Сделай Сам Свою Работу на 5

Обязанности руководителя практики от университета и/или предприятия





Цели и задачи практики

Цель педагогической практики - закрепление и углубление студентами на практике теоретических знаний, полученных в процессе обучения, а также выработки у студентов практических навыков педагогической деятельности, культуры преподавания.

Достижение этой цели должно создавать определенные предпосылки для формирования у студентов следующих умений и навыков, компетенций, соотнесенных с общими целями ФГОС ВПО и предусмотренных требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 38.04.02.– Менеджмент:

― организовать и провести практические исследования;

― владеть методикой разработки программ и планов проведения педагогической деятельности;

― знать историю и основные тенденции развития педагогической деятельности, владеть современными методиками преподавания, уметь анализировать и применять на практике достижения зарубежных стран в области образования.

Основными задачами педагогической практики студентов магистратуры являются:

- знакомство студентов с целостной системой работы высшей школы;



- практическое применение теоретических и методических знаний, полученных в магистратуре, в преподавании управленческих дисциплин в средних специальных учебных заведениях (лицей, колледж, училище, техникум), в ВУЗах, а также в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования;

- ознакомление с организацией и проведением всех форм учебных занятий в конкретном учреждении;

- изучение передового опыта преподавания и развития педагогических способностей у молодых преподавателей;

- подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями планируемых занятий;

- овладение методикой подготовки и проведения разнообразных форм проведения занятий;

- выработка навыков составления методических документов, подготовка конспектов занятий разных форм обучения;

- овладение методикой анализа учебных занятий;

- получение представления о современных образовательных информационных технологиях;

- закрепление на практике знаний новейших методик и технологий преподавания, выработка умения использовать инновации в предложенных обстоятельствах;



- привитие навыков самообразования и самосовершенствования, содействие активизации научно-педагогической деятельности магистров;

- знакомство со спецификой воспитательной работы в высших учебных заведениях и участие в организации воспитательных мероприятий;

- развитие у магистрантов личностных качеств, определяемых общими целями обучения и воспитания, изложенными в ООП.

Требования к результатам освоения практики

Во время научно-педагогической практики студент должен:

знать:

– федеральный государственный образовательный стандарт и рабочий учебный план по одной из образовательных программ;

– учебно-методическую литературу, материально-техническое и программное обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана;

– формы организации образовательной и научной деятельности в вузе;

уметь:

– проводить практические и лабораторные занятия со студентами по рекомендованным темам учебных дисциплин;

– проводить пробные лекции в студенческих аудиториях под контролем преподавателя по темам, связанным с научно-исследовательской работой магистра;

– использовать приемы самоанализа учебных занятий, а также анализа учебных занятий, проведенных опытными преподавателями и своими коллегами;

владеть:

– разнообразными формами, методами и методическими приемами обучения;

– формами дидактической обработки научного материала и представления информации различными способами с целью ее изложения студентам;



– современными педагогическими и информационными технологиями в образовательном процессе.

В результате прохождения практики магистрант должен овладеть навыками самостоятельной педагогической деятельности в профессиональной области на основе:

– отбора содержания и построения занятий с учетом современных требований дидактики (научность);

– актуализации и стимулирования творческого подхода магистрантов к проведению занятий с опорой на развитие обучающихся как субъектов образовательного процесса (креативность);

– учета научных интересов магистрантов (практика предусматривает проведение занятий по предметам и дисциплинам, соответствующим научно-исследовательским интересам магистрантов).

В соответствии с новой концепцией образования студенты – магистранты должны быть подготовлены к эффективной научно-исследовательской и педагогической работе в различных областях.

Научная деятельность имеет здесь подчинённое значение и заключается только в содержательном анализе тем преподаваемых дисциплин, выявлении проблемных областей, формулировке конкретных проблем области исследования.

Перечень осваиваемых компетенций

В результате прохождения педагогической практики магистрант приобретает профессиональную компетенцию, соответствующую педагогической деятельности, – способность разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение управленческих дисциплин, а также применять современные методы и методики в процессе их преподавания (ПК-11).

 

4 Обязанности студента-практиканта

В период практики студент обязан:

- полностью и самостоятельно выполнять задания, предусмотрен­ные программой и календарным планом практики;

- осуществить сбор, систематизацию, обработку и анализ первич­ной научно-педагогической информации и иллюстративных мате­риалов по практике;

- обеспечить необходимое качество и нести равную со штатными работниками ответственность за выполняемую работу по плану под­разделения и ее результаты;

- регулярно вести записи в дневнике практики о характере вы­полняемой работы и заданий и своевременно представлять его для контроля руководителям практики;

- подчиняться действующим в образовательном учреждении правилам внутрен­него трудового распорядка, строго соблюдать правила охраны труда;

- представить руководителю практики отчет о выполнении всех заданий и защитить его.

При прохождении практики студенты имеют право:

- получать необходимую информацию для выполнения задания на практику, а также для выполнения задания по НИР;

- пользоваться библиотекой образовательного учреждения и с разрешения специалистов и руководителей подразделений его информационными фондами и техническими архивами;

- получать компетентную консультацию специалистов образовательного учреждения по вопросам, предусмотренным заданием на практику.

К студенту, не выполнившему программу практики и задание в установленный срок, получившему отрицательный отзыв руково­дителя или неудовлетворительную оценку при защите, применяются санкции как к неуспевающему студенту, вплоть до отчисления из вуза.

 

Обязанности руководителя практики от университета и/или предприятия

Ответственный за организацию и проведение практики на кафедре:

- осуществляет организационное и методическое руководство практикой студентов и контроль за ее проведением;

- обеспечивает выполнение подготовительной и текущей работы по организации и проведению практики;

- распределяет студентов по местам практики, готовит и представ­ляет в учебно-методическое управление вуза списки сту­дентов, их закрепление за базами практики и необходимую докумен­тацию по направлению студентов на практику;

- готовит и проводит совместно организационные собрания студентов перед началом практики;

- организует консультации для студентов в период практики, со­ставляет расписание консультаций;

- рецензирует отчеты студентов;

- готовит и организует научно-методическую конференцию студен­тов по итогам практики и отбирает на нее лучшие доклады;

- по окончании практики готовит отчет о ее итогах и представляет его для утверждения на кафедре, а затем в установленные сроки представляет в учебно-методическое управление вуза.

Руководитель педагогической практики:

- выдает задание на практику;

- оказывает научно-методическую помощь;

- рекомендует основную и дополнительную литературу;

- проводит индивидуальные консультации;

- ведет контроль за процессом прохождения практики;

- составляет отзыв о практике студента;

- участвует в комиссии по приему зачета по практике.

Руководитель практики от вуза должен:

- консультировать студентов по вопросам практики и составления отчетов о проделанной работе;

- проверять качество работы студентов и контролировать выпол­нение ими индивидуальных планов;

- помогать в подборе и систематизации материала для подготовки отчета по практике и индивидуального задания.

Непосредственное руководство работой студентов осуществляет его научный руководитель, который обязан:

- разработать индивидуальные календарные планы-графики прохождения практики и осуществлять контроль за их выполнением;

- ознакомить студентов с организацией работ в подразделении и на рабочих местах студентов-практикантов;

- содействовать своевременному получению инструкций и нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, в должности которой практикуется магистр;

- помогать магистру-практиканту в проведении лекционных, практических, лабораторных занятий, а также исследований (анкетирование, работа с информацией), связанных с педагогической деятельностью;

- контролировать выполнение студентом программы практики;

- осуществлять взаимодействие с руководителем практики от университета.

- по окончании практики дать заключение о работе студентов с оценкой профессиональной подготовки, отношения к выполнению заданий и программы прак­тики.

6 Структура и содержание практики

В период педагогической практики интенсифицируется профессиональное становление и самоопределение будущих преподавателей, актуализируются и углубляются теоретические знания, развиваются и совершенствуются общепедагогические умения и навыки, представляющие собой целостный процесс.

Педагогическая практика предусматривает несколько этапов.

Подготовительный этапвключает:

- изучение нормативных документов по регламентации деятельности учебного процесса в университете;

- знакомство со структурой деятельности профессорско-преподавательского состава в образовательном учреждении и видами ООП кафедры;

- знакомство с перечнем учебных дисциплин ООП кафедры;

- посещение занятий ведущих преподавателей кафедры;

- изучение методической литературы и учебно-методической документации.

- изучение инновационных технологий преподавания.

Следующий этап – работа в библиотеке:

- учебно-методическая работа;

- включенное участие в разработке рабочей программы учебной дисциплины, методических рекомендаций по изучению дисциплины, методических материалов для проведения лекционных и практических (лабораторных) занятий);

- разработка форм контроля по дисциплине;

- изучение основных форм проведения занятий;

- изучение инновационных образовательных методик и технологий;

- разработка вариантов инновационных методик преподавания дисциплины.

Далее третий этап – учебная работа:

- подготовка, проведение и анализ лекционных, практических / лабораторных занятий (не менее 5-ти)

Четвертый этап предполагает организационно-воспитательную работу:

- участие в курировании студенческой группы;

- подготовку и проведение тематического кураторского часа;

- проведение внеаудиторных мероприятий (по выбору).

Заключительный этап включает:

- обработку и систематизацию фактического и литературного материала;

- подготовку отчета о педагогической практике;

- подготовку доклада на итоговую конференцию;

- участие в итоговой конференции.

Содержание педагогической практики магистрантов не ограничивается непосредственной педагогической деятельностью (самостоятельное проведение лабораторных и практических занятий, семинаров, курсового проектирования, чтение пробных лекций по предложенной тематике и др.). Предполагается совместная работа практиканта с профессорско-преподавательским составом соответствующей кафедры по решению текущих учебно-методических вопросов, знакомство с инновационными образовательными технологиями и их внедрение в учебный процесс.

Оптимальным представляется следующее учебно-тематическое планирование педагогической практики (Приложение Б).

Содержание практики определяется научным руководителем и согла­суется с руководителем программы подготовки магистров на основе ФГОС ВПО и отражается в индивидуальном задании на педагогическую практику.

 

Задания и порядок их выполнения

Индивидуальное задание практиканта является элементом непрерывного активного процесса педагогической работы студента. Индивидуальное задание отражает виды деятельности, сроки их выполнения и отметку о выполнении. Примерная форма индивидуального плана работы магистра представлена в приложении А, основные виды деятельности магистранта представлены в приложении Б.

В соответствии со своим индивидуальным планом магистрант самостоятельно осуществляет:

- анализ материально-технической базы кафедры (Приложение В);

- анализ документов планирования учебного процесса: государственного образовательного стандарта, учебного плана профессионального обучения магистрантов по образовательным программам, индивидуальных планов преподавателей, нормативных документов и планов кафедры (Приложение Г);

- изучение тематики научных направлений кафедры, учебно-методических комплексов дисциплин, преподаваемых на кафедре, курсов лекций, планов семинарских занятий;

- изучение психолого-педагогической литературы по проблеме обучения в высшей школе;

- знакомство с методиками подготовки и проведения лекций, лабораторных и практических занятий, семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов, курсового и дипломного проектирования;

- освоение инновационных образовательных технологий;

- знакомство с существующими компьютерными обучающими программами, возможностями технических средств обучения и т. д.

Результатом этого являются конспекты, схемы, наглядные пособия и другие дидактические материалы.

На подготовительном этапе магистрант присутствует в качестве наблюдателя на нескольких занятиях опытных педагогов. Магистрант самостоятельно анализирует занятия, на которых он выступал в роли наблюдателя, с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия педагога и студентов, формы проведения занятия и т.д. Результаты анализа оформляются в письменном виде в свободной форме или по схемам, предложенным в приложении Д.

На втором этапе – работа в библиотеке – магистрантам предлагается разработать спектр тем, актуальных для современного этапа реформирования системы высшего образования. По выбранной теме следует изучить соответствующую психолого-педагогическую литературу, опыт преподавания управленческих дисциплин в университете, разработать методические рекомендации к проведению того или иного вида занятия (фрагмента занятия), провести его, оценить эффективность разработанной методики.

Магистранты выполняют научно-педагогические исследования по следующим направлениям:

1) проектирование лекционных, практических и лабораторных занятий с использованием инновационных образовательных технологий;

2) разработка мультимедийных комплексов по управленческим дисциплинам;

3) проектирование междисциплинарных модулей для изучения наиболее сложных и профессионально значимых понятий;

4) технология разработки тестов, экзаменационных заданий, тематики курсовых и дипломных проектов;

5) конструирование дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов и их презентация;

6) разработка сценариев проведения деловых игр, телеконференций и других инновационных форм занятий;

7) сравнительный анализ различных методов оценки качества учебно-познавательной деятельности студентов при изучении управленческих дисциплин;

8) оптимизация учебно-познавательной деятельности и повышение качества управленческой подготовки;

9) проведение психолого-педагогических исследований по диагностике профессионально и личностно значимых качеств студента (преподавателя) и анализ его результатов;

10) анализ отечественной и зарубежной практик подготовки специалистов с высшим образованием.

Перечень тем педагогической практики может быть дополнен темой, предложенной магистрантом. Для утверждения самостоятельно выбранной темы магистрант должен мотивировать ее выбор и представить примерный план написания отчета. При выборе темы следует руководствоваться ее актуальностью для кафедры, на которой магистрант проходит практику, а также темой будущей магистерской диссертации.

Конкретные виды педагогической деятельности определяются научным руководителем студента в соответствии с его научными интересами и исследованиями.

Следующим этапом педагогической практики является самостоятельное проведение магистрантом занятий. В соответствии с направлением своего педагогического исследования он самостоятельно проводит:

- лекцию (семинар, практическое занятие, лабораторную работу, консультацию);

- демонстрацию разработанных мультимедийных продуктов по управленческим дисциплинам;

- презентацию изготовленных наглядных пособий;

- психолого-педагогическое тестирование;

- деловые игры и другие инновационные формы занятий и т. д.

На данном этапе студент стремится освоить не только различные виды занятий: лекции, семинары, конференции, зачеты и т. п., но и наиболее эффективные формы их проведения, а так же инновационную методику и технологию, применить ТСО и информационные технологии.

Магистрант самостоятельно анализирует результаты занятия, в котором он принимал участие, оформляя их в письменном виде (приложение Е). Руководитель практики дает первичную оценку самостоятельной работы магистранта по прохождению педагогической практики. В зависимости от индивидуального плана магистрант может несколько раз участвовать в проведении занятий.

Магистрант на данном этапе также подготавливает аннотацию на раздел учебного пособия, использованного им в процессе своей педагогической деятельности.

Кроме того, магистрант посещает в качестве наблюдателя занятия, подготовленные преподавателями кафедры и другими магистрантами, и оценивает их по схеме протокола взаимопосещения, утвержденного на кафедре (Приложение Ж).

На заключительном этапе магистрант оформляет и защищает отчет по научно-педагогической практике.

Магистрант при прохождении практики получает от руководителя указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией и прохождением практики, отчитывается о выполняемой работе в соответствии с графиком проведения практики.

График работы магистрантов составляется в соответствии с расписанием учебных дисциплин по согласованию с профессорско-преподавательским составом кафедры, обеспечивающей учебный процесс магистерской подготовки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.