Сделай Сам Свою Работу на 5

Взаимосвязь информационной технологии и информационной системы. Эволюция информационных технологий.





 

Информационная технология тесно связана с информационными системами, которые являются для нее основной средой. На первый взгляд может показаться, что определения информационной технологии и системы очень похожи между собой.

Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Основная цель информационной технологии - в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.

Автоматизированная информационная система представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации. Информационная система является средой, составляющими элементами которой является компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства, связи и т.д. Основная цель АИС - организация хранения и передачи информации.

Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии, Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы



Информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В умелом сочетании двух информационных технологий - управленческой и компьютерной - залог успешной работы информационной системы.

Обобщая все вышесказанное, введем несколько более узкие определения информационной системы и технологии, реализованные средствами компьютерной техники.

Информационная технология - совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере.

Информационная система - человеко-компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.

Эволюция ИТ

Истоки и этапы развития информационной технологии.

Информационные технологии можно представить совокупностью трех основных способов преобразования информации: хранения, обработки и передачи. Вся история становления ИТ неразрывно связана со становлением и развитием этих трех способов, прохо­дивших в несколько этапов, которые можно сгруппировать в три революционных периода.



Предварительные этапы развития информационных техноло­гий. На раннем этапе развития общества профессиональные навыки передавались в основном личным примером по принципу «делай как я». В качестве способа передачи информации использовались ритуальные танцы, обрядовые песни, устные предания и т.д., кото­рые реализовывались человеком.

Первый этап развития ИТ связан с открытием способов дли­тельного хранения информации на материальном носителе. Это и пещерная живопись, сохраняющая наиболее характерные зрительные образы, связанные с охотой и ремеслами (примерно 25—30 тыс. лет назад); и гравировка по кости, обозначающая лун­ный календарь, а также числовые нарезки для измерения (выпол­ненные примерно 20—25 тыс. лет назад). Способы хранения инфор­мации подверглись совершенствованию, а период до появления инструментов для обработки материальных объектов и реги­страции информационных образов на материальном носителе составил около 1 млн лет или 1% времени существования циви­лизации. Становится понятно, почему при решении абстрактных информационных задач эффективность человека резко возрас­тает в случае представления информации в виде изображений материальных объектов (использование графических интерфей­сов). В этом случае включаются в работу те области человеческой интуиции, которые развивались в первые 99% времени существо­вания цивилизации.



Второй этап развития ИТ начал свой отсчет около 6 тыс. лет назад и связан с появлением письменности. Эра письменности характе­ризуется появлением новых способов регистрации на материаль­ном носителе символьной информации. Применение этих техно­логий позволяет осуществлять накопление и длительное хранение знаний. В качестве носителей информации на втором этапе разви­тия ИТ до сих пор выступают: камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага. Сейчас этот ряд можно продолжить: магнитные покры­тия (лента, диски, цилиндры и т.д.), жидкие кристаллы, оптические носители, полупроводники и т.д. В этот период накопление знаний происходит достаточно медленно и обусловлено трудностями, свя­занными с доступом к информации (недостаток второго этапа раз­вития ИТ). Знания, представленные в виде рукописных изданий, хра­нятся в единичных экземплярах. Причем доступ к ним существенно затруднен, так как они охранялись специальной кастой — жрецами, которые наделялись исключительным правом монопольного доступа к фонду человеческого опыта и являлись посредниками между нако­пленными знаниями и заинтересованными людьми. Этот барьер был разрушен на следующем этапе.

Первая информационная революция. Начало третьего этапа дати­руется 1445 г., когда Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок, иподводит итог становлению способов регистрации информации. Появление книг открыло доступ к информации широкому кругу людей и резко ускорило темпы накопления систематизированных по отраслям знаний. За три столетия после изобретения печатного станка оказалось возможным накопить ту «критическую массу» социально доступных знаний, при которой начался лавинообраз­ный процесс развития промышленной революции. Печатный ста­нок сыграл роль информационного ключа, резко повысив пропуск­ную способность социального канала обмена знаниями.

Характерным признаком первой информационной революции является то, что с этого момента началось необратимое поступа­тельное движение технологической цивилизации. Книгопечата­ние — это первая информационная революция.

Вторая информационная революция. В1946 г. начинается четвер­тый этап развития ИТ, который обусловлен появлением электрон­ной вычислительной машины (ЭВМ) для обработки информации.

Этой машиной является первая ЭВМ (типа ENIAC), запущенная в эксплуатацию в Пенсильванском университете. Данная машина не имела хранимой программы, которая задавалась путем шнуро­вой коммутации (аналог табуляторов — счетно-решающих машин). Электронно-вычислительная машина UNIVAC (1949) уже исполь­зовала общую память и для программ, и для данных, что обеспе­чивало сохранение программ на носителе (магнитных лентах, маг­нитных барабанах).

К этому времени уже значительная часть населения была занята в информационной сфере.

Характерным признаком второй информационной революции является появление впервые за всю историю развития человече­ства усилителя интеллекта — ЭВМ.

Третья информационная революция. Совершенствование спосо­бов обработки информации вызвало развитие способов передачи информации — появление информационно-вычислительных (ком­пьютерных) сетей. В 1983 г. (пятый этап) Международная органи­зация по стандартизации (International Standard Organization — ISO) разработала систему стандартных протоколов, получившую назва­ние модели взаимодействия открытых систем (Open System Inter­connection — OSI) или эталонной модели взаимодействия откры­тых систем. Модель OSI представляет самые общие рекомендации для построения стандартных совместимых сетевых программных продуктов, служит базой для разработки сетевого оборудования. Появление этого стандарта сыграло важную роль при формирова­нии различных компьютерных сетей, в том числе Internet.

Характерным признаком третьей информационной револю­ции является то, что некоторые авторы, анализируя ИТ, которые используются в сети Internet, сравнивают его с нейронной сетью и обсуждают вопрос о возникновении и развитии нейронной сети планеты и становлении планетарного разума.

Информационный кризис. Основным предметом труда до XX в. являлись материальные объекты. Деятельность человека за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относи­лась к категории «непроизводительные затраты». Экономическая мощь государства измерялась материальными ресурсами, которые оно кон­тролировало. В конце XX в. впервые в человеческой истории основ­ным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран становится информация, появляется принципиально новое понятие «национальные информационные ресурсы», которое вскоре становится новой экономической категорией. Для их создания привлекаются из сферы материального производства дополнительные трудовые ресурсы. Постоянная тенденция перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу является сейчас наиболее заметным, но далеко не единствен­ным симптомом приближающихся «гигантских потрясений», кото­рые получили пока общее и несколько туманное название «инфор­мационный кризис».

Информационный кризис — сложный социально-экономический процесс, подобрать количественные характеристики для описания которого достаточно сложно.

Известны несколько подходов поиска такого описания. Один из них предложил Джеймс Мартин1, известный эксперт фирмы «1ВМ». Суть его сводится к определению интервала времени, в течение которого общая сумма человеческих знаний удваивается (к 1800 г. она удваивалась через каждые 50 лет, к 1950 г. —10 лет, к 1970 г. — пять лет, в настоящее время — один год, а к 2015 г. ученые прогнози­руют — 75 дней). Такое увеличение объемов информации потребо­вало привлечения в сферу информационных услуг дополнительных трудовых ресурсов и оснащения их современными ИТ[2] [3].

Второй подход предложил известный советский астрофизик И. Шкловский. Он показал, что Земля излучает в космос в метровом диапазоне мощность в миллион раз большую, чем 20—30 лет назад. Это излучение обусловлено работой передатчиков радио- и телеви­зионных станций. Таким образом, развитие цивилизации на Земле привело за последние десятилетия к увеличению на шесть (!) поряд­ков такого важного глобального свойства нашей планеты, как мощ­ность ее радиоизлучения. Благодаря деятельности разумных существ, Земля по мощности своего радиоизлучения на метровом диапазоне заняла первое место среди планет, обогнав планеты-гиганты Юпи­тер и Сатурн и уступая (пока!) только Солнцу! И это при условии, что уровень производства энергии на Земле составляет 1020 эрг/с (мощность падающего на Землю потока солнечного излучения — 1024 эрг/с), или 0,01% солнечного фона.

Третий подход введен отцом кибернетики Р. Винером. Он предложил провести границу во времени по равенству расходов из бюджетов стран на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ (НИОКР) в области энергетики (техники сильных токов) и тех­ники связи (слабых токов).

 
 

Таким образом, можно указать по крайней мере три различных признака перехода на качественно новый этап технологического раз­вития — век информации: планетарный, когда человеческая циви­лизация становится наблюдаемой в космическом пространстве (уро­вень радиоизлучения Земли по яркости приближается к солнечному); глобальный, при котором происходит быстрое увеличение темпов удвоения информации; государственный, когда расходы на инфор­матику и технику связи превышают расходы на энергетику.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.