Краткая характеристика и примеры применения посадок, относящиеся главным образом к предпочтительным посадкам в системе отверстия при размерах 1 – 500 мм
Посадки с зазором
Посадки с нулевым зазором H/h (4…12 квалитеты)
Сочетание отверстия Н с валом h (скользящие посадки) применяют главным образом в неподвижных соединениях при необходимости частой разборки (сменные детали), если требуется легко передвигать или поворачивать детали одну относительно другой при настройке или регулировании, для центрирования неподвижно скрепляемых деталей
Посадку H7/h6 применяют: для сменных зубчатых колес в станках; в соединениях с короткими рабочими ходами, например для хвостовиков пружинных клапанов в направляющих втулках (применима также посадка H7/g6); для соединения деталей, которые должны легко передвигаться при затяжке; для точного направления при возвратно-поступательных перемещениях (поршневой шток в направляющих втулках насосов высокого давления); для центрирования корпусов под подшипники качения в оборудовании и различных машинах.
ПосадкуH8/h7 используют для центрирующих поверхностей при пониженных требованиях к соосности.
Посадки H8/h8,H9/h8,H9/h9 применяют для неподвижно закрепляемых деталей при невысоких требованиях к точности механизмов, небольших нагрузках и необходимости обеспечить легкую сборку (зубчатые колеса муфты, шкивы и другие детали, соединяющиеся с валом шпонкой; корпуса подшипников качения, центрирование фланцевых соединений), а также в подвижных соединениях при медленных или редких поступательных и вращательных перемещениях.
Посадку H11/h11 используют для относительно грубо центрированных неподвижных соединений (центрирование фланцевых крышек, фиксация накладных кондукторов), для неответственных шарниров.
Посадки с наименьшим гарантированным зазором H/g (5…7 квалитеты) – обеспечивают точную фиксацию. Плавность и точность перемещения, герметичность соединений, малые нагрузки, незначительный нагрев.
Посадка H7/g6 характеризуется минимальной по сравнению с остальными величиной гарантированного зазора. Применяют в подвижных соединениях для обеспечения герметичности (например, золотник во втулке пневматической сверлильной машины), точного направления или при коротких ходах (клапаны в клапанной коробке). В особо точных механизмах применяют посадки H6/g5 и H5/g4.
Посадки с умеренным гарантированным зазором H/f (6…9 квалитеты) – обеспечивают полужидкостную или жидкостную смазку подшипников скольжения при легких и средних режимах работы, при невысоких требованиях к точности центрирования и перемещения; облегчают сборку (разборку).
Посадку H7/f7 применяют в подшипниках скольжения при умеренных и постоянных скоростях и нагрузках, в том числе в коробках скоростей, центробежных насосах; для вращающихся свободно на валах зубчатых колес, а также колес, включаемых муфтами; для направления толкателей в двигателях внутреннего сгорания. Более точную посадку этого типа – H6/f6 – используют для точных подшипников, распределителей гидравлических передач легковых автомобилей.
Посадки со значительным гарантированным зазором H/е (6…9 квалитеты) – обеспечивают свободное вращение при значительной нагрузке и угловой скорости.
Посадки Н7/е7,Н7/е8,Н8/е8 и Н8/е9 применяют в подшипниках при высокой частоте вращения (в электродвигателях, в механизме передач двигателя внутреннего сгорания), при разнесенных опорах или большой длине сопряжения, например, для блока зубчатых колес в станках.
Посадки с большим гарантированным зазором H/d компенсируют значительные отклонения расположения сопрягаемых поверхностей и температурные деформации, обеспечивают свободное перемещение, регулировку и сборку деталей.
Посадки H8/d9,H9/d9 применяют, например, для поршней в цилиндрах паровых машин и компрессоров, в соединениях клапанных коробок с корпусом компрессора (для их демонтажа необходим большой зазор из-за образования нагара и значительной температуры). Более точные посадки этого типа H7/d8,H8/d8 – применяют для крупных подшипников при высокой частоте вращения
Посадка H11/d11 применяется для подвижных соединений, работающих в условиях пыли и грязи (узлы сельскохозяйственных машин, железнодорожных вагонов), в шарнирных соединениях тяг, рычагов, для центрирования крышек паровых цилиндров с уплотнением стыка кольцевыми прокладками
Посадки с наибольшим зазором H/a, H/b, H/c (11…12 квалитеты) - применяются для соединений, работающих в условиях запыления и загрязнения, для конструкций малой точности.
Посадка H11/а11 применяется для фланцевых соединений, для шарниров малой точности.
Расчетный метод.
Широко распространенным типом подвижных соединений являются подшипники скольжения - гидродинамические подшипники.
Положение вала в системе покоя определяется геометрическими параметрами, представленными на рисунке.
Стандартную посадку (из числа предпочтительных) выбирают по величине расчетного зазора (кроме H/h), у которой среднее значение зазора стандартной посадки отвечают условию
При расчете и выборе подвижных посадок необходимо учитывать, что в процессе работы происходит износ поверхностей вала и отверстия, в результате чего зазор увеличивается. В первый период времени (период приработки) зазор нарастает быстро вследствие сглаживания шероховатостей, выравнивания поверхностей формы. Во второй период времени (время нормальной работы) зазор нарастает сравнительно медленно, прямо пропорционально времени работы. Наконец, третий период характеризуется резким увеличение зазора. Нормальная работа сопряжения нарушается, и дальнейшая его эксплуатация может привести к аварии. Поэтому зазор, соответствующий окончанию периоду нормальной эксплуатации сопряжения, называется предельно допустимым зазором.
При определенном постоянном тепе нарастания зазора и постоянном предельно допустимом зазоре долговечность сопряжения может быть увеличена уменьшением начального зазора. Поэтому целесообразно первоначальный зазор уменьшить на сумму высот шероховатостей вала и отверстия, что обеспечит больший технический ресурс сопряжения
Расчетный зазор, по которому следует выбирать посадку, определяется из выражения
Необходимо найти наивыгоднейший зазор по формуле
где dn– номинальный диаметр соединения, м;
w - угловая скорость, рад/с;
h - абсолютная вязкость масла при рабочей температуре, Пас;
q - среднее удельное давление в подшипнике, Па.
l – длина подшипника, м.
Необходимо сделать проверку на отсутствие сухого трения (достаточность слоя смазки, обеспечивающего жидкостное трение), т.е.
где .
где h – толщина масляного слоя в месте наибольшего сближения поверхностей вала и отверстия в рабочем состоянии, м;
S – зазор между валом и отверстием в состоянии покоя, м.
Из гидродинамической теории смазки известно, что соотношение между величинами h и S в подшипниках выражается зависимостью
3.
Посадки с натягом образуются полями допусков p - zc и Р – ZС.
По значению гарантированного натяга подразделяют на три подгруппы.
- Посадки с минимальным гарантированным натягом (Н7/р6,Р7/h6, Н6/р5, P6/h5) применяют при малых нагрузках и для уменьшения деформаций собранных деталей. Неподвижность соединения обеспечивают дополнительным креплением. Эти посадки допускают редкие разборки.
- Посадки с умеренными гарантированными натягами (0,0002-0,0006)D (H7/r6, H7/s6,H8/s7, H7/t6, R7/h6, T7/h6, H6/r5, H6/s5) допускают передачу нагрузок средней величины без дополнительного крепления, а также с дополнительным креплением; могут применяться для передачи больших нагрузок, если прочность деталей не позволяет применить посадки с большими натягами, сборка может производиться под прессом или способом термических деформаций.
- Посадки с большими гарантированными натягами (0,001-0,002)D (Н7/u7, Н8/u8,U8/h7, H8/x8, Н8/z8) передают тяжелые и динамические нагрузки без дополнительного крепления. Необходима проверка соединяемых деталей на прочность; сборка осуществляется в основном способом термических деформаций.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|