Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. Правовой статус судьи Конституционного суда РФ (2 часа)





План семинарского занятия

1. Статус судей конституционных судов в России: понятие, виды, принципы.

2. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного суда России. Порядок наделения полномочиями судьи Конституционного суда РФ.

3. Конституционно-правовые ограничения и запреты для судьи Конституционного Суда РФ.

4. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи Конституционного суда РФ.

5. Гарантии независимости судьи Конституционного Суда РФ.

Практические задания

Задание 1.

Найдите и законспектируйте правовые позиции из трёх-четырех решений Конституционного суда РФ, посвященных конституционно-правовому статусу судей в Российской Федерации (выпишите те из них, которые можно распространить на судей Конституционного суда РФ).

 

Задание 2.

Подготовьте решение Конституционного суда РФ о прекращении полномочий судьи Конституционного суда РФ (по любому из существующих оснований).

Тема 6. Компетенция конституционных судов в России и зарубежных странах (2 часа)

План семинарского занятия

1. Компетенция (юрисдикция) конституционных судов: понятие, правовое регулирование.



2. Компетенция конституционных судов в зарубежных странах.

3. Полномочия Конституционного суда РФ: виды, общая характеристика. Проблемы наделения Конституционного суда РФ дополнительными полномочиями.

4. Проблемы разграничения компетенции между Конституционным судом РФ и иными судами в области нормоконтроля.

Практическое задание

Задание 1.

Определите, подведомственны ли Конституционному суду РФ предложенные категории дел. В случае отрицательного ответа определите, в какой суд может обратиться заявитель для защиты своих прав:

1. О проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Татарстан, устанавливающих дополнительные требования, предъявляемые к судье Конституционного суда Республики Татарстан.

2. О разрешении спора о компетенции между Губернатором Хабаровского края и Законодательной думой Хабаровского края, возникшего в связи с тем, что Губернатором принято Постановление «Об утверждении схемы управления краем», тогда как Законодательная дума полагает, что указанное полномочие принадлежит ей.



3. О проверке конституционности Распоряжения Президента РФ от 16.09.1997 г. № 378-рп «О присоединении Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве государства-участника» по запросу Государственной думы Федерального Собрания РФ.

4. О проверке конституционности ст. 15 Гражданского кодекса РФ как нарушающей конституционные права граждан на обращение к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

5. По запросу Хабаровского районного суда о проверке конституционности Постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ» от 29.11.2000 г.

6. По запросу группы депутатов Законодательной Думы Хабаровского края о проверке конституционности Закона Хабаровского края «О бюджете Хабаровского края на 2010 г.».

7. По запросу Правительства РФ о проверке конституционности Указа Президента РФ «О принятии в гражданство Российской Федерации Цхванидзе И.С.», поскольку принятие в гражданство РФ бывшего гражданина Грузии не соответствует Конституции РФ и международным обязательствам Российской Федерации.

8. По запросу Государственной Думы Федерального Собрания РФ о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 29 ноября 1994 г. N 2133 «О совершенствовании эксплуатации первого частотного (г. Москва) канала телевидения и сети его распространения». В запросе утверждается, что названный Указ противоречит Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ. В запросе также говорится о том, что Указом в нарушение законодательства государственное имущество передано в собственность акционерного общества «Общественное российское телевидение», не определен характер данного акционерного общества.



Примечание. При решении задания обязательны ссылки на конкретные статьи Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ», иных федеральных законов.

Тема 7. Конституционное судопроизводство как особый вид судопроизводства (4 часа)

План семинарского занятия

 

1. Понятие и особенности конституционного судопроизводства. Виды производств в Конституционном суде РФ.

2. Принципы конституционного судопроизводства в России.

3. Стадии конституционного судопроизводства: понятие и виды.

4. Организационно-правовые формы конституционного судопроизводства.

5. Субъекты конституционного судопроизводства. Представительство в Конституционном суде РФ.

6. Доказательство и доказывание в конституционном судопроизводстве.

7. Процессуальные сроки.

8. Судебные расходы. Судебные штрафы.

Практические задания

Задание 1.

Составьте сравнительную таблицу конституционного и гражданского судопроизводства по следующим критериям:

Критерии сравнения Конституционное судопроизводство Гражданское судопроизводство
Правовое регулирование (юридическая сила актов, регулирующих судопроизводство)    
Степень детализации (подробности) правового регулирования судопроизводства    
Последствия несоблюдения процессуальных норм    
Наличие (отсутствие) инстанционности    
Предмет судопроизводства, решаемые задачи    
Особенности участников судопроизводства    
Особенности доказательств и доказывания    
Институт представительства    
Юридическая сила и правовая природа судебных решений    
Возможность обжалования решений    
прочие критерии    

Задание 2.

Подготовьте документы, подтверждающие полномочия следующих представителей по конкретному делу, рассматриваемому в Конституционном суде РФ:

- представителя по должности – Председателя Законодательной думы Хабаровского края;

- адвоката – представителя гражданина;

- гражданина Иванова И.И. – представителя по должности ООО «Апельсин».

Тема 8. Обращение в Конституционный суд РФ (2 часа)

План семинарского занятия

1. Понятие и виды обращений в Конституционный суд РФ.

2. Структура и содержание обращения в Конституционный суд РФ. Требования, предъявляемые к обращению.

3. Позиция заявителя и ее правовое обоснование.

4. Документы, прилагаемые к обращению.

5. Критерии приемлимости обращений.

6. Особенности подачи конституционной жалобы граждан.

Практические задания

Задание 1 (подготовка к деловой игре).

Подготовьте обращение в Конституционный суд РФ от имени Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по предложенной к деловой игре фабуле дела.

Задание 2.

Определите, какие формальные требования Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ», предъявляемые к обращению, нарушены в предложенной ниже жалобе.

 

Конституционный Суд РФ

Заявитель:

Индивидуальный предприниматель Кан Кен Ен

683000, Камчатская область, г.Петропавловск-Камчатский, ул. В.Кручины, д. 10/4 кв. 15

Почтовый адрес: 683000, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Индустриальная. 38

27.10.1954 г.

Уроженец г. Петропавловска-Камчатского

Свидетельство о государственной регистрации в

качестве индивидуального предпринимателя

№ 5296 от 22.03.2000, выдано Администрацией

Елизовского муниципального образования

Тел.(415 22) 4-36-42,4-43-74, 8-902- 462-57-36

 

Наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке:

Совет народных депутатов Камчатской области

Адрес: 683040, г.Петропавловск-Камчатский

площадь имени В.И. Ленина

 

Сумма иска: заявление неимущественного характера

Госпошлина: 100 руб.

 

ЖАЛОБА

(на статью 7 Закона Камчатской области от 25 мая 1999 г. № 47 «О правовых актах органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области» (принят Советом народных депутатов Камчатской области 13 мая 1999 г. Текст закона опубликован в газете «Официальные ведомости» от 17 нюня 1999 г. № 23)

 

Я, Индивидуальный предприниматель Кан Кен Ен, гражданин РФ, на основании части 1, 2 статьи 46, части 4 статьи 125 Конституции РФ, статьи 36 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» подаю настоящую жалобу.

Данная жалоба подана, также, согласно статьи 96 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Я считаю, что статья 7 Закона Камчатской области от 25 мая 1999 г. № 47 «О правовых актах органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области» (принят Советом народных депутатов Камчатской области 13 мая 1999 г. Текст закона опубликован в газете «Официальные ведомости» от 17 июня 1999 г. № 22) затрагивает мои конституционные права и свободы, оговоренные в пункте 3 статьи 15, пункте 2 статьи 24 Конституции РФ и нарушает их.

Данная норма закона была применена в ходе принятия определения судом первой инстанции Арбитражного суда Камчатской области от 10 декабря 2003 года и изложена в его мотивировочной части, также была применена в постановления Апелляционной инстанции Арбитражного суда Камчатской области от 26 апреля 2004 года и изложена в его мотивировочной части.

26 апреля 2004 года Апелляционной инстанцией Арбитражного суда Камчатской области было принято постановление об оставлении определения Арбитражного суда Камчатской области по делу № А 24-3139/03-08 без изменения, апелляционной жалобы – без удовлетворения. В основе апелляционной жалобы лежит требование заявителя об отмене определения Арбитражного суда Камчатской области по делу № А 24-3139/03-08 от 10 декабря 2003 года и вынесению нового судебного акта.

1. В определении Арбитражного суда Камчатской области по делу № А 24-3139/03-08 от 10 декабря 2003 года суд ссылается на статью 7 Закона Камчатской области от 25 мая 1999 г. № 47 «О правовых актах органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области» и дает ей следующую трактовку: «... при отсутствии в уставе городского муниципального образования указания на конкретное средство массовой информации, осуществляющее официальную публикацию правовых актов, официальной публикацией будет считаться первая публикация в СМИ.

Представляется, что данная норма и толкование арбитражным судом первой инстанции Закона Камчатской области от 25 мая 1999 г. № 47 «О правовых актах органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области» не соответствует пункту 3 статьи 15, пункту 2 статьи 24 Конституции РФ по своему смыслу, так как любой житель Петропавловск-Камчатского муниципального образования не может быть ознакомлен с нормативно-правовыми актами, затрагивающими его права и обязанности, в связи с тем, что он не имеет возможности знать в каком средстве массовой информации будет опубликован тот или иной нормативно-правовой акт, затрагивающий его права и обязанности, а нормативно-правовой акт может быть опубликован в любых средствах массовой информации как регионального, так и федерального значения, как носящем информационный характер, так и развлекательно-досуговый.

2. В постановлении Арбитражного суда апелляционной инстанции от 26 апреля 2004 года по делу № А 24-3139/03-08 суд дословно повторил формулировку, касающуюся вышеуказанной нормы закона, выдвинутую судом первой инстанции.

Таким образом, положения части 1 статьи 7 Закона Камчаткой области от 25 мая 1999 г. № 47 «О правовых актах органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области» не соответствуют пункту 3 статьи 15, пункту 2 статьи 24 Конституции РФ, так как любой житель Петропавловск-Камчатского муниципального образования не может быть ознакомлен с нормативно-правовыми актами, затрагивающими его права и обязанности, в связи с тем, что он не имеет возможности знать в каком средстве массовой информации будет опубликован тот или иной нормативно-правовой акт, затрагивающий его права и обязанности, а нормативно-правовой акт может быть опубликован в любых средствах массовой информации как регионального, так и федерального значения, как носящем информационный характер, так и развлекательно-досуговый.

Нормы обжалуемой статьи позволяют опубликовывать местные нормативно-правовые акты в любых средствах массовой информации, которые не являются официальными печатными органами. Что и происходит на практике (письмо № 19/0204 (2э) от 19 февраля 2004 года, письмо № 79 от 27 февраля 2004 года).

На основании вышеизложенного и в соответствии со статьями 99, 100 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» заявитель просит суд:

1. Признать не соответствующими пункту 3 статьи 15, пункту 2 статьи 24 Конституции РФ части 1 статьи 7 Закона Камчатской области от 25 мая 1999 г. № 47 «О правовых актах органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области».

Перечень прилагаемых документов:

1. Постановление Апелляционной инстанции Арбитражного суда Камчатской области от 26 апреля 2004 г.

2. Определение Арбитражного суда Камчатской области по делу № А 24-3139/03-08 от 10 декабря 2003 г.;

3. Документ об уплате госпошлины;

4. Текст Закона Камчатской области от 25 мая 1999 г. № 47 «О правовых актах органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований в Камчатской области» (принят
Советом народных депутатов Камчатской области 13 мая 1999 г. Текст закона опубликован в газете «Официальные ведомости» от 17 июня 1999 г. № 22);

5. Письмо № 19/0204 (2з) от 19 февраля 2004 года;

6. Письмо № 79 от 27 февраля 2004 года.

 

Индивидуальный предприниматель Кан Кен Ен

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.