Сделай Сам Свою Работу на 5

Энергия и нервная система





ЛОБСАНГ РАПГЕЙ

ТИБЕТСКИЙ ЛЕЧЕБНЫЙ МАССАЖ

Редакция: Арбузов А. А. Панфилов А. А.

© Dr. Lobsang Rapgay.

Published by: Dr. Lobsang Rapgay Ph.D, Tshering Hose 193, 1798, Giani Bazar, Kotia Mubarakpur, New Delhi-3 Ph: 626861

Перевод с английского Бочаровой Е.В.

ISBN 5-88882-001-6

©Макет: Герм П.А., 1995

©Перевод на русский язык: Бочарова Е.В., 1995

 

ОТ ИЗДАТЕЛЯ

Книга "Тибетский лечебный массаж" содержит основные положения теории и практики тибетской медицины. Массаж как один из основных методов лечения в тибетской медицинской системе рассматривается наиболее подробно. В книге даны практические рекомендации по массажу, а также его краткое теоретическое обоснование.

Он является автором ряда книг и статей: "Тибетская пульсодиагностика", ''Диагностика по моче" и т.д.

Книга может быть полезна всем, кто интересуется нетрадиционными способами лечения, в частности, вос­точными системами оздороления, практикующим врачам, а также тем, кто предпочитает самолечение.

Перевод на русском языке публикуется впервые.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение

Терапевтические концепции Тибетской медицины

Энергетическая и нервная системы



II. Тибетский массаж как наружное печение

Массаж и его связь с пятью видами наружного печения

Пояснения

Как работает Тибетский массаж

Обнаружение точек для массажа

III. Практические техники массажа

Техника аппликации

Техника растирания

Техника разминания

Массаж шиатсу

Очищающая техника

IV. Как делать массаж

Предварительная подготовка

Показания

Противопоказания

Время и сезоны для массажа

Признаки чрезмерного массажа

V. Масла и примочки

Масла

- сливочное

- растительное

- жиры

Примочки

- примочки, которые можно приготовитьсамостоятельно

- готовые примочки

- примочки при нервных расстройствах

VI. Печение с помощью массажа

А. Массаж для поддержания хорошего самочувствия

Массаж для лечения специфических заболеваний

- интенсивные головные боли

- головокружение, шум в ушах

- истерия

- бессонница

- учащённое сердцебиение

- усталость глаз

- функциональные расстройства peчи

- носовое кровотечение

- онемение и боли в шее, плечах и руках

- боли в ногах и пояснице



- боли в спине

- нестабильность менструального цикла

- частое мочеиспускание

- плохой аппетит

- запоры

- икота

- коррекция сексуальных расстройств

Б. Прижигание Хор(монгольское прижигание).


Предисловие

Тибетские доктора в 7-ом веке первыми объединили раз­личные системы и школы медицинских традиций, обмениваясь знаниями и опытом с лекарями Индии, Китая, Греции, Непала и Персии. Медицинская литература Тибета является свидетель­ством того, каким образом развивались и систематизировались медицинские знания. Тибетские врачи, наиболее выдающимся сре­ди которых был Ютог Ёнден Гонпо, создали из различных лечеб­ных методов свою собственную систему.

Массаж - одна из многочисленных вспомогательных форм лечебной практики. Уникальный Тибетский массаж обязан своему возникновению Индийским и Китайским массажным техникам, на основе которых он и был создан. Хотя информация, содержа­щаяся в данной книге, базируется в основном на текстах меди­цинских Тантр, существуют и дополнительные источники, в том числе различные трактаты, беседы с Тибетскими врачами и практиками массажа. Некоторые аспекты технической стороны массажа были опущены, так как практическое их использование требует дополнительных познаний в Тибетской медицине.

Мой собственный опыт показывает, что полное, детальное изучение Тибетской медицины в настоящее время должно сопро­вождаться также и совершенствованием духа, как это практи­ковалось основателями медицины. Открытый, развитый ум, а также намерение выявить болезнь и излечить её, используя наи­более эффективные методы, - совершенно необходимое условие. Кроме того, нужно помнить о сохранности первоисточников этих методов в процессе их использования. Я надеюсь, что эта книга, третья из серии, посвящённой Тибетской медицине, сможет по­казать уникальность данных терапевтических техник, в частно­сти, клинического массажа, которым, к сожалению, стали пре­небрегать, отдавая предпочтение медикаментозным методам ле­чения. Мы настоятельно рекомендуем практиковать Тибетскую медицину, так как, назначая больному медикаменты, мы тем са­мым лишаем его возможности почувствовать удивительные ре­зультаты лечения методами, используемыми в этой древней сис­теме.



Док. философии Лобсанг Рапгей

31 октября, 1985 г.


СУТОЧНАЯ ЦИРКУЛЯЦИЯ ЭНЕРГИИ "ЛА" В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ В тибетской традиции помимо известных анатомических сосудов, по которым циркулирует кровь и лимфа рассматриваются т.н. "сосуды тонкого тела" или жизнетворные сосуды ( тиб. thig - le) которые формируют "ваджрное тело". В трактатах указывается на три типа таких сосудов. Первый тип сосуды, которые проходят по всему телу. В них циркулирует сущностная энергия "ЛА" или "тигле" (тиб. bLA). Считается, что все "тигле" генерируются "главным тигле", находящимся в центре сердечной чакры, там, где сознание, переживавшее состояние бардо (промежуточное состояние после смерти и перед новым рождением) проникло в смесь мужской и женской зародышевых жидкостей, положив начало развитию эмбриона, главное "тигле", по воззрениям тибетцев, есть образование величиной с малую горошину или большое белое горчичное зерно. Оно включает в себя как чистую квинтэссенцию пяти первоэлементов, представленных пяти-цветным радужном ореолом, так и абсолютное сознание с его опорой - тончайшим энергетическим током. Сознание и его энергетический ток - сущности нераздельные, подобно тому, как запах камфары неотделим от самой камфары. Считается, что это главное тончайшее "тигле" генерирует белые (отцовские) и красные (материнские) "тигле", которые находятся во всех сосудах и чакрах тонкого тела, причем белые "тигле" преобладают в чакре головы, а красные - в чакре пупка. Это суть тонкие тигле, поскольку они присущи "тонкому" телу. Поддерживая жизнь и развитие человека, они получили название "ЛА", что примерно означает "жизненная сущность". Принимая участие в формировании тела на зародышевой стадии, белые тигле дают начало костному мозгу, костям и мужскому семени, а красные - коже, мышцам, крови, в том числе маточной зародышевой крови. Поэтому мужское семя и маточная кровь также называется "белые и красные тигле", но уже не тонкие, а "грубые тигле", поскольку они присущи телу из плоти и крови, они также называются "ЛА". Циркулируя по сосуду жизни, "ЛА" максимально проявляет свои потенции лишь в определенных точках тела, которые называются "местонахождения ла". При приближении к такой точке потенции "ла" постепенно возрастают, в самой точке достигают своей кульминации, затем затухают, чтобы начать увеличиваться при приближении к очередной точке. Эти точки называются определенными тибетскими слогами и привязаны к тому или иному дню лунного месяца. Таким образом, полный циркуляционный цикл "жизненных сущностей" длится 30 дней, начиная с первого и кончаясь тридцатым числом лунного месяца. У мужчин, поскольку мужское начало представляет белый левый сосуд "тонкого тела", именуемый "ЧЖАН - МА" или "ЛАЛАНА", такая циркуляция начинается в первый день лунного месяца с первого сустава большого пальца левой ноги, и завершается на первом суставе большого пальца правой ноги. У женщин же, поскольку женское начало представляет красный сосуд "тонкого тела", именуемый "РОМА" или "РАСАНА", циркуляция возникает в первый день лунного месяца и , начинаясь с первого сустава большого пальца правой ноги, и завершается на первом суставе большого пальца левой ноги. Ниже приводится таблица "местонахождения ла". На границе последнего и первого дня лунного месяца "местонахождение ла" - подошва правой ноги. В дни кульминации ЛА категорически запрещается проводить кровопускание, прижигание и хирургические манипуляции в месте концентрации энергии. Но зная специальные тантрические практики Ваджраяна - тантры можно с помощью концентрации внимания на "месте нахождения ла" и чтения определенных мантр как достигать определенных духовных переживаний, так и гармонизировать энергетический потенциал организма. Вообще, наши собственные внутренние энергии всегда могут подвергнуться влиянию внешних энергий. Эти взаимоотношения между нашими внутренними энергиями и внешними энергиями времени и пространства, которые нас окружают, определяют нормы размещения нашей души относительно физического тела. Наша душа (тиб. бЛа) соединена или связана с нашим физическим телом в особой точке, называемой точкой души (бЛа-на), и эта точка изменяет свое местоположение в теле в зависимости от лунной фазы, согласно приведенной таблицы. Определить местоположение этой точки души весьма важно в практиках акупунктуры или любых физических (в том числе) хирургических вмешательств, поскольку эта точка особенно чувствительна и открыта внешним влияниям. Поэтому в спорных случаях не следует прибегать к надавливанию или прижиганию этой точки. Иногда, когда мы апатичны и подавлены, тогда, как говорят тибетцы, это значит, что наша душа (бЛа) ушла куда-то, потому что владелец души не имеет присутствия или осознавания, чтобы сохранить ее такой, какой она должна быть. Когда мы не сохраняем контроль над своей душой, мы можем потерять ее, и тогда мы выглядим рассеянными и пребывающими в прострации. Есть и другие причины ухода души. Когда это случается, мы можем это видеть по лицу человека. Такой рассеянный, "пустой" вид указывает, что душа ушла от него. Когда это происходит - это верный знак, что человек не проживет очень долго. Самое большее, он проживет три месяца, потому что без души он крайне пассивен и легко становится жертвой отрицательных влияний или злых духов (тиб. Гдон).
День лунного месяца Слоговое обозначение Местонахождение "ЛА"
А первый сустав большого пальца левой ноги
И второй сустав большого пальца левой ноги
РИ третий сустав большого пальца левой ноги
У левая лодыжка
ЛИ левое колено
А верх левого бедра
Е первый сустав среднего пальца левой руки
АР второй сустав среднего пальца левой руки
О третий сустав среднего пальца левой руки
АЛ левое запястье
ХА левый локоть
Я край левого плеча
РА горло
ВА родничок
ЛА лоб
ЛАА затылок
ВАА шея
РАА сердце
ЯА край правого плеча
ХАА правый локоть
ААЛ правое запястье
ОО третий сустав среднего пальца правой руки
ААР второй сустав среднего пальца правой руки
АЙ первый сустав среднего пальца правой руки
АА верх правого бедра
ЛИИ правое колено
УУ правая лодыжка
РИИ третий сустав пальца правой ноги
ИИ второй сустав пальца правой ноги
АА первый сустав пальца правой ноги


Теперь, когда вы узнали некоторые тибетские термины, можно использовать полученные знания не только для профилактики заболеваний, увеличения продолжительности жизни, но и для лечения довольно сложных хронических заболеваний. Для этого необходимо выполнив указанную ниже позу тела, сконцентрировать все свое внимание на указанной точке до тех пор, пока в этом месте не появиться четко выраженная пульсация, после чего громко на распев произнести два слога (взятых из таблицы и характерных для этого дня недели. При этом, первый слог короче чем второй, и они соответствуют правой и левой стороне мужчин. Для женщин наоборот, короткий первый слог соответствует левой стороне, длинный второй - правой.

 

Введение

Терапевтические концепции Тибетской медицины:

Уникальность Тибетской медицины состоит в свое­образном подходе к здоровью человека, многостороннем и объёмном, практикуемым с давних времён, с чем, к со­жалению, мало знакомы на Западе. Не ограничиваясь одиночными формами лечения, такими как акупунктура или травы. Тибетские врачи используют натуропатию, медикаменты и вспомогательные способы лечения. Имея в распоряжении множество методов в системе Тибетской медицины, врач может выбрать наиболее подходящий. Кроме того он отвечает за здоровье пациента.

Тибетская медицина совмещает в себе лучшие тра­диции Индии, Китая, Персии, Греции и Непала. Такие практики, как акупунктура, массаж и прижигание были адаптированы лишь в той степени, чтобы войти в систе­му Тибетской медицины. В то же время, такие сложные теории, как система меридианов Китайской медицины, вообще не прижились в Тибете. Более того, концепция тепла (ян) и холода (инь) была полностью трансформи­рована и упрощена для того, чтобы соответствовать тео­рии "трёх сущностей" (тридоша).

Теоретически, в основе Тибетской медицины лежит элементарный материализм. Для практических целей здоровье определяется в терминах основных органов и систем тела. Дело в том, что Тибетский врач полагается лишь на себя как на "диагностический инструмент", следуя модели "трёх сущностей", и уже исходя из принци­пов данной системы, производит соответствующую ди­агностику и лечение пациента.

Если диагнозом болезни является "ветер" (первая из трёх сущностей), тогда можно говорить о расстройстве следующих систем; функциональные, изредка органи­ческие заболевания нервной системы, сердца, толстой кишки; функциональные болезни кровообращения, а также психологические проблемы (психотические забо­левания сюда не включены - они классифицируются от­дельно). Когда говорится о расстройствах "желчи", имеется ввиду общие инфекции или воспаления, кроме того, болезни желчного пузыря, печени, тонкой кишки или легких. В случае же выявления болезней "слизи", следует заняться лечением невоспалительных, часто хронического характера заболеваний желудка, селезёнки и почек. В обязанности доктора входит доступное объясне­ние пациенту возникшей у него проблемы со здоровьем. Если же врач не делает этого, тогда сам больной должен расспросить доктора. Часто при постановке диагноза в клинике, врач не делится своими выводами, но подразу­мевая их, совершает определённые действия. Прямое общение необходимо, так как в этом случае не возникает непонимания со стороны пациента и ошибки со стороны врача. Хотя в некоторых случаях, доктора довольно чёт­ко, если требуется, разъясняют диагноз больному. Если же этого не происходит, следовательно, диагноз постав­лен однозначно. Что касается рекомендуемого в данном случае лечения, то на нём не ??ражается "несоответствующее", по мнению пациента, обращение с ним. Врач, несмотря ни на что, полностью осознаёт об­щее состояние клиента, основываясь на процессах, про­исходящих с тремя "сущностями" (ветер, желчь и слизь).

Лечение базируется на существующих симптомах и общей клинической картине состояния пациента, полу­чаемой на основе изучения психологического состояния, пульсодиагностики, анализа мочи, а также через устный опрос. Определённый набор факторов, таких как: остро­та заболевания, возраст пациента, время года, локализа­ция болезни, "сила пищеварения", а также наличие ос­ложнений - всё это определяет метод лечения. По общей классической традиции, лечение подразумевает приём соответствующих медикаментов и сопровождается реко­мендациями относительно образа жизни и диеты. В не­которых случаях применяется акупунктура и прижигание.

В соответствии с медицинскими текстами, для наи­лучшего результата лечение должно проводиться комп­лексно. Курс лечения необходимо тщательно разрабо­тать, разбить на этапы и подстроить к индивидуальным особенностям больного. Первая часть лечебного курса включает изменение образа жизни и диеты и обычно со­провождается приёмом медикаментов. Существует один­надцать типов лекарственных форм (порошки, отвары, пилюли, масла, лечебные вина и т.д.), принимаемых вов­нутрь в соответствии с определённым диагнозом. Приём медикаментов сопровождается следующим набором тера­певтических средств: масла для растирания, рвотные средства, слабительные, смягчающие клизмы, свечи, носовые ингаляции и ванны. Наружная терапия делится на две категории в зависимости от общей карти­ны заболевания - на основную и дополнительную. К первой категории относится акупунктурное прижигание, кровопускание и элементы хирургии, а ко второй - мас­саж, гидротерапия и согревающие компрессы (припарки). К примеру, у пациента обнаружено общее заболевание "ветра" с проявленными физическими симптомами дис­комфорта и боли в области живота, вздутия живота (это состояние является следствием чрезмерной стрессовой ситуации, в результате чего возникли функциональные проблемы симпатической нервной системы, проявивши­еся в многообразии рассеянных симптомов, в данном случае, в виде расстройствами вздутия живота). На первом этапе надо работать в основном с физическими симпто­мами, прописывая пациенту медикаменты (принимаемые вовнутрь) в сочетании с диетическим питанием и пра­вильным образом жизни. Лечение, в данном случае, преследует две основные цели - сначала ликвидировать симптомы, а затем собрать болезнь в области желудочно-кишечного тракта. Когда внешние симптомы ликвиди­рованы, диета откорректирована, соблюдается правиль­ный образ жизни и патологическая активность болезни локализована, следующим этапом будет проведение курса клизм - сначала "мягкой", затем "средней" или "жёсткой" – в результате чего патологическая активность "ветра" выводится из организма. Лечение маслами и массаж реко­мендуются для улучшения циркуляции крови и обеспе­чения организма энергией. Масла очень эффективны для нормализации работа пищеварительной системы. В случае, если пациент продолжает жаловаться на учащенное сердцебиение, онемение, головные боли и т.д., следует использовать прижигание "Хор" - с помощью моксы (горячие, наполненные специальными препаратами па­кетики). Данный вид прижигания выполняется на неко­торых точках шиатсу. Мокса очень эффективна для быс­трого излечения и широко рекомендуется при болезнях "ветра", вызывающих боли, опухание и онемение.

Если прижигание "Хор" не помогает, можно прижи­гать конусами, сделанными из полыни. Когда симптомы полностью устранены, следует заняться корректировкой жизненно-важных функций тела, выведенных из равно­весия в процессе лечения, в частности, лечения клизма­ми.

Медицинские вина и масла снабжают организм не­обходимыми витаминами, и, кроме того, укрепляют тело. К сожалению, детально разработанное, многостороннее лечение такого рода как правило неприемлемо в современных условиях больницы: работа врача требует полной вовлечённости в рутинные врачебные обязаннос­ти и постоянного пребывания в клинике, что в насто­ящее время практически неосуществимо, поэтому всё многообразие методов Тибетской медицины игнорирует­ся. Я надеюсь, мне удастся доступно объяснить некото­рые из этих методов, чтобы восстановить их в совре­менной клинической практике.

Энергия и нервная система

Человек, в соответствии с философией Тибетской медицины, состоит из психологических (сенсорные и ментальные способности) и биологических ("три доша" и семь составляющих "лус зунг") единиц. На физическом уровне функции тела находятся в зависимости от актив­ности "трёх доша" (трёх сущностей), нормальная работа которых жизненно необходима для поддержания хороше­го здоровья. На более тонком уровне существует очень сложная взаимозависимость между биологической и умственной активностью. Например, чрезмерный гнев может вызвать или способствовать возникновению нару­шений энергетических потоков нервной системы, что ведёт к патологии нервов и системы в целом. Тибетский врач знает об этой взаимозависимости. В отличие от тантрийских практиков, выносящих силу ума за пределы тела, врач исходит из учения о "трех сущностях" (три доша) или психологических процессах, а также об их влиянии на функционирование органов и систем тела.

Тибетская анатомия и психология содержит знания не только об основных органах и системах, но также о кровеносной и лимфатической системах. Насчитывается 11 основных органов; также как в Китайской медицине они делятся на плотные (позитивные) и полые (негативные). Каждый плотный орган находится в функ­циональной связи с полым органом. Например, печень, являющаяся плотным органом, ответственна за продуцирование крови, тогда как желчный пузырь - её поддержи­вающий орган - ответственен за хранение желчи, побоч­ного продукта крови. Таким образом, органы формируют и поддерживают функционирование "семи составляющих тела", таких как; хилус (пищевая эссен­ция), кровь, мышцы, жировая ткань, кости, костный мозг и семя. С древних времён, Тибетские врачи различали связки, швы, лимфатические узлы, сосуды, нервные сплетения, соединительные оболочки, ???овую ткань и систему кровообращения. На протяжении многих веков для объяснения различных видов физиологической ак­тивности тела применялась тщательно разработанная тео­рия взаимодействия энергий и "трёх доша".

В соответствии с Тибетскими текстами по анатомии - существует три основных энергетических канала в теле, по которъм осуществляется движение "ветра", "желчи" и "слизи". Черные каналы - это сосуды циркуляции крови. Каналы "ветра" - это центральная и периферическая не­рвная система, а белые каналы - лимфатическая система. Хотя, в Тантре Объяснений, содержащей разделы по анатомии и физиологии, три данных энергетических ка­нала часто соотносят с тремя тантрическими каналами. Это часто вызывало некоторое недопонимание, что не да­вало возможности каждому лекарю объяснить разницу между медицинскими и тантрическими каналами. И только в работах Тибетских врачей после 16 века, три ме­дицинских канала отделили от трёх тантрических ка­налов ("Чистое Зеркало" - текст по анатомии человека, написанный Тхогвонгом Сонам Таши). Текст Гухьяса-маджа Тантрараджа, написанный Дже Цонг Кхапой, подробно объясняет природу тантрических каналов как отличных от медицинских. Тантрические каналы не проявляются физиологически на грубом материальном уровне и, следовательно, они не функционируют актив­но у обычных существ. Только тогда, когда практикую­щий достигает Изначального Состояния (йоги или йоги-ни), он используя свою развитую психическую силу, способен открыть эти каналы как реально существующую структуру. У обычных существ эти каналы не проявле­ны, и только их грубые проявления, т.е. медицинские ка­налы - действительно функционируют в теле.

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО

Буддисты различают три тела: грубое, тонкое и тончайшее.

ГРУБОЕ ТЕЛО
Тело Ум
(1) три сущности (три доша): ветер, желчь и слизь (1) пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осяза­ние.
(2) семь составляющих тела: (лус зунг): хилус, кровь, мышечная ткань, жировая ткань, кости, костный мозг и регенеративная жидкость (2) ментальное сознание
3) три воспалитель­ные функции: дефекация, моче­испускание и по­тоотделение  
ТОНКОЕ ТЕЛО
Тело Ум
(1) три тантрических канала: правый, центральный и левый (1) три инкстинкта: связанные с нена­вистью, страстью и неведением в 80 подинстинктах и эмоциях
(2) эндокринные капли: эссенция лимфы в теле  
(3) эссенция крови  
ТОНЧАЙШЕЕ ТЕЛО
Тело Ум
(1) неуничтожимая капля энергии, поддерживающая ясный свет - ум, переходящий от одной жизни к другой. (1) безграничный ясный ум

 

Глава II

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.