|
Тема 7.1. Основные секторы СКД
Социальное партнерство как действенный фактор развития сферы культуры и досуга, взаимодействия социальных объектов в процессе производства, освоения, хранения и трансляции духовных ценностей, традиций, норм, идей, информации.
Понятие партнера в социокультурной сфере как носителя определенных культурных свойств и полномочий и активного субъекта их реализации в практической деятельности.
Уровни социального партнерства: федеральный, региональный, местный, локальный. Субъекты социального партнерства в современном гражданском обществе: государственный (муниципальный), рыночный (коммерческий) и общественный (неправительственный, некоммерческий) сектора.
Государственный сектор. Федеральные, региональные и местные муниципальные органы управления социально-культурной сферы, выработки и реализации культурной политики, функции и полномочия государственной службы и госслужащих в рамках социального партнерства в области культуры, образования, досуга, спорта и социальной защиты граждан Роль, место и возможности различных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в процессе управления и регулирования социокультурной сферы в рамках социального партнерства.
Рыночный (коммерческий) сектор. Роль и место отечественных и зарубежных предпринимательских структур (фирм, компаний, предприятий) как социальных партнеров в освоении и развитии рынка социокультурных продуктов и услуг Партнерские возможности предпринимательства в сфере туризма, рекламы и индустрии развлечений, гостиничного и ресторанного бизнеса, книгоиздания и книготорговли, видеорынка, народных промыслов и ремесел и т.д. Деятельность коммерческого сектора как социального партнера в развитии социальной защиты, благотворительности и меценатства.
Общественный (негосударственный) сектор. Широкий диапазон входящих в него различных неправительственных и некоммерческих организаций и учреждений: социальных фондов, политических партий, общественных движений и объединений, профессиональных организаций, разнопрофильных общественных клубов и центров и т. д. Специфика общественного сектора как социального партнера, имеющего целью создание условий для культурного саморазвития, поддержку социально значимых направлений и видов культурной деятельности, способствующих развитию политической, исторической, духовно-нравственной, художественной, экологической культуры граждан.
Стратегия и тактика взаимодействия представителей государственного, коммерческого и общественного секторов в решении региональных социокультурных проблем, налаживании контактов и взаимосвязей, в выдвижении законодательных инициатив, разработке и реализации приоритетных направлений развития культурного потенциала региона.
Тема 7.2. Социально-культурные инициативы в сфере досуга
Самодеятельный характер досуга как фактор, диктующий самоуправление досуговой деятельностью. Соотношение в этой сфере "легального" (формализованного, бюрократического) господства, "господства традиционного" (т.е. основанного на вере в святость и незыблемость установленных некогда порядков) и "характерного господства" (добровольное признание массой людей лидера). Доминирование в досуге последнего типа.
Организация массового досуга административно-командной системой, осуществлявшаяся без учета указанной выше тенденции.
Досуг - сфера, где социальная (классовая, сословная) принадлежность личности в значительной мере "размывается". Интеграция интересов главным образом по возрастному принципу в сочетании с принципом включенности личности в общественное производство, гражданскую жизнь. Три основные социовозрастные страты: учащиеся (т.е. лица, готовящиеся вступить в полноценную производственную и общественную жизнь), взрослое население (производительная сила общества); поколение, по возрасту вышедшее "на заслуженный отдых". Взаимоотношения этих страт в сфере досуга (по типологии Маргарет Мид): постфигуративные (старшие учат младших), префигуративные (старшие не только учат младших, но и сами учатся у них), конфигуративные (равнение на сверстников). Нарастающая тенденция к доминированию конфигуративных взаимоотношений, их абсолютизация в молодежной субкультуре.
Досуг как сфера возникновения и развития спонтанных социокультурных инициатив. Самоорганизация отдельных социокультурных слоев и групп в рамках досуга. Воздействие социальных, возрастных, профессиональных, этнических субкультур на содержание досуга и досуговой деятельности.
Элитарная культура и досуговая деятельность. Большие группы или "страты" - творцы и пользователи социально-культурных технологий. Типичные для современного цивилизованного общества социокультурные страты: национальные, субкультурные, политические, эстетические, досуговые, религиозные и другие.
Элита как социокультурная страта. Социологическая и культурологическая сущность стратообразующего понятия "элита". Многозначность и многофункциональность явления "элиты" как современного социокультурного института.
Философия и социально-психологический анализ структурного состава элиты в сфере культуры, образования, досуга. Субъекты, воплощающие социальный портрет элиты.
Типология элитных групп. Духовная элита - слой современной интеллигенции, составляющей ядро столичной и провинциальной культуры. Экономическая элита - высший слой представителей бизнеса и банковского капитала, ее адекватная отраженность в сфере культуры, образования и досуга. Сущность и проявление элиты и элитарности в профессиональных, этнических и других социальных общностях.
Общая характеристика явления: традиционное достояние групп населения, привилегированных в социальном и интеллектуальном отношении, критерий - классика, новейшие образцы духовного творчества, отвечающие ее высоким требованиям. Неоднозначность и противоречивость оценки исторической миссии элитарной культуры и соответствующего ей образа жизни и досуга.
Массовая культура как модель досуговой деятельности широчайших ("низких") слоев общества. Китч - исходный ее уровень, рассчитанный на эмоциональную разрядку "полуобразованных типов" (действительность пропорциональна невежеству и социокультурной инфантильности аудитории) Падение престижа китча в связи с подъемом культурного уровня масс. Попкультура - более высокий в интеллектуальном плане уровень массовой культуры, присущая ей тенденция к восприятию и переработке отдельных фрагментов классики, некоторых се форм, к созданию оригинальных направлений в развитии культурного достояния. Арткультура - театрализация (и соответственно выхолащивание, погашение) стихийных "выбросов" социально-психологической энергии (молодежного бунтарства и т.п.).
Возникновение и развитие "контркультуры", противопоставленной "официальному образу жизни", современному обществу со всеми его социально-экономическими и духовными идеалами Многоплановость контркультур (хиппи, битники, рокеры, панки и др.) Эволюция контркультурного "подполья" от леворадикальности и нигилизма в сторону реформизма, построенного на неогуманистических, экологических и пр. мотивациях. Возникновение на этой почве "альтернативной культуры" как новейшего спонтанного общественного движения, эклектично сфокусировавшего в себе широкий спектр самых различных концепций, ранее возникших движений (экологического, неофеминизма, антиядерного движения, "гражданских инициатив", "новых стилей жизни" и пр.). Построение программы "альтернативного движения" по принципу противопоставления (личности и социума, экономики и экологии, микросреды и макросреды и т.д.). Регуляция социокультурных свойств досуга. Вариативность проявления социокультурных закономерностей (природно-заданных свойств досуга) в зависимости от национальных, экономических, социальных факторов, других ((внешних" условий Целенаправленное влияние на досуговую сферу - содействие проявлению ее закономерностей в наиболее полном выражении.
Основные регуляторы досуга. Административные методы, их значение в блокировке асоциальных явлений, правовом упорядочении досуга, охране физического и духовного здоровья людей. Экономические способы регулирования. "Обвальная" коммерциализация сферы свободного времени, пути нейтрализации ее негативных последствий (государственные целевые программы, спонсорство общественно значимых инициатив, направленное использование свойств рынка). Педагогическое воздействие - процесс формирования досуговой общности, способной в силу своей духовной и волевой развитости, социокультурной сориентированности самостоятельно реализовать в наилучшем варианте потенциал свободного времени.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|