|
Классификация средств СКД
Технические - светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроизводящая, теле, видео, аудиоаппаратура.
Сенсорные - музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, подлинные предметы, реквизит, театральное оборудование, макеты и т.п.
Знаковые - печатная реклама, карты, схемы, печатное слово, графики, символика и т.д.
Динамические - живое слово, разговорное слово, музыка, мимика, диалог и т.п.
Модальные - цвет, объем, пространство, тембр, композиция, и т.д.
Таким образом, средства СКД - это духовные и материальные факторы, источники и инструменты идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувство и поведение людей в условиях свободного времени.
Существует несколько групп методов СКД:
- воспитательные - убеждение, внушение, поощрение (в СКД - метод морального поощрения), наказание, пример… - просветительные - изложение, комментирование, разъяснение, иллюстрирование, демонстрация, тренаж… - исследовательские - наблюдение, опрос, анализ, обобщение, эксперимент, адаптация…
Метод СКД - прием, способ воздействия на участников СКД в условиях свободного времени с целью формирования общественно ценных качеств личности.
Изучение досуговых интересов и потребностей населения. Создание реальной возможности для проявления инициативы и самодеятельности, культурно-досуговой активности людей. Умелая организация актива. Преемственность и согласованность действий. Контроль за осуществлением деятельности. Особенности организации воспитательного процесса в новых условиях хозяйствования. Оперативная и объективная информация на каждом из этапов деятельности. Использование передового опыта и совершенствование педагогической технологии.
Методы социально-педагогического влияния на досуг. Метод - способ целенаправленного воздействия на объект. Субъектно-объектная связь в социально-педагогических методах. Психологические и педагогические их виды (в первом случае обращение в основном к эмоциям, во втором - к разуму). Взаимообусловленность этих видов.
Метод наследования (культивирования) - идейно-нравственная, эстетическая и др. установка, общепринятая норма, правило. Обычай - продиктованный традицией вариант "механического" поведения в стереотипных ситуациях. Значение их в стабилизации материального и духовного достояния, человеческих взаимоотношений, воспитании молодежи. Консерватизм традиций и обычаев, позитивные и негативные стороны этого свойства Возрождение традиций и обычаев в современном массовом досуге (возрождение исконного праздничного календаря и т.п.). Метод внушения - восприятие объектом информации без осмысления се. Внушение непроизвольное и произвольное, прямое и косвенное. В.М. Бахтерев, И.П. Павлов, К.И. Платонов о механизме внушения. Использование этого метода в оздоровительных целях, в спорте, искусстве, педагогике, пропаганде и агитации, в достижении эффекта гипермнезии (сверхзапоминания). Метод зараженности, т.е. гипертрофированного возбуждения в массе людей "стадного чувства", полной отключенности от личного отношения к окружающему (паника, общий экзальтированный восторг и т.п.). Разные стадии зараженности: от подражания, моды до всеобщей исступленности. Широкое применение данного метода в практике современного масскульта, в утверждении его "звезд" и "кумиров". Реальность возникновения в "толпе" нездорового ажиотажа, массовых психологических вывихов, вспышек агрессивности при использовании заражения без должной его организации.
Социально-педагогический метод убеждения - способ сознательного освоения объектом сообщаемых ему знаний, внушаемых чувств Неопровержимость аргументации, логичность изложения информации, авторитет субъекта как важнейшие предпосылки действенности процесса убеждения. Вербальный характер этого метода. Приоритетность его в политике и рекламе. Метод примера - убеждения на наглядных образцах. Достоинства его: сочетание рационального и эмоционального, доступность восприятия Широкое применение примеров в агитации. Метод организации поведения, упражнения, тренинга Его суть - сознательное целеустремленное накопление объектом личного опыта. Обучающие и воспитывающие упражнения, их общее и особенное. Особая приближенность этого метода к специфике досуга, к его деятельному характеру. Методы поощрения и порицания. Требования к ним: обоснованность, опора на общественное мнение, оперативность, гласность, эмоциональное оформление. Выборочное и комплексное использование социально-психологических методов, их разновидностей в зависимости от целей и задач воздействия, особенностей объекта, среды его обитания, ситуаций, в которых он находится.
Изучение досуговой аудитории. Теоретический и эмпирический подход в исследовании, необходимость их сочетания. Принцип репрезентативности выбора объекта. Основные этапы изучения: определение целей и задач, рабочих гипотез предпринимаемой акции; сбор необходимой информации, эмпирического материала; систематизация и анализ полученных данных, формулирование предварительных выводов, их проверка и завершающая корректировка.
Способы социально-педагогического изучения аудитории. Наблюдение (включенное, невключенное, систематическое, эпизодическое, сплошное, выборочное). Беседа как метод изучения объекта. "Свободная" беседа и программированная. Интервью, его особенности. Экспериментальный способ зондирования досуговой общности. Объект базовый и контрольный. Другие способы исследования аудитории: контент-анализ, изучение документов, зрительские, читательские, научно-практические, отчетные и другие конференции.
Варианты определения форм СКД:
" Форма СКД - это досуговое мероприятие. " Форма СКД - способ организации деятельности учреждений культуры и предприятий туризма. " Форма СКД - внешнее выражение содержания СКД. " Форма СКД включает в понятие двоякий смысл:
А) с одной стороны это способ организации досуговой деятельности; Б) с другой стороны способ отбора и подачи театрально художественного материала.
Поэтому в специальной литературе под формой СКД понимаются: дискуссия, лекция, праздник города, Дворец культуры, библиотечный каталог, музейная экспозиция, кинотеатр, клуб любителей музыки, шоу-группа, городской Дом культуры, экскурсия, туристический поход, диалог, монолог и т.д. Однако не все эти явления относятся к формам, поскольку в данном перечне:
1) присутствуют субъекты - Дом культуры, кинотеатр, клуб любителей музыки, шоу-группа; 2) присутствуют средства СКД - библиотечный каталог; 3) присутствуют объекты - шоу-группа, клуб любителей музыки и т.д.
Вывод: в понимании формы СКД существует ряд негативных тенденций:
- расширение границ в понимании форм СКД, когда включаются нехарактерные для СКД явления. Например: формой СКД называют политические выборы, митинги, Дни политических партий и т.п. - сужение границ понятия форм СКД; - подмена понятия форм СКД другими категориями. Например, учреждения культуры и предприятия туризма художественными коллективами, клубными формированиями, формами подготовки и переподготовки кадров (школа профессионального мастерства, курсы повышения квалификации).
К формам СКД можно отнести: собеседование, тематический вечер, утренник, афиша, обзор, встреча… кинопросмотр, фестиваль народного творчества, концерт, конкурс, День города, световая газета, дискотека, вечер отдыха, обряд, выставка. Данные явления объединяют следующее:
- наличие специальных методов; - наличие средств СКД; - использование литературно-художественного материала; - применение документального материала.
Таким образом, форма СКД - структура содержания профессиональной деятельности, учреждений культуры и предприятий туризма, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой.
Вывод: чем крупнее форма СКД, тем больше объем методов и средств, задействованных в ней.
Праздник - самая крупная форма СКД. В нем задействованы все методы и средства СКД, Обширный художественный и документальный материал.
Набор методов и средств определяет характер форм СКД: живое слово, как ведущее средство определяет отбор форм устной рекламы. Печатное слово - наоборот. Методы театрализации - формы художественной рекламы.
Структура форм СКД может стать основой для их классификации. В основу классификации форм СКД могут быть положены следующие признаки:
I. Субъект СКД - формы работы библиотеки (читательские конференции, книжные выставки, обзор литературы); - формы работы клубных учреждений (тематический вечер, вечер отдыха, дискотека); - формы работы парков культуры и отдыха (праздник, карнавал, день отдыха, театрализованные спортивные турниры); - формы работы музея (экскурсия, выставка, экспозиция); - формы работы предприятий туризма (туристическая поездка, экскурсия, туристический поход); - формы работы клубных формирований (встречи, обсуждения, учебные занятия); - формы работы учреждений искусства: театр, филармония, концертный зал (концерт, спектакль, кинодемонстрация, репетиция).
II. Комплексные показатели объектов СКД - формы индивидуальной работы (консультация, собеседование, индивидуальное прослушивание, просмотр материала); - формы групповой работы (вечер встречи, диспут, лекция, доклад); - формы массовой работы (праздник, фестиваль, культурно-спортивная олимпиада).
III. Социально-демографические характеристики СКД 1. По возрасту: - формы работы с детьми и подростками (праздники детских книг, утренник, демонстрация мультфильмов); - формы работы с молодежью (дискотека, обряд совершеннолетия, обряд посвящения); - формы работы с людьми среднего возраста (30-40 лет) (вечер "Для тех, кому за…", Дни профессий); - формы работы с людьми старшего поколения (60 и более лет) (вечер чествования ветеранов, обряд проводов на пенсию, серебряная, золотая свадьбы). 2. По полу: - формы работы с женщинами (конкурс красоты, конкурс моды, кулинарии, Клуб де6ловых женщин); - формы работы с мужчинами (конкурсы, спортивно-военные эстафеты, проводы в армию); 3. По семейному положению: - формы работы с молодыми семьями (консультации психологов, врачей, педагогов, экономиста); - формы работы с семейными людьми ( дни семьи, семейные юбилеи, семейные вечера, Клуб выходного дня, эстафета "Мама, папа и я - спортивная семья"); - формы работы с многодетными семьями (чествование трудовых династий, вечер-портрет, Клуб многодетных семей).
Услуги предприятий социальной сферы
1. Услуги зрелищных предприятий 1.1. Демонстрация кинофильмов 1.2. Показ спектаклей 1.3. Показ концертов 1.4. Показ цирковых представлений 1.5. Экспозиция музеев и организация выставок.
2. Услуги специализированных школ 2.1. Обучение в музыкальных, художественных школах и школах искусства.
3. Услуги ПКиО 3.1. Посещение ПКиО 3.2. Проведение танцевальных вечеров 3.3. Проведение театрализованных праздников, гуляний, карнавалов, концертов и других массовых досуговых мероприятий.
4. Услуги клубных учреждений 4.1. Обучение в кружках и на курсах 4.2. Проведение культурно-досуговых мероприятий: дискотек, концертов, тематических вечеров и т.п. 4.3. Организация коллективного самодеятельного творчества
5. Услуги библиотек 5.1. Индивидуальная работа с читателями 5.2. Организация библиотечных каталогов 5.3. Тиражирование библиотечных материалов
6. Прочие услуги культуры 6.1. Услуги планетариев 6.2. Проведение лекций и докладов 6.3. занятия в институтах культуры 6.4. Показ животных в зоопарках 6.5. Другие услуги
7. Туристско-экскурсионные услуги 7.1. Проживание туристских гостиницах, комплексах 7.2. Проведение туристических походов, поездок 7.3. Проведение экскурсий.
Основные недостатки использования форм и услуг СКД
Издержки теоретических исследований форм и услуг СКС
1) неосмысленна историческая преемственность; 2) не исследованы механизмы формирования форм и услуг СКС; 3) не изучен в полном объеме арсенал форм и услуг; 4) не изучены перспективы развития форм и услуг СКС. Не выявлены механизмы, соотношение спроса и предложения (потребности населения и реально-действующим арсеналом форм и услуг СКС; 5) недостаточно оперативное исследование новых форм и услуг СКС; 6) недостаточно изучен опыт западных стран развитых, рыночных по применению форм и услуг; 7) на практике зарубежный опыт механически переносится на российские учреждения культуры и туристских предприятий. Отсутствуют методики адаптации зарубежного опыта; 8) наметился резкий крен на эксплуатацию платных форм и услуг учреждений культуры и предприятий туризма. В данном случае складывается ситуация, когда продукция предприятий социально-культурной сферы предлагается обеспеченным слоям населения. Нарушается принцип общедоступности. Малообеспеченные слои населения оказываются вне поля зрения предприятий социальной сферы. Организация досуговых мероприятий для данной категории зачастую проходит в виде благотворительных акций. Сокращаются мероприятия для детей, подростков, лиц пожилого возраста. 9) нарушается пропорция между различными группами форм и услуг СКС. На первый план вышли формы и услуги развлекательного характера.
Пути преодоления издержек в развитии форм и услуг СКС
1. Приведение в соответствие основных видов досуговой деятельности населения с предлагаемыми им формами и услугами СКС. 2. Необходимо расширить диапазон применяемых форм и услуг. Небольшие учреждения культуры и предприятия туризма освоили 15-20 форм и услуг, средние - 25-30, крупные - 35-50, отдельные крупнейшие до 100 различных видов форм и услуг. 3. Необходимо более активно осваивать новые формы и услуги СКС. 4. Отбор и приоритетное использование наиболее перспективных форм и услуг СКС. Для этого необходимо произвести прогноз спроса на формы и услуги в ближайшем будущем. 5. Пропорциональное и комплексное применение форм и услуг СКС. Система форм и услуг должна выглядеть следующим образом:
А) группа форм просветительного характера Б) группа форм рекреативно-развлекательного направления В) группа форм, направленных на развитие творческих способностей Г) группа форм, рассчитанных на массовую аудиторию и индивидуальное потребление услуг культуры Д) группа услуг, рассчитанных на основные услуги населения Е) группа услуг, рассчитанных на возрождение национальных культурных традиций Ж) обязательная реализация группы платных услуг.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|