Краткая характеристика и примеры применения посадок, относящиеся главным образом к предпочтительным посадкам в системе отверстия при размерах 1 – 500 мм
Посадки с натягом
Выбор посадки производится из условия, чтобы при наименьшем натяге были обеспечены прочность соединения и передача, нагрузки, а при наибольшем натяге – прочность деталей
ПосадкуН7/р6 применяют при сравнительно небольших нагрузках (например, посадка на вал уплотнительного кольца, фиксирующего положение внутреннего кольца подшипника у крановых и тяговых двигателей)
Посадки Н7/r6,H7/s6,H8/s7 используют в соединениях без крепежных деталей при небольших нагрузках (например, втулка в головке шатуна пневматического двигателя) и с крепежными деталями при больших нагрузках (посадка на шпонке зубчатых колес и муфт в прокатных станах, нефтебуровом оборудовании)
Посадки Н7/u7 и Н8/u8 применяют в соединениях без крепежных деталей при значительных нагрузках, в том числе знакопеременных (например, соединение пальца с эксцентриком в режущем аппарате уборочных сельскохозяйственных машин); с крепежными деталями при очень больших нагрузках (посадка крупных муфт в приводах прокатных станов), при небольших нагрузках, но малой длине сопряжения (седло клапана в головке блока цилиндров грузового автомобиля, втулка в рычаге очистки зерноуборочного комбайна)
Посадки с натягом высокой точности Н6/р5,H6/r5,H6/s5 применяют относительно редко и в соединениях, особо чувствительных к колебаниям натягов, например посадка двухступенчатой втулки на вал якоря тягового электродвигателя
Расчетный метод.
Расчет посадок с натягом выполняется с целью обеспечить прочность соединения и прочность сопрягаемых деталей.
Величина натяга определяется исходя из двух граничных условий:
1.наименьший натяг должен гарантировать относительную неподвижность вала и отверстия, необходимый для восприятия и передачи внешних нагрузок;
2.наибольший натяг не должен вызывать разрушение деталей, обеспечить прочность сопрягаемых деталей.
1.Стандартную посадку (из числа предпочтительных) выбирают по величине расчетного натяга, у которой наименьший натяг стандартной посадки отвечает условию
С учетом наличия шероховатости поверхностей соединяемых деталей определяется величина расчетного натяга
мкм
Величина наименьшего допустимого натяга определяется по формуле
мкм
где pmin – наименьшее удельное давление между поверхностями соединения вала и втулки, рассчитывается в зависимости от характера нагружения сопряжения (осевая сила, крутящий момент, сочетание осевой силы и кр. момента), Н/м2:
l – длина соединения, м;
f – коэффициент трения (выбирается в зависимости от материала);
dn – номинальный диаметр соединения, м;
ED, Ed – модули упругости материала отверстия и вала (выбирается в зависимости от материала), Н/м2;
CD и Cd –коэффициенты, определяемые по формулам:
Если вал сплошной, а не полый (d1=0), то формула принимает вид: ; если втулка не тонкостенная, а отверстие изготовлено в массивном корпусе ( ), формула принимает вид:
В приведённых формулах и – коэффициенты Пуассона для материала отверстия и вала.
2.Проверка деталей на прочность:
- определяется наибольшее удельное давление на сопрягаемых поверхностях при наибольшем натяге выбранной посадки
- определяется наибольшее напряжение во втулке и вале σD и σd;
- проверка условия прочности втулки и вала
предел текучести материала соединяемых деталей.
4.
Переходные посадкиобразуются полями допусков js – n и Js - N, которые установлены в квалитетах 4-8 и характеризуются возможностью получения сравнительно небольших зазоров или натягов. Они применяются в неподвижных разъемных соединениях при необходимости точного центрирования, при этом необходимо дополнительное крепление собранных деталей.Предназначены для неподвижных соединений деталей, подвергающихся при ремонтах или по условиям эксплуатации сборке и разборке. Взаимная неподвижность деталей обеспечивается шпонками, штифтами, нажимными винтами. Менее тугие посадки назначают при необходимости в частых разборках соединения, при неудобствах разборки и возможности повреждения соседних деталей; более тугие – если требуется высокая точность центрирования, при ударных нагрузках и вибрациях.
Посадки с более вероятными натягами (Н7/m6, M7/h6, Н7/n6, N7/h6 и др.) применяют при больших ударных нагрузках, при повышенной точности центрирования и редких разборках, а также при затрудненной сборке вместо посадок с минимальным гарантированным натягом.
Посадки с равновероятными натягами и зазорами (H7/k6, K7/h6 и др.) имеют наибольшее применение из переходных посадок, так как для сборки и разборки не требуют больших усилий и обеспечивают высокую точность центрирования.
Посадки с более вероятными зазорами (H7/js6, Js7/h6 и др.) применяют при небольших статических нагрузках, частых разборках и затрудненной сборке, а также для регулирования взаимного положения деталей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|