Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности эксплуатации силовых установок.





 

Техническое обслуживание вертолетных силовых установок имеет целый ряд особенностей, обусловленных главным образом конструк тивными отличиями (размещением двигателя на вертолете, наличием редукторов и трансмиссий, систем принудительного охлаждения и т. д.) и более жестким режимом эксплуатации.

Установка двигателя на вертолет отличается от установки самолетных двигателей тем, что должно быть предусмотрено определенное положение двигателей относительно редуктора с учетом деформации фюзеляжа в полете. На вертолетах, оборудованных ГТД, замер относительного положения двигателя и редуктора при их монтаже осуществляется специальным приспособлением, устанавливаемым на место трансмиссии двигателя Регулировка положения двигателя осуществляется перемещением задней регулируемой опоры двигателя и изменением длины тяг крепления передней опоры. Замер соосности ведется по фланцу эластичной муфты с помощью индикаторного приспособления (рис. 24.4).

Главный редуктор на вертолете — наиболее нагруженный агрегат трансмиссии. Поэтому при техническом обслуживании трансмиссии особое внимание уделяется контролю за наличием, расходом, температурным режимом и чистотой масла в маслосистеме главного редуктора.



Рис. Схема регулировки положения двигателей относительно редуктора на вертолете: / двигатель; 2, 3, 5 —- валы двигателя, трансмиссии и редуктора; 4 главный редуктор.

 

Изменение состояния масла является наиболее информативным параметром работы главного редуктора. Так, наличие кокса в масле говорит о превышении температурного режима, наличие стружки — о повышенном износе его деталей. На современных силовых установках вертолетов применяются системы регистрации появления стружки, сигнализирующие о начале разрушения деталей трансмиссии двигателя и редуктора.

Применение принудительной системы охлаждения двигателя предъявляет повышенные требования к состоянию дефлекторов обдува, состоянию воздушного тракта вентилятора, системе управления обдувом. Нарушение системы охлаждения может привести к нарушению температурного режима, появлению местных перегревов, к отказу двигателя.



В целом техническое обслуживание вертолетных силовых установок производится теми же методами и с применением аналогичного оборудования, что и при обслуживании самолетных силовых установок. Однако при выполнении работ на вертолетах необходимо учитывать ряд специфических особенностей, связанных с конструктивными отличиями и различными условиями эксплуатации. Так как вертолетные силовые установки эксплуатируются в условиях повышенных вибраций, особое внимание при дефектации силовых установок необходимо уделить состоянию резьбовых соединений и их контровке, герметичности коммуникаций.

Опыт эксплуатации вертолетных ГТД показывает, что на режиме висения вблизи земли или при работе на земле в ветреную погоду возможно забрасывание отработавших газов на вход двигателя, вызывающее повышение температуры поступающего воздуха. Это объясняется разрывом струй отработавших газов встречным ветром и последующим его перемешиванием с воздушными потоками от несущего винта. Устранить полностью данное явление только проведением конструктивных мероприятий невозможно, поэтому при запуске и опробовании ГТД необходимо располагать вертолет против направления ветра. Такое же ориентирование вертолета необходимо для предотвращения ударов лопастей несущего винта о хвостовую балку при их раскрутке.

Опробование двигателя даже на пришвартованном вертолете требует особых навыков, поэтому к его опробованию допускаются лица инженерно-технического состава после специального обучения и получения соответствующих допусков.



Запуск поршневого вертолетного двигателя осуществляется при включенной трансмиссии (без нагрузки), и для предотвращения чрезмерного превышения частоты вращения его ротора необходим тщательный контроль положения рычагов коррекции и «Шаг—газ», которые должны находиться в положении, соответствующем режиму малого газа.

Эксплуатация вертолетов в зонах с повышенной запыленностью воздуха вызывает повышенный износ проточной части газотурбинных

1 — эжектор; 2 — обтекатель; 3 — коллекторная губа; 4 — внешняя обечайка; 5 входной тоннель; 6 — сепаратор; 7 — трубопровод вывода пыли Рис. Пылезащитное устройство инерционного типа:

двигателей, что вызывает ухудшение их характеристик: уменьшение мощности, увеличение удельного расхода топлива, возникновение помпажа. Абразивные частицы, попадая в газотурбинный тракт двигателя и двигаясь с большой скоростью по проточной части двигателя, вызывают сильный износ деталей компрессора. Наибольшему износу подвержены рабочие лопатки первых ступеней, износ которых происходит по всей высоте входной кромки и по вогнутой части. Значительно изнашиваются лопатки спрямляющих аппаратови внутренняя поверхность корпуса компрессора.

В запыленном воздухе, кроме деталей компрессора, эрозионному износу и разрушению подвергается покрытие элементов входного устройства двигателя, что существенно увеличивает вероятность обледенения при попадании вертолета в соответствующие метеоусловия. При этом ускоряется износ лабиринтных уплотнений и подшипников ротора, ухудшается качество распыла топлива и охлаждение камер сгорания. Попадая в воздушные магистрали системы автоматического регулирования, частицы пыли могут существенно нарушить функционирование данной системы. Существенно интенсифицируются процессы нагарообразования на лопатках турбины, где при определенном химическом составе пыли может образоваться силикатный «панцирь» значительно изменяющий конфигурацию лопатки, что снижает КПД турбины и двигателя в целом.

Наиболее эффективным конструктивным мероприятием по защите проточной части двигателя от вредного воздействия пыли является установка в воздухозаборник двигателя пылезащитного устройства (ПЗУ). В нашей стране наибольшее распространение получили ПЗУинерционного типа с двумя ступенями очистки воздуха от пыли.

Принцип действия ПЗУ заключается в следующем. В результате разрежения, создаваемого при работе двигателя, запыленный воздух проходит через входной кольцевой искривленный тоннель А (рис. 2), образованный задней частью обтекателя 2, коллекторной губой 3 и внешней обечайкой 4. При этом под действием центробежных сил частицы пыли прижимаются к поверхности обтекателя и, перемещаясь вместе с частью воздуха, попадают на вход сепаратора 6 в канал Б, представляющий собой пылевую ловушку. Большая часть запыленного воздуха, очистившись от пыли в первой ступени ПЗУ (искривленном тоннеле А), проходит по каналу Б, образованному внешней обечайкой 4 и сепаратором 6, на вход в двигатель. Меньшая часть запыленного воздуха, проходя через сепаратор 6, очищается в нем за счет поворота потока в криволинейных межкольцевых каналах, поступает в канал Б и далее на вход в двигатель. Наконец, наиболее запыленный воздух (пылевой концентрат) проходит в канал В и далее в трубопровод 7 вывода пыли. За счет разрежения, создаваемого эжектором 1, пылевой концентрат отсасывается и выбрасывается за борт вертолета в атмосферу.

Пылезащитное устройство включается в работу при подаче к эжектору сжатого воздуха, забираемого за компрессором двигателя, для чего необходимо открыть заслонку с электроуправлением. Степень очистки воздуха от пыли с помощью ПЗУ составляет 70...75 %, потери мощности двигателя при включенном ПЗУ — 5...6 %, при выключенном — 2...3 %, масса ПЗУ вертолета Ми-8 - 50...60 кг. В конструкции ПЗУ предусмотрена противообледенительная система, которая выполнена смешанной: одна часть узлов обогревается горячим воздухом, отбираемым за компрессором двигателя, другая часть имеет электрообогрев. На вертолетах, оборудованных ПЗУ, при подготовке к полетам необходимо проверять чистоту сепаратора, снимая обтекатель. Засорение сепаратора посторонними предметами вызывает снижение эффективности и потерю работоспособности ПЗУ, увеличивает затраты мощности двигателей.

Эксплуатационный контроль СУ вертолета осуществляется традиционными методами, требующими значительных трудозатрат. Внедрение встроенных бортовых АСК осуществляется крайне медленно, что существенно задерживает реализацию прогрессивных методов и стратегий ТОиР вертолетов.

 

Контрольные вопросы

 

1.Каковы конструктивные особенности вертолета как объекта технической эксплуатации?

2.В чем состоят особенности ТО несущей системы вертолета?

3.Дайте характеристику видов вибрации вертолета и мероприятий по ее

предупреждению.

4.Приведите примеры характерных регулировочных работ по несущей системе, системам управления и силовой установке вертолета.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.