Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика факторного анализа прибыли от продаж в строительных организациях





 

Ключевой экстенсивной характеристикой современной коммерческой организации является объем продаж продукции, выполненных работ, оказанных услуг. При принятии решений и планирования деятельности организации показатели объемов продаж следует рассматривать как основной экстенсивный фактор, определяющий, с одной стороны, поступление средств от покупателей, и, с другой стороны, затраты ресурсов, прямо связанные с производством и реализацией отдельных видов продукции, работ, услуг. Иными словами, показатели объемов продаж являются основными экстенсивными факторными характеристиками, определяющими массу маржинальной прибыли. Помимо этого, показатели объемов продаж и производства оказывают влияние и на потребность в других ресурсах, затраты которых ранее были квалифицированы как условно-постоянные.

В организациях, выполняющих строительные работы и оказывающих строительно-монтажные и ремонтные услуги, в целях управления производственными процессами в некоторых случаях также как и при производстве продукции следует различать собственно объем продаж и объем выполненных работ и оказанных услуг. При этом показатель объемов продаж характеризует объем работ и услуг, принятых заказчиками, и может отличаться от фактически выполненных объемов, поскольку приемка результатов работ и услуг может занимать некоторое время. В силу этого объемы фактически выполненных, но не принятых работ в управленческом учете следует обособлять на счете «Основное производство» от работ, находящихся в процессе выполнения.



В производственном учете и анализе могут использоваться различные показатели объемов производства и продаж [29, с.60]:

- стоимостные (в продажных ценах);

-натуральные (в штуках, весовых, объемных единицах и др.);

-условно-натуральные *в тоннах условного топлива и т.п.)

- трудовые и другие показатели, характеризующие время выполнения производственных операций (в человеко-часах, Машино-часах);

- элементностоимостные (в оценке по переменным затратам, по нормативной заработной плате, по нормативной стоимости обработки и т.п.)

При необходимости объем продаж отдельных видов продукции, работ, услуг может быть выражен не в продажных ценах, а в переменных затратах на единицу продукции, работ, услуг, что также позволяет характеризовать масштаб деятельности с помощью одной величины.



За методологическую основу показателей затрат возьмем концепцию директ-костинга. В таком случае финансовый результат от операционной деятельности будет формироваться путем вычитания из маржинальной прибыли суммы постоянных затрат:

, (2.1)

где - прибыль (убыток) от реализации продукции, работ, услуг;

- маржинальная прибыль;

– постоянные затраты.

В самом общем виде факторная модель маржинальной прибыли в условиях применения позаказной системы учета затрат может быть представлена следующим образом [29, с.64]:

MP = ∑ (Ii – VCi), (2.2)

где i – заказ или группа технологически и коммерчески схожих заказов (уникальный продукт или серия продуктов);

Ii – выручка от выполнения i-го заказа или группы заказов;

VCi – прямые переменные затраты по i-му заказу или группе заказов.

Рассмотрим применение данной методики на примере работы строительной организации ООО «Строймонтаж-Плюс» за 2010-2011 гг.

При проведении план-факт анализа базой для сравнения будут являться запланированные значения маржинальной прибыли по намеченным заказам, а отклонения покажут успешность выполнения программы:

∆MP = ∑ (∆Ii –∆VCi)

Таблица 2.1.

Расшифровка плановых и фактических переменных затрат по заказам

№ заказа Общая сумма переменных затрат Отклонение
План Факт
Заказ 1 375 000 303 900 71 100
Заказ 2 393 000 298 400 94 600
Заказ 3 382 000 308 000 74 000
Заказ 4 284 000 234 000 50 000
Заказ 5 312 000 250 400 61 600
Заказ 6 460 000 397 500 62 500
Заказ 7 299 000 230 250 68 750
Заказ 8 250 000 217 360 32 640
Заказ 9 266 000 213 040 52 960
Заказ 10 285 000 255 700 29 300
Заказ 11 234 000 219 200 14 800
Заказ 12 175 000 142 800 32 200
Заказ 13 208 000 180 390 27 610
Заказ 14 187 000 147 080 39 920
Заказ 15 186 000 161 200 24 800
Заказ 16 97 000 75 650 21 350
Заказ 17 98 000 81 650 16 350
Заказ 18 100 000 81 700 18 300
Заказ 19 71 000 56 760 14 240
Заказ 20 58 000 26 000 32 000
Итого 4 720 000 3 880 980 839 020

 



В 2011 году было всего 20 заказов, поэтому нам удалось проанализировать деятельность всего финансового года, а не какой то его части, поэтому данные стоимости заказов (выручка) и размера прямых затрат будут соответствовать значениям формы 2 (Приложение 1). Из таблицы 2.1. видно, что по всем заказам размер фактических затрат меньше планируемых по смете, за отчетный год отклонение от планируемых значений составляет 839 020 руб. (4 720 000 – 3 880 980). Эта экономия на общих переменных затратах за отчетный год обусловлена тем, что 2009-2010 гг. были «кризисными» для данного предприятия, практически не было заказов, весь основной производственный состав был сокращен или отправлен в отпуск за свой счет. При наличии заказа на тот или иной вид ремонтных работ, набирались рабочие по договорам подряда, которые были готовы работать в условиях безработицы за меньшие деньги.

Рассмотрим величину переменных затрат, влияющих на маржинальную прибыль в разрезе квалификаций производственного персонала, задействованного непосредственно в выполнении каждого заказа (табл.2.2.).

Таблица 2.2.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.