Специализированные прокуратуры
Систему органов военной прокуратуры составляют: Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры РФ, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войскаРФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.
Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.
Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.
Природоохранные прокуратуры созданы в целях усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды.
На правах прокуратуры субъекта РФ действует только одна прокуратура — Волжская межрегиональная природоохранительная прокуратура. Конкретный перечень городов и районов субъектов РФ, на территории которых распространяются полномочия Волжской межрегиональной природоохранительной прокуратуры, определяются Волжским межрегиональным природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами субъектов РФ. Остальные прокуратуры действуют на правах районных прокуратур.
На природоохранные прокуратуры возложены следующие полномочия:
1) надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими нормативных правовых актов;
2) уголовное преследование по делам об экономических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности.
Транспортные прокуратуры действуют на правах прокуратур районов и осуществляют свои полномочия, касающиеся исполнения законов о безопасности движения на воздушном, речном (морском) и железнодорожном транспорте. Транспортные прокуратуры осуществляют также надзор за исполнением законов и соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан предприятиями различных форм собственности, которые так или иначе связаны с предоставлением или обслуживанием транспортных перевозок грузов и пассажиров.
Транспортные прокуратуры расследуют преступления, совершенные на транспортных объектах. Одновременно транспортные прокуратуры осуществляют надзор за законностью административной деятельности органов внутренних дел на транспорте, оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и предварительным следствием, которые проводят сотрудники транспортной милиции.
Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении назначенных судом наказания или иных мер принудительного характера действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов РФ.
Прокуратуры закрытых административно-территориальных образований. В настоящее время в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 09.09.02 № 59 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» действуют две специализированные прокуратуры закрытых административно-территориальных образований с непосредственным подчинением Генеральной прокуратуре РФ (г. Межгорье и комплекс «Байконур»).
Другие прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением и исполнением законов РФ в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях, обслуживающих их режим и непосредственное функционирование, подчиняются территориальным прокуратурам субъектов РФ.
2.
Служба в органах и учреждениях прокуратуры — один из видов федеральной государственной службы. Прокурорами и следователями могут быть только граждане России, получившие высшее юридическое образование в учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию. Кроме наличия высшего юридического образования кандидаты на должность прокуроров и следователей прокуратуры должны обладать необходимыми профессиональными и моральными качествами и быть способными по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс учебного заведения.
На должности прокурора района и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.
На должности прокуроров субъектов РФ, а также приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет. Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.
Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
— имеет гражданство иностранного государства;
— признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
— лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
— имело или имеет судимость;
— имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;
— состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
- отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
Кроме указанных ограничений для прохождения службы в органах прокуратуры Закон о прокуратуре РФ запрещает прокурорским работникам:
— заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
— быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
— заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
— состоять членом управления коммерческой организации;
— быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
— использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
— получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
— получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей.
Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются.
Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры по соглашению с лицом, принимаемым на службу.
Служба в органах и учреждениях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника. Помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях:
а) достижения прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры;
б) прекращения гражданства Российской Федерации; в) нарушения Присяги прокурора (следователя), а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника; г) несоблюдения ограничений, связанных со службой в органах прокуратуры; д) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
3.
Законность. Правовые основы деятельности прокуратуры РФ составляют Конституция, федеральные законы, международные договоры РФ. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Законность — это принцип и организации, и деятельности прокуратуры.
Централизм. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Централизм — это принцип организации. Остальные принципы — принципы деятельности.
Независимость. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
Принцип независимости проявляется и в законодательном закреплении недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.
Для обеспечения независимости работников органов прокуратуры закон предусматривает определенные гарантии: специальная защита их самих и их родственников; право на хранение и ношение оружия; обязательное государственное страхование; бесплатные проезды; санаторно-курортные выплаты и т.д.
Обязательность исполнения требований прокурора. Требования прокурора обязательны для тех, кому они адресованы. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.
Гласность. Прокуроры и следователи действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; гласность включает в себя информирование федеральных органов государственной власти. органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности.
Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.
Принцип неприкосновенности прокурора проявляется в особом порядке привлечения к уголовной и административной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.
Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемо го ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержание при совершении преступления. Исключения касаются лишь случаев, особо предусмотренных законом или когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления. Тогда возбудить дело, задержать и т.п. может и другой орган, но потом дело необходимо передать по подследственности.
4.
Соблюдение всех названных выше принципов призвано обеспечить оптимальное выполнение задач, стоящих перед прокуратурой. Это обеспечение:
^ верховенства закона;
^ единства и укрепления законности;
^ защиты прав и свобод человека и гражданина;
^ охраны законных интересов общества и государства.
Достижение названных целей осуществляется путем выполнения специфических функций.
Основная функция прокуратуры — надзор за исполнением действующих законов. Надзор осуществляется по пяти направлениям.
1. Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права).
3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т.п.)
5. Надзор за исполнением законов судебными приставами.
Кроме надзорных прокуратура выполняет следующие функции:
• уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
• расследования. Осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления;
• участия в отправлении правосудия. Хотя сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия (это прерогатива суда), прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;
• рассмотрения жалоб и заявлений. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством;
• координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ;
• участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов;
• издательскую. Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.
5.
В Прокуратуре РФ используется Автоматизированная система информационного обеспечения "АСИО-Прокуратура". Её задачей является сбор, хранение, предоставление потребителям (сотрудникам правоохранительных органов) нормативной и ненормативной правовой информации (то есть информации, которая возникает в процессе правоприменительной и правоохранительной деятельности: данные криминалистического учёта, статистические данные и т.д.). Организован информационный обмен между МВД и Прокуратурой РФ. Внедрены единые формы учёта преступлений и лиц, их совершивших.[4]
Автоматизированная система информационного обслуживания "АСИО Юстиция" используется в органах и учреждениях юстиции для решения следующих задач:
- автоматизации делопроизводства и обработки судебной статистики;
- ведения баз данных практики судов всех уровней; автоматизации бухгалтерского учёта;
- ведения регистра коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных и религиозных организаций;
- учёта кадров.
Биометрией называют технологии идентификации личности, использующие физиологические параметры субъектов: отпечатки пальцев, радужную оболочку глаз, геометрию лица, ДНК и т. д. Эта технология позволяет сравнивать полученные данные о физиологических параметрах человека с базой данных, куда внесены данные о многих людях. При этом сравниваемые параметры могут быть как статическими, заложенными в человека от рождения (отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза, ДНК), так и динамическими, которые с возрастом могут меняться (голос, походка и т. д.). Традиционно биометрические технологии используют правоохранительные органы, службы безопасности компаний, банков и аэропортов, медицинские учреждения, где необходимо точно идентифицировать личность и установить тех, кто имеет доступ в помещение, к оборудованию или совершил преступление. По данным компании "БиоЛинк", самой распространенной биометрической технологией является идентификация по отпечаткам пальцев (более 50% рынка). Второй по степени распространенности технологией является идентификация по лицу (15-20% рынка). Она применяется в "электронных паспортах". Третье место (5-7%) делят технологии идентификации по радужной оболочке глаза и геометрии руки. Российские разработчики биометрических технологий занимают одну из лидирующих позиций в мире. Например, московская компания "БиоЛинк" внедряет свои разработки по всему миру — от обеспечения информационной безопасности в системе налогового документооборота на основе технологий биометрической идентификации в департаменте налогов Индии до интеграции технологий биометрической идентификации и существующей системы начисления и выдачи социальных пособий и оказания социальных услуг в департаменте социального обеспечения города и округа Сан-Франциско. А международный стандарт в области 3D-распознавания лица был принят на основе разработок компании A4Vision, основанной выпускниками Бауманки во главе с Артемом Юхиным. Так что распознавать террористов и преступников среди пассажиров с помощью видеокамер в американских аэропортах и на пограничных переходах помогают именно российские разработки. Помимо распространенных методов биометрической идентификации человека существуют и методы экзотические, например идентификация по подногтевому слою кожи, объему указанного для сканирования пальца, форме уха, запаху тела, термограмме лица и т. д. Кстати, в основе идентификации по термограмме — уникальность распределения на лице артерий, снабжающих кожу кровью и формирующих присущий только данному человеку тепловой рисунок лица. Этот метод позволяет распознавать даже близнецов, на которых другие технологии идентификации "спотыкаются". [5] Используются и необычные динамические методы биометрической идентификации, построенные на особенностях воспроизведения подсознательных движений человека во время выполнения им определенных действий. К таким методам, например, относится так называемый клавиатурный почерк человека, основанный на распознавании динамики набора им определенного (кодового) слова. Существуют и такие методы, как идентификация по движению губ во время произнесения кодового слова и даже по динамике поворота ключа в дверном замке. С развитием технологий модификации подвергаются даже самые распространенные методы идентификации, например по рукописному почерку (подписи): при использовании графического планшета или КПК анализируется не только степень совпадения двух картинок, но и временные характеристики нанесения как отдельных элементов, так и всей подписи целиком, а также динамические характеристики нажима пера. А компания Northrop Grumman недавно объявила о разработке технологии, позволяющей считывать с пяти метров все десять отпечатков пальцев и радужку глаза. Однако ни один биометрический метод идентификации человека не может считаться стопроцентно надежным. Например, два одинаковых отпечатка пальца у разных людей встречаются с вероятностью 1:10 000. Полиция Германии несколько месяцев тестировала на главной железнодорожной станции города Майнц систему, предназначенную для автоматического выявления конкретных людей в толпе с помощью обычных камер видеонаблюдения. На вокзале с пассажиропотоком около 23 тыс. человек в день цифровые камеры находили в толпе 200 регулярно пользующихся транспортом добровольцев, чьи биометрические параметры лиц хранились в базе данных. Доля успешных опознаний составила 60% при уровне ложных опознаний 0,1%. Такой процент ложных опознаний означает, что ежедневно 23 невиновных человека задерживались бы полицией напрасно. При плохом освещении уровень успешных опознаний падал до 30%. Самым надежным способом идентификации человека считается идентификация по ДНК, но и этот способ не может считаться абсолютно надежным.
Лекция 9
Органы внутренних дел РФ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|