Обязанности руководителя практики от университета и/или предприятия
Цели и задачи практики
Цель педагогической практики - закрепление и углубление студентами на практике теоретических знаний, полученных в процессе обучения, а также выработки у студентов практических навыков педагогической деятельности, культуры преподавания.
Достижение этой цели должно создавать определенные предпосылки для формирования у студентов следующих умений и навыков, компетенций, соотнесенных с общими целями ФГОС ВПО и предусмотренных требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 38.04.02.– Менеджмент:
― организовать и провести практические исследования;
― владеть методикой разработки программ и планов проведения педагогической деятельности;
― знать историю и основные тенденции развития педагогической деятельности, владеть современными методиками преподавания, уметь анализировать и применять на практике достижения зарубежных стран в области образования.
Основными задачами педагогической практики студентов магистратуры являются:
- знакомство студентов с целостной системой работы высшей школы;
- практическое применение теоретических и методических знаний, полученных в магистратуре, в преподавании управленческих дисциплин в средних специальных учебных заведениях (лицей, колледж, училище, техникум), в ВУЗах, а также в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования;
- ознакомление с организацией и проведением всех форм учебных занятий в конкретном учреждении;
- изучение передового опыта преподавания и развития педагогических способностей у молодых преподавателей;
- подбор и анализ основной и дополнительной литературы в соответствии с тематикой и целями планируемых занятий;
- овладение методикой подготовки и проведения разнообразных форм проведения занятий;
- выработка навыков составления методических документов, подготовка конспектов занятий разных форм обучения;
- овладение методикой анализа учебных занятий;
- получение представления о современных образовательных информационных технологиях;
- закрепление на практике знаний новейших методик и технологий преподавания, выработка умения использовать инновации в предложенных обстоятельствах;
- привитие навыков самообразования и самосовершенствования, содействие активизации научно-педагогической деятельности магистров;
- знакомство со спецификой воспитательной работы в высших учебных заведениях и участие в организации воспитательных мероприятий;
- развитие у магистрантов личностных качеств, определяемых общими целями обучения и воспитания, изложенными в ООП.
Требования к результатам освоения практики
Во время научно-педагогической практики студент должен:
знать:
– федеральный государственный образовательный стандарт и рабочий учебный план по одной из образовательных программ;
– учебно-методическую литературу, материально-техническое и программное обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана;
– формы организации образовательной и научной деятельности в вузе;
уметь:
– проводить практические и лабораторные занятия со студентами по рекомендованным темам учебных дисциплин;
– проводить пробные лекции в студенческих аудиториях под контролем преподавателя по темам, связанным с научно-исследовательской работой магистра;
– использовать приемы самоанализа учебных занятий, а также анализа учебных занятий, проведенных опытными преподавателями и своими коллегами;
владеть:
– разнообразными формами, методами и методическими приемами обучения;
– формами дидактической обработки научного материала и представления информации различными способами с целью ее изложения студентам;
– современными педагогическими и информационными технологиями в образовательном процессе.
В результате прохождения практики магистрант должен овладеть навыками самостоятельной педагогической деятельности в профессиональной области на основе:
– отбора содержания и построения занятий с учетом современных требований дидактики (научность);
– актуализации и стимулирования творческого подхода магистрантов к проведению занятий с опорой на развитие обучающихся как субъектов образовательного процесса (креативность);
– учета научных интересов магистрантов (практика предусматривает проведение занятий по предметам и дисциплинам, соответствующим научно-исследовательским интересам магистрантов).
В соответствии с новой концепцией образования студенты – магистранты должны быть подготовлены к эффективной научно-исследовательской и педагогической работе в различных областях.
Научная деятельность имеет здесь подчинённое значение и заключается только в содержательном анализе тем преподаваемых дисциплин, выявлении проблемных областей, формулировке конкретных проблем области исследования.
Перечень осваиваемых компетенций
В результате прохождения педагогической практики магистрант приобретает профессиональную компетенцию, соответствующую педагогической деятельности, – способность разрабатывать учебные программы и методическое обеспечение управленческих дисциплин, а также применять современные методы и методики в процессе их преподавания (ПК-11).
4 Обязанности студента-практиканта
В период практики студент обязан:
- полностью и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой и календарным планом практики;
- осуществить сбор, систематизацию, обработку и анализ первичной научно-педагогической информации и иллюстративных материалов по практике;
- обеспечить необходимое качество и нести равную со штатными работниками ответственность за выполняемую работу по плану подразделения и ее результаты;
- регулярно вести записи в дневнике практики о характере выполняемой работы и заданий и своевременно представлять его для контроля руководителям практики;
- подчиняться действующим в образовательном учреждении правилам внутреннего трудового распорядка, строго соблюдать правила охраны труда;
- представить руководителю практики отчет о выполнении всех заданий и защитить его.
При прохождении практики студенты имеют право:
- получать необходимую информацию для выполнения задания на практику, а также для выполнения задания по НИР;
- пользоваться библиотекой образовательного учреждения и с разрешения специалистов и руководителей подразделений его информационными фондами и техническими архивами;
- получать компетентную консультацию специалистов образовательного учреждения по вопросам, предусмотренным заданием на практику.
К студенту, не выполнившему программу практики и задание в установленный срок, получившему отрицательный отзыв руководителя или неудовлетворительную оценку при защите, применяются санкции как к неуспевающему студенту, вплоть до отчисления из вуза.
Обязанности руководителя практики от университета и/или предприятия
Ответственный за организацию и проведение практики на кафедре:
- осуществляет организационное и методическое руководство практикой студентов и контроль за ее проведением;
- обеспечивает выполнение подготовительной и текущей работы по организации и проведению практики;
- распределяет студентов по местам практики, готовит и представляет в учебно-методическое управление вуза списки студентов, их закрепление за базами практики и необходимую документацию по направлению студентов на практику;
- готовит и проводит совместно организационные собрания студентов перед началом практики;
- организует консультации для студентов в период практики, составляет расписание консультаций;
- рецензирует отчеты студентов;
- готовит и организует научно-методическую конференцию студентов по итогам практики и отбирает на нее лучшие доклады;
- по окончании практики готовит отчет о ее итогах и представляет его для утверждения на кафедре, а затем в установленные сроки представляет в учебно-методическое управление вуза.
Руководитель педагогической практики:
- выдает задание на практику;
- оказывает научно-методическую помощь;
- рекомендует основную и дополнительную литературу;
- проводит индивидуальные консультации;
- ведет контроль за процессом прохождения практики;
- составляет отзыв о практике студента;
- участвует в комиссии по приему зачета по практике.
Руководитель практики от вуза должен:
- консультировать студентов по вопросам практики и составления отчетов о проделанной работе;
- проверять качество работы студентов и контролировать выполнение ими индивидуальных планов;
- помогать в подборе и систематизации материала для подготовки отчета по практике и индивидуального задания.
Непосредственное руководство работой студентов осуществляет его научный руководитель, который обязан:
- разработать индивидуальные календарные планы-графики прохождения практики и осуществлять контроль за их выполнением;
- ознакомить студентов с организацией работ в подразделении и на рабочих местах студентов-практикантов;
- содействовать своевременному получению инструкций и нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, в должности которой практикуется магистр;
- помогать магистру-практиканту в проведении лекционных, практических, лабораторных занятий, а также исследований (анкетирование, работа с информацией), связанных с педагогической деятельностью;
- контролировать выполнение студентом программы практики;
- осуществлять взаимодействие с руководителем практики от университета.
- по окончании практики дать заключение о работе студентов с оценкой профессиональной подготовки, отношения к выполнению заданий и программы практики.
6 Структура и содержание практики
В период педагогической практики интенсифицируется профессиональное становление и самоопределение будущих преподавателей, актуализируются и углубляются теоретические знания, развиваются и совершенствуются общепедагогические умения и навыки, представляющие собой целостный процесс.
Педагогическая практика предусматривает несколько этапов.
Подготовительный этапвключает:
- изучение нормативных документов по регламентации деятельности учебного процесса в университете;
- знакомство со структурой деятельности профессорско-преподавательского состава в образовательном учреждении и видами ООП кафедры;
- знакомство с перечнем учебных дисциплин ООП кафедры;
- посещение занятий ведущих преподавателей кафедры;
- изучение методической литературы и учебно-методической документации.
- изучение инновационных технологий преподавания.
Следующий этап – работа в библиотеке:
- учебно-методическая работа;
- включенное участие в разработке рабочей программы учебной дисциплины, методических рекомендаций по изучению дисциплины, методических материалов для проведения лекционных и практических (лабораторных) занятий);
- разработка форм контроля по дисциплине;
- изучение основных форм проведения занятий;
- изучение инновационных образовательных методик и технологий;
- разработка вариантов инновационных методик преподавания дисциплины.
Далее третий этап – учебная работа:
- подготовка, проведение и анализ лекционных, практических / лабораторных занятий (не менее 5-ти)
Четвертый этап предполагает организационно-воспитательную работу:
- участие в курировании студенческой группы;
- подготовку и проведение тематического кураторского часа;
- проведение внеаудиторных мероприятий (по выбору).
Заключительный этап включает:
- обработку и систематизацию фактического и литературного материала;
- подготовку отчета о педагогической практике;
- подготовку доклада на итоговую конференцию;
- участие в итоговой конференции.
Содержание педагогической практики магистрантов не ограничивается непосредственной педагогической деятельностью (самостоятельное проведение лабораторных и практических занятий, семинаров, курсового проектирования, чтение пробных лекций по предложенной тематике и др.). Предполагается совместная работа практиканта с профессорско-преподавательским составом соответствующей кафедры по решению текущих учебно-методических вопросов, знакомство с инновационными образовательными технологиями и их внедрение в учебный процесс.
Оптимальным представляется следующее учебно-тематическое планирование педагогической практики (Приложение Б).
Содержание практики определяется научным руководителем и согласуется с руководителем программы подготовки магистров на основе ФГОС ВПО и отражается в индивидуальном задании на педагогическую практику.
Задания и порядок их выполнения
Индивидуальное задание практиканта является элементом непрерывного активного процесса педагогической работы студента. Индивидуальное задание отражает виды деятельности, сроки их выполнения и отметку о выполнении. Примерная форма индивидуального плана работы магистра представлена в приложении А, основные виды деятельности магистранта представлены в приложении Б.
В соответствии со своим индивидуальным планом магистрант самостоятельно осуществляет:
- анализ материально-технической базы кафедры (Приложение В);
- анализ документов планирования учебного процесса: государственного образовательного стандарта, учебного плана профессионального обучения магистрантов по образовательным программам, индивидуальных планов преподавателей, нормативных документов и планов кафедры (Приложение Г);
- изучение тематики научных направлений кафедры, учебно-методических комплексов дисциплин, преподаваемых на кафедре, курсов лекций, планов семинарских занятий;
- изучение психолого-педагогической литературы по проблеме обучения в высшей школе;
- знакомство с методиками подготовки и проведения лекций, лабораторных и практических занятий, семинаров, консультаций, зачетов, экзаменов, курсового и дипломного проектирования;
- освоение инновационных образовательных технологий;
- знакомство с существующими компьютерными обучающими программами, возможностями технических средств обучения и т. д.
Результатом этого являются конспекты, схемы, наглядные пособия и другие дидактические материалы.
На подготовительном этапе магистрант присутствует в качестве наблюдателя на нескольких занятиях опытных педагогов. Магистрант самостоятельно анализирует занятия, на которых он выступал в роли наблюдателя, с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия педагога и студентов, формы проведения занятия и т.д. Результаты анализа оформляются в письменном виде в свободной форме или по схемам, предложенным в приложении Д.
На втором этапе – работа в библиотеке – магистрантам предлагается разработать спектр тем, актуальных для современного этапа реформирования системы высшего образования. По выбранной теме следует изучить соответствующую психолого-педагогическую литературу, опыт преподавания управленческих дисциплин в университете, разработать методические рекомендации к проведению того или иного вида занятия (фрагмента занятия), провести его, оценить эффективность разработанной методики.
Магистранты выполняют научно-педагогические исследования по следующим направлениям:
1) проектирование лекционных, практических и лабораторных занятий с использованием инновационных образовательных технологий;
2) разработка мультимедийных комплексов по управленческим дисциплинам;
3) проектирование междисциплинарных модулей для изучения наиболее сложных и профессионально значимых понятий;
4) технология разработки тестов, экзаменационных заданий, тематики курсовых и дипломных проектов;
5) конструирование дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов и их презентация;
6) разработка сценариев проведения деловых игр, телеконференций и других инновационных форм занятий;
7) сравнительный анализ различных методов оценки качества учебно-познавательной деятельности студентов при изучении управленческих дисциплин;
8) оптимизация учебно-познавательной деятельности и повышение качества управленческой подготовки;
9) проведение психолого-педагогических исследований по диагностике профессионально и личностно значимых качеств студента (преподавателя) и анализ его результатов;
10) анализ отечественной и зарубежной практик подготовки специалистов с высшим образованием.
Перечень тем педагогической практики может быть дополнен темой, предложенной магистрантом. Для утверждения самостоятельно выбранной темы магистрант должен мотивировать ее выбор и представить примерный план написания отчета. При выборе темы следует руководствоваться ее актуальностью для кафедры, на которой магистрант проходит практику, а также темой будущей магистерской диссертации.
Конкретные виды педагогической деятельности определяются научным руководителем студента в соответствии с его научными интересами и исследованиями.
Следующим этапом педагогической практики является самостоятельное проведение магистрантом занятий. В соответствии с направлением своего педагогического исследования он самостоятельно проводит:
- лекцию (семинар, практическое занятие, лабораторную работу, консультацию);
- демонстрацию разработанных мультимедийных продуктов по управленческим дисциплинам;
- презентацию изготовленных наглядных пособий;
- психолого-педагогическое тестирование;
- деловые игры и другие инновационные формы занятий и т. д.
На данном этапе студент стремится освоить не только различные виды занятий: лекции, семинары, конференции, зачеты и т. п., но и наиболее эффективные формы их проведения, а так же инновационную методику и технологию, применить ТСО и информационные технологии.
Магистрант самостоятельно анализирует результаты занятия, в котором он принимал участие, оформляя их в письменном виде (приложение Е). Руководитель практики дает первичную оценку самостоятельной работы магистранта по прохождению педагогической практики. В зависимости от индивидуального плана магистрант может несколько раз участвовать в проведении занятий.
Магистрант на данном этапе также подготавливает аннотацию на раздел учебного пособия, использованного им в процессе своей педагогической деятельности.
Кроме того, магистрант посещает в качестве наблюдателя занятия, подготовленные преподавателями кафедры и другими магистрантами, и оценивает их по схеме протокола взаимопосещения, утвержденного на кафедре (Приложение Ж).
На заключительном этапе магистрант оформляет и защищает отчет по научно-педагогической практике.
Магистрант при прохождении практики получает от руководителя указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией и прохождением практики, отчитывается о выполняемой работе в соответствии с графиком проведения практики.
График работы магистрантов составляется в соответствии с расписанием учебных дисциплин по согласованию с профессорско-преподавательским составом кафедры, обеспечивающей учебный процесс магистерской подготовки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|