Сделай Сам Свою Работу на 5

Авторитарная дидактика Иоганна Фридриха Гербарта





ДИДАКТИКА – ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

1. Понятие общей и частной дидактики. Развитие дидактики.

2. Сущность обучения и логика учебного процесса.

3. Закономерности и принципы обучения.

 

Понятие общей и частной дидактики. Развитие дидактики

Греческий глагол «didaskein» означает учить, объяснять, а также учиться. Впервые это слово было употреблено в 17 в. нем. педагогом Вольфганом Ратке для обозначения практики обучения. Сначала понятие «дидактика» понималось как искусство обучения и только потом стало обозначать теорию обучения (во многом благодаря книге Я.А. Коменского «Великая дидактика», 1632 г.).

Дидактика – это теория целей, содержания, принципов, методов, форм, средств обучения, условий его организации. Общая дидактика разрабатывает теоретические основы обучения, исследует его универсальные закономерности и прокладывает пути для развития частных дидактик, или предметных методик. Предметные методики представляют собой вторичные системы дидактического знания о закономерностях организации обучения конкретным предметам: математике, физике, литературе, музыке и т.п.

 

Дидактика Яна Амоса Коменского.



Первая дидактическая система была разработана чеш. педагогом, священником Яном Амосом Коменским (1592 – 1670 гг.). Его основные произведения: «Великая дидактика, или искусство обучения всех всему», «Материнская школа», учебник «Мир чувственных вещей в картинках», «Общий совет об исправлении дел человеческих» в 7 тт.

На педагогическую теорию Я.А. Коменского большое влияние оказали его мировоззренческие взгляды. От народного движения своего времени (Коменский принадлежал общине «чешских братьев») он воспринял демократизм, симпатии к простому народу, поэтому выступал за всеобщность образования, за единую школу для детей всех сословий. От культуры эпохи Возрождения Коменский воспринял гуманизм, поэтому в противоположность церковному учению о греховной природе человека, проповедовал, что человек – это «совершеннейшее создание природы, чудесный микрокосм». На мировоззрение Коменского оказали влияние идеи философа Ф. Бэкона (родоначальника английского материализма и экспериментальной науки), у которого он взял идею сенсуалистического характера познания, то есть познания реального мира на основе чувственного восприятия. Таким образом, в мироввоозрении Коменского переплетались элементы стихийного материализма (стремление опереться на жизнь, на опыт) и религиозность («Мир – это создание божье», «Познание – это богоискательство повсюду»).



По мнению Коменского, имеются 3 важнейших задачи воспитания:

- познание человеком себя и окружающего мира (умственное воспитание);

- управление собой (нравственное воспитание);

- стремление к Богу (религиозное воспитание).

Через все педагогические сочинения Коменского красной нитью проходит идея природосообразности, т.е. мысль о том, что правильное воспитание и обучение во всем должно сообразовываться с законами природы («Точный порядок школы надо заимствовать от природы с ее распорядком, размеренностью, точностью»). Этот принцип Коменский использовал при обосновании возрастной периодизации, школьной системы, совокупности дидактических принципов. Кроме этого, у Коменского встречаются ссылки на природу человека (врожденные черты) и на природные возрастные особенности детей.

Коменский, исходя из понимания природы человека, его возрастных особенностей, выделяет 4 возрастных периода (по 6 лет каждый):

- детство (от рождения до 6 лет) – усиленный физический рост, развитие всех органов чувств, речи;

- отрочество (6-12 лет) – развитие познавательных способностей детей: восприятия, внимания, памяти, воображения и др.;

- юность (12-18 лет) – более высокий уровень развития мышления, речи;



- возмужалость (18-24 г.) – развитие воли, убеждений и способность сохранять гармонию.

Для каждого возрастного периода Коменский намечает особую ступень образования и продумывает содержание обучения на ней:

- материнская школа (для детей до 6 лет), это дошкольное воспитание под руководством матери: приучение к труду, ведению хозяйства, познание основных знаний о мире, нравственное развитие детей;

- школа родного языка (для детей 6-12 лет), это начальное образование; Коменский считал, что помимо чтения, письма, элементарного счета и религиозного воспитания, в школе должно быть изучение геометрии, естествознания, географии, занятия по пению и ручному труду (школа этой ступени должна быть в каждом селении);

- латинская школа или гимназия (для подростков, юношей 12-18 лет); она имеет 6 последовательных классов, в каждом из которых осуществляется освоение родственных дисциплин: грамматический (обучение языку), физический (изучение естественных наук), математический, этический, диалектический, риторический классы (По Коменскому, гимназия должна быть в каждом городе);

- академия (для молодых людей 18-24 лет); в академии Коменский предусмотрел обычные факультеты для того времени: богословский, юридический, медицинский (академия должна быть в каждом государстве или большой области).

Заслуга Коменского в том, что он первым из ученых обосновал важнейшие принципы обучения:

- принцип наглядности, то есть привлечение к восприятию учебного материала всех органов чувств («золотое правило» дидактики Коменского);

- принцип сознательности обучения;

- принцип систематичности обучения;

- принцип доступности обучения;

- принцип прочности усвоения учебного материала;

Коменский полагал, что искусство обучения требует строгого порядка, времени, методы, и если удастся точно установить это распределение, то и обучать будет легко. Поэтому альфой и омегой своей дидактики Коменский называл открытие метода, при котором «учащиеся больше бы учились, учители меньше бы учили, а в школах было бы меньше шума, одурения, бесполезного труда, а больше досуга, радости, прочного успеха». Разумная метода преподавания должна побуждать охоту к знаниям, делать занятия интересными и приятными.

Коменский уделил огромное внимание организации школьного дела и обосновал классно-урочную систему обучения. Он установил понятие учебного года с его делением на четверти и введением каникул, экзаменов, определил организацию учебного дня, дал структуру урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление его с помощью упражнений).

Коменский был новатором в педагогике. Его педагогические идеи (идея всеобщего обучения и единой школы, содержание образования на каждой ступени, дидактические принципы и др.) пробивались в жизнь медленно, многое, о чем мечтал Коменский, вошло в практику почти 2 века спустя. Но Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли во всем мире.

Конечно, дидактике Коменского были присущи и некоторые недочеты (эти ограничения были связаны с уровнем развития науки того времени):

- дидактика Коменского – это в основном «дидактика метода», представляемого в виде какого-то внешнего механического процесса, связанного с простой передачей знания, то есть в ней не уделяется внимание развитию познавательных способностей детей;

- вопрос содержания образования решался Коменским упрощенно – «обучение всех всему», сначала в сжатом виде, потом в развернутом, то есть учебный курс и энциклопедия – это, по сути, одно и то же.

Дальнейшее развитие дидактики есть постепенное устранение указанных недостатков.

 

Авторитарная дидактика Иоганна Фридриха Гербарта

И.Ф. Гербарт (1776-1841 гг.) родился в Германии. В это время Германия считалась оплотом реакции, противницей буржуазных революций, что во многом определило консерватизм Гербарта. В университете он изучал философию, поэтому на его мировоззрение большое влияние оказали работы представителей нем. классической философии Канта, Фихте, а также учение античного философа Парменида, о том, что все в мире едино и неизменно. Педагогические работы Гербарта основывались на разработанной им крайне метафизической этической теории: «общественная и личная нравственность покоятся на вечных и неизменных нравственных идеях».

В соответствии со своей этической теорией Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека, который бы уважал установленный правопорядок и подчинялся ему. Поэтому школа должна формировать моральные качества, развивать волю и интеллект учащихся. Для решения этих задач Гербарт разрабатывает принцип воспитывающего обучения, т.е. он не признает обучения, которое не воспитывает. Первое условие для реализации воспитывающего обучения следующее: учителя должны средствами обучения внедрять в сознание учеников, прежде всего, моральные понятия. Второе условие – это четкая организация школьной жизни, которая обеспечивает полную занятость учеников, порядок и дисциплину. При этом огромное значение отводится управлению учениками со стороны учителя. Гербарт разработал систему средств управления, в которую включил приказания, надзор, запреты, угрозы и наказания, в том числе телесные. Он считал, что дух ученика должен склоняться перед авторитетом учителя, и только таким образом можно сформировать нравственные качества воспитанника и направить его волю к хорошему, отвращая от дурного.

Свою дидактическую систему Гербарт пытался развивать на основе психологии. Конечно, его психологические знания носили не совсем научный характер. Так, Гербарт разложил психическую деятельность на составные части и выделил первичный элемент – представление. По мнению Гербарта, все психические функции человека (эмоции, воля, мышление, воображение и т.д.) – это видоизмененные представления. Воздействуя на представления, можно влиять на формирования сознания, чувств, воли человека (из этого и следовало утверждение Гербарта о том, что правильно поставленное обучение имеет воспитывающий характер).

Главный вклад Гербарта в дидактику заключается в вычленении ступеней обучения, которые должны протекать от представлений к понятиям, от понятий к умениям теоретического характера. Учителям предписывалось строго соблюдать схему урока, или логику урока, основанную на выделении Гербартом следующих ступеней обучения:

1 ступень «Ясность»: учитель создает первичные представления, то есть излагает материал, добиваясь понимания его учениками.

2 ступень «Ассоциация»: учитель с помощью беседы связывает новый материал с раннее полученными знаниями, представлениями учеников;

3 ступень «Система»: поиск учащимися под руководством учителя закономерностей, формулирование определений, выводов (так формируются научные понятия);

4 ступень «Метод»: применение полученных знаний к новым фактам, явлениям за счет решения задач, выполнения различных упражнений (это формирование умений теоретического характера).

Гербарт был сторонником хорошего классического образования, которое включает изучение древней истории, литературы, языков. Однако при этом большое внимание он уделял преподаванию математики, которую считал «гимнастикой для ума». Гербарт дал много ценных рекомендаций по развитию внимания, мышления, памяти учащихся, поддержанию их интереса на уроках. В этих рекомендациях он опирался на выявленные им психологические закономерности.

В педагогическом процессе огромную роль Гербарт отводил педагогу, который управлял учеником, направлял его развитием. Гербарт требовал непререкаемого авторитета педагога, от учеников же требовалось послушание. Такой подход во многом предопределил авторитарность дидактической системы Гербарта. Педагогические взгляды Гербарта получили широкое распространение в середине 19 века, когда западноевропейская буржуазия захотела упрочить установившейся порядок. Поэтому система управления детьми, направленная на подавление их самостоятельности, на беспрекословное подчинение взрослым, представляла особый интерес для правительства и сословного общества того времени.

Таким образом, заслуга Гербарта в том, что он: 1) внес в педагогику теоретическую четкость, разработал систему научных понятий; 2) пытался психологизировать процесс обучения, то есть более глубоко понять механизмы обучения, развития мышления, внимания, памяти учащихся.

Но дидактическая система Гербарта имела свои недостатки:

- поверхность воспитания, которое базировалась на авторитарности учителя и дисциплинарных мерах;

- книжность обучения, отрыв его от жизни (целью обучения стали понимать в основном передачу готовых знаний, подлежащих заучиванию);

- применение пассивных методов преподавания, направленных на запоминание учебного материала;

- пассивная роль учащихся при активной направляющей роли учителя, который недостаточно учитывал интересы и потребности детей.

Последователи Гербарта пытались модернизировать его теорию, стремились избавиться от формализма и односторонности, например, повысить активность и самостоятельность учащихся, но в целом отголоски авторитарной дидактики Гербарта сильны и сейчас.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.