Процессы в ИС. Компоненты ИС.
Понятие ИС управления неразрывно связано с понятием экономической информации и её материальной подачей. При этом стоит различать два аспекта ИС: состав и технология. Состав определяет круг разрешаемых информационных заданий, отображает структуру объекта управления и направления деятельности каждого его подразделения. Технологический аспект ИС допускает её рассмотрение как одного из управленческих процессов, связанных с совершением комплекса информационных процедур.
Информационная процедура –совокупность однородных операций, связанных с воздействием на информацию.
Совокупность всех информационных процедур образует информационный процесс– технологическую основу управленческой деятельности. Информационный процесс управления складывается из двух частей: информационного процесса и принятия управленческих решений.
Принятие управленческих решений под влиянием на производственно-хозяйственную деятельность основывается на результатной информации и является продолжением информационного процесса на высшем логическом уровне.
Информационный процесс аналогично производству продукции является процессом получения определенного целостного по содержанию набора данных для разработки и принятия управленческих решений. Он включает коммуникационный процесс, который служит целям информационного обмена.
Информационный процесс управления -совокупность управленческих операций, главным предметом которых является информация. Информационный процесс является объектом автоматизации управления.
Характеристика информационных процедур
Таблица 2.1.
Информационная процедура
| Характеристика
| Сопутствующие информационные процедуры
| 1. Сбор данных, регистрация
| Цель - получить точное, своевременное, вероятное и полное отображение явлений экономической жизни (производственно-хозяйственной деятельности). Данные собираются внутри объекта и поступают и окружающей среды.
| Кодирование единиц информации (присвоение кодовых обозначений)
| 2. Передача данных
| Два варианта организации передачи данных:
- физическое перемещение носителей (курьером, транспортом, почтой);
- дистанционная передача по линиям связи информации носителей в виде сигналов.
| Защита информации. Мощнейшими механизмами защиты являются:
- криптографические методы: шифрование (дешифрование);
- имитозащита;
- электронная подпись. Шифрование обеспечивает конфиденциальность информации, контроль доступа к ней.
Имитозащита поддерживает целостность и точность информации на объекте.
| 3. Хранение информации
| Информационная процедура связана с многоразовостью, длительностью использования условно-установившейся информации в обработке, необходимостью накопления информации в связи с разрывом во времени её обработки.
| Поиск единиц информации. Защита несанкционированного доступа. Актуализация данных -поддержка значений единиц информации на заданном уровне.
| 4. Обработка информации
| Совокупность арифметических и логических операций для получения результатной информации (информации для управления).
| Поиск единиц информации. Распространение результатной информации.
| Реализация информационного процесса управления означает выполнение разных информационных операций. Каждая такая операция ориентирована на определенную целевую функцию, которая непосредственно связана с информацией и её изменением. Выполнение информационных операций сводится к развязке информационных задач. Именно они развязываются автоматизированным способом при помощи компьютерной и другой техники. Такие задачи реализуют информационный процесс управления. Информационные задачи называются экономическими, или задачами управления, а точнее - информационными управленческими задачами экономического назначения.
Информационная система является сложной человеко-машинной системой, включающей в свой состав различные взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты.
Информационная компонента.Назначение - своевременное формирование и выдача достоверной информации. Ядром информационной системы - является база данных.
База данных- это поименованная совокупность взаимосвзанных данных, находящихся под управлением Системы Управления Базами Данных (СУБД).
Основные требования к компонентам БД:
• Необходимо наличие единой системы классификации и кодирования информации, а также унифицированные системы документации, соответствующие стандартам на государственном, отраслевом, региональном уровне.
• Необходимо отслеживать схему информационных потоков, отражающую маршруты и скорость движения информации, что позволяет исключить дублирование и невостребованность информации.
• Должна быть предложена методология построения информационно-логической модели данных, отражающая свойства и связи объектов базы данных.
В настоящее время действует закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных». В этом законе дается следующее определение: База данных - это объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.
Программные средства- комплекс, обеспечивающий взаимодействие всех частей информационной системы при ее функционировании. Основу программных средств составляет СУБД.
• Наличие средств моделирования управления;
• Типовые задачи управления;
• Методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания, эконометрии.
• Техническая документация на программные средства с контрольными примерами.
Языковые средства ИС.Языковые средства СУБД являются важнейшей компонентой банка данных, так как, в конечном счете, обеспечивают интерфейс пользователей разных категорий с ИС. Языковые средства большинства СУБД относятся к языкам четвертого поколения. Языки 4-го поколения создавались по принципу «Люди стоят дороже, чем машины»:
- 40-50гг. - программирование в машинных кодах, использование двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления, а при выдаче результирующей информации – перевод в десятичную систему счисления;
- 50-начало 60 гг. - ассемблеры, которые сейчас применяются для написания драйверов, специальных программ. Ассемблер программа для автоматического перевода описаний алгоритмов с автокода на машинный язык.
- 60 гг.-АЛГОЛ, FORTRAN, COBOL, BASIC;
- начало 70 г. языки программирования интегрированы в пользовательские оболочки с простым доступным интерфейсом, сфера приложения - проектирование с использованием БД и файлов визуального программирования;
- середина 90 г. (новое поколение языков, в которых преобразование инструкций в тексты программ на универсальных языках программирования). Используются экспертные системы и базы знаний со встроенными языками логического программирования.
Технические средства ИС.В качестве технических средств для ИС чаще всего используются универсальные ЭВМ, периферийные средства для ввода информации в базу данных и отображения выводимой информации. Если информационная система реализуется в сети, то необходимы соответствующие технические средства для обеспечения ее работы.
Два аспекта:
• наличие комплекса технических средств для работы ИС - компьютеры, терминалы (удаленные компьютеры), линии связи, оргтехника, устройства автоматического съема информации (сканеры) и др.;
• наличие документации на эти средства и технологические процессы -информация должна быть общесистемная, специализированная и нормативно-справочная.
Организационно-методические средства.Организационно-методические средства ИС представляют собой различные инструкции, методические и регламентирующие материалы, предназначенные для пользователей разных категорий, взаимодействующих с ИС.
Администраторы банка данных.Функционирование ИС невозможно без участия специалистов, обеспечивающих создание, функционирование и развитие ИС. Такая группа специалистов считается составной частью банка данных.
Правовое обеспечение.Совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок пользования и преобразования ИС.
Основным назначением баз данных является быстрый поиск содержащейся в ней информации. Кроме этого создаваемая вами база данных должна быть мобильна, т.е. в неё можно вводить новые записи или удалять ненужные записи, осуществлять корректировку данных, производить различные математические, логические, статистические операции.
Создавая программу, разработчик сам планирует БД, её состав и структуру файлов. При этом необходимо руководствоваться следующими правилами:
• конкретность (не должно быть лишней информации);
• оптимальность по объему (должна занимать меньший объем памяти);
• доступность;
• быстродействие.
Существуют несколько исторически обоснованных моделей баз данных:
• Иерархическая модель.
• Сетевая модель.
• Реляционная модель.
Иерархическая и сетевая модели данных стали применятся в СУБД с начала 60-х годов. В начале 70-х годов была предложена реляционная модель данных. Эти три модели различаются в основном способами представления взаимосвязей между объектами.
Иерархическаямодель данных строится по принципу иерархии типов объектов, по взаимосвязи «один ко многим».
В сетевоймодели данных понятия главного и подчиненных объектов расширены. Любой объект может быть и главным и подчиненным, т.е. может участвовать в любом числе взаимосвязей.
В реляционноймодели данных объекты и взаимосвязи между ними, представляются с помощью таблиц.
Создаваемые базы данных можно условно классифицировать по структуре:
• Простые и мультисвязные структуры;
• Последовательные;
• Строчные;
• Списковые;
• Кольцевые;
• Табличное задание данных;
• Древовидные структуры;
• Сети.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|