|
Совершенствование единой системы преференций таможенного союза
Анализируя систему преференций, следует отметить, что в ее основе находится уровень развития страны, ее экономическое положение. При этом в образовавшемся таможенном союзе Российская Федерация, Казахстан, Белоруссия список развивающихся и наименее развитых стран формируется по принципам, принятым в ЕС, - в зависимости от дохода на душу населения. Средний показатель данного фактора в развивающихся странах принимается равным от 2 до 6 тыс. долл. США, что в 5 раз ниже среднеевропейских показателей. При таком соотношении предоставление преференций со стороны развитых европейских государств развивающимся странам вполне оправданно. Однако соотношение между среднедушевым доходом в России и в названных развивающихся странах не в пользу нашего государства. Таким образом, выходит, что Российская Федерация должна предоставлять тарифные преференции в отношении товаров из стран с более высоким уровнем дохода на душу населения. Такая льгота не является обоснованной. Возможно, целесообразно было бы пересмотреть перечень стран-пользователей преференций, ограничив его лишь теми государствами, в которых принятый за основу показатель (среднедушевой доход) ниже российского.
Таким образом, из рассмотренного анализа во второй главе, можно предположить, что девять стран из списка развивающихся стран, пользователей ЕСП таможенного союза, можно исключить. Такими странами являются: Антигуа и Барбуда, Венесуэла, Китай, Кувейт, Ливия, Специальный административный район Китая Гонконг, Тринидад и Тобаго, Хорватия, Чили.
Однако простое исключение каких-либо стран из списка пользователей оказало бы неблагоприятное воздействие на весь комплекс политических и торгово-экономических отношений с ними. Такой шаг оказал бы неблагоприятное воздействие и на вступлении России в ВТО. Ограничение круга стран-бенефициаров пошло бы, кроме того, вразрез с современной международной практикой предоставления тарифных преференций, что оказало бы негативное влияние на торгово-политические отношения таможенного союза с другими странами.
Обратим внимание на то, каким образом происходит изменение НСП в других странах. Например, программа Генеральной системы преференций США распространяется на 150 государств и территорий. При этом число пользователей растет. Общая система преференций ЕС распространяется на все развивающиеся страны (число стран и территорий-бенефициаров составляет 170). Процесс изменений схем тарифных преференций США и ЕС весьма сложен и идет на основе предварительных всесторонних проработок с целью не нанесения ущерба политическим и экономическим отношениям с соответствующими государствами. В США, например, изменения в страновом составе и товарной структуре Генеральной системы преференций осуществляются все последние годы. При этом США идут по пути расширения в целом территориального охвата Генеральной системы преференций (отдельные пользователи тем не менее исключаются) при сокращении объема реально предоставляемых льгот. В результате, товарная ее номенклатура включает более 4,5 тыс. товаров или примерно 50% всего таможенного тарифа, а тарифные преференции фактически распространяются всего на 7% совокупной стоимости импорта товаров в США. Технически же, если в США товар включен в Генеральную систему преференций, то он ввозится беспошлинно. Однако превышение импорта определенного уровня приводит к исключению данной товарной позиции из национальной схемы тарифных преференций.
России следовало бы пойти по пути совершенствования системы преференций на основе схем, используемых в ЕС и США. Принятие в России упрощенного подхода к изменению системы преференций путем исключения ряда прогрессивно развивающихся стран не приведет к ожидаемому бюджетному эффекту. Необходимо принимать во внимание, что основной объем торговли России приходится на промышленно развитые страны, а также страны СНГ, Центральной и Восточной Европы. Импорт из развивающихся стран, как показал анализ внешнеэкономической деятельности, занимает лишь малую долю в общем внешнеторговом обороте России.
Наличие списка товаров, включенных в систему преференций, требует разработки порядка внесения изменений. Необходимо предусмотреть и критерии включения того или иного товара в систему преференций.
Список преференциальных товаров имеет сельскохозяйственную направленность, тогда как все остальные страны, руководствуясь бурным развитием промышленного производства в развивающихся странах, уже переориентировали собственные преференциальные системы в интересах обрабатывающей промышленности. Международная производственная кооперация и забота органов власти этих стран по обеспечению недорогим сырьем, импортируемым на преференциальных условиях, собственные промышленные предприятия позволили развитым странам достигнуть в настоящий момент значительных преимуществ на мировом рынке товаров.
Таким образом, пересмотр действующего перечня преференциальных товаров в сторону увеличения в нем промышленной продукции, в которой нуждается отечественная перерабатывающая промышленность, является, на мой взгляд, необходимым.
В РФ импорт рыбы свежей и мороженой достаточно большой для данного вида продукции. На мой взгляд, данный товар можно исключить из списка преференциальных товаров. Данный вывод можно сделать, рассмотрев статистику импорта и экспорта этого товара. Так, в 2009 г. физические объемы импорта рыбы свежей и мороженой уменьшились на 10,1%. Снижение импорта рыбы вполне закономерный этап по импортозамещению. На фоне роста отечественного вылова на 12,9% до 3,675 млн. тонн, увеличения объемов производства товарной пищевой рыбой продукции, включая консервы на 4,4% до 3,880 млн. тонн, в 2009 г. доля импортной зависимости по рыбе и рыбопродукции снизилась до 30%. Рыбная промышленность развита в России достаточно для того, чтобы убрать данный товар из списка преференциальных.
На примере анализа импорта тракторов для сельского хозяйства, строительства, дорожных работ и другого в Россию из некоторых стран был сделан вывод, что если включить данный товар в список преференциальных товаров, то это положительно скажется на внутреннем рынке России.
Подводя итог, можно сказать, что единая система преференций не совершена и требует частичного изменения.
Из проведенного анализа, можно сделать вывод, что достаточно обоснованными изменениями в Единой системе преференций таможенного союза являются:
- пересмотреть перечень стран-пользователей преференций, ограничив его лишь теми государствами, в которых среднедушевой доход ниже российского, то есть исключение девяти стран из данного списка;
- пересмотреть перечень товаров, в отношении которых применяется единая система преференций в сторону увеличения товаров промышленной продукции и возможного уменьшения продуктов продовольственного сектора.
Заключение
Изучив сущность, назначение и влияние страны происхождения товара на развитие экономических отношений РФ с другими странами можно сделать следующие выводы.
В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения, с которыми предусматривают РНБ, применяются базовые ставки таможенных пошлин. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения, с которыми не предусматривают такой режим, ставки импортных таможенных пошлин увеличиваются вдвое. Если в соответствии с единой системой преференций предусмотрены торговые льготы (преференции) в отношении товаров и стран, то таможенная пошлина уменьшается по сравнению с базовой. Это направление приобретает все большее значение для решения социально-политических и торгово-экономических задач, связанных с разработкой и реализацией единой системы преференций таможенного союза. Для таможенных органов особо актуальна в этой области организация контроля за обоснованностью предоставления льгот.
Страна происхождения товара является одним из самых значимых элементов для предоставления тарифных преференций. Если товар относится к преференциальным товарам, то без определения страны происхождения товара невозможно дальнейшее рассмотрение вопроса о предоставлении преференций. Страна происхождения товара лежит в основе единой системы преференций таможенного союза.
Анализ динамики ввоза товаров показал, что основной объем торговли России приходится на промышленно развитые страны Центральной и Восточной Европы, а также на страны СНГ. Импорт из развивающихся стран не играет заметной роли в общем внешнеторговом обороте России. Исключением является импорт из Китая, который относится к развивающимся странам. Для товаров, происходящих из таких стан, создаются более выгодные условия на внутреннем рынке России, по сравнению с условиями для товаров из развитых стран.
Для большей эффективности единой системы преференций целесообразно:
- пересмотреть перечень стран-пользователей преференций, ограничив его лишь теми государствами, в которых среднедушевой доход ниже российского, то есть исключение девяти стран из данного списка;
- пересмотреть перечень товаров, в отношении которых применяется единая система преференций в сторону увеличения товаров промышленной продукции и возможного уменьшения продуктов продовольственного сектора.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|