Сделай Сам Свою Работу на 5

Принять закон (появляется новый субъект правоотношения – Совет Федерации) в случаях, указанных в ст. 106 Конституции Российской Федерации.





Принятие решения осуществляется путем голосования. Не принятые законопроекты считаются отклоненными. В этом случае копии постановлений Государственной Думы вместе с отклоненным законопроектом направляются субъекту права законодательной инициативы (ч. 4 ст. 119). В данной норме предусматривается позитивное обязывание законодательного органа по отношению к субъекту права законодательной инициативы. В этом случае правоотношение прекращается. При принятии законопроекта в первом чтении правоотношение развивается дальше. В частности, в постановлении о принятии Государственной Думой законопроекта устанавливается срок представления поправок к законопроекту. Он, как правило, не может быть менее 15 дней, для законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ менее 30 дней (ч. 5 ст. 119 Регламента Государственной Думы). Эта же норма предусматривает возможность установления иного срока, но если за него проголосует большинство депутатов.

Второе чтение закона тоже состоит из организационно-процессуальных и процедурно-процессуальных законодательных действий. Причем организационно-процессуальные действия плавно переходят из первого во второе чтение. Так, в ст. 119 регламентируются юридические последствия принятия законопроекта в первом чтении. В этом случае законопроект в течение пяти дней направляется субъектам права законодательной инициативы, указанным в части 1 ст. 104 Конституции РФ. Причем нормативно закреплено, что в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации направляются законопроекты по вопросам их ведения, а в случае принятия в первом чтении законопроекта по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации – в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации (п. 7 ст.119). Это нормативное требование носит организационный характер и направлено на подготовку законопроекта ко второму чтению.



Порядок внесения поправок по результатам первого чтения определяют нормы статьи 120 Регламента Государственной Думы. Поправки к законопроектам по результатам первого чтения вправе вносить субъекты права законодательной инициативы, указанные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ. Поправки вносятся в ответственный комитет, в виде изменений редакций статей, дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроектов.



Законодательные действия ответственного комитета заключаются в изучении и обобщении внесенных поправок, при этом он вправе проводить их независимую экспертизу на соответствие Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законам. Результаты действий ответственного комитета находят отражение в таблице поправок.

При обнаружении юридической коллизии комитет сообщает об этом авторам поправок. В данном случае происходит дальнейшее развитие правоотношения, которое характеризуется уже работой над поправками. Автор поправок обязан выполнить требования ч. 1 ст. 120 Регламента Государственной Думы, в противном случае ответственный комитет вправе возвратить автору поправку без включения ее в таблицу поправок. В свою очередь автор поправок вправе уточнять их в ходе обсуждения в ответственном комитете (ч. 1 ст. 121 Регламента Государственной Думы).

Согласно ч. 3 ст. 121, сгруппированные по статьям законопроекта поправки подлежат рассмотрению на заседании ответственного комитета с приглашением всех заинтересованных лиц. По результатам обсуждения ответственный комитет может согласиться с поправками и включить их в текст законопроекта, рекомендовать Государственной Думе принять таблицу поправок, а также внести в Государственную Думу таблицу поправок, рекомендуемую ответственным комитетом к отклонению, и таблицу поправок, по которым не принято решение.



Кроме того, ответственный комитет обеспечивает возможность участия в подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении депутатов Государственной Думы, внесших законопроект или поправки к ним.

Регламент Государственной Думы определяет специальные требования к таблицам поправок. Так таблица поправок № 1, рекомендуемых к принятию, должна содержать текст законопроекта, к которому прилагается поправка, данные об авторе поправки, содержание поправки, новую редакцию текста законопроекта с учетом предлагаемой поправки и краткую мотивировку решения комитета.

Таблица поправок № 2, рекомендуемых к отклонению, должна содержать текст законопроекта, к которому предлагается поправка, данные об авторе поправки, содержание поправки, новую редакцию текста законопроекта с учетом предлагаемой поправки, краткую мотивировку решения комитета.

Таблица поправок № 3, по которым не принято решение, должна содержать текст законопроекта, к которому предлагается поправка, данные об авторе поправки, содержание поправки, новую редакцию текста законопроекта с учетом предлагаемой поправки (ч. 5 ст. 121 Регламента Государственной Думы).

При необходимости ответственный комитет может принять решение о постатейной правовой и лингвистической экспертизе законопроекта. Поручение об этом дается правовому управлению Аппарата Государственной Думы, которое дает соответствующее заключение. Данное требование содержится в ч. 6 ст. 121 Регламента Государственной Думы, здесь же содержится положение о возможности приглашения на заседание ответственного комитета авторов заключения о результатах экспертизы для дополнительных разъяснений. Часть 8 статьи 121 Регламента Государственной Думы содержит требование к ответственному комитету, который должен представить законопроект на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении в течение четырех месяцев со дня принятия законопроекта в первом чтении, если постановлением Государственной Думы не установлен иной срок.

Согласно ст. 122 Регламента Государственной Думы ответственный комитет направляет пакет документов, подготовленных для второго чтения в Совет Государственной Думы, который принимает решение о включении законопроекта в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой о направлении законопроекта Правительству Российской Федерации, в Совет Федерации, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, депутатам Государственной Думы и назначает докладчика по законопроекту из числа членов ответственного комитета Государственной Думы. Пакет документов состоит из: проекта постановления Государственной Думы по законопроекту; таблицы поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию; таблицы поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению; таблицы поправок, пот которым ответственным комитетом не было принято решений; текста законопроекта с учетом поправок, рекомендуемых к принятию (с выделением изменений текста законопроекта, принятого в первом чтении); заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект.

Завершаются организационно-процедурные действия рассылкой законопроекта вместе с прилагаемыми к нему материалами в заинтересованные органы, не позднее, чем за 15 дней до рассмотрения Думой законопроекта во втором чтении.

Второе чтение начинается с доклада представителя ответственного комитета. Логика чтения законопроекта регламентирована ст. 123 Регламента Государственной Думы. После доклада представителя ответственного комитета выступают полномочные представители Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представители субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект. Затем председательствующий выясняет, имеются ли возражения представителей депутатских объединений, депутатов Государственной Думы и других приглашенных субъектов права законодательной инициативы. При отсутствии возражений вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта, ставится на голосование в целом.

В случае наличия возражений против внесения поправок процедура обсуждения поправок приобретает иной характер: председательствующий сначала ставит на голосование поправки, против которых не имеется возражений, затем на голосование ставится каждая поправка, имеющая возражения. При этом возражающие могут обосновать свои позиции в выступлениях до трех минут (ч. 3 ст. 123 Регламента Государственной Думы).

В такой же последовательности решается вопрос о поправках, рекомендованных ответственным комитетом для отклонения и поправках, по которым ответственным комитетом не было принято решение (ч. 4-8 ст. 123 Регламента Государственной Думы).

После голосования поправок ставится на голосование вопрос о принятии законопроекта во втором чтении, и если это предложение не набрало достаточного количества голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет. Если же при повторном рассмотрении доработанного законопроекта предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Решение об этом направляется субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект (ч. 9,10 ст. 123 Регламента Государственной Думы).

Вместе с тем в ч. 10 ст. 123 нормативно закреплена возможность принятия решения о возвращении отклоненного законопроекта в первое чтение. Такое решение принимается большинством голосов Государственной Думы. Представляет интерес нормативное требование, закрепленное в ч. 12 ст. 123 Регламента Государственной Думы о принятии закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении. По предложению депутатов Государственной Думы голосование о принятии закона в целом может быть проведено только при наличии окончательного текста законопроекта и при наличии проведенной правовой и лингвистической экспертизы законопроекта. На этом законотворческие действия по рассмотрению законопроекта во втором чтении заканчиваются.

Организационно-процессуальные действия направлены на подготовку законопроекта к третьему чтению. Они нормативно закреплены в ст.ст. 124-125 Регламента Государственной Думы. Эти действия, как и в первом чтении, осуществляют ответственный комитет и Совет Государственной Думы.

Так, для устранения возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта во втором чтении, он направляется в ответственный комитет с подключением Правового управления Аппарата Государственной Думы. Действия Правового управления тоже носят организационно-процессуальный характер.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.