Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблемы правоприменительной практики вступления федеральных законов в силу





Как уже отмечалось выше, порядок и сроки вступления законов в силу нормативно уре­гулированы. Базовым актом для федеральных законов является Закон от 14 июля 1994 года (с из­менениями и дополнениями от 22 октября 1999 года) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституцион­ных законов, федеральных зако­нов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации». Первоочередного внимания заслуживают четыре позиции, закрепленные этим за­коном.

1. Федеральные законы вступа­ют в силу одновременно на всей территории Российской Федера­ции. Интересно отметить, что ис­торически российское законода­тельство в своем развитии прошло несколько этапов, характеризо­вавшихся как разновременным (в зависимости от момента поступле­ния на места официальных изда­ний с текстом закона), так и одно­временным на всей территории страны вступлении в силу законов. Бесспорно, закрепление в действу­ющем российском законодатель­стве принципа одновременного вступления в силу федеральных законов следует признать положи­тельным фактором в правовом ре­гулировании. Такой подход наибо­лее совместим с принципом еди­ной законности, помогает обеспе­чить равенство граждан и других субъектов права, значительно смягчает трудности практическо­го характера, возникающие в пра­воприменительной деятельности.



2. Вопросы вступления законов в силу могут регламентироваться только нормативными актами, име­ющими форму закона. Это важная новелла в российском законода­тельстве. Следует напомнить, что еще в недалеком прошлом, в быт­ность, например, Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, порядок введения в действие конкретного закона мог определяться актом меньшей юри­дической силы, а именно постановлением законодательного органа, принявшего закон.

Сейчас соответствующие нормы о вступлении конкретного закона в силу содержатся либо в специ­альном разделе того же закона, являясь его заключительной час­тью, либо в специальном законе о введении в действие. По мнению М.С.Студеникиной, первый вариант предпочтительнее (если, конечно, речь не идет о слишком большом количестве норм о порядке вве­дения), и вот почему. Во-первых, нормы о вступлении в силу по своему содержанию представляют собой органическую часть самого закона о конкретном позитивном регулировании и разрывать их чаще всего нецелесообразно. Во-вторых, такой подход ориентиру­ет законодателя на решение всех вопросов действия закона в комп­лексе и ограничивает возмож­ность значительного разрыва во времени между принятием основ­ного закона и акта о введении его в действие. В-третьих, исключа­ется искусственное увеличение количества самих законов, что в условиях бума законотворчества немаловажно для реального обес­печения идеи систематизации за­конодательства.[79]



3. В базовом федеральном Законе об опубликовании установлено, что федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Значимость этой нор­мы несомненна. Она направлена на то, чтобы избежать неоправданных задержек с опубликованием (а зна­чит и со вступлением в силу) фе­деральных законов. Ведь не секрет, что, используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, государственные структуры, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировать тем самым его реализацию.

4. Законодательным путем зак­реплен принцип определения сро­ков для вступления законов в силу после их опубликования.Общее правило для федеральных законов таково: они вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Нет особой необходимости доказы­вать, какую важную роль играет вступление закона в силу не сра­зу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, позволяющего субъектам права уяснить содержание законодатель­ного акта, пока он находится в со­стоянии «бездействия», сообразо­вать с ним свое поведение.



Наряду с общим правилом оп­ределения даты для вступления закона в силу – по истечении де­сяти дней после дня опубликова­ния – законодатель наделен пра­вом в каждом конкретном законе определять время вступления его в силу особо. Причем запретов на уменьшение общего десятиднев­ного срока в законодательстве нет. Значит вполне допустимо, что такой срок может быть либо длин­нее, либо короче срока, установ­ленного Законом об опубликовании. Анализ законотворческой практики по этому вопросу выдвигает следующие проблемы.

Приходится констатировать, что общее правило о вступлении законов в силу по истечении десяти дней после опубликования оказа­лось невостребованным. Более того, за последние годы общее правило превратилось в исключе­ние. Можно привести буквально единичные примеры, когда в законе указывалось бы, что он всту­пает в силу по истечении десяти дней после опубликования или ког­да в нем вообще не содержалось норм о вступлении его в силу, что означало бы автоматическое при­менение общего правила.[80] В 1999 г. из 209 принятых законов только один вступил в силу по истечении десяти дней после публикации. Во всех остальных законах были установлены другие сроки вступле­ния их в силу. Причем сами юридико-технические способы опреде­ления сроков вступления законов в силу весьма разнообразны. Это может быть: а) день опубликова­ния; б) истечение более длитель­ного, чем десять дней, срока пос­ле опубликования (причем этот срок точно установлен); в) указа­ние конкретной даты; г) наступле­ние какого-то определенного со­бытия или совершение каких-то действий. Проиллюстрируем каж­дый из этих способов примерами из законотворческой практики.

Вступление закона в силу со дня его официального опубликования.Этот способ стал приоритетным при определении момента, с кото­рого закон начинает действовать; 150 законов, принятых в 1999 г., вступили в силу именно со дня опубликования. Такой подход под­тверждают и предыдущие годы работы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. Но объяснить тенденцию объективными причинами, крою­щимися в самой специфике при­нятых законов, весьма затрудни­тельно. В число законов, вводимых в действие непосредственно со дня опубликования, попали законы, совершенно разные и по своему объему, и по кругу субъектов, в адрес которых они направлены, и по характеру регулируемых отно­шений. В этой группе есть зако­ны, состоящие всего из одной-двух статей[81], а есть и такие, ко­торые насчитывают сто и более статей. Наряду с законами позитивного регулирования в этой группе можно увидеть и такие за­коны, которыми усиливается юри­дическая ответственность за совершенные противоправные деяния, вводятся новые составы правона­рушений, каким-либо иным способом ограничиваются права физических и юридических лиц как сторон правоотношений. В качестве иллюстрации последних можно назвать Федеральный закон от 9 февраля 1999 года, значительно повысивший уголовную ответ­ственность за похищение людей, Федеральный закон от 15 марта 1999 года, установивший уголов­ную ответственность руководите­лей за несвоевременную выплату зарплаты, пенсий и стипендий. Вообще следует заметить, что все десять законов, которые успели уже внести изменения в новый УК РФ, вступали в силу со дня опуб­ликования.

Трудно объяс­нить причину отказа от общего правила вступления в силу и для тех законов, которыми ограничи­ваются права граждан или каким-либо иным способом ухудшается их положение. Почему, например, непременно со дня опубликования нужно было вводить в действие закон, в соответствии с которым не допускаются забастовки или иное прекращение работы авиа­ционным персоналом гражданской авиации? Аналогичный вопрос возникает и в связи с введенным в действие со дня опубликования Федеральным законом от 8 июля 1999 года «О налоге на отдельные виды транспортных средств». От­метим, кстати, что такое реше­ние вопроса применительно к дате вступления в силу закона об уста­новлении нового налога не только нелогично, но и на момент принятия закона находилось в противо­речии с Налоговым кодексом Рос­сийской Федерации.

«Изъятие из обращения» в за­конотворческой практике десяти­дневного срока с момента опубли­кования, в течение которого на­селение имело хотя бы минималь­ные возможности ознакомиться с новшествами в правовом регули­ровании, чревато немалыми нега­тивными последствиями. Отсут­ствие десятидневного срока суще­ственно подрывает принцип «пре­зумпции знания закона», согласно которому никто не может сослать­ся на незнание действующего нор­мативного акта, если таковой в официальном порядке доведен до сведения исполнителей, и укло­ниться под этим предлогом от ис­полнения его предписаний. Чтобы принцип знания закона имел реальные основания и не превратил­ся в пустую формальность, он дол­жен быть обеспечен определенны­ми юридическими гарантиями. Од­ной из таких гарантий является, с нашей точки зрения, правило о том, что закон, усиливающий от­ветственность или иным способом ухудшающий положение лица, не может вступать в силу со дня его опубликования.

Этим концептуальным положе­нием необходимо дополнить За­кон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, феде­ральных законов, актов палат Фе­дерального Собрания Российской Федерации».

Вступление закона в силу по ис­течении более длительного, чем десять дней, срока после его опуб­ликования.Этот срок, судя по практике, может быть различным: тридцать дней, один месяц, три месяца, шесть месяцев. Сразу оговоримся, что представляется неудачным употребление при ис­числении сроков словосочетания «один (три, шесть) месяцев. Коли­чество дней в разных месяцах раз­ное, и это уже само по себе мо­жет создавать сложности в опре­делении даты вступления закона в силу. Чтобы избежать дополни­тельных трудностей для правопри­менителя, целесообразно прямо указывать количество календар­ных дней, по истечении которых с момента опубликования нормы за­кона вступают в силу. Тем более, что такой прием известен в зако­нотворческой практике.

Применительно к рассматрива­емому способу определения даты вступления законов в силу специ­ально следует сказать о Налого­вом кодексе. В нем установлены особые временные рамки вступ­ления в силу такой категории за­конов, которые касаются налогов и сборов. Этому посвящена ч. 1 ст. 5 Кодекса «Действие актов за­конодательства о налогах и сбо­рах во времени». Суть положе­ний, содержащихся в этой статье, сводится к следующему. Законы о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного ме­сяца со дня их официального опубликования и не ранее перво­го числа очередного налогового периода по соответствующему на­логу. Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одно­го месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части уста­новления новых налогов и (или) сбо­ров, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Причина установления удлинен­ных (по сравнению с общим) сро­ков для вступления в силу зако­нодательных актов о налогах и сборах вполне понятна. Увеличен­ные сроки дают многочисленным участникам отношений, регулиру­емых законодательством о налогах и сборах, необходимое время для того, чтобы, с одной сторо­ны, объективно проанализировать собственную финансовую базу и механизм влияния через налогообложение на производство и предпринимательство, а с другой – оценить уровень налогового бремени и организовать с учетом баланса публичного и частного интереса весь процесс, охваченный финансами.

Указание на конкретную дату как точка отсчета для вступле­ния законав силу.Чаще всего этот способ определения времени вступления закона в силу является разновидностью предыдуще­го способа. В большинстве случа­ев устанавливаемая конкретная дата увеличивает временной раз­рыв, между днем опубликования закона и днем введения его в дей­ствие. Например, Уголовный ко­декс Российской Федерации был принят 13 июня 1996 года, а всту­пил в силу с 1 января 1998 года; Семейный кодекс Российской Федерации был принят 29 декабря 1995 года, введен в действие (за некоторыми исключениями) с 1 марта 1996 года. Бесспорно, такая peгламентация сроков вступления законов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознакомиться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение.

Случаи расширения временных рамок между опубликованием за­кона и точной датой его вступления в силу могут быть объясни­мы также тем, что для реализа­ции закона требуется проведение таких-то дополнительных организационных мероприятий, изыска­ние необходимых финансовых, материальных и людских ресур­сов.

Вступление законав силу при условии наступления определен­ного события или совершения ка­ких-то конкретных действий.От­лагательное условие для вступ­ления закона в силу – довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени.

Наиболее отчетливое проявле­ние этот вариант находит в слу­чаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с при­нятием какого-то специального законодательного акта. Например, в Законе «О введении в действие части первой Гражданского кодек­са Российской Федерации» предус­матривалось, что глава 17 ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного ко­декса РФ; Федеральный закон от 17 июля 1999 года «О государ­ственной социальной помощи» вступает в силу со дня установ­ления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с фе­деральным законом «О прожиточ­ном минимуме в Российской Фе­дерации».

Следует заметить, что прием отлагательных условий для опре­деления даты вступления в силу используется иногда как своеоб­разная уловка для того, чтобы от­срочить на значительное время реализацию уже принятого зако­на. Причины такой «отсрочки» мо­гут быть самыми разными, в том числе и конъюнктурными. Под этим углом зрения мы проанали­зировали действие со времени (в части вступления в силу) Налого­вого и Бюджетного кодексов.

Налоговый кодекс (часть пер­вая), принятый 31 июля 1998 года, вводился в действие с 1 января 1999 года, за исключением положе­ний, для которых самим Кодек­сом были установлены иные сро­ки. В большинстве этих «изъя­тых» положений было сказано, что они вводятся в действие со дня вступления в силу второй ча­сти Налогового кодекса РФ. Про­шло уже немало времени, а вто­рой части Налогового кодекса до сих пор нет. На практике это оз­начает, что часть первая, хотя и вступила в силу, но действует усеченно. Это обусловило появ­ление уже в конце 1998 г. многочисленных предложений о целе­сообразности приостановления действия первой части Налогово­го кодекса РФ, что избавило бы от двусмысленности ситуации. На приостановление Налогового ко­декса законодатель не решился, но буквально через полгода пос­ле вступления Кодекса в силу в него было внесено около 200, су­щественных изменений Аналогичная картина со вступ­лением в силу наблюдалась и с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Его приняли 31 июля 1998 года. В Заключительных по­ложениях Кодекса вопрос о его вступлении в силу решался сле­дующим образом: Бюджетный ко­декс РФ вводится в действие фе­деральным законом о введении в действие Бюджетного кодекса. Такой закон пришлось ждать ров­но год. В период этих годичных ожиданий, по существу, создава­лась лишь видимость нового пра­вового регулирования бюджетных отношений.

3. Регламентация порядка опубликования региональных законов и введения их в действие

В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации процедура официального опубликования принимаемых ими зако­нов в целом урегулирована их конституциями (уставами) и закона­ми. При этом есть много общего и особенного в подходах к реше­нию данной проблемы. К общим для субъектов Российской Феде­рации подходам следует отнести:

- правило об обязательности опубликования всех принимае­мых законов, в соответствии с которым не подлежат применению законы, официально не опубликованные;

- недопущение опубликования закона в изложении или час­тично;

- предусмотрены случаи, когда закон или его часть не под­лежат официальному опубликованию в силу секретности или кон­фиденциальности содержащихся в нем сведений (в таких случаях содержание закона или его части, не подлежащей официальному опубликованию, доводится до сведения исполнителей);

- законодательно определен порядок внесения законов для официального опубликования и источники официального опубли­кования законов (один или несколько);

- установлены сроки официального опубликования законов.

При этом имеются значительные различия в урегулировании проблемы официального опубликования законов субъектов Рос­сийской Федерации. Например, законодательство города Санкт-Петербурга предполагает наличие пяти источников официального опубликования законов города, причем опубликование в двух из них носит субсидиарный характер (законы, затрагивающие про­блемы бюджета города, могут быть официально опубликованы в журналах «Вестник Администрации Санкт-Петербурга» или «Вестник Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга»). Эти различия обусловлены, во-первых, особенностями каж­дого субъекта Российской Федерации, а, во-вторых, тем, что до принятия Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представи­тельных) и исполнительных органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации» на федеральном уровне не были за­креплены соответствующие нормы. С вступлением в силу указан­ного федерального закона возникла проблема приведения в соот­ветствие с ним действующих нормативных правовых актов субъек­тов Российской Федерации по рассматриваемому нами вопросу. В частности, не во всех субъектах Российской Федерации срок официального опубликования вновь принятого закона ограничен 14 днями. Например, в городе Санкт-Петербурге установлен пят­надцатидневный срок. Не во всех субъектах Российской Федерации установлена обязанность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации направлять закон для официального опуб­ликования. Снова обращаясь к примеру Санкт-Петербурга, можно сказать, что в соответствии с законом города от 20 июля 1995 года «О порядке вступления в силу законов Санкт-Петербурга» вновь принятый закон подлежит официальному опубликованию либо За­конодательным Собранием Санкт-Петербурга в «Вестнике Законо­дательного Собрания Санкт-Петербурга», газете «Санкт-Петербургское эхо», либо Губернатором Санкт-Петербурга в газете «Санкт-Петербургские ведомости».

В этом плане субъектами Российской Федерации ведется работа по приведению своего законодательства в соответствие с федеральным законодательством.

Следует также отметить, что до настоящего времени в субъ­ектах Российской Федерации остаются не решенными также иные вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. К ним можно отне­сти нарушение сроков официального опубликования законов, до­пущение фактов официального опубликования неполных текстов законов (без сопутствующих им объемных приложений), нерешен­ность вопроса о повторном официальном опубликовании ранее принятых законов и иных нормативных правовых актов, в которые в течение нескольких лет неоднократно вносились изменения и до­полнения. Обращает на себя внимание и тот факт, что многие зако­ны субъектов Российской Федерации официально опубликованы с ошибками и опечатками, работа по исправлению которых не ведет­ся, так как не урегулирован порядок внесения подобного рода ис­правлений. Нельзя считать решенным и вопрос об официальном опубликовании закона на языках народов, проживающих на терри­тории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Несколько более предметно хотелось бы остановиться на некоторых республиканских законах, так как в этих субъектах Федерации накоплен более богатый опыт законотворческой деятельности. Так, в республиканских законах Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карелии вопросам опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов посвящены определенные главы, содержащие статьи или отдельные пункты, закрепляющие порядок опубликования законов, источники официального опубликования законов и сроки вступления законов в силу. Несколько по иному дело обстоит в законе республики Алтай. Порядку опубликования региональных законов в нем посвящены отдельные главы, а порядок вступления законов в силу закреплен в главе: «Действие законов и иных республиканских нормативных правовых актов».

Обращает на себя внимание статья 37 Закона «О нормативных правовых актах республики Адыгея», которая определяет, что законы республики Адыгея вступают в силу по истечении семи дней со дня опубликования, если в законе не установлен иной порядок вступления его в силу. Предположительно «иной порядок» вступления закона в силу может предусматривать, что законы субъекта Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее, чем через 10 дней после их официального опубликования.[82] И все-таки представляется оправданным нормативное закрепление десятидневного срока, как это имеет место в других анализируемых республиканских «законах о законах».

Следует подчеркнуть, что в законе «О правовых актах в Кабардино-Балкарской республике», несмотря на то, что глава 6 называется «Подписание, обнародование и вступление в силу законов Кабардино-Балкарской республики» имеется еще и глава 11 под названием «Порядок опубликования правовых актов», где весьма обстоятельно, детально и последовательно закреплен весь алгоритм опубликования республиканских законов, включая вопросы направления законов для официального опубликования, исправления неточностей, допущенных при официальном опубликовании и т.д. Заслуживает внимания часть 2 статьи 61 анализируемого закона, которая закрепляет, что наряду с другими официальными печатными республиканскими органами официальным источником опубликования республиканских законов является Федеральный регистр нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской республики. Необходимо заметить, что ведение федерального регистра нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации является реализацией правовых предписаний Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ».

Вступление в силу законов субъектов Российской Федера­ции – завершающая стадия законодательного процесса. В соот­ветствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государст­венной власти субъектов Российской Федерации» конституция (ус­тав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу по­сле их официального опубликования.

Федеральный закон не определяет точный срок вступления в силу законов субъектов Российской Федерации после их официаль­ного опубликования. Поэтому можно сделать вывод, что данный срок может быть определен самими субъектами Российской Феде­рации. Учитывая то обстоятельство, что на усвоение содержания ряда законов необходимо определенное время, региональное зако­нодательство может предусматривать достаточно длительный срок вступления закона в силу. Так, в Свердловской области он равен семи дням, в Иркутской области — десяти дням, а в Санкт-Петербурге — четырнадцати дням после официального опублико­вания закона, если в самом законе не установлены иные порядок и сроки его вступления в силу. При этом иной срок вступления обла­стного закона в силу не может начинаться ранее дня, следующего за днем официального опубликования закона. В соответствии с этим правилом, в большинстве случаев законы субъектов Россий­ской Федерации вступают в силу на следующий день после их официального опубликования.

Законодательством субъ­ектов Российской Федерации также могут быть установлены осо­бенности порядка вступления в силу налоговых и иных законов субъекта Российской Федерации. Так, в Свердловской области в соответствии с Областным законом от 9 января 1998 года № 2-03 «О порядке рассмотрения и принятия законов Свердловской облас­ти, требующих внесения изменений в областной бюджет или бюд­жеты областных внебюджетных фондов» законы Свердловской области, предусматривающие внесение изменений и дополнений в областные законы о бюджетном процессе в Свердловской области, о бюджетном регулировании в Свердловской области, установле­ние новых налогов и сборов, передачу органам местного само­управления муниципальных образований отдельных государствен­ных полномочий или изъятие у них таких полномочий, вводятся в действие не ранее 1 января года, следующего за годом принятия указанных областных законов. Областные законы, предусматри­вающие изменения бюджетной классификации Свердловской об­ласти, вносимые в связи с изменениями федеральных законов о на­логах и бюджете, вводятся в действие в том же порядке, что и соответствующие федеральные законы. В иных случаях, прямо не предусмотренных указанным областным законом, областные зако­ны или их отдельные положения, связанные с изменениями бюдже­тов текущего года, могут вводиться в действие в текущем году, но не ранее дня вступления в силу областных законов о внесении из­менений в соответствующий бюджет.

Законы субъектов Российской Федерации по общему правилу вступают в силу одновременно на всей территории субъекта Рос­сийской Федерации (если в самом акте о введении его в действие не установлено иное) и распространяются на всех лиц, проживаю­щих или пребывающих на территории субъекта Российской Феде­рации, за исключением случаев, предусмотренных международны­ми договорами Российской Федерации, федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

 

 

Заключение

Делая общий вывод о правовой регламентации введения федеральных законов в действие, следует сказать, что Федеральный закон 1994 г. «О порядке опубли­кования и вступления в силу фе­деральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации» нуждается в существенном совершенствовании, поскольку он не решает (либо решает не полностью) многих вопросов, касающихся одного из важных аспектов действия закона во времени – аспекта вступления закона в силу

Что же касается вопросов правовой регламентации опубликования и введения в действие региональных законов, практически во всех субъектах Российской Федерации отсут­ствует необходимая научно-методическая база, позволяющая осу­ществлять официальное опубликование законов на уровне, отве­чающем современным требованиям учета, систематизации и классификации нормативных правовых актов. Данные обстоятельства негативно сказываются на состоянии правовой регламентации завершающей стадии законодательного процесса.

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНФТИТУТ

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Е.А. Магомедова

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.