Принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности
Ф. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве
Воспроизводство основных фондов (ОФ) на предприятии осуществляется путем ремонта действующих основных фондов и замены установленных основных фондов в процессе капитального строительства.
Процесс капитального строительства часто сопровождается расширением основных фондов, введением в строй новых. Финансы обслуживают воспроизводство основных фондов через финансирование ремонтных затрат и финансирование капитального строительства, что чаще называется финансированием капитальных вложений.
Основным по объему мобилизуемых ресурсов является финансирование капитальных вложений. В процессе их функционирования осуществляется обновление и расширение основных фондов, что является условием обеспечения роста промышленного производства на коммерческих предприятиях.
Основные источники финансирования капитальных вложений – собственные финансовые ресурсы коммерческих предприятий.
Прибыль и амортизационные отчисления – основные источники финансовых ресурсов. Существует перечень оборудования, с помощью которого можно проводить ускоренную амортизацию.
Проблемы, связанные с использованием амортизации, и финансирование капитальных вложений:
1.в условиях высокой инфляции, имевшей место на начальном этапе нашей реформы, балансовая стоимость, по которой начислялась амортизация, отставала от реальной стоимости основных фондов, и начисленная амортизация не обеспечивала даже простого воспроизводства;
2.обеспечение целевого использования начисленного износа основных фондов. Начисленный износ должен направляться в амортизационный фонд, который имеет строго целевую направленность. Но только 40 % фонда амортизации используется по целевому назначению. Даже эти 40 % обеспечивают 2/3 всех капитальных вложений, осуществляемых за счет собственных средств;
3.прибыль, которая направляется на финансирование капитальных вложений, не облагалась налогом на прибыль;
4.привлечение средств других предприятий, организаций (входящих в состав объединения), аккумулированных в централизованных фондах.
Методы государственного стимулирования инвестиций:
1. налоговый механизм (льготы по налогу на прибыль);
2. налоговый инвестиционный кредит (предоставляется малым предприятиям);
3. создание государственной инвестиционной корпорации, предоставляющей гарантии инвесторам, вкладывающим средства в важные народно-хозяйственные проекты;
4. новая форма предоставления бюджетных средств на инвестиции. Средства предоставляются предприятиям любой формы собственности, осуществляющим высокоэффективный инвестиционный проект. Средства предоставляются на конкурсной основе на условиях возвратности и долевого участия государства. Условия предоставления средств: 20 % собственных средств направляет предприятие, государство дает 20–50 %, остальное должен изыскать инвестор. Поддержку получают проекты, связанные с развитием экспорта и импортозамещающих производств;
развитие финансового лизинга предполагает закупку основных производственных фондов государством и передачу этих ОПФ в аренду предприятиям и организациям (в основном сейчас применяется для сельскохозяйственных предприятий).
Управление финансами
Управление финансами – это деятельность, связанная с проведением общей финансовой политики государства, направленная на сбалансированность финансовой системы.
Общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и 2 его палаты – Государственную Думу и Совет Федерации. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат.
Задачи Государственной Думы и Совета Федерации:
1.рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и утверждение отчета о его исполнении;
2.рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;
3.установление предельного размера государственного внутреннего и внешнего долга.
Министерство финансов организует и обеспечивает:
1.разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики;
2.составление проекта и исполнение федерального бюджета;
3.разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию рынка ценных бумаг;
4.осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов;
5.осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;
6.разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности в стране;
7.финансирует сферы деятельности.
Задачи оргструктуры Министерства финансов:
1. бюджетный департамент (составляет проект федерального бюджета);
2. отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, сельского хозяйства и т. д.;
3. департамент иностранных кредитов и внешнего i долга;
4. департамент налоговых реформ;
5. департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка;
6. Главное управление федерального казначейства (кассовое исполнение бюджета).
Методы управления финансами
1. Экономические: фискальная политика; финансовое планирование; координация финансовых ресурсов; финансовое регулирование.
Фискальная политика – это меры со стороны правительственных органов по изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику для изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Объектом финансового планирования является формирование и распределение доходов и накоплений, использование различных фондов денежных средств. На общегосударственном и региональном уровнях оно реализуется как бюджетное планирование, а на уровне хозяйствующего звена – как финансовый план предприятия.
Координация финансовых ресурсов на общегосударственном уровне осуществляется через систему дотаций различным звеньям бюджетной системы и посредством субвенциального финансирования.
Финансовое регулирование осуществляется в виде регламентации использования финансовых ресурсов.
2. Административные: 1система амортизационных отчислений;
2система финансовых санкций.
Финансовый менеджмент осуществляет:
1. планирование и прогнозирование финансовой деятельности предприятия;
2. принятие решений по инвестированию средств;
3. координацию финансовой деятельности всех подразделений;
4. проведение операций на финансовом рынке.
5.
Финансовый контроль.
Финансовый контроль – это:
1. контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов;
2. стоимостный контроль, осуществляемый во всех сферах общественного производства и сопровождающий весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления финансовых результатов.
Классификация видов финансового контроля:
1. по времени проведения: а) предварительный; б) текущий; в) последующий;
2. по субъектам контроля: а) президентский; б) органов представительной власти и местного самоуправления; в) органов исполнительной власти; г) финансово-кредитных органов; д) ведомственный; е) внутрихозяйственный; ж) аудиторский;
3. по сферам финансовой деятельности: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой;
4. по форме проведения: обязательный; инициативный;
5. по методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение, ревизии.
Основными органами финансового контроля при представительных органах власти – Совете Федерации и Государственной Думе – действуют:
1. Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и его подкомитеты;
2. Счетная палата РФ. Коллегия Счетной палаты, кроме Председателя и его заместителей, включает 12 аудиторов (по 6 от каждой палаты Федерального Собрания);
3. текущую работу ведут инспектора Счетной палаты, создаваемой в субъектах РФ.
Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, государственным внутренним и внешним долгом, деятельностью ЦБ, эффективностью использования иностранных кредитов, а также выдачей государством кредитов и займов.
Основные формы контроля – тематические проверки и ревизии.
Меры воздействия: предписание; предписание, обязательное для исполнения; приостановление всех операций по счетам.
Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания законов, назначения министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидата на должность председателя ЦБ.
Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и ведомств.
При правительстве действует Контрольно-наблюдательный совет.
Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль по долгу службы: посредством разработки федерального бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования государственных инвестиций, методического руководства организацией бухучета.
Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы федерального казначейства.
Федеральное казначейство включает Главное управление, казначейства субъектов РФ, городов, районов и районов в городах.
Принципы организации финансов экономических субъектов в разных сферах деятельности
Принципы, на основе которых функционируют финансы экономического субъекта:
1. экономическая самостоятельность. Предприятия независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью получения прибыли. Кроме основной деятельности, могут осуществляться финансовые инвестиции долгосрочного и краткосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в создании уставных капиталов других предприятий, хранения денежных средств на депозитных счетах банков. Отдельные стороны деятельности предприятия регулируются государством: уплата налогов, начисление амортизации по установленным нормам и т. д.;
2. самоокупаемость – основополагающий принцип, при котором предполагается полное возмещение текущих затрат, связанных с производством и реализацией, и получение прибыли;
3. самофинансирование – необходимость возмещения за счет собственных источников предприятия не только расходов на текущую деятельность, но и затрат на капитальные вложения, финансирование социально-экономического развития, расходов будущих периодов и т. д. При временной недостаточности собственных средств потребность в них может быть покрыта за счет ссуд банка и коммерческого кредита;
4. материальная заинтересованность определяется основной целью предпринимательской деятельности – получением прибыли. Интересы и государства, и работников могут быть соблюдены рентабельной деятельностью предприятия. Реализация принципа обеспечивается стимулирующей системой налогообложения, высоким уровнем заработной платы, процентов и дивидендов по ценным бумагам;
5. материальная ответственность определяется установленной в законодательном порядке системой финансовых санкций за невыполнение обязательств перед бюджетом, целевыми внебюджетными фондами, банками и другими экономическими субъектами. Для предприятия реализуется в виде штрафов, пеней, неустоек, взимаемых при нарушении условий договоров либо законодательства. При наличии у экономического субъекта долга свыше 100 тыс. руб., если по времени задолженность превышает 3 месяца с даты исполнения, то к нарушителям может быть применена процедура банкротства;
6. обеспечения рисков за счет финансовых резервов;
7. соотношение финансового планирования и коммерческого расчета;
8. необходимость контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия (проявляется через анализ финансовых показателей, контроль за уплатой налогов и т. д.).
Реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами конкретного предприятия.
Необходимо учитывать:
1. сферу деятельности (материальное или нематериальное производство);
2. отраслевую принадлежность;
3. виды деятельности (экспортная или импортная);
4. организационно-правовую форму.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|