Сделай Сам Свою Работу на 5

Дидактическая система Джона Дьюи





Амер. философ, психолог, педагог Джон Дьюи (1859-1952 гг.) разработал систему обучения, резко отличающуюся от традиционной системы обучения Коменского-Гербарта. Она и создавалась с целью противопоставления авторитарной педагогике.

Дьюи был видным представителем одного из направлений прагматизма, и это во многом определило его взгляды (прагматизм – философское направление, зародившееся в к. 19 века, его сторонники утверждали, что их философия выше идеализма и материализма, так как объективной истины не существует, а единым критерием является практика, опыт, польза). Кроме того, на педагогические взгляды Дьюи большое влияние оказала биогенетическая концепция развития личности, и он особое значение придавал наследственности, врожденным инстинктам человека. По мнению Дьюи, воспитание и обучение должно исходить из инстинктов и практического опыта детей.

Начав свои эксперименты в 1894 г. в Чикаго в опытной школе, Дьюи сделал акцент на развитие собственной активности учащихся. Центральной фигурой в педагогическом процессе является ребенок, поэтому его потребности и интересы должны быть выявлены и удовлетворены, способности – получить оптимальное развитие. Основная идея дидактической системы Дьюи – обучение должно проводиться только в связи с инстинктами и потребностями детей, которые возникают у них спонтанно, по мере физиологического созревания. Дьюи выделяет 4 основных инстинкта для обучения: 1) социальный; 2) конструирования; 3) художественного выражения; 4) исследовательский. Для удовлетворения этих инстинктов в учебном процессе использовались разнообразные средства: слово, произведения искусства, игра, труд, технические устройства.



Дьюи очень скоро убедился, что учет потребностей и интересов ребенка, упор на самостоятельную деятельность учеников дает очень хорошие результаты. Поэтому в качестве условий успешности обучения он рассматривает следующие:

- активность ребенка, его самостоятельность;

- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом (т.н. «обучение через делание»);

- проблематизация учебного материала, что позволяет развить мышление учеников и помогает им успешно решать проблемы практического характера.



В своей опытной школе Дьюи отказался от постоянных учебных классов, единого учебного плана и программ. Занятия организовывались вокруг какой-то темы, проблемы (например, строительство дома, продукты питания и т.д.). В учебный процесс были введены теоретические и практические занятия, на которых осуществлялась исследовательская деятельность учащихся. Учителя в большей степени выполняли функции консультантов, помощников в самостоятельной познавательной деятельности детей.

Несмотря на ряд ценных положений дидактической системы Дьюи (упор на самостоятельность, активность детей, связь обучения с жизнью, трудом, его проблематизация), эта система имела ряд недостатков:

- обучение было неполным, несистематичным, нарушалась преемственность в усвоении знаний (на смену стабильным курсам пришли ориентировочные, отрывочные; формируя стратегию обучения, учителя полагались на спонтанные интересы детей; образование ограничивалось узким кругом практико-ориентированных проблем);

- закреплению знаний не уделялось особого внимания, что вело к непрочности усвоения материала;

- обучение посредством «делания» приводило к недооценке теоретического образования, снижало уровень научной подготовки учащихся;

- была снижена роль учителя, который мало руководил процессом обучения, а пассивно следовал за интересами и потребностями детей.

В американской педагогике до сих пор популярны идеи Д. Дьюи. Конечно, все последующие дидактические поиски велись в направлении преодоления недостатков и противоречий его системы обучения. Так, интерес представляет концепция т.н. «обучения через совершение открытий», разработанная амер. психологом и педагогом Джеромом Брунером. В соответствии с ней, учащиеся должны приобретать знания в процессе исследовательской деятельности, делая собственные «открытия» и таким образом развивая мышление, формируя конкретные умения и навыки. Достаточно эффективна проектная система обучения У. Килпатрика, интерес к которой возродился вместе с активной популяризацией проектного метода в современной зарубежной и отечественной педагогике.



В педагогике продолжается поиск совершенной дидактической модели, предпринимаются попытки сочетания успешного опыта обучения, накопленного предшественниками (например, разумного сочетания педагогического руководства с самостоятельностью, активностью учащихся), разрабатываются альтернативные подходы к обучению в условиях широкой информатизации образования, появления информационно-коммуникационных технологий передачи знаний.

 

2. Сущность обучения. Логика учебного процесса.

Процесс обучения – это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей. Выделяют 2 стороны этого процесса: преподавание и учение.

Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, умениями, навыками (компетенциями), развитию способностей, выработке нравственно-мировоззренческих взглядов.

Движущая сила процесса обучения – это противоречие между новыми учебными требованиями, предъявляемыми ученику, и его реальными возможностями, уровнем его интеллектуального развития. Конечно, требования должны соответствовать возрастным и индивидуально-психологическим особенностям ребенка, то есть не быть слишком легкими или трудными, только в этом случае они станут толчком к процессу учения. Процесс учения, по сути, является превращением внешнего опыта во внутренний. Именно интериоризация (перевод внешнего социального опыта во внутренний план) составляет психологическую основу процесса учения.

Учение можно рассматривать как разновидность процесса познания. Познание – это процесс отражения реальности в сознании, активная умственная деятельность, результатом которой является знание, обобщенное в виде научных понятий, законов, теорий. Диалектика познания может быть выражена фразой: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него – к практике». Задача познания – это открытие нового знания, его объяснение, поиск законов и закономерностей, построение теорий. Задача обучения – это усвоение уже открытых знаний.

Процесс обучения можно рассматривать как искусственно организованное познание, которое имеет свои особенности:

- в обучении ученик может познавать предметы, явления, закономерности гораздо быстрее, чем было познано в действительности;

- в процессе обучении созерцание, абстрактное мышление и практика, хотя и сочетаются, но не обязательно в такой последовательности (например, многие знания приобретаются не благодаря созерцанию, а опосредованно – через книгу, рассказ учителя).

Но у этих процессов есть и общее:

- и познание, и обучение определяются потребностями практической жизни людей;

- движущей силой обучения и познания являются противоречия между потребностями в получении нового знания и реальными возможностями в удовлетворении этих потребностей;

- в познании и в обучении происходит переход количественных изменений в качественные.

Таким образом, обучение – это своего рода познавательная деятельность, хотя в обучении и не ставится задача открытия новых знаний, а лишь творческое усвоение уже добытых истин. Важно, организуя процесс обучения, сохранить логику процесса познания. Если брать конкретный урок (или иное занятие), то логика учебного процесса – это, по сути, универсальный сценарий, в соответствии с которым осуществляется обучение.

Логика учебного процесса – это специально организованный процесс познания, в котором учитываются закономерности возрастного развития учащихся, закономерности функционирования психических процессов (восприятия, памяти, мышления и др.), закономерности управления учебной деятельностью со стороны учителя.

В логике учебного процесса выделяют следующие звенья:

1) Постановка дидактических целей и задач, стимулирование интереса учащихся к новому учебному материалу.

2) Организация восприятия нового материала.

3) Организация понимания, глубокого осмысления нового материала.

4) Организация закрепления материала.

5) Выработка у учащихся практических умений и навыков.

6) Организация контроля учебной деятельности.

7) Анализ и оценивание результатов учебной деятельности.

Нарушение логики учебного процесса, когда отдельные звенья упускаются, игнорируются, приводит к снижению его эффективности (например, в дидактической системе Гербарта уделялось недостаточное внимание выработке практических умений и навыков учащихся, в системе обучения Дьюи – организации закрепления учебного материала).

3. Закономерности и принципы обучения.

Ученые выделяют следующие закономерности обучения:

· Закономерность интеллектуального развития личности в дидактическом процессе: темпы и достигнутый уровень обучения зависят от наследственных задатков ученика, от его собственной активности и мотивации, а также от характера учебной среды и применяемых дидактических средств.

· Закономерность стимулирования учебной деятельности: эффективность обучения зависит от действия внутренних и своевременности внешних стимулов (педагогических, общественных, моральных).

· Закономерность динамики: величина всех последующих изменений в интеллектуальном развитии учащихся зависит от величины изменений на предыдущем этапе.

· Закономерность единства чувственного, логического и практики в процессе обучения.

· Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.

· Закономерность единства коллективного и индивидуального в процессе обучения.

· Закономерность обусловленности: эффективность обучения зависит от возможностей педагогов, потребностей и возможностей учащихся, от условий протекания процесса обучения (материальных, технических, организационных, психологических и др.).

Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению дидактического процесса. Они рождаются на основе научного анализа процесса обучения, вытекают из его закономерностей.

К основным принципам обучения относятся следующие:

1) Принцип системности и последовательности в обучении.

2) Принцип научности обучения.

3) Принцип наглядности в обучении.

4) Принцип посильной трудности, доступности обучения.

5) Принцип развивающего характера обучения (обучение должно находиться в зоне «ближайшего развития» ученика).

6) Принцип сознательности и активности учащихся.

7) Принцип проблемности в обучении.

8) Принцип прочности усвоения учебного материала.

9) Принцип сочетания теоретического и практического обучения.

10) Принцип сочетания коллективного и индивидуального подходов в обучении.

 

 

Подумайте над вопросами:

1. Что изучает общая, что изучает частная дидактика (предметная методика)?

2. Каким образом осуществлялось развитие дидактики? Как решался вопрос соотношения преподавания и учения в дидактических системах Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, Дж. Дьюи?

3. Каковы движущие силы и психологический механизм учения?

4. Как связаны между собой процессы познания и обучения? В чем их сходство и различие?

5. Какова логика учебного процесса? Можно ли упустить его основные звенья? А поменять их последовательность?

6. Что, по Вашему, означает оптимизация процесса обучения?

Задания:

1) Попробуйте проанализировать дидактический процесс в вузе и выявить присущие ему противоречия (заполните правую колонку таблицы)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.