Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблема эстетического воспитания детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных ученых





Фольклор как средство эстетического воспитания дошкольников

 

 

Курсовая работа по направлению Педагогическое образование,

профиль «Дошкольное образование»

(2013-2014 учебный год)

 

Выполнил: студент

_____________(подпись)

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

 

__________________(подпись)

Отметка___________________

«___»________________2014г.

 

г. Омск 2014г.

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА………..5

1.1 Проблема эстетического воспитания детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных ученых…………………………………………..5

1.2 Особенности эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами фольклора…………………………………………………………….7

1.3. Использование средств фольклора в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста…………………………………………………………….9

Выводы по первой главе …..................................................................................12

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА…………………………………………………………………….14



2.1. Диагностика уровня эстетического развития и восприятия детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….14

2.2 Организация работы по развитию эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами фольклора………………………………..18

Вывод по второй главе…………………………………………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.21

 

Введение

 

Актуальность темы. Тема курсовой работы в значительной степени актуальна и имеет практическую значимость. Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению эмоциональной сферы личности, является важной стороной формирования всесторонне развитой личности. Эстетическое воспитание дошкольников средствами фольклора является одним из важных условий в дошкольном воспитании и обучении. Педагогами отмечается, что дети, имеющие представление о фольклоре, эстетически более развиты. Современная концепция дошкольного образования и воспитания постулирует приобщение детей к гуманитарным ценностям, что предполагает, как мы считаем, включение элементов народной культуры, фольклора в процесс развития ребенка.



Однако в теории и практике до сих пор отсутствует понимание значения фольклора как средства воспитания. Мы же считаем, что воспитательный потенциал фольклора огромен. Фольклор должен занять достойное место не только в народной педагогике, но и в учреждениях ДОУ.

Вышеуказанные положения делают актуальной разработку проблемы эстетического воспитания детей средствами фольклора.

Цель исследования: выявить особенности эстетического воспитания дошкольников средствами фольклора.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретическое исследование проблемы эстетического воспитания дошкольников средствами фольклора через анализ психолого-педагогической литературы.

2. Раскрыть роль фольклора как средства формирования эстетических представлений детей в русской культуре.

3. Разработать организацию работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами фольклора.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников.

Предмет исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников средствами фольклора.

Структура курсовой работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложения.

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение.

Этапы исследования: сбор литературы, подбор методик, практический этап.



База проведения экспериментального исследования: ДОУ №7 (г. Омск) В исследовании принимали участие дошкольники в количестве 12 человек подготовительных групп 6-7 лет.

Культурно-историческая концепция рассматривает психическое развитие как культурный процесс. Отечественные педагоги и психологи считают дошкольный период этапом социализации, усвоения ценностей культуры, и отмечают, что в дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования чувств, оценок, интересов; поэтому, как мы считаем, этот период является оптимальным для приобщения детей к эстетическому воспитанию, народной культуре и фольклору.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА

Проблема эстетического воспитания детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных ученых

 

Проблема эстетического воспитания, эстетического воспитания детей дошкольного возраста имеет глубокую традицию изучения в отечественной науке. Вопросам эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами народного творчества, фольклора в современной литературе уделено много внимания. В настоящее время имеется множество различных подходов к определению понятия эстетического воспитания. Рассмотрим взгляды ученых на сущность эстетического воспитания, в том числе детей дошкольного возраста.

В.Н. Шацкая эстетическое воспитание определяет как «воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, выявлениях искусства» [цит. по:13,с.29]. В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: оно служит формированию способности активного эстетического отношения к произведениям искусства, стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве [цит. по:13,с.29]. Из определения видно, что автор основное место в эстетическом воспитании отводит искусству. По нашему мнению, эстетическое воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, труда, отношений людей.

Д.Б. Лихачев определяет эстетическое воспитание как «целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты»» [7,с.11]. При этом ученый подчеркивает особую роль целенаправленного педагогического воздействия на эстетическое воспитание детей. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок эстетически развивается. Д.Б. Лихачев полагает, что только целенаправленное педагогическое воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты жизни и прекрасного в человеке [7 ].

Роль эстетического воспитания подчеркивала И.А. Бойчук. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное, оно связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости, с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей и красивым его образцам [2 ]. По мнению И.А. Бойчук, фольклор – это главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, его нравственных, религиозно – мифических основах. Образно-символическая природа художественного творчества, его воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности делает его наиболее адекватным средством мягкого, но эффективного воспитательного воздействия. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, фольклор возбуждает в нём ответные чувства, способствуя гармоничному эстетическому и всестороннему развитию ребенка [ 2].

Эстетическое чувство - это чувство, сформировавшееся под воздействием эстетического восприятия, которое концентрирует в себе все богатства природной сущности человека: в нем представлен весь его индивидуальный, социальный и духовный опыт [ зуб с. 67].

Итак, в литературе отражено значение фольклора в деле эстетического воспитания детей. Обзор литературы позволяет сделать следующий вывод. Фольклор может стать мощным орудием эстетического воспитания. Эстетическое воспитание дошкольников средствами фольклора оказывает сильнейшее влияние на развитие личности. Показывая детям красоту и многообразие человеческих проявлений, фольклор пробуждает в них ответные чувства, способствуя гармоничному эстетическому и всестороннему развитию.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.