Сделай Сам Свою Работу на 5

Святая троица Человечества.





 

Инстинкт бегства по той функции, которую он выполняет у человека, можно назвать инстинктом самосохранения. С инстинктом сексуальности нет никаких проблем - это половой инстинкт или инстинкт размножения. А вот с агрессией у человека все намного сложнее.

Так получилось в русском языке, что семантика слова «агрессия» отягощена отрицательным смыслом. Но если отгородиться от этого, то вполне можно считать, что положительный смысл агрессии – воздействие на окружающую среду таким образом, чтобы обеспечить себе больше пространства и больше питательных веществ. И это делается с целью выживания и развития – себя и вида.

Кстати, по большому счету, настоящей агрессией (в полном понимании этого слова) обладает только человек. Агрессия, которую проявляют животные, направлена на защиту (от хищников или соплеменников). Они никогда целенаправленно не завоевывают окружающее пространство и пищу. Даже если в некоторых обстоятельствах это происходит, то это связано с сиюминутными потребностями разросшейся стаи (стада). А вот человек может делать это даже с сытым желудком.

Инстинкт развития заставляет людей не только завоевывать окружающее пространство, но и настырно лезть все выше и выше по лестнице познания. И ради этого развития Человечество всегда платило огромную цену – кровью и жизнями своих членов (в истории таких примеров масса!) Это положение хорошо иллюстрирует выражение, сказанное кем-то из великих: «Цивилизация – ужасное растение! Оно не растет и не расцветает без крови людей».



Ученые предполагают, что один из этих инстинктов является базовым, а два остальных – его производными. Мы не знаем – так это или не так, но если предположить, что «китом» психики является инстинкт самосохранения, то мы становимся скорее животными, чем людьми, которые ради выживания размножаются и развиваются. Но этот вариант имеет логическое противоречие, которое отсекает необходимость размножения и развития: если человек только животное, которое живет ради самосохранения, то забота о потомстве будет для него не только не нужной, но даже вредной. Ведь существу, которое пришло из ниоткуда и уйдет в никуда, в полной мере наплевать на то - сохранится ли после него жизнь на Земле. Или же сгинет вместе с ним! Да и развиваться для такого существа совершенно не нужно!



Половой инстинкт тоже не может претендовать на то, чтобы считаться «китом» психики. Если инстинкт самосохранения с грехом пополам еще можно втиснуть в это «прокрустово ложе» и считать его производным от полового, то с инстинктом развития это сделать нельзя. Ведь для сохранения потомства очень важны стабильные условия. А инстинкт развития ни в коей мере не может гарантировать это. Он по своей природе предполагает нестабильность.

Вариант, в котором «китом» психики является инстинкт развития, более логичен. И ради развития люди самосохраняются и размножаются. Как нам представляется, инстинкт развития является главным «виновником» того, что люди обрели разум. Подтверждает это то, что когда у людей подавляется агрессивность (как это в настоящее время происходит на Западе), то они отказываются размножаться и самосохраняться. Ты, сынок, конечно же знаешь, что рождаемость там резко снизилась и многие страны захлестнула эпидемия самоубийств.

 

Шире раскрой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрешь. Старайся увидеть мир! Он прекрасней любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи такое - такого зверя нет на свете. А если есть, то он сродни обезьяне ленивцу, которая день - деньской висит на дереве головой вниз и всю свою жизнь проводит в спячке. К черту! Тряхни посильнее дерево, пусть эта ленивая скотина треснется задницей об землю.



Рэй Бредбери.

 

С нашей точки зрения познавательная потребность - эволюционный механизм развивающейся Материи, направленный против застоя и деградации. Новизна есть вечный зов нашего духа, и именно она делает таким привлекательным все, что с нею связано, все ее источники, будь то чужие страны и города, непрочитанные книги, загадки природы, загадки чужой или своей души.

Конечно, можно долго спорить – кто из этих инстинктов главнее! Но для нас это сейчас не так важно. Важно то, что все они вносят свой вклад в развитие цивилизации. Три инстинкта – развития, самосохранения и половой, являются базовыми инстинктами, при взаимодействии которых образуется вся иерархия других инстинктов, своеобразной Святой Троицей психической деятельности. Роль Святого Духа лично мы отдали бы инстинкту развития. Как-то интереснее жить с такой мыслью!

 

 

Все три базовых инстинкта одновременно и примерно с одинаковой силой влияют на то – куда и как будет расходоваться жизненная энергия (особенно на первых порах). И ни один из них не может воздействовать на этот процесс совершенно свободно, вне зависимости от «воли» других инстинктов. Эти инстинкты, соединяясь и взаимовлияя друг на друга, приводят к появлению на втором и третьем «этажах» психики всего многообразия психических актов. На практике нас интересуют только то, как образуются эти верхние этажи психики, так как в процессе воспитания мы своим воспитательными усилиями их-то и формируем в том виде, в котором хотим.

Хотя уже на раннем этапе развития каждый из этих инстинктов может быть подавлен (коммунистические и религиозные фанатики являются примером того, как ради идеи может быть подавлен даже инстинкт самосохранения). А нормальные проявления полового инстинкта и инстинкта развития подавляются сплошь и рядом.

Три базовых инстинкта образуют первый этаж психики. На их основе в процессе развития образуется следующий, более «населенный», этаж психики, который называется императивными потребностями.

Инстинкт самосохранения на нем проявляется в потребностях в еде, воде, воздухе, безопасном окружении, защите и т.д. И оба других инстинкта имеют свои императивные потребности. Например, инстинкт развития проявляется у ребенка в любознательности, в элементах исследовательского поведения уже в первый год его жизни. А половой инстинкт – в элементах влюбленности в мать.

 

«Общественные» взаимодействия инстинктов.

 

Но все эти императивные потребности проявляются в поведении ребенка не в чистом виде, а взаимовлияя друг на друга. И так же, как на первом «этаже», они или усиливают или ослабляют воздействие на поведение ребенка других потребностей. И если ребенку подавить любознательность (или же если мать холодна к проявлениям любви, идущим от ребенка), то и императивные потребности в еде, воде, защите будут проявляться у него немного по-другому, чем в случае, если она не подавляется.

Или же, если потребность в еде удовлетворяется не полностью (например, во время голода), то исследовательское поведение будет направлено только на поиски пищи. Когда желудок пуст – не до любознательности!

В тесноте, да не в обиде?

 

И следующий после императивных потребностей “этаж” психики образуют намного более многочисленные потребности 3 уровня - потребность в жилище, удовольствиях, достижении социального статуса, знаниях, званиях, деньгах, власти и тому подобном. Эти потребности можно назвать «инструментальными», которые обеспечивают выживание в социуме. И действительно, большинство амбициозных мужчин гоняется в этом мире за «физической четверкой»: за деньгами, женщинами, властью и славой. Они четко знают, что это поможет им не только выжить, но и развиться.

Практически полностью этот этаж состоит из «метисов», то есть эти потребности являются результатом смешения императивных потребностей. И ВСЕ они формируются под той или иной степенью влияния всех трех базовых инстинктов.

Уже проявление императивных потребностей зависит от условий среды и воспитания. А уж проявление инструментальных потребностей в полной мере зависит от этого. То есть это уже не только биологически обусловленные, но и целенаправленно сформированные социумом потребности.

И эти потребности могут сформироваться во вполне гармоничном виде, а могут быть настолько изуродованы воспитателями, что увидеть их истинную природу бывает очень трудно. «Качество» этих потребностей зависит от того, в какой форме и когда «воспитующие указания» были внесены в психику человека. Чем позднее они вносятся, тем результат будет зависеть от большего количества условий. Если в самом начале формирования инструментальных потребностей родители могут влиять на ребенка как на мягкую и податливую глину, то на более поздних этапах эта работа напоминает работу скульптора с камнем.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.