Сделай Сам Свою Работу на 5

Финансовые отношения организаций и принципы их организации





Организация (предприятие) - это самостоятельный хозяйствую­щий субъект, обладающий правами юридического лица, производя­щий продукцию, товары, оказывающий услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятель­ности, целью которой является обеспечение общественных потреб­ностей, извлечение прибыли и приращение капитала.

В процессе предпринимательской деятельности у организаций и предприятий возникают хозяйственные связи со своими контр­агентами: поставщиками и покупателями, партнерами по совмест­ной деятельности, объединениями и ассоциациями, финансовой и кредитной системой и т.д., в результате которых возникают финан­совые отношения, связанные с организацией производства и реа­лизацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, фор­мированием финансовых ресурсов, осуществлением инвестицион­ной деятельности. Материальной основой финансовых отношений являются деньги.

Как экономическая категория финансы организаций (предприя­тий) — это система финансовых или денежных отношений, возни­кающих в процессе формирования основного и оборотного капиталов, фондов денежных средств организации (предприятия) и их использования. Они носят распределительный характер и оказывают непосредственное воздействие на воспроизводственный процессе



Финансовые отношения организаций (предприятий) в зависи­мости от экономического содержания можно сгруппировать по сле­дующим направлениям:

- возникающие между учредителями в момент создания органи­зации (предприятия) при формировании уставного (складочного, ак­ционерного) капитала. - между отдельными организациями (предприятиями), связан­ные с производством и реализацией продукции (работ, услуг). - между организациями (предприятиями) и их подразделения­ми —- филиалами, цехами, отделами, бригадами. - между организациями (предприятиями) и их работниками при распределении и использовании доходов, выпуске и размешении акций и облигаций предприятия, выплате процентов по облигаци­ям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций. - между организациями (предприятиями) и вышестоящими орга­низациями, внутри финансово-промышленных групп, внутри хол-динга, с союзами и ассоциациями, членом которых является органи­зация (предприятие). и т.д.



Финансовые отношения коммерческих предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности.

1. Принцип хозяйственной самостоятельности проявляется в том, что предприятие самостоятельно определяет свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств, с целью получения прибыли. Однако государство регламентирует отдельные стороны деятельности организаций и предприятий, устанавливая налоги, нормы амортизации и т.д.

2. Принцип самофинансирования - означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств, банковских и коммерческих кредитов.

3. Принцип материальной заинтересованности диктуется основной целью предпринимательской деятельности - получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности присуща коллективам предприятий и организаций, отдельным работникам и государству в целом. обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление.

4. Принцип материальной ответственности - означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и работников. В основном используются пени, штрафы, неустойки, взимаемые за нарушение договорных обязательств, налогового законодательства и т.д.



5. Принцип обеспечения финансовых резервов - связан с необходимостью формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов. Его соблюдение ведет к минимизации рисков, связанных с предпринимательской деятельностью.

Все принципы организации финансов хозяйствующих субъектов находятся в развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие уровню развития производительных сил и производственных отношений.

Цель и задачи финансового менеджмента

Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.

Эффективное управление финансовой деятельностью предприятия обеспечивается реализацией принципов, основными из которых являются:

· интегрированность с общей системой управления предприятием;

· комплексный характер формирования управленческих решений;

· высокий динамизм управления;

· многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений;

· ориентированность на стратегические цели развития предприятия.

Главной целью финансового менеджмента является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что реализует финансовые интересы его владельцев.

Основные задачи финансового менеджмента, направленные на реализацию его главной цели:

1. Обеспечение формирования достаточного объёма финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. 2. Обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объёма финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия. 3. Оптимизация денежного оборота.

4. Обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска. 5. Обеспечение минимизации уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли. 6. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития.

Финансовый менеджмент как управляющая система характеризуется наличием определённых субъектов управления. Современная практика финансового менеджмента позволяет выделить три основных группы таких субъектов:

· собственник предприятия;

· финансовый менеджер широкого профиля;

· функциональный финансовый менеджер.

Собственник предприятия самостоятельно осуществляет функции финансового управления, как правило, на малых предприятиях с небольшим объёмом финансовой деятельности. В этом случае в привлечении для осуществления этих функций специалиста - наёмного работника нет необходимости.

Финансовый менеджер широкого профиля является специалистом – наёмным работником, осуществляющим практически все функции финансового управления предприятием. Такие специалисты используются в основном на предприятиях для общего руководства финансовой деятельностью.

Функциональный финансовый менеджер является узким специалистом – наёмным работником, осуществляющим специализированные функции управления в одной из сфер финансовой деятельности предприятия. Современная зарубежная и отечественная практика выделяют следующие формы специализации функциональных финансовых менеджеров:

а) менеджер по управлению инвестициями предприятия (“инвестиционный менеджер”);

б) менеджер по управлению денежными потоками предприятия (“кэш - менеджер”);

в) менеджер по управлению финансовыми рисками предприятия (“риск – менеджер”);

г) менеджер по антикризисному финансовому управлению предприятием при угрозе банкротства (“антикризисный менеджер”) и некоторые другие.

 

Стоимость бизнеса

Для выбора адекватного стандарта стоимости бизнеса такой основной признак - источник формирования дохода. Всего выделяется два источника формирования дохода при использовании предприятия:

1. доход от деятельности предприятия;

2. доход от распродажи активов предприятия.

Соответственно этому выделяется два вида стоимости:

1. стоимость действующего предприятия. Эта стоимость, отражающая первый источник дохода, предполагает, что предприятие продолжает действовать и приносить прибыль;

2. стоимость предприятия по активам. Эта стоимость, отражающая второй источник дохода, предполагает, что предприятие будет расформировано или ликвидировано, т. е. предприятие оценивается поэлементно.

Вот наиболее часто применяемые виды (стандарты) стоимости, отражающие источники образования дохода:

1. обоснованная рыночная стоимость - этот вид стоимости отражает оба подхода и соответствует максимуму из стоимостей, полученных двумя подходами;

2. инвестиционная стоимость - это обоснованная стоимость предприятия для конкретного или предполагаемого владельца. Учитывает прирост прибыли от использования ноу-хау, планов реорганизации и другого предполагаемого владельца;

3. ликвидационная стоимость - это обоснованная стоимость продажи активов предприятия за вычетом общей суммы обязательств и затрат на продажу.

При оценке стоимости бизнеса следует учесть, что сумма стоимостей всех отдельных пакетов акций (долей бизнеса) может равняться стоимости предприятия в целом, а может и отличаться от нее. В большинстве случаев сумма стоимостей отдельных пакетов (долей) меньше стоимости всего предприятия, если бы оно было приобретено одним покупателем. Этот факт объясняется тем, что владение предприятием, оцениваемым как единое целое, сопряжено с иными правами и интересами.

Антикризисное управление

Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики их реализации.

Санация как досудебная, так и судебная представляет собой меры по восстановлению его платежеспособности.

Выбор стратегии предотвращения банкротства зависит от системы управления финансами на предприятии. Она в свою очередь определяется стратегическими целями и тактическими задачами предприятия. Основой этой системы должен быть финансовый анализ, по итогам которого предприятие имеет возможность давать регулярную оценку своего финансового состояния. Главные направления этого анализа:

1. оценка состояния имущества предприятия и источников его формирования, а также показателей структуры капитала;

2. оценка состояния оборотных средств, определение их достаточности и на этой основе типа финансового состояния;

3. выявление тенденций, связанных с оборачиваемостью средств на предприятии;

4. определение степени ликвидности и платежеспособности предприятия;

5. выявление тенденций рентабельности.

Главное в стратегии предотвращения банкротства предприятия, в решении проблем ликвидности и платежеспособности заключается в профессиональном управлении оборотными средствами, особенно управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Также немаловажное значение имеют выбор основных направлений амортизационной, инвестиционной, дивидендной политики и политики на рынке ценных бумаг.

Если в результате анализа выявлено кризисное положение предприятия, то необходимо применять меры антикризисного управления.

Целями антикризисных мероприятий должны быть:

1. обеспечение их ликвидности и платежеспособности на основе оптимального сочетания собственных и заемных источников средств;

2. получение прибыли и соответствующего уровня рентабельности, достаточного для удовлетворения всех своих потребностей для основной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Основные мероприятия по санации неплатежеспособных предприятий:

1. внедрение новых форм и методов управления;

2. конверсия, диверсификация, переход на выпуск новой продукции, повышение ее качества;

3. повышение эффективности маркетинга;

4. снижение производственных затрат;

5. сокращение дебиторско-кредиторской задолженности;

6. повышение доли собственных средств в оборотных активах за счет части фонда потребления (особенно в части средств, направляемых на выплату дивидендов) и реализации краткосрочных финансовых вложений;

7. продажа излишнего оборудования, материалов, незавершенного производства, готовой продукции на основе инвентаризации, а также продажа дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;

8. временная остановка капитального строительства;

9. конверсия долгов путем преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочную;

10. изыскание возможностей расширения эффективности экспорта;

сокращение численности занятых; другие мероприятия.

 

Сущность страховании

Страхование является особым видом экономических отношений, призванным обеспечить страховой защитой людей и их деятельность от различного рода опасностей.

Страховую защиту можно определить как осознанную потребность физических и юридических лиц в создании специальных страховых фондов для восстановления имущества, здоровья, трудоспособности и личных доходов как самих участников создания этих фондов, так и третьих лиц. Страховой фонд является экономической необходимостью и представляет собой обязательный компонент общественного воспроизводства в любой экономике. Фонд может формироваться за счет материальных, натуральных, денежных средств, при этом последняя форма фонда наиболее универсальна.

Экономическая сущность страхованиясостоит в создании денежных фондов за счет взносов заинтересованных в страховании сторон и предназначенных для возмещения ущерба лиц, участвующих в формировании этих фондов. Поскольку страховой риск носит вероятностный характер, происходит перераспределение страхового фонда как в пространстве, так и во времени. Таким образом, возмещение ущерба пострадавших лиц происходит за счет взносов всех, кто участвовал в формировании страховых фондов.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплачиваемых ими страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Страховая деятельность (страховое дело) – сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также сфера деятельности страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием. Цель организации страхового дела в РФ – обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении страховых случаев. Задачами организации страхового дела являются:

1. проведение единой государственной политики в сфере страхования;

2. установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории РФ.

Страхование – особый вид экономической деятельности, связанный с перераспределением риска нанесения ущерба имущественным интересам среди участников страхования (страхователей) и осуществляемый специализированными организациями (страховщиками), обеспечивающими аккумуляцию страховых взносов, образование страховых резервов и осуществление страховых выплат при нанесении ущерба застрахованным имущественным интересам.

Страхование бывает государственным и негосударственным.

Государственное страхование — форма организации страхования, при которой страховщиком выступает государственная организация. В настоящее время государственное страхование осуществляется в условиях частичной монополии государства на отдельные виды страхования. Негосударственное (акционерное и взаимное) страхование — страховщиками могут выступать негосударственные юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством России.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.