Сделай Сам Свою Работу на 5

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики





 

При прохождении педагогической практики магистранты используют основную и дополнительную литературу, рекомендованную научным руководителем для изучения конкретной учебной дисциплины и отраженную в программе преподаваемого курса. Кроме того, непосредственный руководитель практики может рекомендовать магистранту ознакомиться с дополнительными материалами методического характера.

Основная литература

1. Кадырова, Е.П. Современные проблемы педагогической науки и образования // Успехи современного естествознанияю-2010.-№3.-С.69-71 URL: www.rae.ru

2. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. Пособие для студ. Высш.учеб. заведений/ А.П. Панфилова.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.-92с.

3. Педагогика высшей школы. Учебно-методическое пособие / Сост. Н. И. Мешков, Н. Е. Садовникова [электронный ресурс] – Саранск, 2010. – 80 с. //http://www.math.mrsu.ru/math_data/files/pvsh.pdf

4. Педагогика и психология высшей школы./под. ред. М. В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. [электронный ресурс]-М.:2011.- //http://minskdiplom.ucoz.com/ load/pionova_pedagogika_ vysshej_shkoly/1-1-0-23

5. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы.-Ростов н\Д: Феникс, 2011.- 541с.



Дополнительная литература

1. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М.Байбаков. .[эл.ресурс]– М. Академия, 2007.- 72 с. //pedfak.adygnet.ru›files/chast1.pdf

2. Кукшкин, В.С.- Теория и методика обучение: учебник/ В. С. Кукушкин.- Ростов н/Д: Феникс,2006 -474с.

3. Пушкин, В.С. История педагогики (история образования педагогической мысли): учебное пособие/ Д.И. Ладышина.- Москва.: Гардарики, 2006.-603

Интернет-ресурсы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 38.04.02.68Менеджмент (квалификация (степень) «магистр») – http://www.mon.gov.ru

2. Официальный сайт ФГАОУ ВПО «СКФУ» – http://www.ncfu.ru

 

Приложение А

 

 

индивидуальное задание

на прохождение педагогической практики

Студенту__________________________________________________________

направления ______________________________________________________

группы_______, форма обучения_______, институт_____________________

 

Формулировка задания Содержание и срок выполнения задания
1. Цель  
2. Содержание практики: Ознакомится: - с материально-технической базой кафедры и методическим обеспечением учебного процесса - с организацией планирования и учёта учебной работы на кафедре - с нормативными документами планирования учебного процесса. Изучить: -программы учебных дисциплин, курсы лекций, содержание семинарских и практических занятий и методические рекомендации по их разработке; - учебно-методические материалы, научно-методические разработки, научно-методическую литературу, тематику научных направлений кафедры   Практически выполнить: 1) посещение и анализ 2-3 занятий преподавателей кафедры;   2) самостоятельное проведение занятий: - лекционных-2 - практических или семинарских-2     - Разработать и доработать:         Приложения Б, В - 1-5 неделя   Приложение Г- 4-5 неделя (по выбору студента)   Приложение Д, 4-5 неделя (по выбору студента по материалам преподавателя)     Приложение Б ( п.7-17)
3. Дополнительные задания Приложение Б ( п.18-24)

 



 

задание разработано: ­­­­­­­­­­­­­­­____________________

Задание принял к исполнению: ученая степень, должность, ФИО

«____»_____________20__г. ____________________

подпись студента


Приложение Б

 

 

Примерное содержание разделов работы, основные виды деятельности

Виды и содержание работ Отчетная документация
1. Ознакомление с материально-технической базой кафедры и методическим обеспечением учебного процесса. Запись в отчете
2. Ознакомление с организацией планирования и учёта учебной работы на кафедре. Запись в отчете
3. Ознакомление с нормативными документами планирования учебного процесса (стандарты, программы, протоколы, приказы, распоряжения и т.д.) . Запись в отчете
4. Посещение и анализ лекционных, семинарских и практических занятий по кафедре Анализ 3-х занятий с разными целями
5. Подготовка и проведение лекционных (не менее 2-х), семинарских и/или практических занятий (не менее 2-х). Планы или технологические карты занятий с их методическим обеспечением (с использованием современных средств: мультимедийные, аудио, видео и др.)
6.Взаимопосещения учебных занятий (не менее 2-х). Протоколы взаимопосещения
7.Разработка или доработка лекций Конспект лекций
8.Разработка заданий к практическим и семинарским работам Текст заданий
9.Составление решений заданий к практическим и семинарским работам Решения заданий
10. Подготовка методических указаний к практическим , контрольным, курсовым работам и проектам Материалы методических указаний
11. Подготовка разделов учебного пособия. Материалы разделов учебного пособия
12. Разработка тестовых заданий по учебной теме для оценки процесса обучения . Тесты для входного, промежуточного, итогового контроля знаний студентов (тесты, билеты, задачи к билетам)
13.Разработка презентаций   Материалы по презентации
14.Разработка деловых игр (1 – 2) Материалы к игре
15.Разработка тренингов (1 – 2) Материалы к тренингу
16. Работа со специальной научно-методической литературой. Картотека литературных источников по заданному направлению
17.Составление списка публикаций по теме учебной дисциплины за последний год (книги, журналы, статьи и пр.). Список публикаций
18.Участие в оформлении стенда магистратуры Запись в отчете
19.Участие в подготовке документации на участие в конкурсах, грантах, хоздоговорных и иных работах кафедры Запись в отчете
20. Участие в подготовке УМК дисциплин, аттестационных и аккредитационных документов Запись в отчете
21.Получение разовых поручений (составление протокола заседания кафедры, участие в формировании отчётных документов кафедры, помощь в профориентационной работе и т.д.). Запись в отчете
22.Участие в конференциях, круглых столах, олимпиадах Запись в отчете
23.Посещение студенческих групп младших курсов совместно с куратором Запись в отчете
24. Участие в воспитательной работе Запись в отчете

 



 

Приложение В

 

Характеристика материально-технической базы кафедры:

- название кафедры;

- место расположения, занимаемая площадь;

- дата организации кафедры;

- гигиенические условия работы (освещенность, расположение рабочих мест преподавателей и студентов, чистота помещений и проч.);

- наличие технических средств обучения;

- обеспеченность демонстрационным и раздаточным материалом,

- место проведения занятий;

- дополнительные источники финансирования;

- другая полезная информация.

 

 

Приложение Г

 

Характеристика документов планирования учебного процесса

Название документа   Назначение документа, кем составлен Срок действия документа Выписки из документа
ФГО стандарт ВПО      
Учебный план      
Учебные программы      
План методической работы кафедры      
План УИРС      
Индивидуальные планы преподавателей, технологические карты      
Другие документы планирования      

 

 

Приложение Д

 

Схема анализа лекционного занятия

 

Каждый лектор должен быть знаком со схемой анализа лекции. Знание схемы даёт возможность преподавателю-лектору при подготовке и чтении лекции учесть все выделенные в ней элементы, все основные требования и добиться более высокого её качества.

 

Общие вопросы:

1. Присутствующие:

2. Ф.И.О. преподавателя –

3. Дата посещения, время:

4. Специальность, предмет:

5. Количество студентов на лекции –

6. Тема лекции:

 

При оценке качества лекции первостепенное внимание должно быть обращено на следующее:

 

1. Научность содержания.

2. Выразительность и доступность речи.

3. Соответствие способа развёртывания тезиса уровню подготовленности слушателей.

4. Правильность подбора материала для данной аудитории, соответствие программе.

5. Соответствие средств активизации внимания и мыслительной деятельности составу аудитории.

6. Воздействие личности лектора на аудиторию.

Возможно использование следующей схемы анализа лекции (по А.М.Дикунову)

Что оценивается Качественная оценка Баллы
1. Содержание
1. Научность   a) в соответствии с требованиями b) популярно c) ненаучно
2. Проблемность a) ярко выражена b) отсутствует
3. Сочетание теоретического с практическим a) выражено достаточно b) представлено частично c) отсутствует
4. Доказательность a) убедительно b) декларативно c) бездоказательно
5. Связь с профилем подготовки специалиста a) хорошая b) удовлетворительная c) плохая
6. Структура лекции a) чёткая b) расплывчатая c) беспорядочная
7. Воспитательная направленность   a) высокая b) средняя c) низкая
8. Соответствие учебной программе a) полностью соответствует b) частично соответствует
9. Использование времени a) используется рационально b) излишние траты на организационные моменты c) время используется не рационально
2. Изложение материала лекции
1. Метод изложения (преимущественно)   a) проблемный b) частично-поисковый c) объяснительно-информационный
2. Использование наглядности   a) используется в полном объёме b) используется недостаточно c) не используется
3. Владение материалом   a) свободно владеет b) частично пользуется конспектом c) излагаемый материал знает слабо, читает по конспекту  
4. Уровень новизны   a) в лекции используются последние достижения науки b) в излагаемой лекции присутствует элемент новизны c) новизна материала отсутствует  
5. Реакция аудитории   a) повышенный интерес b) низкий интерес
3. Поведение преподавателя
1. Манера чтения лекции   a) увлекательная, живая b) увлекательность и живость выражены ярко c) монотонная, скучная
2. Культура речи   a) высокая b) средняя c) низкая
3. Контакт с аудиторией   a) ярко выражен b) недостаточный c) отсутствует
4. Манера держать себя a) умеренно выражена мимика и жестикуляция b) избыточная мимика и жестикуляция c) суетливость и беспорядочность движений
5. Внешнее проявление психического состояния   a) спокойствие и уверенность b) некоторая нервозность c) выраженная нервозность
6. Отношение преподавателя к слушателям a) в меру требовательное b) слишком строгое c) равнодушное
7. Такт преподавателя   a) тактичен b) бестактен
8. Внешний облик a) опрятен b) неряшлив

Шкала итоговой оценки:

100 – 90 – отлично;

89 – 90 – хорошо;

79 – 70 – удовлетворительно;

менее 70 – плохо

При оценке качества лекции посещающий подчёркивает в схеме качественные и количественные показатели, соответствующие его мнению о наблюдаемом педагогическом процессе. Затем количественные показатели суммируются, образуя итоговую оценку.

Несомненно, что каждая количественная оценка должна быть аргументирована, а при выставлении итоговой оценки целесообразно учитывать и общее представление об успешности решения лектором основных образовательных, воспитательных и развивающих задач.

При определении итоговой оценки прослушанной лекции следует обратить внимание на успешность решения таких важных требований, как проблемность, научность, связь с жизнью, наличие профессиональной направленности лекции. При условии успешного решения перечисленных требований к лекции её профессиональная значимость повышается.

Схема анализа семинарского (практического) занятия

1. Общие сведения – тип занятия, контингент, место занятий, преподаватель.

2. Рациональное использование форм, методов, приёмов обучения, направленных на эффективное достижение учебных целей занятия.

3. Наличие контакта преподавателя со студентами, создание обстановки доброжелательности и требовательности.

4. Использование на занятиях активных методов обучения, технологий развития личности студента.

5. Осуществление преемственности между темами, видами занятий, в отборе учебного материала.

6. Система получения обратной связи (опрос, тестирование и проч.).

7. Методически обоснованное применение демострационного и раздаточного материала.

8. Педагогическая техника преподавателя.

9. Общие выводы об эффективности занятия.

 

Схема технологической карты занятия

Утверждаю:

Дата проведения:

Тема занятия:

Вид занятия:

Цели и задачи занятия:

Ведущие понятия темы:

Возможно использование следующей схемы практического занятия.

 

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

 

 

1. Преподаватель, проводящий занятие:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(ФИО, степень, звание)

2. Магистрант____________________________________________________

__________________________________________________________________

(ФИО, степень, звание)

3. Название учебной дисциплины _____________________________________

4. Форма занятия (семинар, практическое занятие, др.)___________________

5. Контингент

(факультет, курс, группа)_____________________________________________

6. Тема занятия___________________________________________________

__________________________________________________________________

7.Основные характеристики качества проведения занятий_________________

8.Соответствие содержания занятия теме учебной дисциплины____________

9.Методы и формы проведения занятия ________________________________

10.Активность студентов на занятии___________________________________

11.Общее впечатление от занятия_____________________________________

12.Пожелания магистранта по проведению занятия_______________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Подпись преподавателя, проводящего занятие__________________________

Подпись магистранта _______________________________________________

Дата посещения занятия_____________________________________________

 

Приложение Е

 

План-конспект занятия

 

 

1.Преподаватель, посещающий занятие:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(ФИО, степень, звание)

2. Магистрант:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

(ФИО, степень, звание)

3.Название учебной дисциплины________________________________________________________

4.Форма занятия (лекция, семинар, практическое занятие, др.)_____________

5.Контингент

(факультет, курс, группа)_____________________________________________

6.Тема занятия______________________________________________________

7.Учебные задачи___________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8.Содержание занятия_______________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

9.Методы и формы проведения занятия________________________________

10.Активность работы студентов______________________________________

11.Самооценка магистранта (трудности, успехи)_________________________

12.Рекомендации ведущего преподавателя (оценка)______________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Подпись преподавателя учебной дисциплины___________________________

Подпись магистранта _______________________________________________

Дата посещения занятия ____________________________________________

 

Приложение Ж

Бланк взаимопосещения

Дата, время проведения занятия __________________________________

Курс, группа, специальность_____________________________________

Учебная дисциплина __________________________________________

Тема ________________________________________________________

Количество отсутствующих _____________________________________

ФИО проверяемого преподавателя_______________________________

ФИО, должность проверяющего_________________________________

Цель посещения _______________________________________________

______________________________________________________________

Заключение о результатах посещения занятия

1. Своевременность начала и окончания занятия

_______________________________________________________________

2. Наличие у преподавателя плана или конспекта лекции

_______________________________________________________________

3. Соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и расписанию занятий ___________________________________________

______________________________________________________________

 

4. Целевая установка по плану лекции______________________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

5. Информация об основной и дополнительной литературе по теме лекции_________________________________________________________

_______________________________________________________________

6. Методика чтения лекции_______________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

№ п/п Качественные параметры Оценка
Излагает материал ясно, доступно  
Разъясняет сложные места  
Выделяет главные моменты  
Умеет вызывать и поддерживать интерес аудитории к предмету  
Следит за реакцией аудитории, ставит вопросы, побуждающие к дискуссии  
Соблюдает логическую последовательность в изложении  
Демонстрирует культуру речи, четкость структуры лекции, нормальный темп изложения  
Ориентирует на использование изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности  
Доброжелательность и такт по отношению к студентам  
Требовательность к себе и к студентам  
Уважительное отношение к студентам  
Располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом  

 

Итого:

Средний балл:

 

7. Применение технических средств обучения (мнение проверяющего о целесообразности их применения), использование наглядности_________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Организация окончания занятия (логическая завершенность, выделение оставшегося времени для вопросов студентов, указания на самостоятельную работу)__________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

9. Рекомендации и предложения преподавателю___________________

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Примечание :

1. По каждому пункту таблицы 1-12 дается оценка в баллах (2,3,4,5)

2. По каждому пункту указывается балл, складывается сумма и вы­числяется средний показатель, что и является оценкой методики проведения занятия.

 

Подпись посетившего

занятие ______________________

Ознакомлен с итогами контроля ______________________

 

Приложение З

 

Приложение Е

 

Содержание

 

Введение

1. Характеристика кафедры и организация ее работы

2. Инновационные технологии в педагогике

3. Практически выполненные работы

Заключение

Список использованной литературы

Приложения ( Разработанные материалы)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.