Сделай Сам Свою Работу на 5

Механизм функционирования логистики снабжения





Определение места склада в логистической системе и общая направленность его технической оснащенности

Место склада в логистической системе и его функции напрямую влияют на техническую оснащенность склада. Склады встречаются в различных функциональных областях логистики (снабженческой, производственной и распределительной).

Склады в области снабжения с учетом их хозяйственной принадлежности (поставщика, посредника, производителя) условно можно разделить на две группы:

1. склады сырья и материалов (груз, как правило, в жидком или сыпучем состоянии) работают с однородным грузом, с большими партиями поставки, относительно постоянной оборачиваемостью, что дает возможность ставить вопрос об автоматизированной складской переработке груза;

2. склады продукции производственного назначения (тарных и штучных грузов). Как правило, это грузы с высокой массой, относительно однородной номенклатуры, требующие в основном высокого уровня механизации и автоматизации складских работ.

Склады производственной логистики связаны с обработкой груза относительно постоянной номенклатуры, поступающего и уходящего со склада с определенной периодичностью и малым сроком хранения, что позволяет добиться автоматизированной обработки груза или высокого уровня механизации проводимых работ.



Склады распределительной логистики, основное назначение которых - преобразование производственного ассортимента в торговый и бесперебойное обеспечение различных потребителей, включая розничную сеть, составляют наиболее многочисленную и разнообразную группу. Они могут принадлежать как производителям, так и оптовой торговле.

Склады готовой продукции и распределительные склады производителей в различных регионах сбыта (филиальные склады) занимаются обработкой тарных и штучных грузов однородной номенклатуры с быстрой оборачиваемостью, реализуемых крупными партиями. Это дает возможность осуществлять автоматизированную и высокомеханизированную обработку груза. Практически это единственная категория складов распределительной логистики, где можно ставить вопрос о целесообразности автоматизированной обработки груза.



Склады оптовой торговли товарами народного потребления в основном обеспечивают снабжение розничной сети и мелких потребителей. Такие склады в силу своего назначения концентрируют товары очень широкой номенклатуры и неравномерной оборачиваемости (иногда сезонные), реализуемые различными партиями поставки (от объема менее одного поддона до нескольких единиц поддонов одной группы товаров). Все это делает нецелесообразным внедрение автоматизированной обработки грузов на таких складах, здесь необходимо осуществлять механизированную обработку грузов, и возможно даже с ручной комплектацией.

Необходимо помнить, что независимо от направленности технической оснащенности переработки груза обработка информационных потоков должна быть автоматизированной. Тем более что современные логистические системы должны иметь единую информационную систему для всех ее участников.

 

36.Логистическая функция

 

Логистические функции

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потре­бляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользую­щихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие пред­приятия и организации:

o транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

§ предприятия оптовой торговли;

§ коммерческо-посреднические организации;

o предприятия-изготовители, чьи склады готовой продук­ции выполняют разнообразные логистические операции. Силами этих предприятий и организаций формируются ма­териальные потоки, непосредственно осуществляется и контро­лируется процесс товаропередвижения.



Каждый из перечисленных участников логистического про­цесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однород­ных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающу­юся от другой совокупности действий, имеющих также опреде­ленную цель. Логистическая функция это укрупненная груп­па логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Каждая из этих функций представля­ет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокуп­ность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участни­ками логистического процесса, т. е. формирование связей между элементами макрологистических систем.

Основные логистические функции:

o формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация;

o определение объемов и направлений материальных потоков;

o прогнозирование оценок потребностей в перевозках;

o определение последовательности продвижения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения;

o развитие, размещение и организация складского хозяйства;

o управление запасами в сфере обращения;

o осуществление перевозок, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения;

o выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров. К ним относятся упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы и ряд других операций;

o управление складскими операциями. Складские операции включают в себя сдачу и приемку грузов по количеству и по качеству, хранение, подсортировку и подготовку необходимого покупателю ассортимента, организацию доставки мелкими партиями и др.

Отметим две характерные особенности приведенного ком­плекса логистических функций. Во-первых, все перечисленные функции взаимоувязаны и напра­влены на управления материальным потоком. Другими словами, весь комплекс логистических функций, в совокупности, также подчинен единой цели. Во-вторых, носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.

Критерием эффективности реализации логистических функ­ций является степень достижения конечной цели логистиче­ской деятельности, выраженной шестью правилами логисти­ки.

 

37.Исторические этапы развития логистики

Этапы развития логистики

Логистика является молодой наукой, однако она уже прошла определенный исторический путь развития. В экономической литературе можно встретить несколько подходов к выделению этапов развития логистики. Анализируя их, несложно заметить, что основное отличие состоит в различной степени детализации периодов развития логистики, при этом все эти подходы дают возможность проследить смену концептуальных подходов к этому новому научно-практическому направлению. Избегая излишней детализации, можно выделить три этапа развития логистики.

Первый этап (60-е годы XX ст.) – характеризуется использованием логистического подхода при управлении материальными потоками в сфере обращения. В этот период формируются два ключевых положения:

1) существующие, как бы отдельно, потоки материалов в производстве, хранении итранспортировке могут быть взаимосвязаны единой системой управления;

2) интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.

Задачи оптимизации физического распределения решались и раньше. Например, оптимизация частоты и размера поставляемых партий, оптимизация размещения и функционирования складов, оптимизация транспортных маршрутов, графиков и т.д. Однако традиционно эти задачи решались по отдельности, что не могло обеспечить надлежащего системного эффекта.

Специфика логистического подхода состоит в совместном решении задач управления материальными потоками, например, совместном решении задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта.

На первом этапе развития логистики транспорт и склад, ранее связанные лишь операциями загрузки и разгрузки, получают тесные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и единой согласованной технологии. Тара, в которой отправляется груз, выбирается с учетом специфики транспорта, в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют подбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.

Второй этап (80-е годы) характеризуется расширением интеграционной основы логистики. Логистика начала охватывать производственный процесс. В этот период происходит:

– быстрый рост стоимости физического распределения;

– рост профессионализма менеджеров, которые осуществляют управление логистическими процессами;

– долгосрочное планирование в сфере логистики;

– широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами;

– централизация физического распределения;

– четкое определение действительных расходов распределения;

– определение и осуществление мероприятий по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.

К взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключаться планирование производства, что позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап относится к современности и может быть охарактеризован следующим образом:

– появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами в мировой экономике;

– современные коммуникационные технологии, которые обеспечивают быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз перемещения продукта от первичного источника к конечному потребителю;

– развиваются отрасли, которые предоставляют услуги в сфере логистики;

– концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепочки поставок, производства и распределения;

– совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостных характер.

38.Место логистики снабжения в логистической системе

 

Любая организация приобретает материал у поставщиков, добавляет к ним ценность и продает след потребителям в цепочке поставок. Закупки - это функция, отвечающая за приобретение материалов необходимых организации. Снабжение - это более широкий термин, который включает все виды приобретения.Снабжение включает организацию следующих работ:
-выбор поставщиков,
- проведение переговоров,
- заключение договоров,
- экспедирование,
- переработку.
Основная цель закупочной логистики (ЗЛ) – надежное и качественное обеспечение предприятия материальными ресурсами для выполнения заданного производственного расписания.
Основные задачи ЗЛ:
– анализ поведения рынка поставок;
– определение потребностей в материальных ресурсах;
– установление требований к весу, размерам, параметрам поставок, спецификации;
– принятие решения «делать или покупать» (аутсорсинг);
– определение всех возможных поставщиков;
– оценка поставщиков и окончательный выбор поставщика;
– доставка ресурсов и сервис;
– контроль и оценка выполнения закупок.


 

39.Виды закупок

логистика закупок предполагает следующие методы закупок:
1. Основные (низкая оборачиваемость)
2. логистика закупок предполагает метод регулярных закупок мелкими партиями
3. логистика закупок предполагает закупку по мере необходимости
4. ежедневная или ежемесячная по котировочным ценам
5. различные комбинации

логистика закупок предполагает следующую классификацию видов закупок:
1)по типу потребности
2)по назначению (замещение запаса, обеспечение потребности, смешанные)
3)по природе ТМЦ (физические, химические)
4)по виду транспортировки (авто, железная дорога и т.д.)
5)по предназначению товара (для внутреннего потребления, для конечного пользователя)
6)по принципу Паретто (товары класса А В С). Данная классификация годится для закупок производственных организаций.
логистика закупок может выделить международные и государственные закупки.

логистика закупок различает международные закупки: как правило, эти закупки имеют место по причине более низких цен у других стран.
Международные закупки способствуют:
1)Выгодный обменный курс валют
2)Высокое качество
3)Отсутствие товара на внутреннем рынке, высокое качество обслуживания
4) и др.
при данном виде закупок следует учитывать таможню.

логистика закупок различает государственные закупки: также имеют свою специфику. Государственные закупки направлены на гарантированное доставление и высокое качество товара. Государственные закупки осуществляются в строгих законодательных и бюджетных рамка, это усложняет внесение изменений и уменьшает их гибкость. Отсутствует конфидициальность, часто решение о выборе поставщиков принимается на основе государственных целевых программ направленных на поддержку предприятий в не очень развитых районах. При этом контроль качества часто является формальным, а потребность удовлетворяется с опозданием.

40.Классификация потребностей в логистике снабжения

Механизм функционирования логистики снабжения

Регулярное поступление потока материалов, комплектующих или го­товой продукции на производственные предприятия и объекты сферы рас­пределения требует выполнения определенных операций: определения потребности в материальных ресурсах; выбора источника ресурсов, размещения и отсылки заказа; транспортировки (экспедирования); получения и проверки поставки. Все эти действия необходимы для полноценного завершения процесса снабжения.

Рассмотрим подробнее основные логистические операции снабжения.

Функциональный цикл снабжения

Определение потребности.Любая закупка начинается с определения потребности в материальных ресурсах организации. На данном этапе решаются вопросы: что, сколько и когда необходимо закупить.

Виды потребностей. Под потребностью в материальных ресурсах понимается их количест­во, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имею­щихся заказов.

Потребности каждого предприятия можно разделить на две большие группы. Различают общую, валовую, или брутто-потребность, чистую, или нетто-потребность, а также первичную, вторичную и третич­ную потребности. Такую классификацию используют при определении объемов закупок и установлении их очередности.

Виды потребностей в материальных ресурсах

Общая потребность включает валовую потребность на производствен­ную программу и зарезервированный объем сырья, материалов и комплек­тующих для специального использования. Валовая, или брутто-потребность, — потребность на производственную программу без учета имеющихся производственных запасов и готовой продукции. Чистая, или нетто-потребность, — это потребность в сырье, материалах, комплектующих на производственную программу с учетом имеющихся заделов на рабочих местах и запасов готовой продукции.

Первичная потребность определяется как потребность в изделиях, договоры на производство и поставку которых уже заключены, т. е. в изделиях, выпуск которых имеет приоритет. Вторичная потребность — потребность в изделиях, подлежащих изготовлению в рамках производственной программы, но договоры на поставку которых еще не заключены. Третичная потребность — потребность на производственную программу во вспомогательных материалах производственного назначения.

Рассмотрим два варианта организации снабжения, принципиально отличающихся друг от друга возможностями реализации системного подхода к управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем. На рисунке представлен вариант организационный структуры предприятия с распределением выше перечисленных задач между различными функциональными подразделениями.

 

41.MPR, MPR-II

 

MRP (англ. Material Requirements Planning — планирование потребности в материалах) — система планирования потребностей в материалах, одна из наиболее популярных в мире логистических концепций, на основе которой разработано и функционирует большое число микрологистических систем. На концепции MRP базируется построение логистических систем «толкающего типа». В России, как правило, представлена различными программными продуктами иностранного производства. Появление более развитой концепции MRP II и развитие программ класса ERP, снижение их стоимости, привело к тому, что программные продукты класса MRP можно встретить очень редко, как правило, в составе устаревших информационных систем предприятий.

Основные цели MRP[править | править вики-текст]

· удовлетворение потребности в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям;

· поддержка низких уровней запасов;

· планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.

Система MRP позволяет определить сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания.

Необходимые данные[править | править вики-текст]

Входные данные[править | править вики-текст]

Главное производственное расписание[править | править вики-текст]

Производственное расписание формируется в условиях независимого спроса. Никаких средств автоматизации для составления производственного расписания система не содержит. План формируется вручную и должен быть реализуемым, то есть согласоваться со спросом и финансовым планом. Но при этом для каждой единицы готовой продукции составляется список ключевых ресурсов. В нём отражается дефицит ресурсов и возможная компенсация этого дефицита. Это отслеживание потребности в ресурсах и сопоставление её с доступными ресурсами системы должно проводиться постоянно. Постоянного пересмотра также требует и само производственное расписание. Для устранения недостатка пересмотра планов производственное расписание делится на периоды. В первом периоде модификации производственного плана не допустимы. Во втором периоде допускаются модификации, причём необходимо согласовать план производства с доступными ключевыми ресурсами. Чем дальше по времени отстоит период от настоящего момента, тем менее определённой и более динамичной становится информация.

Спецификации[править | править вики-текст]

Спецификация (bill of material) представляет собой перечень компонентов и материалов, необходимых для производства готового изделия, с указанием количества и планового времени производства или поставки. Таким образом, готовая продукция описывается вплоть до материалов и компонентов.

Данные о наличных запасах и открытых заказах[править | править вики-текст]

С учётом спецификаций рассчитываются полные потребности в компонентах. Эти компоненты должны быть готовы к моменту начала «родительского» узла. Алгоритм MRP обрабатывает спецификацию в том же порядке, в каком следуют уровни дерева состава изделия, а на основании главного производственного расписания рассчитываются полные потребности в единицах готовой продукции.

Выходные данные[править | править вики-текст]

Выходные данные включают первичные и вторичные отчёты, выполняющие вспомогательную функцию.

Первичные отчёты[править | править вики-текст]

· Плановые заказы — график с разбиением по периодам планирования, который содержит время и величину будущего заказа.

· Разрешение на выполнение плановых заказов, то есть производится отпуск материалов в производство: пересчитывается остаток запаса с учётом расходов материалов, а затем материалы передаются непосредственно на производство, то есть производится выдача производственных заказов.

· Изменение в плановых заказах включает изменение даты или величины заказа, а также отмену заказа.

Вторичные отчёты[править | править вики-текст]

· Отчёты по контролю за исполнением планов показывают отклонения от планов, а также содержат информацию, необходимую для расчёта производственных затрат.

· Отчёты по планированию включают существующие договоры поставки, обязательства по закупкам и другие данные, которые могут использоваться для оценки будущих материальных потребностей производства.

· Отчёты об исключительных ситуациях обращают внимание на основные несоответствия и обнаруженные ошибки в данных и отчётности.

Основные недостатки MRP-систем[править | править вики-текст]

· значительный объём вычислений и предварительной обработки данных

· возрастание логистических затрат на обработку заказов и транспортировку при стремлении фирмы ещё больше уменьшить запасы МР или перейти на работу с малыми заказами с высокой частотой их выполнения

· нечувствительность к кратковременным изменениям спроса

· большое количество отказов из-за большой размерности системы и её сложности

 

42.Система KANBAN

 

Канбан (яп. カンバン камбан?)[1] — система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок». Слово «камбан» по-японски означает «рекламный щит, вывеска» (яп. 看板?), в финансовой среде устоялся вариант с ошибочной транскрипцией латинской записи японского слова (kanban).

История и описание[править | править вики-текст]

Появление термина канбан связано с перечислением стандартных операций: мастера участков перечисляли выполняемые работы на бумаге и вывешивали их на видном месте рядом с такими же списками мастеров других участков [2].

Система канбан была разработана и впервые в мире реализована фирмой «Toyota»[3]. В 1959 году эта фирма начала эксперименты с системой канбан и в 1962 году запустила процесс перевода всего производства на этот принцип.

В основе организации производства фирмы «Toyota» лежит годовой план производства и сбыта автомобилей, на базе которого составляются месячные и оперативные планы среднесуточного выпуска на каждом участке, основанные на прогнозировании покупательского спроса (период упреждения — 1 и 3 месяца). Суточные графики производства составляются только для главного сборочного конвейера. Для цехов и участков, обслуживающих главный конвейер, графики производства не составляются (им устанавливаются лишь ориентировочные месячные объёмы производства).

Постоянное использование философии «точно в срок» позволяет раскрыть необнаруженные дефекты. Так как запасы продукции и деталей могут скрывать проблемы на производстве, то при их уменьшении ежедневный контроль выявит, к примеру, неисправности или простои[3].

Применимость[править | править вики-текст]

Чистый канбан применим только для штучного производства, так как при производстве товара большими партиями, требующем долгой переналадки оборудования, или, если хранение деталей обходится слишком дорого, нецелесообразно стремиться к тому, чтобы быстро передать детали с участка дальше[3].

Виды[

Тарный канбан[править | править вики-текст]

Представляет собой единицу тары, на которой находится бирка «канбан». Бирка «канбан» на контейнере закреплена жёстко и содержит следующую информацию:

· наименование детали;

· номер детали;

· количество деталей;

· адрес получателя детали;

· адрес отправителя детали.

Система заказа деталей и узлов по тарному канбану осуществляется следующим образом: по мере окончания деталей в первом тарном канбане оператор убирает его с рабочего места на нижний ярус стеллажа (нижний ярус стеллажа является местом для складирования заказов оператора и получением заказов транспортировщиком) и работает из второго. Транспортировщик забирает порожнюю тару и, поскольку к таре прикреплён канбан, осуществляется обратная связь между оператором и кладовщиком через транспортировщика для заказа материалов.

Тарный канбан имеет недостаток — требуется дополнительное количество тары на каждую единицу детали или комплектующие при создании склада.

Карточный канбан[править | править вики-текст]

Представляет собой карточку, имеющую:

· цвет карточки;

· адрес отправителя детали;

· наименование детали, номер детали, количество деталей или узлов, необходимое для поставки по адресу получателя;

· адрес получателя детали.

Один из вариантов цветовой гаммы:

· Синий — производственный канбан (между производственной линией и зоной выдачи);

· Красный — складской канбан (между складом и зоной выдачи);

· Зелёный — межцеховой канбан (между цехами, производствами, заводами и так далее).

Программный канбан[

Одна из разновидностей управления разработкой программного обеспечения. Перспективный вариант для аутсорсинговых компаний и фрилансеров, работающих с большим количеством заказов. Технология работает по тому же принципу, что и карточный канбан, но при помощи специального программного обеспечения.

Принципы

· Бирка должна находиться в таре с деталями или быть прикреплена к ним.

· Два канбана на рабочем месте, то есть на одном рабочем месте допускается иметь две нормы деталей. Этот принцип распространяется только на мелкие и средние детали, транспортировка которых осуществляется в специальной таре — данный принцип устанавливает время на транспортировку деталей.

· Отсутствие бракованных деталей на производственной линии (конвейере), так как если бракованные детали будут попадать на конвейер, будет отсутствовать стабильная работа транспортировщика и работа конвейера.

· Формирование новой схемы складского хозяйства:

· склад должен быть один, максимально приближённый к конвейеру;

· склад формируется по принципу магазина самообслуживания — транспортировщик движется по складу и сам собирает в тележку необходимые детали и сборочные единицы;

· детали и комплектующие в нужном количестве должны быть подготовленные для транспортировщика кладовщиком, одним из самых важных факторов является отсутствие пересчёта, либо быстрый пересчёт (мерная, ячеистая тара). Передача деталей и комплектующих от транспортировщика оператору также должна осуществляться без пересчёта — на первый план выходит доверие людей друг другу.

Для рационального использования рабочего времени кладовщика, транспортировщика и других необходимо применить или упростить систему документооборота (например, применить штрих-кодирование).

43.Выбор поставщика

Выбор поставщика

Страница 1 из 3

Одной из основных проблем в управлении закупками материальных ресурсов является выбор поставщика. Важность ее объясняется не только тем, что на современном рынке функционирует большое количество поставщиков схожих материальных ресурсов, а и, главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером предприятия в реализации его логистической стратегии.

Разнообразие и большое количество потенциальных поставщиков материальных потоков повышает актуальность проблемы выбора тех из них, которые смогли бы с наибольшим эффектом обеспечить надежность логистических процессов.

Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи.

1. Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы такие методы:

– объявление конкурса (тендера): проводится, если предусматривается закупить сырье, материалы, комплектующие на крупную денежную сумму или наладить долгосрочные связи между поставщиком или потребителем;

– изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.;

– посещение выставок и ярмарок;

– переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

Вследствие комплексного поиска формируется перечень потенциальных поставщиков материальных ресурсов, по которому проводится дальнейшая работа.

2. Анализ потенциальных поставщиков. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется по специальным критериям, которые позволяют сделать выбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков и не ограничивается ценой и качеством поставляемой продукции. Кроме них, можно привести еще много существенных критериев выбора поставщика, которые могут быть не менее важными для предприятия.

Критерии оценки и выбора генераторов материальных потоков зависят от требований потребительской логистической системы и могут быть различными:

– надежность снабжения;

– отдаленность поставщика от потребителя;

– сроки выполнения заказов;

– периодичность поставок;

– условия оплаты;

– минимальный размер партии товара;

– возможность получения скидки;

– доля поставщика в покрытии затрат;

– полнота ассортимента;

– условия распределения рисков;

– наличие сервисного обслуживания;

– рекламная поддержка;

– репутация поставщика;

– финансовое состояние поставщика, его кредитоспособность и др.

Предприятие определяет для себя наиболее значимые критерии в зависимости от специфики своей деятельности.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по установлению договорных отношений. Список поставщиков обычно составляется по каждому конкретному виду поставляемых материальных ресурсов.

Конкретные результаты по многим из приведенных позиций достигаются как компромисс в процессе переговоров и зависят от позиций поставщика и покупателя на рынке.

3. Оценка результатов работы с поставщиками. На выбор поставщика существенно влияют результаты работы по уже заключенным договорам. Оценку поставщика нужно проводить не только на стадии поиска, а и в процессе работы с уже отобранными поставщиками.

Поэтому некоторые предприятия проводят мониторинг деятельности своих поставщиков, чтобы убедиться в том, что они продолжают предоставлять удовлетворительные услуги. Преимущественно это выполняется неформально, как субъективный анализ, однако предприятие может также прибегать и к более сложным показателям, количественно измеряя аспект деятельности поставщиков.

Для оценки уже известных поставщиков часто используют методику ранжирования, при помощи которой разрабатывается специальная шкала оценок, что позволяет рассчитать рейтинг поставщика.

Поскольку при выборе поставщика решается многокритериальная задача оптимизации решения с неравноценными критериями, то необходимо оценить и расставить их по степени важности для предприятия.

Для определения приоритетности отдельных критериев, по которым предусматривается выбирать поставщиков, применяют методы экспертных оценок. При этом, несмотря на высказываемую в адрес экспертных оценок критику, экспертные оценки являются способом эффективного использования экономического и управленческого опыта, квалификации, творческого потенциала персонала предприятий и привлечения этого опыта в систему логистики.

44.Дифференциальный и комплексный методы оценки качества услуг

 

Дифференциальный метод оценки уровня качества состоит в сравнении единичных показателей качества оцениваемой продукции (изделия) с соответствующими единичными показателями качества базового образца. При этом для каждого из показателей рассчитываются относительные показатели качества:

 


(3.1)

или

 


(3.2)

где Pi-значение i-го показателя качества оцениваемой продукции; P- значение i-го показателя качества базового образца.

Формула (3.1) используется, когда увеличение абсолютного значения показателя качества соответствует улучшению качества продукции (например, производительность, чувствительность, точность, срок службы, коэффициент полезного действия и др.).

Формула (3.2) используется тогда, когда улучшению качества продукции соответствует уменьшение абсолютного значения показателя качества (например, масса, расход топлива, потребляемая электрическая мощность, содержание вредных примесей, трудоемкость обслуживания и др.).

Если оцениваемая продукция имеет все относительные показатели качества Ki >=1, то ее уровень качества выше или равен базовому; если все Ki <1, то ниже.

Возможны случаи, когда часть значений Ki >=1, часть Ki <1. При этом необходимо все показатели разделить на две группы. В первую группу должны войти показатели, отражающие наиболее существенные свойства продукции, во вторую - второстепенные показатели.

Если относительные показатели первой группы и большая часть относительных показателей второй группы больше или равны единице, то уровень качества оцениваемой продукции не ниже базового.

Если для первой группы часть значений Ki ><1, то необходимо провести комплексную оценку уровня качества.

Ограничение для применения дифференциального метода оценки уровня качества состоит в трудности принятия решения по значениям многих единичных показателей качества.

Комплексный метод оценки уровня качества предусматривает использование комплексного (обобщенного) показателя качества.

При этом методе уровень качества определяется отношением обобщенного показателя качества оцениваемой продукции Qоц к обобщенному показателю качества базового образца Qбаз, т.е.

 


(3.3)

Вся сложность комплексной оценки заключается в объективном нахождении обобщенного показателя.

Существуют различные варианты метода.

1. Когда можно выделить главный показатель, характеризующий основное назначение изделия или продукта, и установить функциональную зависимость этого главного показателя от остальных единичных показателей:

 

(3.4)

где n-число единичных показателей; Pi-i-й единичный показатель; Yi-коэффициент при i-м единичном показателе.

Вид зависимости может определяться любым из возможных методов, в т.ч. и экспертным.

Главным показателем может быть, например, производительность машин, ресурс, удельная себестоимость и др.

В качестве обобщенного может использоваться интегральный показатель качества, показывающий величину полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции, приходящегося на каждый рубль суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию или потребление.

2. В тех случаях, когда невозможно построить функциональную зависимость, исходя из основного назначения продукции, применяют взвешенные среднеарифметические показатели. При этом обобщенный показатель вычисляется по формуле:

(3.5)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.