Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные технологии





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

МИКРОЭКОНОМИКА

Направление подготовки38.03.01 «Экономика»

Профиль подготовки «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение» «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения Очная

 

 

Пермь 2014


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели освоения дисциплины......................................................................................................... 3

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО............................................................................... 3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины............... 3

4. Структура и содержание дисциплины........................................................................................ 4

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы...................................................................... 4

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.................................................. 4

4.3. Содержание курса.................................................................................................................. 5

4.4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами............................................................................................................................... 8

4.5. Перечень семинарских, практических занятий или лабораторных работ...................... 9



5. Образовательные технологии....................................................................................................... 9

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 9

6.1. Методические указания студентам...................................................................................... 9

6.2. Примерная тематика курсовых работ................................................................................ 11

6.3. Практические задания для самостоятельной подготовки................................................ 12

6.4. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации 17

6.5. Вопросы для подготовки к экзамену................................................................................. 19

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (основная и дополнительная литература, программное обеспечение и интернет-ресурсы)..................................................... 20

8. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины........................... 21



 


1. Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины «Микроэкономика» – формирование у студентов научного мировоззрения, умения анализировать экономические ситуации и закономерности поведения хозяйственных субъектов в условиях рыночной экономики.

Цели преподавания дисциплины:

- дать студентам фундаментальные знания о том, как функционирует микроэко­но­ми­ка, ка­ковы принципы современной экономической науки, о важнейших проблемах экономики;

- помочь сформировать экономическое мировоззрение будущего специалиста.

Задачи изучения дисциплины:

- дать студентам знания и выработать навыки в области овладения основами эко­но­ми­че­ской теории, необходимыми и достаточными для дальнейшего изучения специальных теоретических и прикладных дисциплин;

- научить использовать понятийный инструментарий для самостоятельного анализа конкретных микро- и макроэкономических процессов, явлений и проблем;

- научить анализировать экономические закономерности с помощью математических моделей и методов;

- привить навыки количественного анализа взаимосвязей макроэкономических показателей.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Учебная дисциплина «Микроэкономика» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин ФГОС ВПО по направлению 38.03.01 «Экономика», профили «Финансы и кредит» и «Налоги и налогообложение». Учебный курс микроэкономики занимает в подготовке бакалавра по экономике одно из главных мест.

Усвоение курса базируется на знаниях, полученных при изучении школьного курса «Экономика» или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования. Освоение данной дисциплины необходимо для последующего изучения профессиональных и профильных дисциплин «Макроэкономика», «Финансы», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Эконометрика», «Деньги, кредит, банки», «Национальная экономика» и др.



 

3. Компетенции обучающегося, формируемые
в результате освоения дисциплины

Выпускник по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК)

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

б) профессиональными (ПК):

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета эко­номических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

- способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- основные закономерности функционирования экономики на микроуровне,

- основные принципы, которыми должны руководствоваться субъекты рыночной экономики в своей практической деятельности;

владеть:

- методологическими подходами к решению различных теоретических и практических проблем,

- методами, применяемыми в экономических исследованиях, инструментарием экономического анализа;

уметь:

- использовать знания, полученные при изучении курса микроэкономики, в будущей практической деятельности,

- решать на практике типичные и нестандартные задачи,

- находить пути и способы эффективного решения возникающих на практике проблем,

- прогнозировать последствия экономической политики, проводимой правительством, а также возможные направления развития различных экономических процессов.

 

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения – очная

Общая трудоемкость дисциплины составляет восемь зачетных единиц, 288 часов.

Вид учебной работы Количество часов
5 лет обучения 3,5 года обучения 3 года обучения
Общая трудоемкость – 8 зачетных единиц
Аудиторные занятия
- лекции
- семинары
Самостоятельная работа
Текущий контроль курсовая работа курсовая работа курсовая работа
Промежуточный контроль экзамен экзамен экзамен

 

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Темы 5 лет обучения 3,5 года обучения 3 года обучения
общая трудоемкость лекции семинары самост. работа общая трудоемкость лекции семинары самост. работа общая трудоемкость лекции семинары самост. работа
Предмет и метод экономической науки      
Процесс производства: материальные потребности и экономические ресурсы. Кривая производственных возможностей      
Собственность в экономических системах      
Рыночная система      
Основы теории спроса и предложения. Эластичность      
Основы теории потребительского поведения      
Производство. Издержки производства
Рынок совершенной конкуренции      
Рынки несовершенной кон­куренции (чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия)
Рынки факторов производства      
Недостатки рыночной системы      
  Всего по дисциплине

Содержание курса

Тема 1. Предмет и метод экономической науки

Возникновение и этапы развития экономической теории. Предмет исследования экономической теории и его эволюция. Теоретическая и практическая значимость изучения экономической теории. Предмет исследования микроэкономики. Применение и границы микроэкономического анализа.

Различные подходы к изучению развития общества и экономики. Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества. Технологический и социально-эконо­ми­че­ский подходы к исследованию экономики.

Методология и методы исследования. Формально-логические методы и приемы познания. Диалектика как метод экономической теории. Экономические модели и эксперименты, развитие системных методов исследования, математические методы. Экономические категории, экономические законы и цели.

Позитивная и нормативная экономическая теория.

Тема 2. Процесс производства: материальные потребности и экономические ресурсы. Кривая производственных возможностей

Понятие потребностей. Различные классификации потребностей. Материальные потребности. Экономический интерес как форма проявления материальных потребностей. Многообразие экономических интересов. Материальные потребности и мотивация к труду. Безграничность материальных потребностей. Удовлетворение материальных потребностей – конечная цель всякой экономической деятельности.

Экономические ресурсы. Классификация экономических ресурсов. Ограниченность или редкость экономических ресурсов. Проблема эффективного использования ограниченных ресурсов для наибольшего удовлетворения безграничных потребностей общества.

Кривая производственных возможностей. Альтернативные (вмененные) издержки. Закон возрастания вмененных издержек по мере роста выпуска продукции.

 

Тема 3. Собственность в экономических системах

Собственность как экономическая категория и юридическое понятие. Взаимосвязь экономического содержания и правовой формы собственности. Частная собственность и мотивация хозяйственной деятельности. Капитал. Эксплуатация. Экономическая теория прав собственности, ее теоретическое и практическое значение.

Государственная собственность, ее необходимость, недостатки, границы, структура в странах с рыночной экономикой.

Проблемы реформирования собственности в процессе перехода к рыночной экономике.

Тема 4. Рыночная система

Разделение труда и его формы. Развитие обмена, возникновение рынка и товарного производства. Понятие рынка. Основные функции рынка.

Модель рыночного кругооборота ресурсов, продуктов и доходов.

Проблемы, которые рынок не может решить. Максимально допустимые границы государственного вмешательства в экономику. Экономически оправданные функции государства и недопустимые его действия.

Экономическая теория прав собственности о рынке и роли государства в рыночной экономике. Исходные пункты экономической теории прав собственности: трансакционные издержки; права собственности; внешние эффекты-экс­тер­налии. Спецификация прав собственности – главное направление экономической деятельности государства.

Теория институционального выбора о необходимости минимального вмешательства государства в экономику.

Тема 5. Основы теории спроса и предложения. Эластичность

Понятие спроса. Закон спроса: Qd = f(Р). Факторы, лежащие в основе закона спроса и обусловливающие нисходящий характер кривой спроса: закон убывающей предельной полезности, эффект дохода, эффект замещения. Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы, влияющие на спрос и обусловливающие сдвиг кривой спроса.

Понятие предложения. Закон предложения: S = f(P). Неценовые факторы, влияющие на предложение и обусловливающие сдвиг кривой предложения.

Рыночное равновесие. Равновесная цена. Равновесное количество продукта. Ситуации избытка продукции на рынке или нехватка ее. Излишек потребителя и производителя.

Понятие эластичности спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене. Оценка эластичности спроса по цене по показателю общей выручки. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. Перекрестная эластичность. Эластичность спроса по доходу. Эластичность предложения. Практическое значение теории эластичности.

Тема 6. Основы теории потребительского поведения

Концепция типичного потребителя. Основные черты и мотивы его поведения.

Полезность блага. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Взаимосвязь закона спроса и закона убывающей предельной полезности. Теория потребительского поведения с позиции кардина­листской теории предельной полезности. Правило максимизации полезности – условие равновесия потребителя. Временной аспект в теории потребительского поведения.

Мир потребительских предпочтений. Кривая безразличия. Предельная норма замещения. Бюджетная линия. Факторы, от которых зависит расположение бюджетной линии. Кривая «доход-потребление», кривая «цена-потребле­ние». Совмещение кривых безразличия с бюджетной линией. Равновесная комбинация, или комбинация, максимизирующая полезность покупателя. Условие равновесного положения покупателя: MRS = Px / Ру. Построение кривой спроса.

Тема 7. Производство. Издержки производства

Факторы производства. Производственная функция. Графическое изображение производственной функции. Изокванты. Изокосты. Равновесие производителя. Понятие краткосрочного и долгосрочного периода. Производство с одним переменным фактором производства (трудом). Средние и предельные продукты труда. Закон убывающей отдачи. Мальтузианская ловушка. Производство с двумя переменными факторами. Предельная норма технического замещения.

Эффект масштаба. Факторы, обусловливающие положительный эффект масштаба и ведущие к отрицательному эффекту.

Два подхода к издержкам производства: экономический и бухгалтерский. Экономические издержки ресурса и фирмы. Внешние и внутренние экономические издержки, нормальная прибыль. Экономическая прибыль. Бухгалтерские издержки и бухгалтерская прибыль.

Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные издержки. Значение концепции предельных издержек. Обратная зависимость между предельной производительностью и предельными издержками, а также средней производительностью и средними издержками, равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Тема 8. Рынок совершенной конкуренции

Четыре модели рынка, их сравнительная характеристика. Рынок совершенной (чистой) конкуренции, его характерные черты, достоинства и недостатки. Два подхода к определению объема производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль или минимальные убытки: 1) сравнение валового дохода и валовых издержек; 2) сравнение предельного дохода и предельных издержек. Условия максимизации прибыли, минимизации убытков и закрытия предприятия в краткосрочном периоде при первом подходе. Правило равенства предельного дохода и предельных издержек (MR = MC) как условие максимизации прибыли или минимизации убытка при втором подходе. Фирма и отрасль: цена равновесия. Максимизация прибыли в долговременном периоде.

Чистая конкуренция и эффективность в долговременном периоде. Условия долго­вре­мен­ного равновесия формы (т. е. максимизации прибыли). Эффективность распределения ре­сур­сов, производственная эффективность. Недостатки рынка совершенной конкуренции.

Тема 9. Рынки несовершенной конкуренции (чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия)

Признаки чистой монополии. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Барьеры для вступления в отрасль. Индекс монопольной власти, индекс Херфиндаля – Хиршмана.

Монополистическая конкуренция: основные черты. Определение цены и объема производства.

Характерные черты олигополии. Две формы поведения олигополий: некооперативная и кооперативная. Ценовая война. Тайный сговор. Лидерство в ценах. Негибкость цен в условиях олигополии. Ценообразование по признаку «издержки плюс».

Ценовая дискриминация. Монопсония. Двусторонняя монополия. Экономические последствия монополизма.

Государственное регулирование рынков несовершенной конкуренции. Регулирование естественных монополий. Цели и основные направления антимонопольной политики. Антимонопольное законодательство России.

Тема 10. Рынки факторов производства

Особая значимость цен на ресурсы и особенности ценообразования на них. Правило максимально прибыльного использования ресурсов. Спрос на экономические ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Факторы, от которых зависят изменения в спросе на ресурс. Проблема оптимального соотношения ресурсов. Правило наименьших издержек. Правило максимизации прибыли. Распределение доходов с позиции теории предельной производительности. Причины неравенства.

Спрос и предложение на рынке труда. Экономическое содержание и уровень заработной платы. Факторы, предопределяющие различия в заработной плате. Заработная плата в условиях совершенной конкуренции. Монополия на рынке труда. Роль профсоюзов на конкурентном рынке труда. Минимальная заработная плата. Стимулирующая или эффективная заработная плата. Жесткость реальной заработной платы и безработица ожидания. Выбор между денежным доходом и досугом работника.

Профсоюзы – монополисты на рынке труда. Двусторонняя монополия.

Капитал и процент. Краткосрочные и долгосрочные инвестиции. Эффективность инвестирования. Дисконтированная стоимость при расчете эффективности инвестиций. Ставка ссудного процента. Роль процентной ставки.

Предложение земли и спрос на землю. Чистая экономическая (абсолютная) рента. Диф­ференциальная рента. Цена земли. Арендная плата. Исторические судьбы земельной ренты.

Тема 11. Недостатки рыночной системы

Несовершенство конкуренции. Неравенство доходов, бедность. Проблемы внешних эффектов. Положительные и отрицательные экстерналии. Частные и общественные блага. Особенности спроса на общественные блага и их предложение. Оптимальное количество общественных благ. Проблема «безбилетника».

 

4.4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи
с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Номера тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. Корпоративные финансы                      
2. Статистика                      
3. Финансовые рынки                      
4. Эконометрика                      
5. Финансовые рынки                      
6. Маркетинг                      
7. Мировая экономика и МЭО                      
8. Финансы                      
9. Экономика организаций                      

4.5. Перечень семинарских, практических занятий
или лабораторных работ

Тема 7. Производство и издержки

1. Факторы производства. Производственная функция. Графическое изображение производственной функции. Изокванты. Изокосты. Равновесие производителя.

2. Закон убывающей отдачи. Графическая иллюстрация закона убывающей отдачи. Условия его действия. Мальтузианская трактовка действия этого закона и его последствий.

3. Эффект масштаба. Факторы, обуславливающие положительный эффект масштаба и ведущие к отрицательному эффекту.

4. Экономический и бухгалтерский подходы к издержкам производства. Экономиче­ские издержки и экономическая прибыль. Бухгалтерские издержки и бухгалтерская прибыль.

5. Постоянные и переменные издержки, средние и предельные издержки. Состояние равновесия фирмы.

Тема 9. Рынки несовершенной конкуренции

1. Признаки чистой монополии. Барьеры для вступления в отрасль. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Индекс монопольной власти Лернера. Индекс Херфиндаля – Хиршмана. Естественная монополия.

2. Монополистическая конкуренция. Определение цены и объема производства.

3. Олигополия. Формы поведения олигополий. Ценовая война. Тайный сговор. Ценообразование на рынке олигополий.

4. Экономические последствия монополизма.

5. Государственное регулирование рынков несовершенной конкуренции. Цели и ос­нов­ные направления антимонопольной политики. Антимонопольное законодательство России.

 

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализации компетентностного подхода при изучении курса «Микроэкономики» предусматривается широкое использование в учебном процессе информационно-развивающих, проблемно ориентированных и личностно ориентированных технологий обучения. Учитывая специфику данной учебной дисциплины, представляется целесообразным использовать тесты, работу в группах, решение задач с анализом. В качестве интерактивных форм проводится чтение лекций и подготовка тематических выступлений с использованием презентаций.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием дисциплины. В целом учебном процессе они должны составлять не менее 30 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучаемых не могут составлять более 40 % аудиторных занятий в целом по ООП.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6.1. Методические указания студентам

Самостоятельная работа студентов предусмотрена учебным планом и является неотъемлемой составной частью учебного процесса.

В целях повышения уровня самостоятельности в освоении теоретического материала и в овладении практическими навыками аналитической работы студентам предлагается выполнить следующие виды заданий во внеаудиторное время:

- выполнение курсовой работы;

- изучение и анализ нормативной базы по основным темам курса;

- анализ статистики, материалов периодической печати;

- написание эссе;

- подготовка доклада;

- решение задач по основным темам курса;

Перечень учебно-методических изданий, рекомендуемых студентам для подготовки к за­нятиям и выполнения самостоятельной работы, а также методические материалы на элект­рон­ных носителях, выпущенные кафедрой своими силами и предоставляемые студентам во время занятий:

1. Экономическая теория. Сборник задач. Пермь, 1999.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.