Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Глава 3. Клавиры: клавикорды и клавесины.

Термин клавиры получил широкое распространение в Европе в 16-18 веках. В широком значении он включает в себя и струнно-щипковые (клавесин, верджинал, спинет и т.д.), и тангетные (клавикорд), и молоточковые (ранние модели фортепьяно), и даже духовые (органы) инструменты. В узком понимании – это лишь струнно-клавишные инструменты (клавесин, фортепьяно, клавикорд)[5].

Первое упоминание о настоящем многострунном клавишном инструменте происходит в 1210 году. Речь идет о кларихорде, название которого произошло от двух латинских слов «clarus» – ясный, светлый и «chorda» - струна. Вскоре появляется второе, более точно характеризующее новый музыкальными инструмент название - клавикорд (клавихорд), в основу которого было положено латинское слово clavis - «ключ» или же clavus – «гвоздь». Это слово дает двоякое толкование струнного инструмента «с ключами» (которые мы теперь называем клавишами), или «с гвоздями».

Считается, что клавикорд был изобретен в Италии в 1396 году. Клавикорд - клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент. Он представлял собой небольшой деревянный ящичек, внутри которого размещались струны. Снаружи ящичка находились клавиши. Звук на клавикорде извлекался при помощи металлических стержней с плоской головкой — тангентов (те самые «гвозди», название которых и дало имя инструменту). Когда музыкант нажимал на клавишу, «гвоздь», закрепленный на ее конце, касался струны, и та издавала звук.

Все струны были одинаковой длины. Изначально к одной струне клавикорда подводили 2, 3 и даже 4 клавиши, тангенты на которых были расположены таким образом, что, укорачивая постепенно действующую часть струны, они могли извлекать из нее 2, 3, 4 соседних звука. В результате, натягивая всего семь струн, клавиатуру клавикорда делали в 20 клавиш и могли получать соответствующее число музыкальных тонов. Диапазон клавикорда менялся со временем. Изначально, он составлял две с половиной октавы, с середины 16 века — увеличился до четырёх, а в дальнейшем равнялся уже пяти октавам.



Звук клавикорда был очень слабым, длился недолгое время и имел несколько звенящий «проволочный» тембр. Благодаря простейшему устройству клавишно-тангентного механизма, исполнитель, не отнимая пальца от нажатой клавиши, мог через тангент непосредственно действовать на струну, как в момент более или менее сильного удара, так и в следующие за ним мгновения. Слегка покачивая и заставляя дрожать нажатую клавишу, исполнитель тем самым раскачивал тангент, а вместе с ним и струну. При этом в звуке появлялось нежное, мягкое дрожание и трепетание звука, придававшее ему своеобразный, оживленный и одухотворенный характер. Этот прием игры назывался по-немецки "Bebung" [бебунг] – «дрожание», «трепетание».

Простота устройства ранних клавикордов облегчала процесс настройки инструмента, делала его компактным, удобным для перемещения. Не зря клавикорд пользовался большой популярностью среди уличных музыкантов.

Однако первоначальный принцип «обслуживания» одной струны несколькими клавишами создавали существенные ограничения для создания и исполнения музыкальных композиций. При такой «связной» системе каждый верхний звук исключал более низкие звуки на той же струне. С развитием и усложнением клавирной музыки, подобное устройство клавикордов стало представлять все больше неудобств и ограничений для композиторов и исполнителей.

Стремясь преодолеть эти ограничения, в клавикордах начали увеличивать число струн, а число клавиш и тангентов, действующих на одну струну, начали сокращать. В результате в 17 – 18 веках каждая струна обслуживалась только одним тангентом и одной клавишей, и музыканты получили возможность играть на них произведения любой сложности.

Одновременно изменялась конструкция корпуса клавикорда и способ натяжки струн. От первоначальной натяжки приблизительно одинаковых по длине струн постепенно перешли к более удобной натяжке по диагонали и придали им неровную длину, большую – для низких струн, меньшую – для струн высокого регистра.[6]

В 17-18 веках в стремлении усилить слабый звук клавикорда инструменты стали делать многохорными, то есть на одну клавишу начали ставить не одну, а несколько струн, приводимых в звучание одновременно. В некоторых образцах количество струн, приходившихся на одну клавишу, доходило до четырех. Другой способ усиления звука клавикорда, использовавшийся мастерами-изготовителями, - увеличение размеров резонансной деки. Одновременно увеличивались и размеры клавиш.

Начиная с 17 века, клавикорд становится в основном немецким музыкальным инструментом. В противоположность мощному, сложному и громоздкому органу и несколько шумному, с острым характером звука чембало, он являлся домашним инструментом, предназначенным для выражения мягких настроений и переживаний. Считалось, что человек, освоивший игру на клавикорде, легко будет исполнять произведения и на органе, на клавицимбале, на вёрджинеле и на других клавирах.

И.С.Бах очень ценил клавикорд за его выразительные возможности и большинство своих клавирных произведений, в том числе «Хорошо темперированный клавир», композитор написал именно для клавикорда. Сын композитора – Карл Филипп Эммануил – считался величайшим исполнителем своего времени на данном инструменте. Именно он первым изобрел прием колебания и покачивания звука (beben), стал применять фермато, морденто, двойной триллер и другие украшения для клавикорда. Свой опыт игры на клавикорде Ф. Э. Бах изложил в большом трактате "Опыт правильного способа игры на клавире" (1753-1762). Это была первая подробная техническая книга для клавиристов.

В противоположность клавикорду, сохранившему на протяжении столетий свою прямоугольную форму почти без изменений, клавицимбалы (прообраз клавесинов) уже вскоре после их возникновения начали претерпевать изменение формы. Первоначально они имели крыловидную форму. Это было вызвано неравной длиной струн, необходимой для низких, средних и высоких тонов.

В отличие от клавикордов в клавицимбалах с самого начала использовалась так называемая "свободная конструкция", то есть число струн равнялось количеству клавиш.

В то время как клавикорды сохранили основную форму и общее для всех западноевропейских стран название, инструменты с крыловидной формой корпуса, получили множество разнообразных названий. В Италии - клавичембало (clavicembalo) или гравичембало (gravicembalo), во Франции - клавесин (clavecin), в Англии - арпсихорд (harpsichord), в Германии – флюгель (Flugel) или кильфлюгель (Kielflugel), в Голландии – клавицимбал (klavicimbel), в России - клавицимбал или клавесин – все это синонимы слова «клавесин». К тому же семейству принадлежат многоугольный спинет (ит. Spinetta [спинета], франц.epinette [эпинете]), прямоугольный вёрджинал (англ. virginal), струны которых расположены, соответственно, под углом к клавиатуре или параллельно ей, и вертикальный клавицитериум.[7]

Клавесин - клавишный струнный музыкальный инструмент. Он имеет форму продолговатого треугольника. Его струны расположены горизонтально, параллельно клавишам. Клавесин отличается от клавикорда более громким звуком. Главная особенность звукоизвлечения на клавесине заключается в том, что на заднем конце клавиши установлен так называемый «прыгунок». В верхней его части закреплена специальная пластинка – плектр. Когда музыкант нажимает на клавишу, задний ее конец поднимается, «прыгунок» движется вверх, а плектр защипывает струну. Если клавишу отпустить, освобождающий механизм позволит язычку вернуться в исходное положение под струну, не задев её. Для изменения силы и тембра звука используются ручные и ножные переключатели. В отличие от клавикорда, звук, издаваемый клавесином, не меняется в зависимости от силы нажатия клавиши. В 15 веке диапазон клавесина составлял 3 октавы, в 16 веке он расширился до 4 октав, в 17 веке – до 5 октав.

Сравнение богатого тончайшими оттенками клавикорда и сухо и остро звучавшего клавесина (клавицимбала) было в пользу первого. И поэтому музыканты и мастера, пытаясь внести в звуки «оперенных» клавиров разнообразие и гибкость, стали создавать многоклавиатурные инструменты, а также использовали регистры, которыми играющий мог управлять по своему желанию.

Самое раннее упоминание клавесина относится к 1397 году. Первое подробное описание инструмента дал голландец Арно из Зволле около 1445 года. Большинство сохранившихся клавесинов 16 века были изготовлены в Италии в Венеции. Важнейшим центром производства клавесинов в Северной Европе был Антверпен. С 1590-х там производились клавесины с двумя мануалами (клавиатурами). Типичный немецкий или нидерландский клавесин 18 века имеет два мануала (клавиатуры), два набора струн 8` регистра и один набор струн 4` регистра (звучащих октавой выше), которые могут использоваться по отдельности или совместно, а также механизм копуляции мануалов. В тоже время в Гамбурге, который стал в 18 веке основным центром производства клавесинов в Германии, изготовляли инструменты с 2` и 16` регистрами, а также с тремя мануалами. Ножные и коленные переключатели регистров появились в конце 50-х годов 18 века.

Спинет работы Аннибале Росси (Милан, 1577год). Лондон, Музей Виктории и Альберта
При этом сами инструменты представляли шедевры не только музыкального, но и прикладного искусства. Например, в отделке спинета итальянского мастера Аннибале ди Росси 1577 года содержится 1928 вставок из жемчуга, драгоценных и полудрагоценных камней, а каждая «черная» клавиша так называемого «вёрджинела королевы Елизаветы» составлена из 250 кусочков различных ценных пород дерева, серебра и слоновой кости[8].

Примечательно, что у многих клавесинов, спинетов и клавицимбалов того времени использовались черные клавиши вместо современных белых и белые клавиши вместо современных черных. По преданию считалось, что аккуратная нежная рука музицирующей дамы выигрышнее смотрелась на фоне именно темных клавиш.

Если употребление клавикордов в большинстве случаев ограничивалось пределами домашней обстановки, то клавесин (клавицимбал) имел большое общественное значение как концертирующий инструмент в камерном ансамбле и оркестре. Его довольно значительная звучность, в особенности если он имел два или три мануала, и достаточное число регистров и звуковых комбинаций, часто были использованы в оркестре того времени. Дирижер оркестра (раньше он назывался - капельмейстер) садился за клавесин (клавицимбал), стоящий в центре оркестра, и подыгрывал существенные элементы гармонической и отчасти мелодической основы произведения. Давая ритмическую основу исполнявшейся музыки, он помогал держать ритм и остальным музыкантам оркестра, ведя их за собой. Ведь в те времена еще не было общепринято, чтобы капельмейстер становился перед оркестром и взмахами рук и палочки давал ритм и оттенки исполнения.

Несмотря на свою яркость и «концертность», звук клавесина достаточно быстро затухал. На нем трудно было исполнять певучие произведения. Во многом из-за этих ограничений в начале 19 века клавесин практически вышел из употребления, уступая свое место более выразительному фортепьяно. Считается, что в 1809 году фирма Киркман выпустила свой последний клавесин. Хотя следует отметить, что на рубеже 19 -20 веков началось возрождение культуры игры на клавесине. Однако былого распространения этот инструмент не получил.

 

Глава 4. Рождение фортепьяно.

Фортепиано, фортепьяно (старинное русское — фортепьяны; нем. Fortepiano, Hammerklavier (хаммерклавир), Klavier (клавир), франц. и англ. piano (пьяно), итал. Pianoforte (пьянофорте), - собирательное название семейства клавишно-струнных музыкальных инструментов, снабжённых молоточковой механикой. Сочетание итальянских слов piano (тихо) и forte (громко) встречалось и до изобретения фортепьяно: на клавесине нижняя клавиатура всегда даёт более громкое и яркое звучание по сравнению с верхней и уже в конце 16 века эти термины иногда фигурировали в названии сочинений для клавесинов (например, соната для клавира Дж. Габриели - Sonata piano e forte, 1597). Фортепьяно получило своё название не потому, что оно явилось первым клавишным музыкальным инструментом, на котором можно было играть piano и forte, a потому, что при игре на нем стал осуществим постепенный переход от одного динамического оттенка к другому. Следует отметить, что изначально звук у хаммерклавиров (фортепьяно) был тише клавесинного. Поэтому первоначально новый тип музыкального инструмента получил название – pianoforte, указывая на то, что с его помощью можно извлекать более тихие звуки, чем на клавесине. И лишь к концу 18-го столетия получило распространение более привычное нам fortepiano.

Создание первого фортепиано приписывают итальянскому мастеру Бартоломео Кристофори (1655-1732), с 1698 г. работавшему над созданием молоточкового механизма для клавесина. В 1709 году работу итальянского мастера увидел поэт Сципион Маффеи, чуть позже - в 1711 году - подробно описавший механизм в венецианском журнале. Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком). К статье прилагался подробный чертеж м

Чертеж первого механизма фортепиано Кристофори, воспроизведенный в статье С.Маффеи
еханизма, в котором вместо обычных стерженьков с перышками был применен ряд молоточков, обтянутых на головках лосиной кожей и ударявших по струнам инструмента снизу вверх.

Фортепиано Кристофори 1722г. Национальный музей музыкальных инструментов, Рим (Италия).  
Первые инструменты Кристофори не сохранились. До настоящего времени дошли три работы мастера более позднего периода. Они находятся в Нью-Йорке, Риме и Лейпциге.

Исследования показывают, что помимо Бартоломео Кристофори изобретателями фортепьяно можно считать еще двух человек. Так в 1716 году в Париже был представлен молоточковый механизм для игры на клавесине, придуманный французом Жаном Мариусом. Однако механизм Мариуса, названный им «клавесином с молоточками» (clavecin a maillets), обладал существенным недостатком: в нем не было демпферов.

Куда более успешная участь ждала изобретение 18-летнего немецкого музыканта Кристофа Готлиба Шрётера из Дрездена. По преданиям в 1717 году Шрётер разработал принципиально другой механизм, в котором молоточек, укреплённый на конце клавиши, подбрасывался и ударял по струне (Prellmechanik).Система его механизма распространилась в Германии помимо его воли и участия, причем авторство зачастую приписывали другим лицам. Вследствие этого Шрётер дважды (в 1738 и 1763 годах) выступает в печати с протестом, рассказывая, каким путем и когда он пришел к мысли о сооружении молоточкового механизма.

Примечателен тот факт, что в Германии долгое время изобретение фортепьяно приписывали немецкому мастеру изготовления органов, клавикордов и клавесинов Готтфриду Зильберману (1683-1753). Известно, что он был другом придворного поэта Кёнига, который опубликовал в Гамбурге в 1725 году перевод статьи Маффеи об изобретении Бартоломео Кристофори. Считается, что таким образом Зильберман познакомился с конструкцией механизма, придуманного итальянцем. Однако первые инструменты немецкого мастера были не совсем удачны. Представленный на суд И.С.Баха в 1726 году экземпляр был раскритикован маэстро клавирной музыки из-за слабых дискантов и тяжелого туше. Самолюбивый Зильбарман продолжил работу над совершенствованием инструмента. В 1735 году он выпустил новый улучшенный вариант фортепьяно. Этот экземпляр оказался более удачным, и уже в 1746 году император Фридрих II приобрел у Зильбермана для своего двора три, а в следующем году еще три инструмента. В 1747 году престарелый И. С. Бах посетил Фридриха II, играл в его дворце на зильбермановских фортепьяно. Инструменты настолько понравились маэстро, что он согласился стать коммерческим представителем Зильбермана по продажам хаммерклавиров[9]. Ободренный этим отзывом Баха Зильберман до конца своей жизни продолжал строить инструменты, впоследствии заслужившие также одобрение В. А. Моцарта.

Распространению пианофорте во второй половине 18 века способствовали и музыканты, активно сочинявшие произведения для нового типа музыкального инструмента. В 1753 году Карл Филипп Эмануил Бах публикует свое сочинение "О том как правильно играть на клавире", в котором похвально отзывается о "новом форте-пиано". Благодаря этому труду Карл Филипп Эмануил Бах считается основателем фортепьянной музыки и вдохновителем таких музыкантов, как Вольфганг Амадей Моцарт, Йозеф Гайдн и Людвиг ван Бетховен.

А в 1767 году в Лондоне с первой публичной демонстрацией фортепьяно выступает другой сын И. С. Баха - Иоганн Кристиан. Это позволило широкой публике узнать звуковые качества и возможности нового инструмента и показало, что фортепьяно может обладать достаточной мощностью для заполнения звуком даже больших аудиторий.

«Подрасывающий» механизм Штайна 1770 года – «немецкая механика» фортепиано.
В процессе популяризации фортепьяно эволюционирует и сам инструмент, создавая новые возможности для реализации мастерства и таланта композиторов и исполнителей. Так, в 1770 году Йохан Андреас Штейн разработал механизм, в котором головки молоточков располагались на клавишных рычагах. При нажатии на клавишу, крючковидный отросток молотка, зацепляясь за зазубрину освободителя, заставляет длинное плечо молотка с головкой подскакивать вверх к струне. Весь механизм отрегулирован таким образом, что клювик короткого плеча молотка выскакивает из зазубрины освободителя в тот момент, когда головка молотка касается струны. После этого молоток падает вниз, давая струне возможность колебаться и звучать. «Подбрасывающий» механизм Штейна, являясь, по сути, усовершенствованным механизмом Шрётера, позволял пианисту с большей лёгкостью исполнять виртуозные произведения.

«Подбрасывающий» механизм Штейна (Prellungenmechanik) получил название «немецкой механики», хотя справедливости ради следует заметить, что такое название используется преимущественно в германоязычной музыкальной литературе. В то время как в остальных странах механизм Штейна зачастую именуют «венской механикой». Сами же немцы «венской механикой» называют механизм, предложенный Андреасом Штрейхером.

Усовершенствованный механизм Штрейхера. Oberschlägige Mechanik («венская механика»)  
В 1794 году А. Штрейхер, работавший в Вене, пользуясь советами Людвига Бетховена, с которым мастер был дружен, создал на основе фортепьяно с механикой Штейна более совершенную, звучную модель с применением так называемой Oberschlägige Mechanik. В механизме Штрейхера молоточки ударяли по струнам сверху. В усовершенствованном виде "немецкий", или "венский" механизм применялся при создании инструментов в Австрии и Германии почти до середины 19 века, сыграв значительную роль в развитии фортепьянной музыки Венской классической школы. Именно на фортепьяно с «венской механикой» сочинял и исполнял свои произведения Вольфган Амадей Моцарт.

Производство фортепьяно получило свое развитие и в Англии. Первые пианофорте в Англии начинают выпускать на фабрике арпсихордов (клавесинов) Джекоба Киркмена, основанной в 1720 году. Большинство английских производителей того времени пошли по пути модернизации производства клавесинов. Из-за этого первые английские инструменты были весьма громоздкими. Использовавшийся в них «толкающий» (Stossmechanik) молоточковый механизм, изобретенный Кристофори, был неповоротлив и издавал хоть и мощные, но лишенные «немецкого» и «венского» изящества звуки.

L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAFnGbxsYA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQUsDMRCF74L/IYzgRWxWLaWsTUspCtpL6bYXb8Nm ulndTJYk267/vnMQvM3w3rz3zWI1+k6dKaY2sIGnSQGKuA625cbA8fD+OAeVMrLFLjAZ+KUEq+Xt zQJLGy68p3OVGyUhnEo04HLuS61T7chjmoSeWLRTiB6zrLHRNuJFwn2nn4tipj22LA0Oe9o4qn+q wRvYTb927mE4vW3X05f4eRw2s++mMub+bly/gso05n/z3/WHFXyhl19kAL28AgAA//8DAFBLAQIt ABQABgAIAAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10u eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5y ZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFw ZXhtbC54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAFnGbxsYAAADbAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJz L2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIsDAAAAAA== " stroked="f">

«Английская маханика»
В 1764 году голландский мастер Америкус Бекерс, работавший в Лондоне, совершенствует «толкающий» механизм Кристофори. В обновленном варианте инструмент вскоре приобретает общее признание и проникает в Европу под названием "английского механизма". А в 1777 году Стодарт значительно совершенствует механизм системы Бекерса и берет патент на новую конструкцию. В результате усовершенствования «английский» механизм получил еще более точную регулировку удара и репетиции.

Инструменты, созданные конце 17 – начале 18 века на фабрике Джона Броудвуда с использованием «английской механики», пользовались огромной популярностью среди ведущих композиторов и исполнителей того времени благодаря великолепному мощному звучанию.

В 19 веке, благодаря стараниям ведущих европейских мастеров, фортепьяно было значительно усовершенствованно и стало доступным для широкой публики. Одновременно фортепьяно стало играть ведущую роль во многих областях музыкального искусства.

«Механика с двойной репетицией» С.Эрера.
Развитие техники игры на фортепьяно в начале 19 века потребовало большей подвижности фортепьянной механики. В 1821 году Себастьен Эрар в Париже создал инструмент, имевший механизм с двойным ходом. «Механика с двойной репетицией» (фр.- «double échappement», нем. - Repetitionsmechanik)[10] допускает повторные удары по струне без полного возвращения клавиши в исходное положение, а лишь при частичном её поднятии. Использование подобного механизма существенно обогатило технические возможности инструмента. Чувствительность клавиатуры и механизма к быстрым движениям музыканта заметно увеличилась. На основе нового принципа устройства молоточкового механизма был создан целый ряд вариантов репетиционной механики. Наиболее удачными являются системы Ю. Блютнера, Эрара - Герца, Лангера, Стенуэя, Бехштейна, А. Фёрстера.

Среди других важных технических инновации фортепьяно 19–20 века следует упомянуть следующие.

Железная рама. Применение железной рамы стало окончательным решением проблемы структурной целостности, поскольку части инструмента постепенно становились многочисленными и более массивными.

Стальные струны. В 1812 году немецкий фабрикант Крупп выпустил струны из особой стали, которые были значительно прочнее употреблявшихся ранее железных. Началась повсеместная борьба за мощность и красоту звука, связанная с утяжелением струн и увеличением их натяжения.

Чувствительные молоточки. Тяжелые и тугие стальные струны требовали, чтобы более мягкий тип молоточка поддержал хорошее качество тона.

Педали. В современных фортепьяно присутствует две или три (реже ― четыре) педали. В более ранних инструментах для тех же целей использовались выдвижные рычаги, которые пианист должен был нажимать коленями.

Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать.

Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной).

Средняя (или третья, так как исторически она была добавлена последней) педаль у рояля служит для задержки избранных демпферов в поднятом состоянии. Сегодня эта педаль присутствует у большинства роялей и отсутствует у большинства пианино.

В России фортепьянное дело было прежде всего связано с Петербургом. Только в 18 веке там работало свыше 50 фортепьянных мастеров. На развитие фабричного производства фортепьяно первой половины 19 века повлияла деятельность первого российского фортепьянного фабриканта, поставщика императорского Двора английского мастера Г. Феврие, немецких мастеров И.-А. Тишнера (его рояли высоко оценил М. И. Глинка), К.-И. Вирта (его инструменты нравились А. С. Даргомыжскому, а также К. Шуману)[11]., А.-Х. Шрёдера, И.-Ф. Шрёдера и, с 1840 г., бельгийца Г.-Г. Лихтенталя. На сегодняшний день известны имена более 700 фортепьянных мастеров, работавших в России до революции 1917 г.[12]

 

Глава 5. История пианино

Современные фортепьяно подразделяются на два вида: рояли - инструменты с горизонтальным расположением струн - и пианино - с вертикальным.

В то время, когда Готтфрид Зильберман работал над усовершенствованием крыловидных фортепьяно, его соотечественник - Христиан Эрнст Фредеричи (1712-1779), построил в 1745 году вертикальный инструмент, названный пирамидальным фортепьяно. По форме и расположению струн и механизма инструмент напоминал клавицитерий. Считается, что это был первый экземпляр пианино. Однако еще в 1742 году из мастерской Иоганна Зохера (нем. Johann Söcher) в Зантхофене (Бавария) вышел подобный инструмент.

Началом эпохи активного развития пианино можно считать 1800 год. В этом году Матиас Мюллер в Вене и Джон Хоукинс в Филадельфии практически одновременно построили так называемое "кабинетное фортепьяно" с массивной железной рамой. Этот элемент конструкции был новым для фортепьянного производства.

Первая половина 18 века прошла под знаком экспериментов в конструкции пианино. В 1807 году в Лондоне изобретатель "ирландской" системы демпферов Саутуэлл построил кабинетное фортепьяно с объемом в шесть октав. В 1811 году Роберт Уорнум (Лондон) применил к такому инструменту натяжку струн по диагонали, а два года спустя построил подобный инструмент, но с натяжкой струн в вертикальном направлении. В 1821 году Саутуэлл взял патент на приспособление, усиливающее звук в пианино. Через год лондонский фабрикант Коллард применил в пианинном механизме принцип частичной репетиции удара.

Пианино Ю.Блютнера
Однако, несмотря на все эти попытки, не было найдено правильной конструкции ударно-молоточкового механизма, обеспечивающего подвижность и легкость игры. Поэтому годом истинного рождения пианино-подобного инструмента, построенного на правильных технических основах, специалисты считают 1826, когда Уорнум сконструировал механизм с применением оттягивающих молотки ленточек (бентиков), устройства глушителей и диагональной натяжки струн, усовершенствованное в 1831 году уже знакомым нам Штрейхером.

Первое время производство кабинетных инструментов было сосредоточено главным образом в Англии, в то время как на Европейском континенте продолжали господствовать пирамидальные и жирафовые фортепьяно.

На первых порах своего существования пианино изготавливались с обилием внешних украшений. Но постепенно они приобрели всем известный скромный, чернополированный или коричневый облик.

 

Глава 6. Электрическое и цифровое фортепьяно.

Открытие электричества в конце 19 века внесло свою лепту в развитие фортепьяно. По своей сути электрическое фортепьяно - электромеханический музыкальный инструмент. Он создает звук механически, после чего звуки преобразуются в электрические сигналы с помощью специального устройства - звукоснимателя. Способы формирования звука отличаются от модели к модели. В одних инструментах это происходит от удара молоточка по специальным плоским стальным язычкам, в других – по вибрирующим вилкам, напоминающим камертон, в третьих – по струнам, похожим на струны механического фортепьяно.

Первые электрические фортепьяно были изобретены в конце 1920-х годов[13]. Но настоящую популярность среди музыкантов они получили с 50-х годов 20 века. Во многом это была заслуга Бенжамина Франклина Месснера. Еще в 1931 году Месснер запатентовал конструкцию фортепьяно без деки, производящего звук с помощью звукоснимателей и усилителя, а позже отказался и от струн, заменив их металлическими язычками. Идеями Месснера заинтересовалась крупная американская компания Wurlitzer (Вурлитцер), которая приобрела патенты Месснера и права на его конструкцию электропиано. Первая серийная модель электропиано Wurlitzer была выпущена в 1954 году. В ней использовалась миниатюрная версия рояльной механики: молоточки ударяли по металлическим язычкам, колебания которых переводились в электрический сигнал с помощью электростатических звукоснимателей. Имелась педаль сустейна, которая действовала как у традиционных фортепьяно, поднимая демпферы, а также встроенные усилители и динамики.

Электромеханическое пиано Rhodes (Родес) было и остается самым известным и популярным из инструментов этого типа. Его изобрел в 1942 году американец Гарольд Родес (1910-2000). По мнению многих музыкантов «родеспиано» обладает одним из самых узнаваемых тембров в популярной музыке последних сорока лет.

Своим удивительным звучанием инструмент обязан смешанному электромеханическому принципу звукообразования. Идея Гарольда Родеса состояла в следующем: генерировать звук за счет преобразования механической энергии колебаний в электрическую. При нажатии клавиши молоточек ударяет по вибратору, похожему формой на камертон, а колебания вибратора возбуждают ток в электромагнитном звукоснимателе (принцип работы которого аналогичен электрогитарному звукоснимателю).[14]

Электрические фортепьяно Yamaha, Baldwin, Helpinstill и Kawai фактически настоящие рояли и пианино со струнами и молоточками: в них используется механизм преобразования вибрации струн в электрический сигнал с помощью специальных устройств – звукоснимателей.

Звучание большинства электрических фортепьяно значительно отличается от акустических инструментов, также как звучание электрических гитар отличается от акустических, в связи с чем электрическое фортепьяно не стало просто портативным фортепьяно, к которому можно подключить усилитель, а приобрело собственную музыкальную идентичность.

Пик популярности электрических фортепьяно пришелся на 70-ые годы 20 века. Движущим фактором их развития и распространения стало широкое использование «электричества» в популярной музыке. Однако, начиная с 80-х годов 20 века, электрические фортепьяно стали вытесняться электронными (или цифровыми), которые могли воспроизводить звуки фортепьяно, не используя движущихся частей. В настоящее время цифровые электронные сценические фортепьяно вытеснили большинство оригинальных электромеханических инструментов, благодаря размерам, весу и универсальности.

Электронное или цифровое фортепьяно — электронный музыкальный инструмент, имеющий клавиатуру фортепьяно и воспроизводящий звучание акустических фортепьяно. Может иметь корпус пианино, электронного пианино или рояля.

В нестираемой памяти цифрового фортепьяно хранятся предварительно записанные образцы звуков (семплы), полученные при нажатии каждой из клавиш акустического (обычного) фортепьяно.

Для каждой клавиши в цифровом фортепьяно установлен один или несколько датчиков, фиксирующих динамику скорости нажатия клавиши. Специальный микропроцессор цифрового фортепьяно изменяет звуковой семпл данной клавиши в соответствии с динамикой её нажатия (делает звук семпла громче или тише, длиннее или короче, ярче или мягче), после чего полученный звук воспроизводится через встроенные динамики цифрового пианино или через подключённую внешнюю акустическую систему. Данный процесс повторяется для каждой нажатой клавиши. В некоторых моделях цифровых пианино к семплу также могут применяться цифровые фильтры для получения звуковых эффектов (эффекта эхо, реверберации и т. д.) и изменения громкости отдельных частотных полос звука (эквалайзер). Алгоритмы изменения звукового семпла микропроцессором являются одной из главных технологических тайн при разработке цифровых фортепьяно.

Заключение

Как показало наше исследование, фортепьяно имеет очень давнюю историю. Поиск истоков его происхождения приводит нас в древний Египет и античную Грецию, где были созданы гидравлос и монохорд. История создания монохорда позволяет утверждать, что к рождению фортепьяно причастна математика. Ибо Пифагор построил однострунного «прапрапрадедушку» фортепьяно в первую очередь для проведения своих математических экспериментов!

Кто первым придумал использовать клавиши в струнных инструментах доподлинно неизвестно. Известно точно, что первое упоминание о подобном музыкальном инструменте датируется второй половиной 12 века. В средние века в Европе получили широкое распространение клавиры, к которым относят клавикорды и клавесины. Принципиальное отличие в музыкальных механизмах этих инструментов заключается в том, что в клавикорде воздействие на струну после нажатия клавиши осуществляется с помощью прикрепленного к ней специального «гвоздя» - тангета, а в клавесине звук издается в результате «защипывания» струны расположенным на заднем конце клавиши специальным пером – плектром. В результате звук, издаваемый клавикордом, был певучим, камерным, но тихим. Клавесин же издавал громкие, резкие звуки, которые достаточно быстро затухали. В странах Европы клавесин называли по-разному: в Италии - клавичембало или гравичембало, в Англии - арпсихорд, в Германии – флюгель или кильфлюгель, в Голландии – клавицимбал, в России и Франции - клавесин. К этому же семейству принадлежат спинет, вёрджинал и клавицитериум.

Создание первого фортепьяно приписывают итальянскому мастеру Бартоломео Кристофори, который в 1698 году разработал молоточковый механизм для клавесина. Однако известно об этом стало только в 1709 году. Вместе с ним полноправными изобретателями фортепьяно можно также считать Жана Мариуса и Кристофа Готлиба Шрётера. Первый представил свой вариант фортепьяно в 1716 году в Париже, второй - в 1717 году в Дрездене. Причем все три механизма имели разную конструкцию. Долгое время изобретение фортепьяно приписывали немецкому мастеру Готтфриду Зильберману (1683-1753). Однако он построил свою первую модель в 1726 году, использовав чертежи Кристофори. Первоначально новый тип музыкального инструмента получил название – pianoforte, указывая на то, что с его помощью можно извлекать более тихие звуки, нежели на клавесине. И лишь к концу 18-го столетия получило распространение более привычное нам fortepiano.

В процессе популяризации фортепьяно изменяется и сам инструмент, создавая новые возможности для реализации мастерства и таланта композиторов и исполнителей. Так, в 1770 году Йохан Андреас Штейн разработал «подбрасывающий» молоточковый механизм, получивший название «немецкой механики». Примечательно, что в российской литературе механизм Штейна зачастую именуют «венской механикой». В то время как в Германии «венской механикой» называется молоточковый механизм Андреаса Шрётера, представленный им в Вене в 1794 году. Он применялся при создании инструментов в Австрии и Германии почти до середины 19 века, сыграв значительную роль в развитии фортепьянной музыки Венской классической школы. Именно на фортепьяно с «венской механикой» сочинял и исполнял свои произведения Вольфганг Амадей Моцарт.

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.