Современная модель экономического человека
Предмет философии бизнеса
Вопрос соотношения философии и бизнеса, вопрос о том, возможен ли духовный смысл предпринимательства?
Античность
Античность: хозяйствование не может быть правильным путем к счастью
Средние века: интерес к прибыли мог только помешать к спасению.
Реформация: успех в бизнесе можно интерпретировать как знак того, что человек спасен для вечной жизни
Новое время: человек «сидит в железной клетке»
Бизнес и общество
Бизнес производит удовлетворение, то есть решает за человека часть важных жизненных задач. Он перенимает на себя определение или переопределение для огромного количества людей смысла их жизни.
В обществе риска бизнес производит зоны доверия, относительной безопасности. В мире иррационального и непредсказуемого он старается выгородить области рационального и надежного
Бизнес — это вложение усилий в то, что теоретически может пережить создателя, это продление жизни за горизонт ее временного существования. Выгода не уходит на задний план в таком случае, но она снова из цели превращается в условие, необходимое условие достижения важнейшей цели.
Предмет философии бизнеса
Философия бизнеса — это группа вопросов, которые связаны с общественно- философскими и социально-культурологическими, этическими нормами, которые являются частями экономического предпринимательства.
Суть философии бизнеса – проанализировать самые оптимальные причины экономического образа действий индивида, попробовать найти ответ на вопрос по какой причине, для чего он является субъектом экономической работы
философия бизнеса — это свод определенных требований, по которым предприятия, фирмы либо компании выполняют свою работу совместно с партнерами, покупателями, внутри персонала, чтобы достичь поставленных задач.
Структура философии бизнеса
• онтологию бизнеса (бизнес как бытие, особая реальность и часть мироздания),
• гносеологию бизнеса (бизнес как специфический объект познания, имеющего эпистемологические особенности),
• методологию бизнеса (особая совокупность подходов, положений, принципов, методов и т.п. познания бизнеса),
• антропологию хозяйства (учение о человеке как субъекте и объекте бизнеса),
• аксиологию хозяйства (ценности и смыслы бизнеса),
• праксиологию (практические, прикладные аспекты бизнеса).
Функции философии в бизнесе:
• гуманистическая - философия помогает человеку осмыслить жизнь в экономической сфере, укрепить свой дух;
• социально-аксиологическая - разработка представлений о ценностях в экономической деятельности, формирование представлений о социальной значимости бизнеса
• культурно-воспитательная - формирование у человека качеств культурной личности, действующей в рамках рыночной экономики;
• отражательно-информационная – формирование потребности вести дела в экономической сфере с использованием научных знаний.
• эвристическая - содействие приросту знаний для эффективного ведения дел в бизнесе;
• координирующая - координирование методов ведения бизнеса;
• логико-гносеологическая функции - разработка философского метода, способного повысить эффективность бизнеса.
Криминальный экзистенционализм
Все средства, которые ведут к достатку, хороши
Протестантизм и бизнес
Невозможно просто зарабатывать деньги, нужно, чтобы капающие на твой счет дивиденды означали нечто иное, желательно – присутствие Бога, то есть они должны быть индикатором спасения души.
Китайский перфекционизм
Если ты виртуозно работаешь, создавая свою маленькую вещь, свое маленькое предприятие, то эта виртуозность откликнется универсальным образом и в отношении твоего здоровья, долголетия и общего благополучия.
Функцию демиурга
Поскольку ты – бизнесмен, ты, действительно, создаешь некий мир, который населен персоналом твоим, людьми. Ты с этим персоналом в известном смысле можешь делать все, что хочешь, не обязательно даже руководствуясь максимизацией прибыли или какими-то другими вещами, а просто поворачивая его то так, то эдак. И на седьмой день можно увидеть, что это весьма хорошо, и сказать: «О, это весьма хорошо. Мне нравится мой персонал».
БИЗНЕС КАК ВИД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Формы экономической деятельности:
- собственник различных материальных благ и финансовых активов, которые позволяют получать доход от предоставления их в аренду или кредит (собственник земельного участка, сдаваемого в аренду; кредитор и т.д.);
- наёмный работник, работающий по найму на частном предприятии, получающий за свой труд заработную плату (токарь на заводе, преподаватель в университете и т.д.);
• Формы экономической деятельности:
- предприниматель (бизнесмен) - организатор собственного бизнеса, получающий доход в виде прибыли за счет комбинации различных ресурсов;
- менеджер, занятый организаций управления на чужом предприятии.
Бизнес
• Термин «бизнес» в переводе с английского означает «дело, деятельность, занятие».
А. Хоскинг
• бизнес - «деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций»
Ю.М. Осипов
• «бизнес - это делание денег из денег, но ...обязательно посредством полезной производительной деятельности - изготовлением продукта или оказания услуги»
А.В. Бусыгин
• «особый настрой души, форма деловой романтики и средство реализации человеком присущих ему потенций»
Большинство учёных определяют
• бизнес как инициативную экономическую деятельность, осуществляемую за счёт собственных или заёмных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящую своими целями получение прибыли и развитие собственного дела
Предпринимательство
• это бизнес, в котором основным источником прибыли служит создание новых способов получения прибыли в производстве (новые факторы производства, новое сочетание факторов, новых сфер приложения капитала), в сбыте продукции и т.д.;
Бизнес
• деятельность, осуществляемая с целью получения прибыли.
• Прибыль – главная цель бизнеса
• Это не исключает и других составляющих цели: личностной (самореализация), социальной (престиж) и т.п.
В социальном аспекте бизнес как деятельность порождает 3 типа процессов:
1. создание, изменение, удовлетворение потребностей людей;
2. воспроизводство и изменение социальной стратификации;
3. формирование, воспроизводство и изменение межличностных, личностно-групповых и межгрупповых отношений.
Свойства «экономического человека»:
1) определяющая роль собственного интереса в мотивации экономического поведения;
2) компетентность (информированность + сообразительность) экономического субъекта в собственных делах;
3) конкретность анализа: учитываются классовые различия в поведении и неденежные факторы благосостояния.
Утилитаризм
• - (лат. Utilitas – польза) - принцип поведения, отрицающий значение духовных интересов и выражающийся в подчинении всех поступков человека получению материальной выгоды, эгоистичному расчету
И. Бентам
• целью всякого человеческого действия и «предметом каждой мысли любого чувствующего и мыслящего существа» провозгласил «благосостояние (well-being) в той или иной форме.
А. Вагнер
• главное свойство экономической природы человека - наличие потребностей, т.е. «ощущения нехватки благ и стремления ее устранить»
К. Маркс
• Важнейшая потребность человека потребность действовать для всеобщего блага и таким образом проявить себя в обществе
• С. Джевонс, К. Менгер, Л. М. Э. Вальрас
• теория предельной полезности и новая модель «рационального максимизатора», экономического субъекта, который стремится использовать ограниченный объем находящихся в его распоряжении ресурсов для получения максимального количества благ.
«Рациональный максимизатор»
• чёткое осознание своих целей;
• обладание достаточной и исчерпывающей информацией при принятии решений;
• хороший мыслительный аппарат, способный учесть любое количество факторов, воздействующих на процесс производства и потребления.
В.С. Соловьев
• «признать в человеке только деятеля экономического - производителя, собственника и потребителя вещественных благ – есть точка зрения ложная и безнравственная… Производительный труд, обладание и пользование его результатами представляет одну из сторон в жизни человека или одну из сфер его деятельности»
Современная модель экономического человека
• игнорирование многообразных потребностей общества, сведение их к материальным потребностям индивида;
• замену мира как хозяйства на мир потребления;
• удовлетворение материальных потребностей человека как цель хозяйственной деятельности;
• крайний индивидуализм.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|