальное положение, уровень образования, манера говорить и одеваться, чудачества, фобии, разного рода зависимости, уникальные способности, а также заблуждения и убеждения, которые делают образ персонажа более объёмным.

За характеризацией следует маска - схематичный, обобщённый, устойчивый тип, обладающий ограниченным набором черт характера и определённым поведением. Проще говоря, маска – это короткая, укладывающаяся буквально в одно-два слова, но исчерпывающая характеристика того, как узнаваемый персонаж ведёт себя в обычной жизни. Например, «плут», «разиня», «задира», «размазня».

Нижний пласт – характер - короткая, укладывающаяся буквально в одно-два слова, но исчерпывающая характеристика того, как узнаваемый персонаж ведёт себя, столкнувшись с необходимостью немедленного принятия решения в экстремальной ситуации. Например, «трус», «рисковый парень», «бунтарь», «конформист».

Маска и характер могут совпадать. Например, всем известная гайдаевская троица: Трус, Балбес и Бывалый.

А могут и не совпадать. Например, главный герой фильма «Курьер», снятого по сценарию Александра Бородянского: маска – беззаботный оригинал и весёлый нигилист, а характер – инфантильный конформист.

Художественный образ персонажа выражается не только в его речевых особенностях (хорошо, если они есть), но, главным образом, в его поступках. Не стоит полагаться на оценочные суждения в адрес главного героя других персонажей – всерьез к ним читатель/зритель отнесется, лишь найдя им подтверждение в поступках главного героя.

Главный герой должен располагать к себе зрителя, но не нужно делать его идеальным. Как и в жизни, лишённый недостатков, исключительно успешный персонаж способен вызвать лишь скуку и подозрения. Именно поэтому славный паренёк Алёша Скворцов из «Баллады о солдате» (сценарий Валентина Ежова и Григория Чухрая) подбил два вражеских танка с перепугу, а герой, в прямом смысле этого слова, фильма «Коммунист» (сценарий Евгения Габриловича) - простой кладовщик.

Задача автора сделать главного героя таким, чтобы зритель ему сопереживал, болел за него.

У главного героя может быть отталкивающая маска, до поры, до времени скрывающая привлекательный характер (таксист Шлыков из фильма “Такси-блюз», поставленного по сценарию Павла Лунгина) или наоборот, маска, внушающая симпатию, а за ней скрывается чудовище (теннисист Крис из «Матч-поинта» Вуди Аллена или главный герой популярного американского сериала «Во все тяжкие» мистер Уайт).

От того, насколько точно вы охарактеризовали своих персонажей, во многом зависит успех вашего произведения.

СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ СЦЕНАРИЯ.

Вне зависимости от объема вашего сценария, он выстраивается из определенных составных частей, каждая из которых несет важную сюжетную функцию:

1) Экспозиция – представление главных персонажей, их взаимоотношений и обстоятельств, непосредственно предшествующих началу центрального драматического конфликта. Как правило, экспозиция - вводная часть сценария, но может следовать и за завязкой, задаваясь по ходу действия;

2) Завязка – начало центрального драматического конфликта, момент определения цели главного героя, когда основные персонажи вступили в отношения «протагонист – антагонист»;

3) Развитие действия (прогрессия усложнений) – большая по объему часть сценария, в которой препятствия усложняются, барьеры возрастают, интрига запутывается, главный герой проходит через вереницу локальных конфликтов (коллизий), а центральный драматический конфликт постепенно набирает обороты и обостряется вплоть до кульминации;

4) Кульминация – наивысшая точка напряжения в развитии центрального драматического конфликта, решающая схватка, от которой зависит исход сражения;

5) Развязка – разрешение, итог центрального драматического конфликта;

 

6) Финал – заключительная часть сценария, повествующая о последствиях центрального драматического конфликта. Может быть как закрытым (точка в конце истории - конфликт исчерпан), так и открытым (многоточие в конце истории – конфликт не исчерпан или исчерпан лишь на данном этапе).

Ваш сценарий может начинаться и с так называемого тизера (от англ. teaser - дразнилка) – сцены, предваряющей начальные титры.

Функция тизера - захватить внимание читателя/зрителя и привлечь его к просмотру.

Тизер может быть как частью экспозиции, так и наиболее эффектным, интригующим фрагментом, выхваченным из ткани повествования.

МОТИВИРОВКА ДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЖА –причина, по которой персонаж совершает поступки ради достижения своей цели: ВНУТРЕННЯЯ МОТИВИРОВКА – причины психологического свойства; ВНЕШНЯЯ МОТИВИРОВКА– внешние обстоятельства.

СЮЖЕТНЫЙ ПОВОРОТ(перипетия) – резкая перемена в судьбе главного героя от отчаяния к надежде (или наоборот), повлекшая изменение или усиление его мотивировки и, соответственно, течения действия.

СЦЕНА – часть сценария, определенная единством действия и места. Сменился съемочный объект – началась новая сцена.

ЭПИЗОД – это состоящая из одной или нескольких сцен драматургически завершенная часть сценария, обычно совпадающая со значимым для персонажа событием. Иными словами, эпизод имеет собственную завязку, минует самую продолжительную стадию развития действия (прогрессии усложнений), в которой конфликт постепенно набирает обороты, обостряется вплоть до кульминации эпизода и, разрешившись в развязке эпизода, вносит в жизнь персонажа существенные изменения.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭТЮД- это короткий (1-5 стр. НО ЛУЧШЕ – 3 СТРАНИЧКИ) сценарий маленького фильма, который мог бы стать законченным эпизодом большого кино.

На этапе этюда ответ на вопрос: про кого история? – это слово в единственном числе.

Желательно, чтобы событийный ряд такой истории укладывался в довольно короткий промежуток времени (от нескольких секунд до нескольких часов). Не стоит пытаться вместить в столь малый объём сюжет масштаба «Преступления и наказания» или «Войны и мира».

Вэтюде персонажи не просто общаются друг с другом с помощью слов, они вступают в конфликтные ОТНОШЕНИЯ, меряются силой, прежде всего - силой слова. Но может быть и так, что вступившие в конфликтные ОТНОШЕНИЯ персонажи помещены в такую ситуацию, что не имеют возможности разговаривать. Подчёркиваю: именно, не имеют возможности (например, водолазы под водой) или у персонажей абсолютно нет такой необходимости. Иными словами, ситуация должна быть правдоподобной и психологически достоверной, даже если она совершенно фантастическая.

Сообразительные абитуриенты придумывают этюд дома. На вступительном экзамене им остается лишь подогнать свою историю под одну из заявленных тем и записать её.

 

 

СЮЖЕТ.

Премудростям сюжетостроения вас, при благоприятном исходе, будут учить во ВГИКе. Пока же вам нужно придумать короткую, увлекательную историю про занятного человека, который решает внятную проблему так, чтобы за этим было интересно наблюдать. Попробуйте придумать такую историю, а потом проверьте, укладывается ли она в кратком пересказе в такую схему:

это история про (художественный образ главного героя),

который хотел (цель, необходимость достижения которой понятна не только автору, но и читателю/зрителю),



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.