Законодательное регулирование деятельности отрасли
Говоря о целесообразности и возможности обособления и признания горно-металлургического законодательства как совокупности норм, регулирующих хозяйственные (предпринимательские) отношения в горно-металлургическом секторе экономики наряду с горным правом, правом природопользования отметим следующее.
Законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Закон «О недрах»[1] регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.
Закон «О недрах» содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Важнейшее значение для недропользования имеет действующая система налогообложения. Введенный в 2001 г. налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), предусматривающий применение усредненных ставок по их видам, делает вольготной и сверхприбыльной деятельность пользователей недр, эксплуатирующих более богатые, высококачественные, крупномасштабные или легкодоступные для добычи запасы. Но он осложняет и даже ведет к банкротству те компании и фирмы, которые разрабатывают низкорентабельные, находящиеся в удаленных или труднодоступных районах месторождения.
Прописная для профессионалов истина об обязательной дифференциации налогов, платежей и сборов при эксплуатации недр формально признается властными структурами. В этом году предпринимались попытки разработать и ввести соответствующие коэффициенты. Однако, как оказалось, Правительство РФ не собирается ничего менять, ссылаясь на трудности установления дифференцированных ставок, возможность коррупции и другие причины. Оно ориентируется только на увеличение налога при росте цен на нефть и таможенных пошлин на ее экспорт, т.е. учитывает лишь ценовую ренту, сохраняя порочную основу НДПИ. Новое предложение МПР о замене НДПИ налогом на запасы полезных ископаемых в недрах без раскрытия его смысла – весьма спорное, трудно реализуемое на практике и не стимулирующее компании в проведении поиска и разведки новых запасов.
Анализ горного законодательства показывает, что в нем отсутствуют комплексный программно-целевой подход к правовому регулированию горных отношений, кодификация, системность и плановость разрабатываемых законов, нет единства и взаимосвязи горного и иных областей права, особенно гражданского, дифференцированного учета динамизма и природной изменчивости параметров ресурсов недр – объектов правового регулирования горных отношений, особенно в сфере налогообложения, и отсутствует действенный механизм реализации законодательных актов прежде всего в виде правовых норм прямого действия. Поэтому существующие законы горного права требуют серьезной корректировки и разработки новых.
Требования Правил[2] являются обязательными для организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), индивидуальных предпринимателей, осуществляющих составление и реализацию проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также производство маркшейдерских и геологических работ на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Таким образом, российское законодательство направлено на формирование устойчивого комплекса объектов отрасли цветной металлургии, способствует поддержанию отрасли в условиях жесткой конкуренции на мировых рынках и внутри страны.
Структура отрасли
Цветная металлургия объединяет целый ряд специализированных подотраслей, которые можно сгруппировать по двум основным признакам: по стадиям добычи и переработки сырья в готовую продукцию и в зависимости от основного вида продукции.
По первому признаку можно выделить горнодобывающую промышленность, включая обогащение добытых руд, металлургическую переработку руд и концентратов, металлообработку, вспомогательные производства - ремонтные и машиностроительные.
По второму признаку выделяют 14 промышленных подотраслей, в которые входят предприятия и организации различных форм собственности:
Алюминиевую. Добыча бокситов и другого алюминийсодержащего сырья; производство глинозема, алюминия, галлия и фтористых солей, химической продукции и строительных материалов.
Медную. Добыча и обогащение руды, производство черновой и рафинированной меди, редких металлов, серной кислоты, минеральных удобрений, строительных материалов.
Свинцово-цинковую. Добыча и обогащение руды, производство свинца, цинка, кадмия, редких и драгоценных металлов, а также химической продукции и строительных материалов.
Никель-кобальтовую. Добыча и обогащение руды, производство никеля и кобальта, меди, редких и драгоценных металлов, химической продукции, минераловатных и других строительных материалов.
Титано-магниевую. Добыча и обогащение титанового сырья, производство титана, магния и их производных.
Вольфрамо-молибденовую. Добыча и обогащение вольфрамо-молибденовой руды, производство вольфрамовых и молибденовых концентратов и промпродуктов.
Оловянную. Добыча и обогащение руды и производство олова.
Сурьмяно-ртутную. Добыча и обогащение сурьмяных и ртутных руд, производство сурьмы, ртути и их соединений.
Редких металлов и полупроводниковых материалов. Добыча и обогащение руд редких металлов и полупроводниковых материалов, интерметаллических соединений и изделий из них.
Драгоценных металлов. Добыча и переработка золотосодержащих руд и песков, производство драгоценных металлов и сплавов, вторичная переработка драгоценных металлов.
Обработку цветных металлов. Производство всех видов проката и труб из цветных металлов и сплавов.
Вторичных цветных металлов. Сбор и первичная переработка лома и отходов и выплавка вторичных цветных металлов.
Электродную. Производство угольной и графитовой электродной продукции.
Твердых сплавов, тугоплавких и жаропрочных металлов. Производство твердых сплавов, тугоплавких и жаропрочных металлов, неперетачиваемых пластин и проката из жаропрочных и твердых сплавов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|