Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация дефектов продукции





Управление качеством как фактор успеха предприятия

В конкурентной борьбе

 

Рыночная экономика как одна из важнейших характеристик качества включает конкуренцию между субъектами и объектами рынка.

Конкуренция – это соперничество между отдельными лицами или хо­зяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо поприще.

С конкуренцией тесно связано и понятие конкурентоспособности.

Конкурентоспособность – способность выдерживать конкуренцию, противостоять ей. При этом понятие конкурентоспособности применяют как к товарам (услугам), так и к предприятиям, фирмам и другим организациям.

Конкурентоспособность товара – это его относительная характери­стика, которая отражает отличие данного товара от товара конкурента,

- во-первых, по степени соответствия одной и той же общественной потребности, а

- во-вторых, по затратам на удовлетворение этой потребности.

Под затратами понимается цена потребления, включающая издержки покупателя, связанные с приобретением товара, и все расходы, возникающие при его потреблении или использовании.



Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами пока­зателей:

- полезностью (качество, эффект от использования и т. п.);

- затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посред­ством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техниче­ское обслуживание, ремонт, утилизацию и т. п.);

- конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продук­ции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслу­живание и т. д.).

Параметры конкурентоспособности продукции (рис. 3.1) подразделя­ются на:

- нормативные (соответствие товара стандартам, техническим усло­виями, законодательству),

- технические (технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощ­ность и т. д.),

- экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, т. е. цена потребления) и

- организацион­ные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и пр.).

Рис. 3.1 – Параметры конкурентоспособности продукции



 

Изучение конкурентоспособности товаров важно для предприятий производителей, поскольку рыночные отношения не позволяют им длитель­ное время занимать устойчивое положение на рынке, опираясь в своей производственно-сбытовой стратегии только на показатели конкуренто­способности товара, т. е. не учитывая издержек на его производство и реализацию.

Конкурентоспособность производителя – это его способность сохра­нять и расширять рынки сбыта за счет целенаправленной деятельности как по отношению к качественным характеристикам продукции, так и по отно­шению к производителям-конкурентам.

Обеспечению конкурентоспособности предприятия подчинены все решения, связанные с выходом на новые рынки сбыта, реорганизацией организационной структуры, модификацией и освоением новых видов продукции, изменением объемов ее выпуска, сме­ной основных производственных фондов, изменением хозяйственных связей и маркетинговой политикой.

Категории «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность производителя» взаимозависимы. Предприятие не может быть конкуренто­способным, если его товар не имеет сбыта. Однако конкурентоспособность товара не решающий фактор в конкурентоспособности предприятия.

В ряде случаев конкурентоспособность товара обеспечивается за счет его реализа­ции по демпинговым ценам, не компенсирующим затрат на его производство и сбыт (что при достаточно длительном периоде времени может привести к разорению производителя).

Будучи тесно взаимосвязанными, категории конкурентоспособности продукции и предприятия имеют и существенные различия:



- конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во вре­менном интервале, соответствующем жизненному циклу товара, а в основе исследования конкурентоспособности предприятия лежит более длительный отрезок времени, соответствующий периоду функционирования предпри­ятия;

- конкурентоспособность продукции рассматривается применительно к каждому ее виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю изменяющуюся номенклатуру выпускаемой продукции и его производствен­но-технический потенциал;

- анализ уровня конкурентоспособности предприятия осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара - прерогатива потребителя.

По своей структуре конкурентоспособность предприятия значительно сложнее конкурентоспособности продукции, поскольку объект ее приложе­ния – вся производственно-экономическая деятельность предприятия.

Конкурентоспособность предприятия определяется действием ком­плекса факторов внешней и внутренней среды его жизнедеятельности.

К факторам внешней среды могут быть отнесены:

- уровень государственного регулирования и развития экономики страны обитания (налогообложение, кредитно-финансовая и банковская система, за­конодательное обеспечение бизнеса, система внешнеэкономических связей и т. д.);

- система коммуникаций;

- организация входных материальных потоков;

- потребление продукции (емкость рынка, требования потребителя к ка­честву продукции и т. д.).

Факторы внутренней среды предприятия характеризуют следующие внутрипроизводственные показатели:

- технический уровень производства (состояние и уровень использова­ния производственных мощностей);

- технология;

- организация производства и управления;

- система формирования спроса и стимулирования и т. д.

Возможности воздействия предприятия на факторы окружающей сре­ды ограничены, поскольку они действуют объективно по отношению к пред­приятию. Реальные и непосредственные возможности регулирования конку­рентоспособности предприятия относятся к сфере факторов внутренней сре­ды, однако воздействовать на эти факторы предприятие может с разной ин­тенсивностью. Серьезных капиталовложений и длительного времени окупае­мости требуют изменения технико-технологических условий работы пред­приятия.

Наиболее мобильными и поддающимися эффективному регулиро­ванию без существенных капиталовложений являются факторы организации управления производственно-сбытовой деятельностью, и именно в этой сфе­ре находятся реальные пути повышения конкурентоспособности предпри­ятия.

Решающим рычагом при этом является внедренная предприятием сис­тема менеджмента качества продукции.

Конкурентоспособность предприятия может оцениваться путем сопос­тавления конкретных позиций нескольких предприятий на одном и том же рынке по таким параметрам, как:

- способность к адаптации в изменяющихся условиях конкуренции,

- технология,

- разрешающая способность оборудова­ния,

- знания и практический опыт персонала,

- система управления,

- маркетин­говая политика,

- имидж и коммуникации.

Речь идет о комплексе интеллекту­альных, технико-технологи-ческих и организационно-экономических харак­теристик, определяющих успех предприятия на рынке.

Проблема качества и повышения конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту инте­реса к стратегическим вопросам бизнеса и качества продукции, а также к подходам и методам их решения, и выражается в разных формах:

- сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;

- изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;

- активизации деятельности по разработке и внедрению системы ме­неджмента качества продукции, отвечающей требованиям международных стандартов (в экономически развитых странах эти системы являются не только источником получения конкурентных преимуществ, но и обяза­тельной инфраструктурной основой для эффективного взаимодействия ком­паний в условиях стремительно углубляющегося разделения труда);

- постепенном осознании российскими менеджерами необходимости освоения новой философии качества и на ее основе формировании в компа­ниях принципиально новой для отечественной практики организационной культуры.

Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии разви­тия современных компаний, поэтому начинать внедрение системы менеджмента качества продукции следует с определения места этой системы в об­щей стратегии компании.

Поскольку деятельность по формированию системы менеджмента ка­чества продукции путем реализации международных стандартов и принци­пов TQM (всеобщего управления качеством) ориентируется на повышение качества и конкурентоспособности продукции (услуг) компании, то все про­цессы, связанные с этой деятельностью, следует начинать с анализа потреб­ностей и ожиданий потребителей этой продукции (услуг).

Поэтому компа­ния, прежде всего, должна определить маркетинговую стратегию, которая будет отражать интересы и особенности потребителей, и характер конку­рентных преимуществ продукции (услуг), за счет которых она рассчитывает добиться успеха.

В соответствии с маркетинговой стратегией должны развиваться акти­вы компании и ее технологический потенциал, поэтому необходима страте­гия технического развития.

Качество продукции и ее конкурентоспособность существенно зависят от качества и режима поставок материалов и комплектующих, следовательно, необходима стратегия взаимодействия компании с поставщиками.

Создание и практическое использование системы менеджмента качест­ва продукции зависит от людей, их квалификации и способности постоянно учиться и совершенствовать свои знания и умения, от их реального вовлече­ния в деятельность для решения проблемы качества. Это обусловливает не­обходимость стратегии эффективного управления персоналом.

Для планирования мероприятий по улучшению качества и устранению причин производства некачественных продуктов (услуг), выделения средств и людей для осуществления улучшений необходимы анализ и оценка затрат, связанных с качеством, и эффекта от улучшений, поэтому неотъемлемой со­ставляющей стратегии компании является система прозрачного бухгалтер­ского и управленческого учетов в рамках системы менеджмента качества продукции.

При формировании стратегии компании особое внимание следует уде­лять определению и развитию стержневой компетентности, т. е. тому ком­плексу взаимосвязанных ресурсов и внутренних возможностей компании, ко­торые обеспечивают ее стратегическую конкурентоспособность, достижение устойчивых конкурентных преимуществ перед соперниками на рынке.

Формирование общей стратегии и комплекса функциональных страте­гий компании предполагает не только разработку системы стратегических планов, но и формирование у руководителей и ведущих специалистов общего стратегического мышления – скоординированного подхода к долгосрочным перспективам компании и принятию оперативных решений с ориентацией на них.

Этого можно добиться, вовлекая в формирование стратегии более широ­кий круг людей, т. е. формируя соответствующую организационную культуру.

Стратегия качества (СК) должна рассматриваться как одна из важ­нейших и разрабатываться в виде неотъемлемой части общей стратегии ком­пании, поэтому руководство компании, принимая решение о ее разработке и внедрении, должно задуматься о формировании всего комплекса стратегиче­ских компонентов.

Ситуация, с которой сталкиваются отечественные предприятия, став­шие на путь системного решения проблемы качества, радикально отличается от той, которая характерна для американских и западноевропейских компа­ний, когда они начали осваивать стандарты ИСО серии 9000 и принципы TQM.

Регулярный менеджмент для зарубежных компаний – естественный элемент их организационной культуры, а прозрачность деятельности – ком­понент, необходимый для успешных операций на рынке капитала и довери­тельных отношений с партнерами по бизнесу. Что же касается ориентации на удовлетворение потребностей потребителей, то это привычный для зарубеж­ных компаний курс, обязательный для успешных операций на конкурентных рынках. Таким образом, формирование и реализация в деятельности зару­бежных компаний стратегии качества лишь затрагивает остальные элементы регулярного менеджмента, не предполагая необходимости их существенной перестройки.

Главная же проблема, с которой сталкиваются отечественные компании, разрабатывающие систему менеджмента качества продукции, - это необходимость перестройки различных аспектов деятельности компании и связанное с этим изменение организационной культуры компании, психо­логии менеджеров и исполнителей.

Если в отечественных компаниях цель создания системы менеджмента качества продукции свести только к ее сертификации по стандартам ИСО се­рии 9000, то результат будет весьма ограниченным, если не провальным. Формальное применение стандартов ИСО серии 9000, не давая заметного выигрыша, может подорвать возможность реальных улучшений менеджмен­та качества и его результатов. Основное содержание процесса сертификации заключается в проверке документированности наиболее важных процедур и в их реальном использовании.

Однако соответствие деятельности компании предписанию документов системы качества само по себе не обеспечивает высокого качества продукции, а лишь подтверждает ее способность произво­дить продукцию или оказывать услуги, соответствующие некоторому стан­дарту или контракту.

Сертификация в определенном смысле аналогична экзамену на атте­стат зрелости, сдать который можно только предварительно поучившись (и немалое время) в начальной и средней школе, не говоря уже о высшей.

Система менеджмента качества продукции должна обеспечивать как соответствие продукции спросу на нее, так и гарантированное выявление и устранение недостатков процессов, которые влияют на ее качество, т. е. обеспечивать наибольшую вероятность качественности выпускаемой про­дукции.

 

 

Классификация дефектов продукции

 

Под несоответствием показателей качества продукции понимается невыполнение установленных стандартами тре­бований.

Каждое отдельное несоответствие продукции уста­новленным требованиям называется дефектом.

Например: выход размера детали за пределы допуска, пониженная проч­ность материала, непровары при сварке, заниженная толщина покрытия и т. п.

В зависимости от причин и процессов, вызвавших появ­ление дефекта, дефекты подразделяются на:

- конструкционные,

- производственные и

- эксплуатационные.

Конструкционные дефекты возникают из-за несоответ­ствия разработанной документации требованиям техническо­го задания и правилам разработки и постановки продукции на производство. Обычно эти дефекты являются следствием не­совершенства разработки изделия и ошибок при конструиро­вании. Конструкционные дефекты часто являются следствием недостаточной проверки качества разработки в процессе стендовых испытаний макетов и опытных образцов.

Производственные дефекты появляются в результате несоответствия продукции требованиям нормативной и тех­нической документации на ее производство. Как правило, производственные дефекты являются следствием невыполне­ния исполнителями требований, регламентированных НД – это нормативные документы (использование материала несоответствующей марки, ком­плектующих изделий с дефектами, нарушение режима техно­логического процесса, использование неисправного оборудо­вания и оснастки).

Возникновение эксплуатационных дефектов связано с неправильным техническим обслуживанием и эксплуатацией продукции потребителем, а также износом, коррозией и дру­гими подобными причинами.

Дефекты могут быть:

- явными и

- скрытыми.

Под явным дефектом понимается дефект, для выявления которого в нор­мативной документации, обязательной для данного вида контроля, предусмотрены соответствующие правила, методы и средства.

Скрытымназывается такой дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, соответствующие правила, методы и средства не предусмотрены. При этом скрытые дефекты в от­дельных случаях могут быть обнаружены через их взаимо­связь с выявленными при контроле другими явными дефек­тами. Скрытые дефекты обычно проявляются после поступ­ления продукции к потребителю.

В зависимости от возможности устранения дефекты раз­граничиваются на устранимые и неустранимые.

Устранимым называется дефект, устранение которого технически возмож­но и экономически целесообразно.

К неустранимым относят дефекты, устранение которых технически невозможно, эко­номически нецелесообразно.

В зависимости от значимости дефекты продукции под­разделяются на:

- критические,

- значительные и

- малозначитель­ные.

Критическимназывается тот дефект, при наличии кото­рого использование продукции по назначению практически невозможно или недопустимо.

Значительный– это такой де­фект, который существенно влияет на использование продук­ции или ее долговечность, но не является критическим.

Под малозначительнымдефектом понимается дефект, который существенно не влияет на использование продукции и ее долговечность.

С понятием дефект тесно связано понятие «брак», озна­чающее продукцию, передача которой потребителю недопус­тима из-за наличия в ней дефектов. При этом, если все дефекты продукции являются исправимыми, то брак считается исправимым.

При итоговой оценке качества продукции применяют термин «годная продукция» и «дефектная продукция».

В ряде определенных случаев при оценке качества штучной (одинаковой) продукции, сгруппированной в партии, могут применяться контрольные нормативы: приемочный уровень дефектности и браковочный уровень дефектности. Эти нормативы устанавливаются в НД и используются при статистическом (выборочном) приемочном контроле. При этом приемочным уровнем принимается максимальный уро­вень дефектности (для одиночной партии) или средний уро­вень дефектности (для последовательности партий), который рассматривается как удовлетворительный (удовлетворяющий потребителя). Браковочным уровнем дефектности считается минимальный уровень дефектности, который для целей при­емки продукции рассматривается как неудовлетворительный.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.