Сделай Сам Свою Работу на 5

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ





 

Поскольку мы понимаем логистику как «часть цепи поставок, которая планирует, осуществляет и контролирует эффективность потоков и хранения товаров, услуг и информации из пункта происхождения в пункт потребления с целью удовлетворить клиентские потребности»[1], то, обсуждая вопросы международной логистики, мы затрагиваем факторы, которые воздействуют на компанию, когда ее деятельность пересекает национальные границы. Прежде всего, это вопросы международного регулирования движения товаров, а также и капиталов и рабочей силы.

Задачи логистики – сокращение сроков прохождения товаров по товаропроводящим каналам и минимизация затрат на всем пути движения товарных потоков при максимальном уровне обслуживания посредников и конечных потребителей. В масштабах мировой экономики задача усложняется, во-первых, более высоким уровнем конкуренции, а во-вторых, наличием внешних воздействующих факторов (начиная от динамики валютного курса и процентной ставки на основных финансовых рынках мира, заканчивая деятельностью международных организаций, определяющих наднациональные правила бизнеса).



Значение логистики как отрасли экономики велико. Так в США, например, затраты на логистику составляют около 10 % ВВП[2]. Благодаря логистике в США координируется деятельность 460 тыс. оптовых компаний, более 1,5 млн. розничных торговцев. Совокупные инвестиции в логистические операции (в производстве, опте и рознице) в США превысили 900 млрд. долл.[3]

Велик вклад логистики в экономику Сингапура – 20 %, в среднем по азиатскому региону он составляет 11 %, по Западной Европе – 12,2 %, по Северной Америке – 11,7 %. Только в развитых странах затраты на логистику уже превышают 2 трлн. долл., а в мире составляют уже около 12 % ВВП. Общий объем рынка логистических услуг в мире в 2005 году превысил отметку 1,5 трлн. долл.

Россия близка к среднемировому показателю доли логистики в ВВП, поскольку при размере ВВП в 2004 году 586 млрд. долл., объем рынка логистических услуг составил 68 млрд. долл.[4]

В отраслевом разрезе наблюдается некоторая неоднородность относительно доли затрат на логистику в обороте. Так, если в среднем по ЕС доля логистических издержек в 2000 году составляла 13,6 %, то в торговле данный показатель превысил 25 %, в машиностроении – 10 %, в фармацевтике – 4 %.[5] Состояние показателя, естественно, объясняется спецификой предприятия и отрасли, в торговле издержки на логистику обычно выше средних по экономике в связи со значительным размером товарных запасов. Именно затраты, связанные с содержанием товарных запасов в структуре логистических издержек, в предприятиях торговли являются лидером. В других отраслях самой значительной частью издержек являются транспортные. Эта тенденция не зависит от страны. Она универсальна для мирового хозяйства в целом.



В целом же весь объем товаров и услуг, производимый в мире потребляется в результате благодаря именно логистике.

Одновременно с обсужденным выше статусом логистики как отрасли в мировой экономике растет ее значение как функциональной области цепи поставок как транснациональных компаний, так и любой компании, занимающийся международной торговлей. В этой связи необходимо обсудить современные особенности развития логистики. Например, тенденция к увеличению степени интеграции компаний в цепи поставок, требует более льготных правил перемещения товаров и капиталов между странами этих компаний.

Хотя логистика, как на внутреннем, так и на внешнем рынке подчинена общим принципам, международная торговля придает ей некоторые специфические черты:

1) объемы заказов выше, чем на внутреннем рынке (это касается практически любой страны за исключением, возможно, США);

2) международные рынки не универсальны, разнородны как по объему, так и по структуре;



3) при пересечении таможенных границ компания сталкивается с целой группой принципиально иных посредников (фрахтовые агенты, таможенные брокеры);

4) сложность цепей поставок в мировом масштабе приводит к затруднениям в коммуникациях, а разница в информационных базах данных участников международной логистической цепочки может привести к существенным сбоям в информационном обмене;

5) международные принципы и правила оформления документов, толкования отдельных пунктов договоров купли-продажи существенно отличаются от внутренних.

Эти и другие трудности осуществления, прежде всего торговых операций на мировом рынке, обусловили значительное укрепление позиций посреднического звена. Переход на аутсорсинг некоторых логистических услуг – тенденция общемировая. Объем рынка логистических услуг – 1,5 трлн. долл.[6] Использование в операциях 3PL[7] провайдеров – типичная стратегия компаний даже на внутренних, хорошо известных рынках. По оценкам, на аутсорсинг в мире передается 65 % всего объема логистических услуг.

Основные сегменты логистического рынка:

– транспортные и экспедиторские компании;

– компании, предоставляющие весь комплекс логистических услуг включая хранение и дистрибуцию;

– логистические координаторы.

В последние 6 лет (1999–2005 годы) наиболее динамично развивался сектор услуг логистических координаторов (управленческая логистика) и комплексные услуги (20 и 12 % соответственно)[8]. В результате, к 2005 году, доля транспортно-экспедиторских услуг снизилась с 80 % до 69 %, хотя она и доминирует на рынке логистических услуг.

3PL провайдер / логистический оператор – это компания, оказывающая комплекс, в основном, операционных услуг (транспортировка, складирование, грузопереработка, таможенное оформление, информационное обслуживание, страхование грузов и т.п.), использующая для этого собственные активы или привлекающая активы на условиях субконтракта.

4PL провайдер – системный интегратор цепи поставок – это компания, предоставляющая услуги по проектированию, интегрированному планированию цепей поставки промышленной, торговой компании и управлению логистическими бизнес процессами в них.

Как появляются 4PL провайдеры:

· консалтинговая компания или IT компания берет на себя роль 4PL провайдера;

· 3PL провайдер развивается до уровня 4PL;

· фирма образует дочернюю компанию с функциями 4PL провайдера или переориентирует имеющуюся дочернюю компанию;

· совместное предприятие партнеров по цепи поставок становится логистическим провайдером четвертого уровня.

Вопрос, купить услугу (отдать ее на аутсорсинг) или производить самостоятельно, рано или поздно встает перед любой компанией. Критерием выбора схемы будет, безусловно, показатель удельных затрат. Среди факторов, которые будут анализироваться компанией, будут нижеизложенные.

 

 

3PL провайдеры   4PL провайдеры
· Информационная система управления и мониторинга товарно-транспортных потоков · Таможенное декларирование и таможенная очистка товаров · Подготовка экспортно/им­порт­ной документации и фрахтования · Проверка и отслеживание сетов на оплету услуг контрагентов · Организация схемы доставки · Складирование, грузопереработка, перевалка грузов · Оформление договоров с контрагентами по доставке · Консолидация, сортировка, маркировка грузов · Выбор перевозчиков, экспедиторов и др. контрагентов по доставке и страхованию грузов · Мониторинг надежности контрагентов   · Контроллинг, проектирование и оптимизация цепей поставок · Разработка и управление конфигураций логистической сети · Интеграция IT-систем и предложений контрагентов цепи поставки · Мониторинг выполнения заказов в цепях поставок · Планирование оптимальных схем доставки/оптимизация транспортных маршрутов · Мониторинг товарно-транспортных потоков · Интегрированное управление запасами в цепи поставки · Управление добавленной стоимостью в цепи поставки · Ведение общего документооборота · Управление качеством логистического сервиса · Лизинг логистических мощностей · Консалтинг по логистике иSCM

 

Сам рынок логистических услуг сегодня фрагментирован. При общем числе участников рынка 50 тыс. компаний, 35 % продаж проводит 30 крупнейших из них[9].

По оценкам, в дальнейшем динамику мирового рынка логистических услуг будет определять вступление Китая в ВТО и расширение ЕС.

Роль российских компаний на международном логистическом рынке не значительно. Между тем, данный рынок развивается быстро, а маржа логистических компаний России выше, чем, например, в Европе (25–60 % и 7–11 %, соответственно[10]).

 

Причины производить самому   Причины купить на стороне
• Поддержка ключевых компетенций • Снижение операционных затрат • Неопределенность поставщиков услуг • Гарантии адекватных поставок • Использование избыточного персонала или логистических мощностей • Поддержание желаемого уровня сервиса • Предотвращение сговора поставщиков • Создание рабочих мест (защита персонала от увольнений) • Защита прав собственности на уникальные проекты и технологии • Увеличение или поддержание размера компании     • Освобождение управленческого персонала для сосредоточения на основном бизнесе (ключевых компетенциях) • Снижение затрат на основные фонды • Сохранение обязательств перед поставщиками услуг • Приобретение новых технологических или управленческих возможностей • Отсутствие адекватных мощностей для совершения операция • Уменьшение затрат на управление запасами • Страхование за счет альтернативных источников услуг • Неадекватные технологии или управленческие ресурсы • Сотрудничество с поставщиками услуг  

 

Особенности логистических провайдеров в России:

1) большая их часть – транспортно-экспедиторские компании (более 90 % рынка), управленческая логистика занимает не более 1 %;

2) сконцентрирована большая часть игроков в центральной части страны (Москва и Санкт-Петербург, портовые города);

3) фрагментированность рынка – ни одна компания не занимает даже 1 % (ОАО РЖД не учитывается как монополист).

Кроме нескольких наиболее успешных операторов («Национальная логистическая компания», «Юнитранс» и др.) не российский рынок вышли и иностранные конкуренты – «Exel», «FM-Logistics», «Schenker» и др.), но объем их операций мал.

Сдерживает развитие логистических услуг фактическое отсутствие объектов логистической инфраструктуры. Этим объясняются и высокие темпы ее строительства.

Ниже приводится сопоставление российского и западного рынков логистических услуг[11]:

 

Параметр Россия Мировые тенденции
Темп роста Выше среднемировых – 6–7 % ЕС – 3-4 %, США, Китай – более 7 %
Структура Преобладание транспортно-экспедиторских услуг (97 %), ускоренное развитие складских услуг Ускоренный рост комплексных услуг (30 %)
Тенденции укрупнения Средние, в основном за счет закрытия нерентабельных компаний Высокие, за счет слияния и поглощений
Технологии Низкий уровень использования IT Высокий уровень инвестиций в IT решение

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.