Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
При прохождении педагогической практики магистранты используют основную и дополнительную литературу, рекомендованную научным руководителем для изучения конкретной учебной дисциплины и отраженную в программе преподаваемого курса. Кроме того, непосредственный руководитель практики может рекомендовать магистранту ознакомиться с дополнительными материалами методического характера.
Основная литература
1. Кадырова, Е.П. Современные проблемы педагогической науки и образования // Успехи современного естествознанияю-2010.-№3.-С.69-71 URL: www.rae.ru
2. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. Пособие для студ. Высш.учеб. заведений/ А.П. Панфилова.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.-92с.
3. Педагогика высшей школы. Учебно-методическое пособие / Сост. Н. И. Мешков, Н. Е. Садовникова [электронный ресурс] – Саранск, 2010. – 80 с. //http://www.math.mrsu.ru/math_data/files/pvsh.pdf
4. Педагогика и психология высшей школы./под. ред. М. В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. [электронный ресурс]-М.:2011.- //http://minskdiplom.ucoz.com/ load/pionova_pedagogika_ vysshej_shkoly/1-1-0-23
5. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы.-Ростов н\Д: Феникс, 2011.- 541с.
Дополнительная литература
1. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М.Байбаков. .[эл.ресурс]– М. Академия, 2007.- 72 с. //pedfak.adygnet.ru›files/chast1.pdf
2. Кукшкин, В.С.- Теория и методика обучение: учебник/ В. С. Кукушкин.- Ростов н/Д: Феникс,2006 -474с.
3. Пушкин, В.С. История педагогики (история образования педагогической мысли): учебное пособие/ Д.И. Ладышина.- Москва.: Гардарики, 2006.-603
Интернет-ресурсы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 38.04.02.68Менеджмент (квалификация (степень) «магистр») – http://www.mon.gov.ru
2. Официальный сайт ФГАОУ ВПО «СКФУ» – http://www.ncfu.ru
Приложение А
индивидуальное задание
на прохождение педагогической практики
Студенту__________________________________________________________
направления ______________________________________________________
группы_______, форма обучения_______, институт_____________________
Формулировка задания
| Содержание и срок выполнения задания
| 1. Цель
|
| 2. Содержание практики:
Ознакомится:
- с материально-технической базой кафедры и методическим обеспечением учебного процесса
- с организацией планирования и учёта учебной работы на кафедре
- с нормативными документами планирования учебного процесса.
Изучить:
-программы учебных дисциплин, курсы лекций, содержание семинарских и практических занятий и методические рекомендации по их разработке;
- учебно-методические материалы, научно-методические разработки, научно-методическую литературу, тематику научных направлений кафедры
Практически выполнить:
1) посещение и анализ 2-3 занятий преподавателей кафедры;
2) самостоятельное проведение занятий:
- лекционных-2
- практических или семинарских-2
- Разработать и доработать:
|
Приложения Б, В - 1-5 неделя
Приложение Г- 4-5 неделя
(по выбору студента)
Приложение Д, 4-5 неделя
(по выбору студента по материалам преподавателя)
Приложение Б ( п.7-17)
| 3. Дополнительные задания
| Приложение Б ( п.18-24)
|
задание разработано: ____________________
Задание принял к исполнению: ученая степень, должность, ФИО
«____»_____________20__г. ____________________
подпись студента
Приложение Б
Примерное содержание разделов работы, основные виды деятельности
Виды и содержание работ
| Отчетная документация
| 1. Ознакомление с материально-технической базой кафедры и методическим обеспечением учебного процесса.
| Запись в отчете
| 2. Ознакомление с организацией планирования и учёта учебной работы на кафедре.
| Запись в отчете
| 3. Ознакомление с нормативными документами планирования учебного процесса (стандарты, программы, протоколы, приказы, распоряжения и т.д.) .
| Запись в отчете
| 4. Посещение и анализ лекционных, семинарских и практических занятий по кафедре
| Анализ 3-х занятий с разными целями
| 5. Подготовка и проведение лекционных (не менее 2-х), семинарских и/или практических занятий (не менее 2-х).
| Планы или технологические карты занятий с их методическим обеспечением (с использованием современных средств: мультимедийные, аудио, видео и др.)
| 6.Взаимопосещения учебных занятий (не менее 2-х).
| Протоколы взаимопосещения
| 7.Разработка или доработка лекций
| Конспект лекций
| 8.Разработка заданий к практическим и семинарским работам
| Текст заданий
| 9.Составление решений заданий к практическим и семинарским работам
| Решения заданий
| 10. Подготовка методических указаний к практическим , контрольным, курсовым работам и проектам
| Материалы методических указаний
| 11. Подготовка разделов учебного пособия.
| Материалы разделов учебного пособия
| 12. Разработка тестовых заданий по учебной теме для оценки процесса обучения .
| Тесты для входного, промежуточного, итогового контроля знаний студентов (тесты, билеты, задачи к билетам)
| 13.Разработка презентаций
| Материалы по презентации
| 14.Разработка деловых игр (1 – 2)
| Материалы к игре
| 15.Разработка тренингов (1 – 2)
| Материалы к тренингу
| 16. Работа со специальной научно-методической литературой.
| Картотека литературных источников по заданному направлению
| 17.Составление списка публикаций по теме учебной дисциплины за последний год (книги, журналы, статьи и пр.).
| Список публикаций
| 18.Участие в оформлении стенда магистратуры
| Запись в отчете
| 19.Участие в подготовке документации на участие в конкурсах, грантах, хоздоговорных и иных работах кафедры
| Запись в отчете
| 20. Участие в подготовке УМК дисциплин, аттестационных и аккредитационных документов
| Запись в отчете
| 21.Получение разовых поручений (составление протокола заседания кафедры, участие в формировании отчётных документов кафедры, помощь в профориентационной работе и т.д.).
| Запись в отчете
| 22.Участие в конференциях, круглых столах, олимпиадах
| Запись в отчете
| 23.Посещение студенческих групп младших курсов совместно с куратором
| Запись в отчете
| 24. Участие в воспитательной работе
| Запись в отчете
|
Приложение В
Характеристика материально-технической базы кафедры:
- название кафедры;
- место расположения, занимаемая площадь;
- дата организации кафедры;
- гигиенические условия работы (освещенность, расположение рабочих мест преподавателей и студентов, чистота помещений и проч.);
- наличие технических средств обучения;
- обеспеченность демонстрационным и раздаточным материалом,
- место проведения занятий;
- дополнительные источники финансирования;
- другая полезная информация.
Приложение Г
Характеристика документов планирования учебного процесса
Название документа
| Назначение документа,
кем составлен
| Срок действия документа
| Выписки из документа
| ФГО стандарт ВПО
|
|
|
| Учебный план
|
|
|
| Учебные программы
|
|
|
| План методической работы кафедры
|
|
|
| План УИРС
|
|
|
| Индивидуальные планы преподавателей, технологические карты
|
|
|
| Другие документы планирования
|
|
|
|
Приложение Д
Схема анализа лекционного занятия
Каждый лектор должен быть знаком со схемой анализа лекции. Знание схемы даёт возможность преподавателю-лектору при подготовке и чтении лекции учесть все выделенные в ней элементы, все основные требования и добиться более высокого её качества.
Общие вопросы:
1. Присутствующие:
2. Ф.И.О. преподавателя –
3. Дата посещения, время:
4. Специальность, предмет:
5. Количество студентов на лекции –
6. Тема лекции:
При оценке качества лекции первостепенное внимание должно быть обращено на следующее:
1. Научность содержания.
2. Выразительность и доступность речи.
3. Соответствие способа развёртывания тезиса уровню подготовленности слушателей.
4. Правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе.
5. Соответствие средств активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории.
6. Воздействие личности лектора на аудиторию.
Возможно использование следующей схемы анализа лекции (по А.М.Дикунову)
Что оценивается
| Качественная оценка
| Баллы
|
|
|
| 1. Содержание
| 1. Научность
| a) в соответствии с требованиями
b) популярно
c) ненаучно
|
| 2. Проблемность
| a) ярко выражена
b) отсутствует
|
| 3. Сочетание теоретического с практическим
| a) выражено достаточно
b) представлено частично
c) отсутствует
|
| 4. Доказательность
| a) убедительно
b) декларативно
c) бездоказательно
|
| 5. Связь с профилем подготовки специалиста
| a) хорошая
b) удовлетворительная
c) плохая
|
| 6. Структура лекции
| a) чёткая
b) расплывчатая
c) беспорядочная
|
| 7. Воспитательная направленность
| a) высокая
b) средняя
c) низкая
|
| 8. Соответствие учебной программе
| a) полностью соответствует
b) частично соответствует
|
| 9. Использование времени
| a) используется рационально
b) излишние траты на организационные моменты
c) время используется не рационально
|
| 2. Изложение материала лекции
| 1. Метод изложения (преимущественно)
| a) проблемный
b) частично-поисковый
c) объяснительно-информационный
|
| 2. Использование наглядности
| a) используется в полном объёме
b) используется недостаточно
c) не используется
|
| 3. Владение материалом
| a) свободно владеет
b) частично пользуется конспектом
c) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту
|
| 4. Уровень новизны
| a) в лекции используются последние достижения науки
b) в излагаемой лекции присутствует элемент новизны
c) новизна материала отсутствует
|
| 5. Реакция аудитории
| a) повышенный интерес
b) низкий интерес
|
| 3. Поведение преподавателя
| 1. Манера чтения лекции
| a) увлекательная, живая
b) увлекательность и живость выражены ярко
c) монотонная, скучная
|
|
|
|
| 2. Культура речи
| a) высокая
b) средняя
c) низкая
|
| 3. Контакт с аудиторией
| a) ярко выражен
b) недостаточный
c) отсутствует
|
| 4. Манера держать себя
| a) умеренно выражена мимика и жестикуляция
b) избыточная мимика и жестикуляция
c) суетливость и беспорядочность движений
|
| 5. Внешнее проявление психического состояния
| a) спокойствие и уверенность
b) некоторая нервозность
c) выраженная нервозность
|
| 6. Отношение преподавателя к слушателям
| a) в меру требовательное
b) слишком строгое
c) равнодушное
|
| 7. Такт преподавателя
| a) тактичен
b) бестактен
|
| 8. Внешний облик
| a) опрятен
b) неряшлив
|
| Шкала итоговой оценки:
100 – 90 – отлично;
89 – 90 – хорошо;
79 – 70 – удовлетворительно;
менее 70 – плохо
При оценке качества лекции посещающий подчёркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку.
Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач.
При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии успешного решения перечисленных требований к лекции её профессиональная значимость повышается.
Схема анализа семинарского (практического) занятия
1. Общие сведения – тип занятия, контингент, место занятий, преподаватель.
2. Рациональное использование форм, методов, приёмов обучения, направленных на эффективное достижение учебных целей занятия.
3. Наличие контакта преподавателя со студентами, создание обстановки доброжелательности и требовательности.
4. Использование на занятиях активных методов обучения, технологий развития личности студента.
5. Осуществление преемственности между темами, видами занятий, в отборе учебного материала.
6. Система получения обратной связи (опрос, тестирование и проч.).
7. Методически обоснованное применение демострационного и раздаточного материала.
8. Педагогическая техника преподавателя.
9. Общие выводы об эффективности занятия.
Схема технологической карты занятия
Утверждаю:
Дата проведения:
Тема занятия:
Вид занятия:
Цели и задачи занятия:
Ведущие понятия темы:
Возможно использование следующей схемы практического занятия.
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
1. Преподаватель, проводящий занятие:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(ФИО, степень, звание)
2. Магистрант____________________________________________________
__________________________________________________________________
(ФИО, степень, звание)
3. Название учебной дисциплины _____________________________________
4. Форма занятия (семинар, практическое занятие, др.)___________________
5. Контингент
(факультет, курс, группа)_____________________________________________
6. Тема занятия___________________________________________________
__________________________________________________________________
7.Основные характеристики качества проведения занятий_________________
8.Соответствие содержания занятия теме учебной дисциплины____________
9.Методы и формы проведения занятия ________________________________
10.Активность студентов на занятии___________________________________
11.Общее впечатление от занятия_____________________________________
12.Пожелания магистранта по проведению занятия_______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Подпись преподавателя, проводящего занятие__________________________
Подпись магистранта _______________________________________________
Дата посещения занятия_____________________________________________
Приложение Е
План-конспект занятия
1.Преподаватель, посещающий занятие:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(ФИО, степень, звание)
2. Магистрант:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(ФИО, степень, звание)
3.Название учебной дисциплины________________________________________________________
4.Форма занятия (лекция, семинар, практическое занятие, др.)_____________
5.Контингент
(факультет, курс, группа)_____________________________________________
6.Тема занятия______________________________________________________
7.Учебные задачи___________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8.Содержание занятия_______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9.Методы и формы проведения занятия________________________________
10.Активность работы студентов______________________________________
11.Самооценка магистранта (трудности, успехи)_________________________
12.Рекомендации ведущего преподавателя (оценка)______________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Подпись преподавателя учебной дисциплины___________________________
Подпись магистранта _______________________________________________
Дата посещения занятия ____________________________________________
Приложение Ж
Бланк взаимопосещения
Дата, время проведения занятия __________________________________
Курс, группа, специальность_____________________________________
Учебная дисциплина __________________________________________
Тема ________________________________________________________
Количество отсутствующих _____________________________________
ФИО проверяемого преподавателя_______________________________
ФИО, должность проверяющего_________________________________
Цель посещения _______________________________________________
______________________________________________________________
Заключение о результатах посещения занятия
1. Своевременность начала и окончания занятия
_______________________________________________________________
2. Наличие у преподавателя плана или конспекта лекции
_______________________________________________________________
3. Соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и расписанию занятий ___________________________________________
______________________________________________________________
4. Целевая установка по плану лекции______________________________
_______________________________________________________________
______________________________________________________________
5. Информация об основной и дополнительной литературе по теме лекции_________________________________________________________
_______________________________________________________________
6. Методика чтения лекции_______________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
№ п/п
| Качественные параметры
| Оценка
|
| Излагает материал ясно, доступно
|
|
| Разъясняет сложные места
|
|
| Выделяет главные моменты
|
|
| Умеет вызывать и поддерживать интерес аудитории к предмету
|
|
| Следит за реакцией аудитории, ставит вопросы, побуждающие к дискуссии
|
|
| Соблюдает логическую последовательность в изложении
|
|
| Демонстрирует культуру речи, четкость структуры лекции, нормальный темп изложения
|
|
| Ориентирует на использование изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности
|
|
| Доброжелательность и такт по отношению к студентам
|
|
| Требовательность к себе и к студентам
|
|
| Уважительное отношение к студентам
|
|
| Располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом
|
|
Итого:
Средний балл:
7. Применение технических средств обучения (мнение проверяющего о целесообразности их применения), использование наглядности_________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Организация окончания занятия (логическая завершенность, выделение оставшегося времени для вопросов студентов, указания на самостоятельную работу)__________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
9. Рекомендации и предложения преподавателю___________________
__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примечание :
1. По каждому пункту таблицы 1-12 дается оценка в баллах (2,3,4,5)
2. По каждому пункту указывается балл, складывается сумма и вычисляется средний показатель, что и является оценкой методики проведения занятия.
Подпись посетившего
занятие ______________________
Ознакомлен с итогами контроля ______________________
Приложение З
Приложение Е
Содержание
Введение
1. Характеристика кафедры и организация ее работы
2. Инновационные технологии в педагогике
3. Практически выполненные работы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения ( Разработанные материалы)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|