Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 1. Гидравлос и орган – клавишные «родственники» фортепьяно.





Введение

В сентябре 2012 года я поступила в Царскосельскую музыкальную гимназию им. А.А.Ахматовой на отделение фортепьяно. И мой папа решил купить мне пианино. К процессу выбора папа подошел очень обстоятельно. Мы долго ездили по городу, пытаясь найти подходящий инструмент. Однако два дня хождения по магазинам и комиссионным лавкам не дали результата. Одни инструменты были слишком большими, и не подходили мне по размеру, другие, по мнению специалиста-настройщика, звучали не очень ладно, третьи были весьма дороги. В конце второго дня поисков мой папа сказал: «Когда-то у моей бабушки в квартире стояло очень красивое пианино. Но несколько лет назад, когда в квартире делали ремонт, оно куда-то делось. Надо попробовать разузнать его судьбу». С этими словами папа стал звонить своей тёте.

На вопрос о судьбе бабушкиного пианино, тётя тут же рассказала, что после смерти бабушки инструмент достаточно долго стоял в коридоре квартиры и пылился. Никто из внуков в свое время не проявил интереса к игре на фортепьяно. И когда в начале 2000-х годов папина тётя стала делать ремонт в квартире, то фактически отдала инструмент даром своему коллеге по работе. Услышав этот рассказ, папа посетовал, что в свое время не забрал этот инструмент. Пианино, по словам тёти и папы, было очень красивое. Папина бабушка привезла его в 1968 году из Германской Демократической Республики – страны, которой уже не существует - для занятий музыкой своих дочерей. Инструмент был произведен на знаменитой немецкой фабрике Zimmermann (Циммерманн) в городе Лейпциг. Со слов папиной тёти, он обладал очень приятным звучанием. У него была подъемная верхняя крышка, как у рояля. Кроме того, это было специальное - детское пианино, которое предназначалось для детей младшего и среднего возраста. Папа даже вспомнил, что один из медных гвоздиков, который крепил шильдик производителя к внутренней поверхности крышки клавиш, окислился. В результате одна из букв «M» изначально золотой надписи Zimmermann приобрела зеленоватый оттенок. После этих воспоминаний папа попросил тётю найти телефон её бывшего коллеги, который забрал фортепьяно. К счастью, он с семьей проживал в Пушкине. И буквально через час мы были у него в гостях. В результате переговоров мой папа договорился о выкупе инструмента, и уже на следующий день пианино стояло у меня в комнате. Как сказал папа: «Инструмент» вернулся в семью».





Но никто не знал, чего следует ждать от пианино в музыкальном плане. При первом осмотре выяснилось, что инструмент был сильно расстроен, некоторые клавиши «западали», на крышке клавиш имелись несколько сколов от ударов металлическим предметом. Мы пригласили настройщика. Когда он разобрал инструмент для чистки и настройки, то я увидела множество струн и молоточков, которые при нажатии клавиш издавали приятные звуки. На чугунной раме гордо красовалось фирменное клеймо производителя - Zimmermann. Настройщик провел у инструмента полдня, дивясь искусству немецких мастеров. Когда процесс чистки и настройки был завершен, специалист взял несколько музыкальных аккордов. Его вывод был однозначным: инструмент звучит превосходно.

История семейного пианино произвела на меня неизгладимое впечатление, а внутреннее устройство инструмента – струны и молоточки, вызвали вопросы. Кто придумал эту конструкцию? Почему каждое пианино имеет свое характерное звучание? Почему пианино со временем «расстраивается» и требует настройки? Чем механическое пианино отличается от уже имевшегося у меня цифрового? Так родилась идея этой работы.

Целью настоящего исследования является изучение истории создания и эволюции фортепьяно.

Для достижения поставленной цели в работе:

- рассмотрены история создания и развития клавишных и струнных «прапрапрадедушек» фортепьяно – гидравлоса, органа и монохорда;



- изучены особенности конструкций и звучаний клавишных многострунных предшественников фортепьяно – клавикорда и клавесина;

- подробно исследован вопрос изобретения и развития молоточковых механизмов ранних фортепьяно;

- дано описание «английской», «немецкой» и «венской» механики фортепьяно;

- рассмотрены отличия современного рояля и пианино;

- исследованы основные направления развития электрических и цифровых пианино.

В ходе исследования использовались книги и статьи советских, российских и зарубежных авторов. Наиболее полезными для написания работы оказались труды П.Н.Зимина, Н.Бакеевой, Г.Данилова, А.Федорова, Курта Закса.


 

Глава 1. Гидравлос и орган – клавишные «родственники» фортепьяно.

«Прапрапрадедушкой» современного фортепьяно можно считать гидравлос (hydor - вода, aulos - трубка) или водяной орган (дословно – водяные трубки). По приданиям он был изобретен и построен около 250 года до нашей эры в египетском городе Александрия греческим инженером и механиком Ктезибием. Ктезибий не был музыкантом, его увлекала механика и первыми его изобретениями были гидравлические машины, водяной насос, часы, работающие при помощи воды. Созданный Ктезибием инструмент был, в первую очередь, интересной новой машиной. Но в то же время в нем была музыкально-творческая идея - он стремился освободить исполнителя от чрезмерных напряжений, мешающих искусству. «Его идея проста и гениальна. Заметив трудное дыхание авлетиста (музыканта), глаза которого налиты кровью, а щеки с усилием вдувают воздух в трубку, он стал нагнетать поток воздуха цилиндрическим насосом и сжимать его оригинальным приспособлением, где вода играет существенную роль»[1].

Сущность инструмента состояла в том, что воздух из насоса вдувался в металлическую шаровидную камеру, погруженную в воду. Вода выполняла в гидравлосе вспомогательную функцию – давление столба воды обеспечивало равномерность напора поступающего в трубы воздуха, который накачивался насосами. Гидравлическая машина имела от одного до трех рядов труб, подобие клавиатуры, клавиши которой были на пружинах, поэтому можно было исполнять быстрые последовательности звуков. Каждый ряд труб имел свой определенный тембр. Первой исполнительницей на вновь изобретенном инструменте была супруга Ктезибия - Таис.

Водяной орган стал очень популярен в странах Средиземноморья, а затем и во всей Римской империи. Орган был любимым инструментом римского императора Нерона. Во времена имперского Рима гидравлос входил в состав инструментальных ансамблей, сопровождавших гладиаторские бои. Кроме того, его использовали в театре, на общественных праздниках, в процессиях и цирковых представлениях, на пиршествах и свадьбах знатных людей. Гидравлос сопровождал церемонию присяги при вступлении на государственную должность. Военный устав предписывал участие музыки даже при совершении казни; здесь также использовался гидравлос.

Успех, который гидравлос имел в мире античных народов, окружавших Средиземное море, явился стимулом для его развития. В 1 веке до нашей эры римский инженер и архитектор Марк Витрувий усовершенствовал изобретение Ктезибия. У инструмента Витрувия впервые появились настоящие нажимные клавиши для игры, на которых можно было играть гораздо удобнее.

Гидравлический орган просуществовал примерно до 8- 9 века нашей эры. Однако еще задолго до его исчезновения начались поиски иного технического решения, обеспечивающего ровную подачу воздуха в звучащие трубы. Считается, что орган нового типа был создан в Византии. Инструмент получил название пневматический орган. Он был довольно большого размера. Воздух шёл не прямо в трубы, а собирался в резервуаре из бычьей кожи, куда накачивался двумя мехами типа кузнечных. У нового инструмента по свидетельствам очевидцев был красивый звук, клавиши легко отвечали при нажатии, что давало возможность исполнять подвижную музыку[2].

В начале новой эры в Европе начала распространятся новая религия – христианство. Она принесла с собой новые обычаи. В 4 веке нашей эры церковь запретила пользование органом при богослужениях. Казалось, что для него навсегда наступили черные времена... Однако культурную роль этого инструмента нельзя было так просто вычеркнуть из истории европейской музыки.

По мере распространение христианства в Европе к участию в богослужениях стали все шире привлекать народ для массового хорового пения. Тогда-то и оказалось, что это пение невозможно наладить и организовать без поддержки на инструменте, который хорошо держал строй своих звуков. Применявшиеся в те времена струнные инструменты оказались для этого непригодными из-за слабости звуков; оставалось вспомнить орган. Так в 660 году римский папа Виталий благословил употребление органа во время церковных богослужений. Это, естественно, явилось стимулом к дальнейшему развитию и распространению инструмента[3].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.